Методическая разработка урока с использованием педагогически неадаптированных источников «Всеобщая декларация прав человека»
Тема урока: «Всеобщая декларация прав человека».
Цель урока: закрепить представления учащихся о правах человека как о социальной ценности и роли Всеобщая декларация прав человека.
Задачи:
образовательные: – закрепить у учащихся представление о том, что такое права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, каковы основные способы международно-правовой защиты прав человека;
воспитательные: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правам человека;
развивающие: развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия числе правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры
Тип урока: повторительно – обобщающий
Форма проведения урока: поэтапная игра
Формы работы на уроке: групповые, индивидуальные
Количество часов: 1академический час (45мин)
Материалы и оборудование: пакеты документов, тетради
Класс: 7
Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме: в результате изучения данной темы ученики должны
Знать/понимать
основные понятия: права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, международно-правовая защиты прав человека;
основное значение Всеобщей декларации прав человека
Уметь
1) объяснять смысл основных понятий;
2) высказывать свою точку зрения;
характеризовать Всеобщую декларацию прав человека, как один из основных документов по правам человека.
сравнивать международно-правовые документы по правам человека;
оценивать международно-правовые документы по правам человека;
объяснять взаимосвязи международно-правовые документы по правам человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
План урока
I. Организационный момент.
II. Поэтапная игра.
III. Рефлексия и подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
В начале урока класс разбивается на 5 групп.
II. Поэтапная игра.
1)этап « Да и нет»
Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы. Если капитан затрудняется с ответом, то ему помогает команда, в случае отсутствия правильного ответа у команды право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
В эпоху Средневековья была создана теория естественных прав человека. (Нет)
Первым сформулировал идеи о естественных правах Джон Локк. (Да)
Естественные права даруются человеку государством. (Нет)
Джон Локк считал, что неотъемлемыми правами каждого человека являются жизнь, собственность и свобода. (Да)
Всякая классификация прав человека условна. (Да)
Теорию божественного происхождения права развивал Фома Аквинский. (Да)
Теория божественного происхождения права была создана в эпоху Просвещения. (Нет)
Право и закон – это одно и то же. (Нет)
Закон обладает высшей юридической силой. (Да)
В статье 1 Устава ООН провозглашаются цели этой организации. (Да)
Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года. (Да)
24 октября ежегодно отмечают как День ООН. (Да)
Декларация является документом, возлагающим на подписавшие ее государства конкретные обязанности. (Нет)
Пакты не является документами, возлагающими на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (Нет)
Всеобщая декларация прав человека была принята 10 января 1948 года. (Нет)
Всеобщая декларация прав человека была принята ООН. (Да)
16 декабря 1966 года был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. (Да)
В пакте о гражданских и политических правах записано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека». (Да)
Права человека означают, что каждый может ими пользоваться в полной мере, но не во вред другим. (Да)
Человек должен иметь не только права, но и обязанности. (Да)
2) этап «Я мыслю – следовательно, я существую»
Учащиеся должны ответить на вопросы и высказать свою точку зрения. Для этого им предлагается фрагмент из книги Усачева А. «Всеобщая декларация для детей и взрослых»
Приключения Маленького Человека.
- Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький Человек. – Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.
Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
- Глупость какая0то написана, заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500 г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…
- Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
- Как вы понимаете смысл плаката?
- Прав ли Маленький Человек?
- Что вы можете возразить Маленькому Человеку?
Каждая группа самостоятельно выполняет задание, затем оно обсуждается всем классом. В конце обсуждения в зависимости от полноты ответов группы получают 1, 2, или 3 очка.
3) этап Работа с документами
Каждой группе выдается 2 пакета документов: в первом преамбула Всеобщая декларация прав человека, во втором выдержки из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, конституции РФ.
А.
Всеобщая декларация прав человека. Преамбула
(10 декабря 1948 г.)
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем
членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой
свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам
человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и
что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений
и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление
людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека
охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был
вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании
и угнетения; и...
принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в
Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность
человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать
социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и
свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея
Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве
задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с
тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду
настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать
утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и
международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и
осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и
среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Вопросы и задания
1. Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть
обстоятельств и мотивов принятия Декларации.
2. Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете
неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является
основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира?
3. Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам
человека, вам известны? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу
слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким
стремлением людей?
4. Как вы понимаете охрану прав человека властью закона?
5. Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных
отношений между народами.
6. Объясните, как права человека могут содействовать социальному
прогрессу и улучшению условий жизни.
7. Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод
человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование?
8. Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит
выполнять всем народам и государствам?
9. Как вы думаете, какие мероприятия должны быть проведены в каждой
стране, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так
считаете.
10. Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека?
Чем оно отличается от неэффективного?
Б.
Из Конституции Российской Федерации
(12 декабря 1993 г.)
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность
государства...
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц...
Статья 20
Каждый имеет право на жизнь.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,
производить или распространять информацию любым законным способом. Перечень
сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным
законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо
объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без
оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а
также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к
государственной службе.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления.
Статья 37
1. Труд свободен…
2. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом...
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и
свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных
прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
феодальным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из Всеобщей декларации прав человека
(10 декабря 1948 г.)
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации.
Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. И возвращаться в свою страну.
Статья 23.
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право равную оплату за равный труд.
Из Международного пакта о гражданских и политических правах
(19 октября 1966 г.)
Часть III. Статья 6.
Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Статья 7.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.
Статья 9.
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не может быть лишен свободы иначе как на таких законных основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
Статья 17.
Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную или семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на не прикосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.
Задание. Подобрать по всем источникам статьи, имеющие одинаковый смысл. Записать в таблицу, указав номера статей.
Конституция Российской Федерации |
Всеобщая декларация прав человека |
Международный пакт о гражданских и политических правах |
После работы над документами учащиеся обсуждают полученные результаты. Каждая команда, справившаяся с заданием, получает по 10 очков.
4) этап Игра «Ступеньки»
Изучая документы по правам человека, вы встретили много слов по данной теме. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.
За каждое слово команды получают по одному очку.
III. Рефлексия и подведение итогов.
В конце игры подводятся итоги, выставляются оценки. Затем проводится рефлексия. Каждый на чистом листе отвечает на вопросы, затем листы учащиеся сдают учителю.
Чего ожидали от игры?
Понравилось (не понравилось) и почему?
Что бы я изменил(а)?
Какие задания вызвали затруднения?
Мое личное участие.
IV. Домашнее задание.
Придумать крылатые фразы: «Права человека – это…», составить синквейн.
Елена Сергеевна Кудряшева