Конспект урока «Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи» (3 класс)
Конспект урока русского языка в 3 классе с элементами творческого задания
Учитель: Чаликова Л.И.
Тема урока: Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи.
Тип урока: урок закрепления.
Цели урока:
Обучающие:
- закрепить умение правильного использования в речи имен прилагательных в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы;
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся через построение собственных высказываний в процессе рассматривания репродукции картины и прослушивания музыкального произведения;
- развивать письменную речь учащихся в процессе выполнения различных видов творческой деятельности;
Воспитывающие:
- воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её;
- воспитывать умение выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.
Задачи урока:
- развивать творческие способности учащихся через овладение приёмом словесного рисования фрагментов текста, составление собственных высказываний
- формировать следующие общеучебные умения и навыки: организовать своё рабочее место, умение поставить тему урока и учебные задачи, умение работать самостоятельно, умение оценивать свои возможности и выбирать задание по степени сложности, умение выполнять работу по алгоритму, определять последовательность действий по решению поставленной учебной задачи, пользуясь памятками и инструкциями.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарная работа.
а) На доске слова на карточках: с . рень, ч . ремуха, б . рёза, см . родина
Перед вами стоит задача:
- правильно списать слова в столбик и вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму:
сирень
черемуха
береза
смородина
б) Проверка (карточки переворачиваются, появляется орфограмма), назовите орфограмму в этих словах ( безударная непроверяемая гласная в корне слова).
Покажите карточку зеленого цвета- у кого нет ошибок, красного – если есть ошибки.
в) Самооценка.
г) Работа над словарными словами
- посмотрите внимательно на слова. К какой части речи они относятся? (имена существительные)
- перед вами новая задача: образовать с помощью суффиксов от этих имен существительных имена прилагательные в начальной форме и запишите их во второй столбик
(если вы нуждаетесь в помощи соседа, то можно спросить, не мешая другим ребятам):
сирень - сиреневый
черемуха - черемуховый
береза - берёзовый
смородина - смородиновый
- обозначьте орфограммы
- с помощью каких суффиксов образовались прилагательные? Выделите эти суффиксы.
(учитель вызывает по 1 ученику к доске для каждого слова)
3. Самостоятельная работа.
а) Расшифровать слова, переставив буквы (если вы нуждаетесь в помощи соседа, то можно спросить, не мешая другим ребятам):
ВЯСЯЕНЕН ДСУШИТЫЙ СОНЧОЕЛЕН
б) Подобрать к словам имена существительные, записать словосочетания, графически показать связь между словами:
весенняя …
душистый …
солнечное …
в) Проверка. Прочитайте, какие словосочетания у вас получились. Оцените свою работу.
4. Разбор прилагательного ВЕСЕННЯЯ по составу (по алгоритму)
5. Прогнозирование темы и цели урока:
- Мы с вами на протяжении нескольких уроков работаем с именами прилагательными.
Научились …(продолжите мою мысль)
Сегодня у нас итоговый урок. Попробуйте сформулировать тему нашего урока (дети формулируют тему урока)
(на доске открывается тема урока)
6. Постановка контрольного вопроса.
- Для чего необходимо использовать в своей речи имена прилагательные? (на доске)
7. Творческая работа на уроке (разноуровневая, на выбор учащихся)
а) А сейчас я предлагаю выполнить творческую работу.
- Что же такое творческая работа? (Это работа, в которой мы составляем предложения, тексты, учимся говорить, писать сочинения и изложения)
б) Постановка учебной задачи:
1. Будем учиться рисовать словесные картины.
2. Составлять предложения, текст.
3. Описывать явления природы.
4. Правильно использовать в письменной речи имена прилагательные.
в) А тему нашего творческого задания вы узнаете, прослушав небольшую словесную зарисовку:
Солнце светит все ярче. С крыш свесились длинные сосульки. Звонко поют синицы и воробьи. На пороге …
- Правильно. Весна.
- Нравится ли вам весна? Чем? (высказывания детей)
Весна - любимое время года не только детей. О ней слагали стихи, сочиняли музыку, рисовали картины.
г) На уроке музыки вы слушали музыку Чайковского, Грига. Я вам предлагаю послушать фрагмент из произведения И. Штрауса «Звуки весеннего вальса» (1 мин)
Микроцель перед прослушиванием:
- Постарайтесь во время прослушивания представить картины природы.
Расскажите, что вы представили, начните со слов: «Я представил …»
Итог: С помощью чего композиторы передавали красоту весны? (через музыку)
д) О весне сочиняли не только композиторы. Очень много художников посвящали весне свои картины.
- Посмотрите внимательно на картину. Какое время года изобразил художник?
- Как вы убедились, что это весна?
- Эта картина так и называется «Март». Художник Левитан.
- Какие краски он использовал, чтобы передать весну? (высказывания детей)
Итог: С помощью чего смогли передать красоту весны художники? (через картины)
е) А кто ещё и каким образом может показать нам весеннюю природу? Вспомните урок литературного чтения. (Поэты и писатели )
- Послушайте небольшое стихотворение.
Краски весны
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один – красивые,
Хоть и очень разные. (Автор: Б. Асаналиса)
- С помощью каких слов автору удалось передать состояние весны? (дети называют слова из строчек, а я подчёркиваю)
Итог: - С помощью чего передают красоту зимней природы поэты и писатели? (слово)
з) Мы не писатели и не поэты, не композиторы и не художники.
- А где мы видим с вами весенние картины природы? (на прогулке)
- Что мы наблюдали на прогулке? (какое небо весной, как тает снег, какого он цвета, как выглядят деревья весной …)
Итог: Обобщим всё сказанное. С помощью чего можно передать красоту весенней природы? (появляются слова: звуки, краски, слово, личные наблюдения)
и) Сегодня я предлагаю вам побывать в роли писателей.
Микроцель: Попробуем самостоятельно описать приближение весны, использовав в тексте имена прилагательные.
Вам предлагается 2 варианта заданий на выбор.
1 вариант.
- Посмотрите на 1 вариант задания. Что здесь написано? (Предлагается текст с пропущенными словами).
- Сформулируйте задачу:
(Записать текст, вставляя подходящие по смыслу слова прилагательные, чтобы получился рассказ на тему «Приближение весны»).
Прочитайте алгоритм выполнения 1 задания:
Алгоритм. (лежит на парте у каждого ученика)
Прочитай текст.
Подумай, какие слова необходимо подобрать, чтобы рассказ стал ярким, красочным .
Составь устно каждое предложение.
Запиши эти предложения. Помни памятку «Как правильно списывать текст»
При необходимости пользуйся орфографическим словарём.
Проверь.
- Когда вы будете пользоваться орфографическим словарём? (если не знаем, как пишется слово)
Приближение весны.
________ тени лежат на сугробах. Вот с вершины _______дерева упала и рассыпалась ________ шапка.
Потоки ________ света заливают _________ поляны. Высоко в небе застыли _______ облака.
2 вариант.
- Посмотрите на 2 вариант задания. Что здесь написано? (словосочетания). Что их объединяет? (весенняя тема и наличие имён прилагательных)
- Сформулируйте задачу.
(Составить небольшой рассказ на тему «Весенний денек», используя данные словосочетания)
Прочитайте алгоритм выполнения 2 задания.
Алгоритм. (лежит на парте у каждого ученика)
Прочитай все словосочетания.
Составь устно первое предложение, используя первое словосочетание. Запиши его.
Составь устно второе предложение, используя второе словосочетание. Запиши его.
Далее действуй также.
При необходимости используй в тексте имена детей.
Пользуйся орфографическим словарём.
Проверь.
Весенний денёк.
Весенний денёк, чудесная погода, лёгкий ветерок, звонкие ручейки, бумажные кораблики, весёлое настроение.
8. Выбор учащимися задания.
- Покажите сигнальными карточками, какое задание вы выбрали. Если вы выбрали 1 задание, покажите зелёный цвет. Если – 2 задание, то красный цвет.
9. Самостоятельное выполнение творческого задания.
10. Зачитывание нескольких работ.
11. Подведение итога урока. Ответ на контрольный вопрос.
12 . Рефлексия. Видеоролик «Весна».
13. Домашнее задание. Выполнить творческое задание, которое учащиеся не выбрали на уроке.