Урок русского языка в 6 классе «Употребление причастий и деепричастий в речи»
Технологическая карта урока русского языка
Ф.И.О. |
Михайлова Полина Анатольевна |
Предмет: |
Русский язык |
Класс: |
6 |
УМК |
Под редакцией М.М. Разумовской |
Тип урока: |
Урок систематизации и обобщения полученных знаний и умений ( с применением заданий для детей с ОВЗ (ЗПР) |
Тема |
Употребление причастий и деепричастий в речи |
Цели |
Образовательные: |
закрепить умение различать причастия и деепричастия и употреблять их в речи |
|
Формировать УУД: |
|
- ЛичностныеУУД: формулирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
|
- Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. умение организовать совместное сотрудничество, совместная деятельность со сверстниками. |
|
- Коммуникативные УУД: умение общаться в паре, владение устной монологической речью, умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации |
|
- Познавательные УУД: умение объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова. |
|
Планируемый результат |
Предметные: |
Знать, как образуются причастия и деепричастия |
|
Уметь составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами. |
|
Личностные: интерес к родному языку |
|
Метапредметные: умение извлекать нужную информация из нетекстовых источников и интерпретировать её, умение работать с таблицей |
|
Основные понятия |
Причастие, деепричастие, причастный оборот, деепричастный оборот |
Ресурсы: |
|
- основные |
Экран, проектор, видео о природе |
- дополнительные |
Оформленная доска |
Организация пространства |
Фронтальная работа, парная работа |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Задание |
Деятельность ученика |
Формируемые ууд |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
||||
Организационный. |
Проверяет готовность к уроку |
Проверяет готовность рабочего места, настраивается на работу |
Самоорганизовывать учебную деятельность |
Планированировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
||
. Актуализация знаний. |
1)Задает вопросы: 2) Предлагает образовать деепричастия и причастия от глаголов : купить, поливать, купаться. |
1) Что такое причастие? Что такое деепричастие? Образуйте от глаголов на доске причастия и деепричастия (дети в ОВЗ (ЗПР), составте предложения с причастными и деепричастными обротами, используя образованные слова (остальные) |
1)Отвечает на вопросы; 2) Образуют причастия и деепричастия (дети с ОВЗ) + составляют предложения, выделяя причастные и деепричастные обороты (остальные) |
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
||
Целеполагание |
Предлагает определить цель урока в ходе беседы. Задаёт наводящие вопросы. |
Какие формы глагола мы будем сегодня повторять? Что нужно уметь делать в конце урока? |
Ставят цели урока в ходе беседы. Формулируют тему : Употребление причастий и деепричастий в речи.. Цель урока: Уметь образовывать причастия и деепричастия и составлять с ними предложения |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
Соотносить то, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
Установить причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и их обоснование |
Обобщение и систематизация знаний |
Проверяет образованные причастия и деепричастия индивидуально,составленные предложения фронтально. |
При помощи каких суффиксов образуются причастия и деепричастия? Почему от некоторых глаголов не удалось образовать все виды причастий и деепричастий? Как выделяются на письме причастные и деепричастные обороты |
1)Читают причастия и деепричастия, называя вид и суффикс) – дети с ОВЗ 2)Читают свои предложения, называя знаки препинания и объясняя правила их расстановки. |
1)Применять выученные правила и объяснять свой выбор |
||
Применение знаний в новой ситуации |
||||||
Включает видео https://www.youtube.com/watch?v=BeGChIacYWc&t=13s, предлагает разноуровневые задания |
(повышенный, базовый адаптированный – образец таблицы на карточках) |
Просматривают видео, выбирают задание по уровню (повышенный, базовый, адаптированный), повторно просматривают видео, выполняют выбранное задание. |
Работа по алгоритму |
|||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Предлагает обменяться тетрадями и проверить друг друга, сверяясь с критериями оценки для каждого уровня (приложение 2) Работу детей с ОВЗ проверяет и оценивает учитель. |
Критерии оценивания на доске |
Проверяют тетради, выставляют отметки согласно критериям на доске. |
Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне; |
1)Сравнивать объекты определенным критериям; 2)Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях. |
Владеть устной монологической речью. |
Домашнее задание |
Предлагает разноуровневые домашние задания. |
1) адаптированный – составить с причастиями и деепричастиями из своей таблицы предложения. 1)базовый уровень – составить 8 предложения на любую тему ( 4- с причастными, 4 – с деепричастными оборотами) , 2)повышенный - составить небольшой текст на тему "Зима в Санкт-Петербурге и Сиднее, используя причастные и деепричастные обороты, выделяя их на письме. |
Планировать деятельность в учебной ситуации |
|||
Рефлексия |
Предлагает форму рефлексии (лесенка успеха). |
На оформленной внутренней стороне доски "«Лесенка успеха». 1) – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось." |
Формулировать собственное отношение работе на уроке |
Соотносить цель с достигнутым результатом |
Уметь использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации |
Приложение 1
Заполните таблицу
Повышенный уровень
Предмет или лицо, совершающее действие |
Действие (глагол) |
Причастие И деепричастие, образованное от глагола |
Предложения с причастным И деепричастным оборотом |
Базовый уровень
Заполните таблицу
Предмет или лицо, совершающее действие |
Действие (глагол) |
Причастие или деепричастие, образованное от глагола |
Предложение с причастным или деепричастным оборотом |
Адаптированный уровень
Предмет или лицо, совершающее действие |
Действие (глагол) |
Причастие и деепричастие, образованное от глагола |
Приложение 2
Критерии оценивания
Повышенный и базовый уровень
Количество правильно заполненных строк |
отметка |
9-10 |
5 |
7-8 |
4 |
5-6 |
3 |
2 и менее |
2 |
Адаптированный уровень
Количество правильно заполненных строк |
отметка |
9-10 |
5 |
7-8 |
4 |
5-6 |
3 |
2 и менее |
2 |