12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Змиевская Анна Александровна27
Россия, Крым респ., г. Севастополь
1

Методическая разработка урока-соревнования для 8-х классов «Основные классы неорганических соединений»













Методическая разработка

урока-соревнования для 8-х классов

«Основные классы неорганических соединений»







Урок разработала

Змиевкая Анна Александровна

учитель химии

высшей

квалификационной категории

ГБОУ «Гимназия №1

имени А.С.Пушкина»




г. Севастополь

2020 г

Данная методическая разработка урока- соревнования предназначена для обобщения и систематизации знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» в 8-х классах. Формой проведения выбрана игра, так как это признанный метод обучения, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Время проведения урока - март.

Цель урока: развить способность применять ранее полученные знания для решения конкретных задач.

Задачи:

- образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания

обучающихся по теме: «Основные классы неорганических веществ».

- развивающая: развивать познавательную активность учащихся, умение

систематизировать материал. Совершенствовать навыки и умение

учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение

наблюдать, делать выводы, объяснять ход эксперимента. Развивать умение

работать в группах и индивидуально.

- воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учению,

желание учиться активно, с интересом. Прививать любовь к химии.


Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Технологии обучения: информационно-коммуникационные,

исследовательская деятельность, технология обучения в сотрудничестве.

Формы обучения: групповая , индивидуальная и коллективная.

Стратегия обучения: оценочно – стимулирующая.

Тип учебной деятельности: репродуктивная, продуктивная, коммуникативная, творческая.

Планируемые результаты по развитию УУД.
Личностные:
- осознание личностного смысла учения, желания учиться.

- заинтересованность в познании мира, осознание ценность труда, науки и

творчества.

- осознание важности образования и самообразования для жизни и

деятельности, способность применять полученные знания на практике.





Познавательные:

- ориентироваться в изученном материале, определять круг своего незнания.
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

- находить нужную информацию в учебнике.
- сравнивать и группировать предметы, объекты по общим признакам.

- находить закономерности, самостоятельно продолжать их группировать по

установленному правилу.

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.


Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку

зрения на события, поступки.
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных

речевых ситуаций.

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении

проблемы (задачи).


Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- следовать режиму учебной организации.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и

самостоятельно.
- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
- корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять,

возникли сложности при выполнении.


Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки, раздаточный

материал, реактивы, необходимые для экспериментальных работ, бумажные флажки, халат для выполнения практического задания.













Ход урока:

Организационный этап


Подготовка учащихся к работе. Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Учитель сообщает цель и форму проведения урока. Настраиваются на рабочий лад. Включаются в игровой ритм урока.

Класс делится на три команды по количеству рядов парт. Каждая команда в течение 30 секунд выбирает капитана и придумывает название команды. Один из членов команды записывает его на флажке.

Ведущий: учитель

Соведущий: обучающийся этого класса, знающий предмет и желающий быть соведущим, выполняет функцию учета и фиксирования результатов конкурсов.

На экране: презентация с девизом, правилами и этапами урока-соревнования

Учитель зачитывает девиз урока и этапы.

Девиз: «Чтобы победить, надо знать, уметь, думать!».

Этапы игры:

Разминка «Батл терминов».

Конкурс «Вещества заблудились»

Конкурс капитанов

«Зачет - тестирование»

Конкурс «Убери лишнее»

«Лучший экспериментатор

«Сложи осколки - составь уравнение».

Конкурс «Поиграем в слова»



1. Разминка «Батл терминов»

Учитель. Обучающимся зачитываются термины. Команды по очереди дают определения терминам сразу без обдумывания по поднятию руки (всего 9 терминов, по три на каждую команду, количество правильных ответов суммируется, 1 ответ – 1 балл, мах- 3 балла)

Учитель зачитывает по очереди термины.

Термины:

простое вещество,

сложное вещество,

оксид,

кислота,

соль,

основание,

коэффициент,

индекс,

щелочь


2.Конкурс «Вещества заблудились».

Учитель. Выдает карточки с формулами веществ. По одному ученику от команды выходят к столу и распределяют вещества по классам: оксиды, основания, кислоты, соли (1 правильный ответ – 1 балл, мах – 6 баллов). После выполнения задания ученик передает эти вещества капитанам для проведения следующего конкурса

NaF, H2SO4, Ba(OH)2, CaO, Na2SiO3, KOH,

Ca(OH)2, H2S, H2O, Cr2O3, , Al2S3, HCl

K2SO3, AlPO4, Fe2O3, K2O, HNO3, FeSO4,


3.Конкурс капитанов (один обучающийся)

Учитель предоставляет слово капитанам.

Капитаны дают названия полученным веществам в устной форме (карточки с формулами). 1 вещество – 1 балл (мах – 6 баллов)


4.Зачёт - тестирование

Учитель Командам по очереди предлагаются вопросы (на экране) и варианты ответов, необходимо выбрать правильный ответ. Ответ команда дает сразу без обдумывания по поднятию руки. 1 ответ -1 балл (мах- 3 балла)

Учитель зачитывает вопросы

1.Определить формулу оксида азота(III):

а) NO; б) N2O3; в) N2O; г) N2O5


2. Указать нерастворимое в воде основание:

а) NaOH; б) Ba(OH)2; в) Zn(OH)2; г) KOH.


3. Какой из перечисленных оксидов является кислотным:

а) SO2; б) CaO; в) ZnO; г) BaO.


4. Какое из перечисленных веществ является кислотой:

а) HNO3; б) NaCI; в) Mg(OH)2; г) CO2.


5. Раствор фенолфталеина станет малиновым в растворе:

а) кислоты; б) соли; в) в воде; г) основания.

6. Сульфиты – это соли какой кислоты?

а) серной; б) сернистой; в) соляной; г) сероводородной.

7. Среди перечисленных веществ определите щелочь:

а) Fe(OH)2 б) NaOH в) Cu(OH)2 г) Al(OH)3


8. Среди перечисленных веществ определите формулу ортофосфорной кислоты:

а) HF б) H3PO3 в) HNO3 г) H3PO4


9. Валентность какого металла в приведенных формулах равна двум?

а) Fe(OH)2 б) Na2O в) Al2(SO4)3 г) Cu2O


Физкульминутка


5. Конкурс «Убери лишнее» (командное соревнование)

Учитель Командам для обсуждения передаются 2 набора химических соединений в склянках с этикетками с формулами. Необходимо определить в каждом наборе одно лишнее вещество:

1) CaO; KOH; Na2О; AI2O3.

2) NaNO3; MgCI2; H2SO4; BaSO3.


3) HCI; H2SiO3; H3PO4; Na2S.

4) SO2; P2O5; K2O; CO2.


5) SiO2; Cl2O7; SiO; SO3.

6) BeO, ZnO, Al2O3, CaO


Команды представляют для оценивания два вещества. 1 вещество- 1 балл (мах – 2 балла)


6.«Лучший экспериментатор» (один обучающийся)

Учитель выбирает по одному желающему экспериментировать ученику из команды. (мах -6 баллов)

Экспериментатору предлагаются необходимые реактивы и задание на карточке:


Представитель I команды получает задание:

1) определить, в какой из трёх пробирок, содержится кислота (3 балл)

2) экспериментально доказать, что взаимодействие металлов с водой зависит от активности металла (верный ответ 3 балла)

Представитель II команды получает задание:

1)определить, в какой из трёх пробирок содержится основание (3 балл)

2)провести реакцию нейтрализации (верный ответ 3 балла)


Представитель III команды получает задание:

1)из выданных реактивов определить металлы (1 металл – 1 балл, мах – 3 балла)

2)экспериментально доказать, что взаимодействие металлов с растворами кислот зависит от активности металла (верный ответ 3 балла)


7.«Сложи осколки - составь уравнение» (командное соревнование)

Учитель. Команды на карточках получают «осколки» химических уравнений. Необходимо составить уравнения и уравнять их.

(мах за верное уравнение - 5 баллов)

2Na +2H2O = 2NaOH + H2

At1650197485aa.gif u + H2SO4 =

Zn + HCl = ZnCl2 + H2


8.Конкурс «Поиграем в слова»

Учитель. Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин  (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 2 минуты. (1 слово – 1 балл, количество баллов не ограничено).


Итог урока. Рефлексия

Цели:

- дать качественную оценку работы класса, и работы команд в баллах,

определить команду-победителя, и отметить работу отдельных учащихся;

- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального

состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и

одноклассниками

Учитель организует обсуждение:

- Какая была тема урока?

- Какую задачу ставили?

- предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:

- было трудно…

- было интересно…

- я научился…

- у меня настроение…


Домашнее задание


Комментарий д/з. Подготов к КР, повторить тему «Основные классы неорганических соединений» ; стр.164 №3, 5 письм

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.