12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чаликова Любовь Ивановна2416
Работаю в МОУ Лицей №9 имени заслуженного учителя школы РФ А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда учителем начальных классов. Стаж работы 40 лет, учитель высшей категории.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
7

Конспект урока «Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи», 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе с элементами творческого задания

Учитель: Чаликова Л.И.

Тема урока: Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления.

Цели урока:

Обучающие:

- закрепить умение правильного использования в речи имен прилагательных в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы;

Развивающие:

- развивать устную речь учащихся через построение собственных высказываний в процессе рассматривания репродукции картины и прослушивания музыкального произведения;

- развивать письменную речь учащихся в процессе выполнения различных видов творческой деятельности;

Воспитывающие:

- воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её;

- воспитывать умение выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.

Задачи урока:

- развивать творческие способности учащихся через овладение приёмом словесного рисования фрагментов текста, составление собственных высказываний

- формировать следующие общеучебные умения и навыки: организовать своё рабочее место, умение поставить тему урока и учебные задачи, умение работать самостоятельно, умение оценивать свои возможности и выбирать задание по степени сложности, умение выполнять работу по алгоритму, определять последовательность действий по решению поставленной учебной задачи, пользуясь памятками и инструкциями.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

а) На доске слова на карточках: с . рень, ч . ремуха, б . рёза, см . родина

Перед вами стоит задача:

- правильно списать слова в столбик и вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму:

сирень

черемуха

береза

смородина

 

б) Проверка (карточки переворачиваются, появляется орфограмма), назовите орфограмму в этих словах ( безударная непроверяемая гласная в корне слова).

Покажите карточку зеленого цвета- у кого нет ошибок, красного – если есть ошибки.

в) Самооценка.

г) Работа над словарными словами

- посмотрите внимательно на слова. К какой части речи они относятся? (имена существительные)

- перед вами новая задача: образовать с помощью суффиксов от этих имен существительных имена прилагательные в начальной форме и запишите их во второй столбик

(если вы нуждаетесь в помощи соседа, то можно спросить, не мешая другим ребятам):

сирень - сиреневый

черемуха - черемуховый

береза - берёзовый

смородина - смородиновый

- обозначьте орфограммы

- с помощью каких суффиксов образовались прилагательные? Выделите эти суффиксы.

(учитель вызывает по 1 ученику к доске для каждого слова)

3. Самостоятельная работа.

а) Расшифровать слова, переставив буквы (если вы нуждаетесь в помощи соседа, то можно спросить, не мешая другим ребятам):

 

ВЯСЯЕНЕН ДСУШИТЫЙ СОНЧОЕЛЕН

 

б) Подобрать к словам имена существительные, записать словосочетания, графически показать связь между словами:

весенняя …

душистый …

солнечное …

в) Проверка. Прочитайте, какие словосочетания у вас получились. Оцените свою работу.

4. Разбор прилагательного ВЕСЕННЯЯ по составу (по алгоритму)

5. Прогнозирование темы и цели урока:

- Мы с вами на протяжении нескольких уроков работаем с именами прилагательными.

Научились …(продолжите мою мысль)

Сегодня у нас итоговый урок. Попробуйте сформулировать тему нашего урока (дети формулируют тему урока)

(на доске открывается тема урока)

6. Постановка контрольного вопроса.

- Для чего необходимо использовать в своей речи имена прилагательные? (на доске)

7. Творческая работа на уроке (разноуровневая, на выбор учащихся)

а) А сейчас я предлагаю выполнить творческую работу.

- Что же такое творческая работа? (Это работа, в которой мы составляем предложения, тексты, учимся говорить, писать сочинения и изложения)

б) Постановка учебной задачи:

1. Будем учиться рисовать словесные картины.

2. Составлять предложения, текст.

3. Описывать явления природы.

4. Правильно использовать в письменной речи имена прилагательные.

в) А тему нашего творческого задания вы узнаете, прослушав небольшую словесную зарисовку:

 

Солнце светит все ярче. С крыш свесились длинные сосульки. Звонко поют синицы и воробьи. На пороге …

- Правильно. Весна.

- Нравится ли вам весна? Чем? (высказывания детей)

 

Весна - любимое время года не только детей. О ней слагали стихи, сочиняли музыку, рисовали картины.

г) На уроке музыки вы слушали музыку Чайковского, Грига. Я вам предлагаю послушать фрагмент из произведения И. Штрауса «Звуки весеннего вальса» (1 мин)

Микроцель перед прослушиванием:

- Постарайтесь во время прослушивания представить картины природы.

Расскажите, что вы представили, начните со слов: «Я представил …»

 

Итог: С помощью чего композиторы передавали красоту весны? (через музыку)

 

д) О весне сочиняли не только композиторы. Очень много художников посвящали весне свои картины.

- Посмотрите внимательно на картину. Какое время года изобразил художник?

- Как вы убедились, что это весна?

- Эта картина так и называется «Март». Художник Левитан.

- Какие краски он использовал, чтобы передать весну? (высказывания детей)

Итог: С помощью чего смогли передать красоту весны художники? (через картины)

 

е) А кто ещё и каким образом может показать нам весеннюю природу? Вспомните урок литературного чтения. (Поэты и писатели )

- Послушайте небольшое стихотворение.

Краски весны

Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один – красивые,
Хоть и очень разные. (Автор: Б. Асаналиса)

- С помощью каких слов автору удалось передать состояние весны? (дети называют слова из строчек, а я подчёркиваю)

 

Итог: - С помощью чего передают красоту зимней природы поэты и писатели? (слово)

 

з) Мы не писатели и не поэты, не композиторы и не художники.

- А где мы видим с вами весенние картины природы? (на прогулке)

- Что мы наблюдали на прогулке? (какое небо весной, как тает снег, какого он цвета, как выглядят деревья весной …)

 

Итог: Обобщим всё сказанное. С помощью чего можно передать красоту весенней природы? (появляются слова: звуки, краски, слово, личные наблюдения)

 

и) Сегодня я предлагаю вам побывать в роли писателей.

Микроцель: Попробуем самостоятельно описать приближение весны, использовав в тексте имена прилагательные.

Вам предлагается 2 варианта заданий на выбор.

 

1 вариант.

- Посмотрите на 1 вариант задания. Что здесь написано? (Предлагается текст с пропущенными словами).

- Сформулируйте задачу:

(Записать текст, вставляя подходящие по смыслу слова прилагательные, чтобы получился рассказ на тему «Приближение весны»).

Прочитайте алгоритм выполнения 1 задания:

 

Алгоритм. (лежит на парте у каждого ученика)

Прочитай текст.

Подумай, какие слова необходимо подобрать, чтобы рассказ стал ярким, красочным .

Составь устно каждое предложение.

Запиши эти предложения. Помни памятку «Как правильно списывать текст»

При необходимости пользуйся орфографическим словарём.

Проверь.

- Когда вы будете пользоваться орфографическим словарём? (если не знаем, как пишется слово)

Приближение весны.

________ тени лежат на сугробах. Вот с вершины _______дерева упала и рассыпалась ________ шапка.

Потоки ________ света заливают _________ поляны. Высоко в небе застыли _______ облака.

2 вариант.

- Посмотрите на 2 вариант задания. Что здесь написано? (словосочетания). Что их объединяет? (весенняя тема и наличие имён прилагательных)

- Сформулируйте задачу.

(Составить небольшой рассказ на тему «Весенний денек», используя данные словосочетания)

Прочитайте алгоритм выполнения 2 задания.

Алгоритм. (лежит на парте у каждого ученика)

Прочитай все словосочетания.

Составь устно первое предложение, используя первое словосочетание. Запиши его.

Составь устно второе предложение, используя второе словосочетание. Запиши его.

Далее действуй также.

При необходимости используй в тексте имена детей.

Пользуйся орфографическим словарём.

Проверь.

Весенний денёк.

Весенний денёк, чудесная погода, лёгкий ветерок, звонкие ручейки, бумажные кораблики, весёлое настроение.

 

8. Выбор учащимися задания.

- Покажите сигнальными карточками, какое задание вы выбрали. Если вы выбрали 1 задание, покажите зелёный цвет. Если – 2 задание, то красный цвет.

9. Самостоятельное выполнение творческого задания.

10. Зачитывание нескольких работ.

11. Подведение итога урока. Ответ на контрольный вопрос.

12 . Рефлексия. Видеоролик «Весна».

13. Домашнее задание. Выполнить творческое задание, которое учащиеся не выбрали на уроке.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.