Методическая разработка урока-соревнования для 8 классов «Основные классы неорганических соединений»
Методическая разработка
урока-соревнования для 8-х классов
«Основные классы неорганических соединений»
Урок разработала
Змиевкая Анна Александровна
учитель химии
высшей
квалификационной категории
ГБОУ «Гимназия №1
имени А.С.Пушкина»
г. Севастополь
2020 г
Данная методическая разработка урока- соревнования предназначена для обобщения и систематизации знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» в 8-х классах. Формой проведения выбрана игра, так как это признанный метод обучения, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Время проведения урока - март.
Цель урока: развить способность применять ранее полученные знания для решения конкретных задач.
Задачи:
- образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания
обучающихся по теме: «Основные классы неорганических веществ».
- развивающая: развивать познавательную активность учащихся, умение
систематизировать материал. Совершенствовать навыки и умение
учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение
наблюдать, делать выводы, объяснять ход эксперимента. Развивать умение
работать в группах и индивидуально.
- воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учению,
желание учиться активно, с интересом. Прививать любовь к химии.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Технологии обучения: информационно-коммуникационные,
исследовательская деятельность, технология обучения в сотрудничестве.
Формы обучения: групповая , индивидуальная и коллективная.
Стратегия обучения: оценочно – стимулирующая.
Тип учебной деятельности: репродуктивная, продуктивная, коммуникативная, творческая.
Планируемые результаты по развитию УУД.
Личностные:
- осознание личностного смысла учения, желания учиться.
- заинтересованность в познании мира, осознание ценность труда, науки и
творчества.
- осознание важности образования и самообразования для жизни и
деятельности, способность применять полученные знания на практике.
Познавательные:
- ориентироваться в изученном материале, определять круг своего незнания.
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.
- находить нужную информацию в учебнике.
- сравнивать и группировать предметы, объекты по общим признакам.
- находить закономерности, самостоятельно продолжать их группировать по
установленному правилу.
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки.
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных
речевых ситуаций.
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- следовать режиму учебной организации.
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.
- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
- корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять,
возникли сложности при выполнении.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки, раздаточный
материал, реактивы, необходимые для экспериментальных работ, бумажные флажки, халат для выполнения практического задания.
Ход урока:
Организационный этап
Подготовка учащихся к работе. Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Учитель сообщает цель и форму проведения урока. Настраиваются на рабочий лад. Включаются в игровой ритм урока.
Класс делится на три команды по количеству рядов парт. Каждая команда в течение 30 секунд выбирает капитана и придумывает название команды. Один из членов команды записывает его на флажке.
Ведущий: учитель
Соведущий: обучающийся этого класса, знающий предмет и желающий быть соведущим, выполняет функцию учета и фиксирования результатов конкурсов.
На экране: презентация с девизом, правилами и этапами урока-соревнования
Учитель зачитывает девиз урока и этапы.
Девиз: «Чтобы победить, надо знать, уметь, думать!».
Этапы игры:
Разминка «Батл терминов».
Конкурс «Вещества заблудились»
Конкурс капитанов
«Зачет - тестирование»
Конкурс «Убери лишнее»
«Лучший экспериментатор
«Сложи осколки - составь уравнение».
Конкурс «Поиграем в слова»
1. Разминка «Батл терминов»
Учитель. Обучающимся зачитываются термины. Команды по очереди дают определения терминам сразу без обдумывания по поднятию руки (всего 9 терминов, по три на каждую команду, количество правильных ответов суммируется, 1 ответ – 1 балл, мах- 3 балла)
Учитель зачитывает по очереди термины.
Термины:
простое вещество,
сложное вещество,
оксид,
кислота,
соль,
основание,
коэффициент,
индекс,
щелочь
2.Конкурс «Вещества заблудились».
Учитель. Выдает карточки с формулами веществ. По одному ученику от команды выходят к столу и распределяют вещества по классам: оксиды, основания, кислоты, соли (1 правильный ответ – 1 балл, мах – 6 баллов). После выполнения задания ученик передает эти вещества капитанам для проведения следующего конкурса
NaF, H2SO4, Ba(OH)2, CaO, Na2SiO3, KOH,
Ca(OH)2, H2S, H2O, Cr2O3, , Al2S3, HCl
K2SO3, AlPO4, Fe2O3, K2O, HNO3, FeSO4,
3.Конкурс капитанов (один обучающийся)
Учитель предоставляет слово капитанам.
Капитаны дают названия полученным веществам в устной форме (карточки с формулами). 1 вещество – 1 балл (мах – 6 баллов)
4.Зачёт - тестирование
Учитель Командам по очереди предлагаются вопросы (на экране) и варианты ответов, необходимо выбрать правильный ответ. Ответ команда дает сразу без обдумывания по поднятию руки. 1 ответ -1 балл (мах- 3 балла)
Учитель зачитывает вопросы
1.Определить формулу оксида азота(III):
а) NO; б) N2O3; в) N2O; г) N2O5
2. Указать нерастворимое в воде основание:
а) NaOH; б) Ba(OH)2; в) Zn(OH)2; г) KOH.
3. Какой из перечисленных оксидов является кислотным:
а) SO2; б) CaO; в) ZnO; г) BaO.
4. Какое из перечисленных веществ является кислотой:
а) HNO3; б) NaCI; в) Mg(OH)2; г) CO2.
5. Раствор фенолфталеина станет малиновым в растворе:
а) кислоты; б) соли; в) в воде; г) основания.
6. Сульфиты – это соли какой кислоты?
а) серной; б) сернистой; в) соляной; г) сероводородной.
7. Среди перечисленных веществ определите щелочь:
а) Fe(OH)2 б) NaOH в) Cu(OH)2 г) Al(OH)3
8. Среди перечисленных веществ определите формулу ортофосфорной кислоты:
а) HF б) H3PO3 в) HNO3 г) H3PO4
9. Валентность какого металла в приведенных формулах равна двум?
а) Fe(OH)2 б) Na2O в) Al2(SO4)3 г) Cu2O
Физкульминутка
5. Конкурс «Убери лишнее» (командное соревнование)
Учитель Командам для обсуждения передаются 2 набора химических соединений в склянках с этикетками с формулами. Необходимо определить в каждом наборе одно лишнее вещество:
1) CaO; KOH; Na2О; AI2O3.
2) NaNO3; MgCI2; H2SO4; BaSO3.
3) HCI; H2SiO3; H3PO4; Na2S.
4) SO2; P2O5; K2O; CO2.
5) SiO2; Cl2O7; SiO; SO3.
6) BeO, ZnO, Al2O3, CaO
Команды представляют для оценивания два вещества. 1 вещество- 1 балл (мах – 2 балла)
6.«Лучший экспериментатор» (один обучающийся)
Учитель выбирает по одному желающему экспериментировать ученику из команды. (мах -6 баллов)
Экспериментатору предлагаются необходимые реактивы и задание на карточке:
Представитель I команды получает задание:
1) определить, в какой из трёх пробирок, содержится кислота (3 балл)
2) экспериментально доказать, что взаимодействие металлов с водой зависит от активности металла (верный ответ 3 балла)
Представитель II команды получает задание:
1)определить, в какой из трёх пробирок содержится основание (3 балл)
2)провести реакцию нейтрализации (верный ответ 3 балла)
Представитель III команды получает задание:
1)из выданных реактивов определить металлы (1 металл – 1 балл, мах – 3 балла)
2)экспериментально доказать, что взаимодействие металлов с растворами кислот зависит от активности металла (верный ответ 3 балла)
7.«Сложи осколки - составь уравнение» (командное соревнование)
Учитель. Команды на карточках получают «осколки» химических уравнений. Необходимо составить уравнения и уравнять их.
(мах за верное уравнение - 5 баллов)
2Na +2H2O = 2NaOH + H2
A u + H2SO4 =
Zn + HCl = ZnCl2 + H2
8.Конкурс «Поиграем в слова»
Учитель. Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 2 минуты. (1 слово – 1 балл, количество баллов не ограничено).
Итог урока. Рефлексия
Цели:
- дать качественную оценку работы класса, и работы команд в баллах,
определить команду-победителя, и отметить работу отдельных учащихся;
- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального
состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и
одноклассниками
Учитель организует обсуждение:
- Какая была тема урока?
- Какую задачу ставили?
- предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:
- было трудно…
- было интересно…
- я научился…
- у меня настроение…
Комментарий д/з. Подготов к КР, повторить тему «Основные классы неорганических соединений» ; стр.164 №3, 5 письм