12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Антонова З.А.402
Работаю в школе заместителем директора по УВР, учителем русского языка и литературы. Приоритетные направления в работе- духовно-нравственное воспитание детей, современные образовательные технологии, инклюзивное образование, реализация ФГОС
Россия, Костромская обл., Кострома

Методическая разработка

урока- редакции русского языка в 6 классе

 

Тема «Употребление глаголов в речи»

Цель: совершенствовать знания и умения учащихся по освоению грамматических и речевых норм в употреблении глагола

Образовательные задачи

Совершенствовать умения в образовании форм глаголов 1,2,3 лица

Учиться различать глаголы повелительного и изъявительного наклонения

Совершенствовать умения редактировать текст

Актуализировать знания о лексическом значении слова, фразеологизмах, профессиональных словах

Развивающие задачи

Развивать информационные умения учащихся: работа со словарями, компьютером

Способствовать развитию творческих способностей учащихся

Обогатить словарный запас учащихся

Воспитательные задачи

Формировать умения учащихся работать в группе, выполнять порученное дело

Воспитывать уважение к учителям, любовь к школе

Обогатить представления о профессии корреспондента газеты

Оборудование:

3 компьютера, мультимедийный проектор

Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап урока

Учитель:

Методом скандирования прочитайте слова, записанные на доске, определите часть речи, лексическое значение слов

(Учащиеся хором читают слова методом скандирования: редактировать, корректировать, интервьюировать, определяют, к какой части речи относятся слова, выявляют лексическое значение слов)

2.Целеполагание.

Учитель:

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

( Учащиеся отвечают, что тема урока «Употребление глаголов в речи»)

Учитель:

Какие учебные задачи вы поставите перед собой на уроке?

( Учащиеся отмечают, что будут учиться употреблять глаголы, совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание в соответствии с нормами русского языка).

Учащиеся в тетрадях записывают тему урока «Употребление глаголов в речи», затем слова, с которыми работали.

Учитель:

Как с точки зрения лексики мы можем назвать записанные слова?

( Учащиеся говорят о том, что это профессиональные слова, характерные для профессии корреспондента, редактора, корректора)

3.Актуализация знаний

Учитель:

Сегодня мы проведём урок- редакцию. На уроке подготовим материалы для электронной газеты «Звонок». Эту газету, выпущенную в Год учителя, посвятим педагогам нашей школы. Я – ваш главный редактор .Редактор организует выпуск газеты, отбирает содержание. А вы - сотрудники газеты- корреспонденты и корректоры, технические редакторы. (Учащиеся распределены по 3 группам) Корреспонденты (две группы) будут собирать материал для статей, заметок, писать статью в газету, а корректоры (1 группа) совершенствовать тексты, исправлять их в соответствии с нормами языка. В каждой группе есть технический редактор, который будет размещать материалы в электронной газете.

Члены редакции газеты «Звонок» в сборе, начнём работу с практического семинара.

В современной жизни люди учатся не только в школе, в вузе, учатся и тогда, когда получена профессия. Необходимо совершенствовать профессиональные знания. Это требование времени. Проводим практический семинар для сотрудников редакции по теме «Употребление глаголов в речи». Сейчас перед вами выступит корреспондент редакции Кынев Александр, затем каждый из вас пройдёт индивидуальное тестирование.

Выступление учащегося сопровождается мультимедийной презентацией. Работа ученика оценивается.

(Приложение 1)

4.Контроль знаний, умений

Учитель:

На столе у вас тесты – для каждого индивидуальное задание. Возьмите одно из заданий и выполните его, указав только букву правильного ответа.

Учащимся предлагается 8 вариантов заданий. (Приложение 2)

5.Проверка

Учитель:

Проверим правильность выполнения тестов. Правильные ответы во всех вариантах таковы:

В Д В А

Встаньте те, кто не допустил ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, более 2

6.Групповая работа

Учитель:

Каждая группа готовит свою рубрику. Рубрики газеты: «Школьная жизнь»,

«Культура речи», «Подумай и ответь»

Возьмите задание 2 .Прочитайте его

Группа корректоров «Школьная жизнь»

Задание.

В редакцию поступило сочинение одного ученика. Отредактируйте текст, устраните речевые и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде

Текст для редактирования.

Любимая школа

Школа - наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого ,делаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы

( Учащиеся устраняют повторы слов, тавтологию)

Группа корреспондентов «Культура речи»

Задание.Напишите заметку в защиту глагола « класть» с обвинениями в адрес глагола «ложить»

Группа корреспондентов «Подумай и ответь»

Мы поместили в газете занимательный материал. Теперь читателям нужно дать правильный ответ

Задание.

1). В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь

1.Надоел ты мне как банный лист (пристал)

2.Молчу как рыба об лёд, а всё равно не выучил урок ( бьюсь)

3. Ты пристал хуже горькой редьки (надоел)

4..Твоя занятость не играет никакого значения, если пришёл в школу - учись( не играет роль)

2)Сколько глаголов могут быть поняты как формы изъявительного, так и повелительного наклонения. Сделайте морфемный разбор этих глаголов.

Носите, вышлите, пилите , просите, колите

7.Размещение заданий в электронной газете «Звонок» .

После обсуждения заданий в группах технические редакторы размещают материалы в электронной газете, остальные учащиеся записывают в тетрадях.

8.Проверка заданий.

9.Рефлексия. Что нового узнали? Чем запомнился урок?

Группа «Культура речи»

Задание.Напишите заметку в защиту глагола « класть» с обвинениями в адрес глагола «ложить»

Вариант редактирования.

Любимая школа

Школа- наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и проводим праздники , дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и познаём для тайны прошлого ,совершаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы.

Приложение 2.Тесты для индивидуального контроля знаний

Вариант 1.

1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа

А- Полощет Б—Дружит В- Бегут -Дышит

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.

А. Не кладите локти на стол во время еды.

Б. При выполнении упражнения лягте на коврик.

В. Вдалеке засветилась яркая звездочка, но вскоре она погасла.

Д. Они хочут встретиться.

3 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А Уважайте старших

Б. Приеэжайте к нам

В. Едьте скорее

Д. Нагружайте машину.

4 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм

А. Одеть пальто

Б Задеть соседа

В Оплатить проезд

В Владеть собой

Вариант 2

1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа

А.-Ждёт Б- Листает В- Махает Д- Гонит

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.

А-Ты должен класть в портфель только книги и тетради

Б- Дети любят играть с котёнком

В-Если вы хотите быть вежливыми, непременно здоровайтесь

Д- Я обязательно побежу всех своих врагов.

3 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Сложите два числа

Б- Разложите на множители

В-Ложите книги на стол

Д-Положите руки на парту

4. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Не бежите по лестнице

Б- Не дрожите понапрасну

В- Не лежите на траве

Д- Не служите двум господам

Вариант3

1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа

А.-Несёт Б- Листает В- Тыкает( пальцем) Д- Притихнет

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.

А-Положи вилку на место

Б-Девочка сыплет корм курам

В- Летом мы ездим отдыхать на море

Д-Не махай руками при разговоре

3 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-.Рабочие соревнуются

Б- Родители волнуются

В- Дети играются

Д- Обиды забываются

4 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Ребята не хочут отдыхать

Б- Волны рокочут вдали

В- Родители хлопочут обо всём

Д-Старушки что-то бормочут

Вариант 4

1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа

А-Бьёт Б-Несёт В- Плескает Д-Сыплет

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.

А-Им движет чувство сострадания

Б- Снова собирались тучи

В-Доброта и справедливость закладываются в человеке с раннего детства

Д- Дома я всегда кушаю с аппетитом

3 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Отрежь хлеба

Б- Намажь маслом

В- Ляжь отдохнуть

Д- Спрячь нож

4.Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Едьте скорее

Б-Нагружайте машину

В-Время движется

Д- Машет рукой

Вариант5

1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа

А-Играет Б-Поёт В- Махает Д- Движет

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву

А-Храните память о прошлом

Б-Сестры увлекались музыкой

В-Началась продажа билетов

Д- Изучение истории имеет большую роль

3 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А- Поезжай в город

Б-Говорите громче

В- Пробовают пирог

Д-Лягте на пол

4 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Ложить книги на стол

Б-Нагружайте машину

В-Время движется

Д- Машет рукой

Вариант 6

1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа

А.-Ждёт Б- Листает В- Махает Д- Гонит

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.

А. Не кладите локти на стол во время еды.

Б. При выполнении упражнения лягте на коврик.

В. Вдалеке засветилась яркая звездочка, но вскоре она погасла.

Д. Они хочут встретиться.

3 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-.Рабочие соревнуются

Б- Родители волнуются

В- Дети играются

Д- Обиды забываются

4.Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Едьте скорее

Б-Нагружайте машину

В-Время движется

Д- Машет рукой

Вариант 7

1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа

А-Бьёт Б-Несёт В- Плескает Д-Сыплет

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву

А-Храните память о прошлом

Б-Сестры увлекались музыкой

В-Началась продажа билетов

Д- Изучение истории имеет большую роль

3 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Сложите два числа

Б- Разложите на множители

В-Ложите книги на стол

Д-Положите руки на парту

4 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Ребята не хочут отдыхать

Б- Волны рокочут вдали

В- Родители хлопочут обо всём

Д-Старушки что-то бормочут

Вариант 8

1Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица единственного числа

А-Играет Б-Поёт В- Махает Д- Движет

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву.

А-Им движет чувство сострадания

Б- Снова собирались тучи

В-Доброта и справедливость закладываются в человеке с раннего детства

Д- Дома я всегда кушаю с аппетитом

3 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Отрежь хлеба

Б- Намажь маслом

В- Ляжь отдохнуть

Д- Спрячь нож

4 Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А-Едьте скорее

Б-Нагружайте машину

В-Время движется

Д- Машет рукой

Группа «Школьная жизнь»

Задание.

В редакцию поступило сочинение одного ученика. Отредактируйте текст, устраните речевые и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде

Любимая школа

Школа- наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого ,делаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы

Группа «Культура речи»

Задание.Напишите заметку в защиту глагола « класть» с обвинениями в адрес глагола «ложить»

Группа «Подумай и ответь»Мы поместили в газете занимательный материал. Теперь читателям нужно дать правильный ответ

Задание.

1). В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь

Надоел ты мне как банный лист( Пристал)

У него что на уме, то и на карандаше ( на языке)

Молчу как рыба об лёд и всё равно не выучил урок ( Бьюсь)

4. Ты пристал хуже горькой редьки ( надоел)

5.Твоя занятость не играет никакого значения, если пришёл в школу- учись( не играет роль)

2)Сколько глаголов могут быть поняты как формы изъявительного, так и повелительного наклонения . Разберите их по составу

Носите, вышлите, пилите , просите, колите

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1460205662.ppt (Употребление глаголов в речи)

Опубликовано

Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 02.05.16 в 10:52 -1 Ответить Пожаловаться
Какая-то незаконченность в работе... Может, не всё загружено? Не поняла вставку детской презентации...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.