12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Целовальник Мария Николаевна28
Преподаватель ПЦК "Хоровое дирижирование" ГПОУ "Донецкий музыкальный колледж им. С.С.Прокофьева"
Украина, Донецкая Народная Республика, г.Донецк
3

Методическая разработка «Весёлый старичок» муз. Г.Портнова, стихи Д.Хармса. Методико-исполнительский анализ педагогического репертуара».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

им. С.С. ПРОКОФЬЕВА»
ПЦК «Хоровое дирижирование»











Методическая разработка

«Весёлый старичок» муз. Г.Портнова, стихи Д.Хармса. Методико-исполнительский анализ педагогического репертуара».















выполнила: Целовальник М.Н.

ПЦК «Хоровое дирижирование»

преподаватель первой категории







Донецк – 2020


План

I. Вступление

1.1. Сведения о композиторе, эпохе, времени создания произведения……....3

1.2. Литературный текст, его содержание, тема, настроение………………….8

II. Основная часть

2.1. Жанр и форма произведения.………………………………………………10

2.2. Особенности музыкального языка…………………………………………10

Мелодия и аккомпанемент…………………………………………………12

Метроритмическая организация музыкального языка…………………...13

Ладотональный и гармонический ………………………………………….13

2.3. Выразительные средства исполнения……………………………………..14

Стилевая культура………………………………………………………….14

Особенности интонирования и фразировки……………………………….15

Характер звукоизвлечения и звуковедения…………………………………15

Особенности исполнительского дыхания………………………………….15

Динамика и тембровая палитра в произведении…………………………16

Артикуляция …………………………………………………………………17

2.4. Методико-педагогический анализ исполнения произведения…………...17

Уровень трудности цели и задачи произведения…………………………17

Основные пути выявления образно-художественной направленности....18

Вокальные трудности в исполнении и методы их преодоления…………19

III. Заключение…………………………………………………………………22

Список использованной литературы...…………………………………………25

Приложение













I. Вступление

1.1. Сведения о композиторе, эпохе, времени создания произведения. Композитором данного произведения является композитор

Георгий Портнов. Советский, затем российский композитор и дирижёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В школьном возрасте занимался в отделе художественного воспитания Ленинградского Дворца пионеров.В 1943-1948 гг. учился в Сухумском музыкальном училище имени Д. Аракишвили, в 1948-1950 гг. - в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. В 1955 г. окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1952-1955 гг. концертмейстер самодеятельных коллективов в Ленинграде. В 1960-1961 гг. - главный редактор музыкальных передач Ленинградской студии телевидения. В 1968-1973 гг. - заместитель директора Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, с 1977 г. - главный редактор Ленинградского отделения издательства «Советский композитор», дирижёр оркестра Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Руководитель музыкальной части Александринского театра. Член Союза композиторов СССР (с 1957 г.), Союза композиторов России.

Изданные сочинения для детей:

Произведение для детского музыкального театра

«Взвейтесь кострами». Спектакль-концерт. Сценарий Клавир и стихи Ю. Принцева: Л.: Сов. Композитор, 1962г.

«Ухти-Тухти». Муз. сказка. Сценарий Э. Шима по сказке Б, Поттер. Клавир: Л,: Музыка, 1971.

«Бибишка— славный дружок». Муз. сказка. Сценарий Ю. Магалифа. Стихи В. Суслова.

«Друзья в переплете». Оперетта-сказка в 2-х актах. Пьеса И. Рассомахина. Клавир: Л.: Музыка, 1969.

«Снежная королева». Муз. сказка (мюзикл). Сценарий Н. Райхштейн по Е. Шварцу. Клавир: Л.: Сов. композитор, 1983.

«Золушка». Муз. сказка (мюзикл). Сценарий Н. Райхштейн по Е. Шварцу. Клавир: Л.: Сов. Композитор, 1985.

Сборники песен для детей

«Первое сентября». Стихи разных поэтов. Л.: Сов. композитор, 1975.

«Наш праздник». Маленькая кантата. Стихи Л. Хаустова. Л.: Музыка, 1979.

«Лес встречает Новый год». Стихи В. Суслова. Л.: Музыка, 1984.

«Маленькие песни про разные профессии». Стихи В. Суслова. Л.: Музыка, 1986.

Грампластинки для детей

«Ухти-Тухти» — муз. сказка Д-16825

«Бибишка — славный дружок» — муз. сказка-быль про маленький автомобиль С50-13467

«Золушка» — муз. сказка С50-21155005

Действие спектакля «Там, где шиповник рос аленький» происходит в те «стародавние» времена, когда в доме не было телевизора и жива была добрая традиция домашних любительских спектаклей. Вспомнилась и чеховская «Чайка», и сказка с белыми лебедями из папье-маше, которые делал собственноручно Петр Ильич Чайковский вместе со своими племянниками (потом музыка из этого детского домашнего представления превратилась в гениальный балет «Лебединое озеро»). Поучительных примеров было немало. Конечно же, хотелось обойтись без назидательной дидактики и без исторических прецедентов.

Просто было необходимо пробудить тоску по утраченному. Волновал не только художественный эффект. Задача стояла посерьезнее: сделать детский спектакль таким, чтобы он вызвал желание что-то изменить в жизни. Как заставить задуматься о том, что родители обязаны не только вкусно накормить свое дитя, красиво одеть его и в воскресенье отправить поразвлечься?

Действие спектакля «Там, где шиповник рос аленький» начинается и завершается в наши дни.

Раннее утро. В комнате, обставленной современной мебелью, мальчик лет десяти. Он торопливо доедает завтрак. Хватает ранец. Надевает пальтишко. Вокруг него хлопочет заботливая бабушка. Последние напутствия. Бабушка ласково целует мальчика. Закрывает за ним дверь. Устало опускается в кресло. Надевает очки. Берет в руки книгу. Начинает тихо читать вслух. Сцена постепенно затемняется. Возникает музыка. Слышны разные голоса: «Аленушка, где ты?»

И вот мы попадаем в другую комнату, по нынешним понятиям несколько старомодную. Большой дубовый комод. Массивные кресла. Стол, покрытый скатертью с бахромой. На стене черная раковина репродуктора, над дверью - оленьи рога. Очень много книг. На антресолях - библиотека.

В этой обстановке и проходит действие пьесы. Бабушке, которую мы только что видели на сцене, столько же лет, сколько теперь ее внуку. И зовут ее все в доме ласково - Аленушка. Сегодня - воскресенье. Теплый летний день 22 июня. Все готовятся к большому семейному торжеству. У няни день рождения, и главный подарок - спектакль, в котором участвуют все любящие ее люди: мама и папа, две сестрички - Аленушка и Маша, тетя и дядя, сосед - военный врач. Такие спектакли не впервые в этом доме. На этот раз решено поставить пьесу по сказкам Андерсена. Из библиотечного шкафа вынимают старенькие зачитанные книжки. Распределяют роли. Героев получается больше, чем артистов. Поэтому каждый будет играть несколько ролей. В ход идут разные сказки. Мама будет феей печали и фрейлиной, тетя - феей радости, доктор - злой тролль и сам Андерсен, дядя - император и попугай, папа - поэт и соловей, Машенька - принцесса, а Аленушка - принц. Срочно сооружаются костюмы. Все, что есть в доме, идет в ход: мочалка - борода тролля, поварёжка - скипетр императора. Из куска картона вырезают корону, раскрашивают ее золотой краской, кусок материи становится романтическим плащом, наброшенным на плечи поэта. В комнату приглашают няню. Заботливо усаживают в кресло.

И разыгрывается, вернее, импровизируется сказка о добре и зле, о честности и обмане, об истинных ценностях и мнимых. И конечно же, герои поют песни. Слова для песен взяты из любимых книг, которые все не раз читали, все знают наизусть. Это стихи Даниила Хармса и Александра Введенского из довоенных детских журналов «Еж» и «Чиж», Саши Черного и Анны Ахматовой. А музыка? Какой будет она?

Композитор с энтузиазмом принялся за работу. Написал больше половины номеров - шесть из предполагавшихся десяти. Сыграл Норе Райхштейн, которая уже проводила репетиции с артистами Ленинградского молодежного театра. Песенки получились очень милые сами по себе. Их прекрасно могли бы исполнить артисты театра, на сцене которого идет немало музыкальных спектаклей, даже рок-опера. Но возникал вопрос: а могли бы их петь герои спектакля, которые ставят любительскую пьесу-импровизацию? Не трудно ли им будет?

Надо сочинить такую мелодию для песенок-импровизаций, которую сразу же запомнят и герои спектакля, и зрители. Может быть, взять «Чижика»? Или «В лесу родилась елочка»? В конце концов родилась простая четырёхтактовая тема с яркой, запоминающейся интонацией в начале запева. Она и стала темой для вариаций. (Где-то в закромах памяти хранились блистательные вариации Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина и Лядова на тему детской песенки «Тати-тати» и выступления на консерваторских капустниках пианиста Евгения Шендеровича с вариациями на тему «Чижик-пыжик».)

Композитор написал девять песенок на одну лейттему. Увертюра излагала ее в первоначальном виде. Песенки «Дождик», «Веселый старичок», «Песенка про мышку», лирическая мелодия на стихи Даниила Хармса «Я долго думал» воспринимались на слух как абсолютно автономные, но их гармоническая основа и интервалика были почерпнуты из главной темы. На ней же строилась и музыкальная зарисовка «Роза и соловей», и танго, которое так любили в предвоенные годы (конечно же, с обязательной солирующей гавайской гитарой), и танец-трещотка.

В спектакле была еще одна музыкальная тема. Она звучала в лирическом монологе поэта и в заключительной песне на стихи Саши Черного. Выразительная, запоминающаяся мелодия о прекрасном мире детства, которую поет вся семья: «Ах, сколько на свете детей, как звезд на небесном челе.» Этой светлой и радостной песней должен был завершиться домашний праздник в этой дружной и такой симпатичной семье.

Но неожиданно светлая тема начинает звучать иначе - в другом инструментальном изложении и в другом ладу, с оттенком беспокойства, тревоги. В комнату входит доктор, снимает андерсеновский плащ и шляпу и тихо говорит: «Война».

Доктор торопливо уходит. Папа завешивает окно черным плащом, мама плачет, дети растерянно смотрят на взрослых. И только слышен одинокий голос концертино, поющий тему ушедшего детства.

Мы снова оказываемся в современной комнате. В кресле сидит бабушка. В руках ее та же книжка. Она читает стихотворение, первая строчка которого дала название всему спектаклю: «Там, где шиповник рос аленький, Гномы нашли колпачки».


Человеком, который написал текст для данного произведения является

Даниил Иванович Хармс – талантливый поэт, член творческого объединения «ОБЭРИУ», но прежде всего Хармс ассоциируется у читателей как автор детской литературы. Он подарил девочкам и мальчикам стихотворения и рассказы, которые, пройдя многие годы, стали бессмертными. К таким произведениям относятся «Удивительная кошка», «Врун», «Очень страшная история», «Во-первых и во-вторых», «Из дома вышел человек», «Старуха» и т.д.


1.2. Литературный текст. Впервые «Веселый старичок» Даниила Хармса был опубликован на страницах летнего номера детского журнала «Чиж». Иллюстрировал стихотворение художник Б. Семенов. Стихотворение написано в 1940 году. Его автору исполнилось 35 лет, он давно уже числится в ненадежных попутчиках советской власти, несколько лет назад отбыл срок высылки из Ленинграда (смягчить наказание помогли и хлопоты отца), стихи его практически перестали публиковать, тем более, что за неправильный курс пострадал и С. Маршак, покровитель поэта. В эти годы он по-прежнему выступал на детских утренниках и уже плотно занимался прозой. После него остался именно рукописный архив, ведь пишущая машинка нужна была тем писателям, чьи произведения принимали в печать редакции и издательства. По воспоминаниям его жены М. Малич, в те годы они частенько жили впроголодь. Окружение его тоже изменилось, кто-то был осужден (Н. Заболоцкий), кто-то умер (Б. Житков) или жил в изоляции (А. Введенский). Впрочем, в тот же период состоялось знакомство с А. Ахматовой, была неизменна и поддержка Е. Шварца. Случалось, Д. Хармса бдительные школьники принимали за шпиона, однако в милиции его выручало удостоверение Союза писателей.

В жанровом отношении лимерик (если не совсем по форме, то по духу), нелепица, рифмовка тавтологическая и перекрестная, 3 строфы.

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!


Раз, увидя паука,

Страшно испугался,

Но схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль!

Ги-ги-ги да га-га-га,

Го-го-го да буль-буль!


А, увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу!

Го-го-го да бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах, ах!

Начинается стихотворение как сказка, однако абсурд скоро вступает в свои права. Из описания главного героя понятна его необычность. Он мал ростом, стар и замечен в чудачествах. В сущности, безобидные вещи, однако, скорее всего, в мире людей он изгой. Впрочем, всегда можно воспринимать его как пример неунывающего человека – и только. Смех стал его оружием и спасением от неприветливости мира. Он превратил его в высокое искусство. Потому и рулады его смеха редко повторяются. Банальное «ха-ха» сменяется «трюх-трюхом». Во второй строфе старичка ужасает внезапное появление паука. Кажется, предстоит схватка или позорное бегство. Однако старичок нашел выход получше: посмеяться и над своими страхами, и сбить с толку паука, и приободрить растерявшихся. Назойливая стрекоза обезоруживается тем же способом. «Повалился на траву»: немного чрезмерная, зато свободная реакция. Междометия и прямое обращение в финале: ой, ребята, не могу! Пожалуй, в этом месте его смех особенно заразителен, тем более, для детской аудитории, к которой он и обращается. Если читатели и слушатели хотя бы улыбнутся – он считает свою миссию выполненной. Россыпь звукоподражаний (собственно, смех). Синтаксический параллелизм. Анафора: страшно. В 1972 году по мотивам стихотворения «Веселый старичок» Д. Хармса был снят мультфильм.



II. Основная часть

2.1. Жанр и форма произведения. Песня «Веселый старичок» это фрагмент из музыки к детскому спектаклю «Там, где шиповник рос аленький».

Песня написана в куплетной форме (три куплета), куплет представлен в виде квадратного, однотонального периода, состоящего из двух предложений (8+8).

А

3т. вступление а + в

Период замкнутый, завершается полной каденцией в основной тональности. Период не повторного строения, 2е предложение не повторяет музыкальный материал, а вводит новый. По характеру музыки и особенностям музыкального материала можно предположить, что первое предложение - это запев, а второе припев.

2.2. Особенности музыкального языка.

Мелодия и аккомпанемент. Песня «Весёлый старичок» написана для высокого подвижного голоса в сопровождении фортепиано, с ведущей ролью голоса и подчинённой партией фортепиано. Гармоническая опора, основанная на чередовании баса и аккорда. Сопоставление опорного басового звука с более легкими аккордами является поддержкой мелодии выдержанными аккордами на основных ступенях тональности. Здесь гармония подчеркивает ладотональные тяготения и помогает не сбиться с тональности.

t1612507359aa.png

Во втором предложении опорные басовые звуки дублируют вокальную партию, тем самым более ярко подчеркивают смену настроения и одновременно являются дополнительной поддержкой в нисходящем альтерированном движении мелодии.

t1612507359ab.png

Вторая фраза второго предложения аккомпанемент полностью дублирует вокальную партию, образуя подвижный фон, основанный на гармонической фигурации основных аккордов тональности приводя к полной заключительной каденцией.

t1612507359ac.png

53 VI53 D7 T53

Мелодию данного произведения отличает, прежде всего, особое построение диалога с литературной основой, которое выражается в обобщённом отображении поэтического текста. Композитор написал девять песенок на одну лейттему. Увертюра излагала ее в первоначальном виде. Все эти песни воспринимались на слух как абсолютно автономные, но их гармоническая основа и интервалика были почерпнуты из главной темы. На ней же строилась и музыкальная зарисовка «Весёлый старичок».

4х тактовая лейттема:

t1612507359ad.pngt1612507359ae.png

Данная фраза состоит из двух мотивов, где первый мотив задаёт эмоциональный тонус своим скачкообразным нисходящем движением по квартам который сменяется восходящем волнообразным подъемом мелодической линии во втором мотиве. Первое предложение строится двух одинаковых фразах в основе которых лежит данный четырёх тактовый лейтмотив повествовательного характера.

В основе второго предложения лежит нисходящее движение по альтерированным ступеням с последующим волнообразным подъёмом по звукам аккордов. Благодаря такой выразительной мелодике композитор создаёт обобщенный образ всего произведения.

Диапазон вокальной партии: d1-c2. Тесситура вокальной партии достаточно удобна, используется средний регистр. Объём диапазона не превышает октаву.

Метроритмическая организация музыкального языка в данном произведении основан на рациональном чередование одинаково повторяющихся ритмических фигур в размере 2/4. Основная метрическая единица – восьмая. Она определяет пульсацию и постоянное ритмическое движение. Восьмые создают эффект иронии и сорказма. Развитие построено по принципу многократного повторения одной и той же ритмической формулы t1612507359af.png

Темп (быстро) является основным на протяжении всего произведения. Стоит отметить, что композитор точно не обозначил темповую шкалу, он просто обозначил «быстро, весело» тем самым давай характеристику весёлому старичку и характеру исполнения всего произведения, задорно и с самоиронией. Агогические изменения не предусмотрены автором.

Динамика очень связана с содержанием музыкального и поэтического текста. Произведение начинается на mf, рисуя образ весёлого старичка (1-8такты), россыпь звукоподражаний (собственно, смех) исполняется на f mf p mf f (9-16 такты). Второе предложение является кульминационной где смех неунывающего старичка стал его оружием и спасением от неприветливости мира. Стоит так же обратить внимание на то, что Г. Партнов использует внутри фразовые динамические волны (crescendo, diminuendo), добавляя большей выразительности музыкального языка.

Ладотональный и гармонический язык. Основная тональность анализируемого произведения - C-dur, подчёркивающий весёлый озорной светлый образ. Произведение однотональное, композитор не применяет сложных тональных сдвигов, отклонения внутри формы осуществляются только в тональность субдоминанты (F dur).

t1612507359ag.pngt1612507359ah.png

Т53 D7 IV7(S) VI6 6-5 ( C-dur) 53

Каждое построение завершается плагально на тонической функции, что придаёт форме лаконичность и завершённость. Композитор использует трезвучия главных ступеней и их обращения: Т53, Т6, S53, D53. Из диссонирующих аккордов вводит D7 и 6-5.


2.3. Выразительные средства исполнения.

Стилевая культура. Георгий Портнов хорошо знает законы искусства песни. Он пришел в песню три десятилетия назад. Он был одним из тех, кто сумел сказать свое слово, найти свою интонацию, свой голос в многоголосном песенном хоре. Песни Г.Партнова это всплеск открытого чувства - обращение ко всем, к каждому. Язык, на котором говорит композитор, так же как и Шварц в своих сказках, вроде бы совершенно расхожий. Но из этих знакомых слов и мелодий неожиданно складываются красивые, необычайные музыкальные истории таких как «Весёлый старичок».

Весь музыкально-поэтический строй песни «Весёлый старичок» трогательный, ясный, чистый, где в четком, энергичном ритме вступает красивая пластичная мелодия, выросшая из разговорных фраз куплета. Не разрушая естественности песенной мелодии, композитор вплетает в неё отдельные изобразительные детали - звукоподражание собственного смеха.

В этом сочинении Портнова уживается доступность и простота с изобразительными, остроумными композиторскими находками, расчет на быструю и легкую запоминаемость - со строгим вкусом.

Особенности интонирования и фразировки. Фразировка - средство выражения художественного образа. Закономерности фразировки, обоснованы членение музыки на фразы самой структурой данного музыкального произведения. Прежде всего, фразировка является средством выражения художественного образа «Весёлого старичка». Искажение естественности фразировки в данном произведении может нанести ущерб содержанию произведения, исказить его смысл.

В свою очередь говоря о фразировке, не стоит забывать о других выразительных средствах, которые синтезируют её – динамику, агогику, штрихи.

Анализирую форму, четко определяются границы фраз их мотивное сходство и различие. Данный период квадратного строения, состоящего из двух предложения, из чего следует что структура каждого предложения строиться на двух фразах по четыре такта. Первые две фразы построены на одинаковом мотиве, когда как последующие фразы абсолютно различны. Окончание фразы, переход от фразы к фразе, а также начало новой фразы совершается при помощи цезур, не обозначающихся в нотах.

Характер звукоизвлечения и звуковедения. Песенка «Весёлый старичок» требует от исполнителя владения кантиленным звуковедением, мягкой атаки звука, редуцирования гласных, а также предполагает передать звучанием голоса эмоциональную окраску произведения. Четко очерченная мелодия кантиленного характера связывает фразы придавая цельность всему произведению. Штрих Legato (легато) вокальной партии достигается при помощи интонационного выстраивания собственной драматургии внутри каждой фразы, что происходит благодаря балансу между плавным движением и ходами на широкие интервалы. Для имитации звуков «человеческого смеха» используется штрих Non legato (нон легато), в результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов, на которых построено все второе предложение: «Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Хо-хо-хо да гуль-гуль!». Прямое обращение в финале «ой, ребята, не могу!» где исполнитель прибегает к звуковысотной речитации, нужно использовать твёрдую атаку звука.

Особенности исполнительского дыхание. Дыхание в произведении бесшумное, берется по фразам каждые четыре такта учитывая особенности детского певческого голоса. Смена дыхания должно происходить по возможности в момент цензуры.

Динамика и тембровая окраска в произведении. Вокальная партия исполняется лёгким, светлым тембром, местами с имитацией звуков «человеческого смеха», а междометия и прямое обращение в финале «ой, ребята, не могу!» звуковысотной речитации. Более ярко и контрастно передать каждый оттенок настроения главного образа поможет динамический план всего произведения. Динамика внутри фразы изменяться в пределах p до f – дает нам слишком далекие друг от друга ступени звучности. Не стоит забывать об ослабление напряженности в окончаниях фраз которое связано с завершение мысли, также исполнение начальных звуков фраз предполагает дальнейшее развитие. Следовательно, звучность первых звуков фраз первого предложения должна давать возможность ее увеличение в рамках указанного нюанса mf. Третья фраза начинается с нюанса f, нельзя сразу усиливать звучание до предела, забывая о последующем развитии. Очень внимательного отношения к себе требует вторая фраза второго предложения, начинающиеся на тихой звучности p с последующем развитием к нюансe f. Несмотря на последующее динамическое развитие, первый тон фразы, даже при самой слабой звучности, является опорным. Вступающий исполнитель не может «потерять» или слишком ослабить опору. Развитие музыкального материала фразы определено внутренней логикой, и результатом этого развития является самая напряженная точка мелодии – кульминация (второе предложение).

t1612507359ag.pngt1612507359ah.png

Можно сказать, что одним из факторов, влияющих на фразировку, составляет освоение артикуляции и дикции в процессе работы над данным произведением. Артикуляция способствует формированию музыкальной мысли, а характер певческой дикции зависит от характера весёлого неунывающего человека, который воссоздаётся на протяжении всей песенки. Слова произносятся легко, активно и близко, этому способствует подвижный темп и неназойливая простая мелодия. В фрагменте где звучит имитация человеческого смеха слова должны быть подчеркнуто весомыми.

Для формирования музыкальной мысли и донесения литературного образа не стоит забывать о правилах орфоэпии. Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним: «Жил на-све-те ста-ри-чок ма-ле-нько-го-ро-ста…» Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова: «И- сме-ялся-ста-ри-чокчре-звы-ча-йно-про-сто…». Нужно уделить внимание в работе над каждой составляющей: произнести «светлую» гласную, затем – соединить ее с согласной, далее – перейти к образованию слова, предложению, и к пению как к продленной речи.

2.4. Методико-педагогический анализ исполнения произведения

Уровень трудности цели и задачи произведения. «Весёлый старичок» это одна из десяти песен спектакля «Там, где шиповник рос аленький» Г.Портнова. Основной задачей является приобщение детей к театральному искусству через развитие вокально-сценической культуры ребенка. «Весёлый старичок» формирует художественную и общую культуру учащихся, а также направлено на расширение репертуара в процессе обучения. Выбор данного произведения способствует художественному росту ученика и выполняет определенную воспитательную роль. В нём нашли отражение песенная мелодика и театральная импровизация которая способствует развитию образного мышления ребенка. По степени вокально-технической трудности и с учетом содержания, произведение может быть доступным детям (10–12 лет) среднего школьного возраста. Условие для этого является доступность по содержанию (весёлая сценка), по голосовым возможностям (диапазон c1-e2), по техническим навыкам (небольшие фразы, связное звуковедение, удобная динамика).

Основные пути выявления образно-художественной направленности — это раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное для данного автора, данного жанра, данной эпохи. Чтобы раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание «неунывающего самокритичного весёлого старичка», которое было заложено в него автором нужно творчески «прочесть» художественное произведение, включить воображение для создания ассоциативно-образных связей. Весёлый, озорной характер музыки, эмоциональный подъём которым наполнен весь смысл данного произведения, должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся неунывающий, безобидный эмоционально яркий музыкальный образ старичка. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придаёт интерпретации особую неповторимость и убедительность.

Исполнитель должен проанализировать три основных составляющих: идея, заложенная в произведение автором музыки, идея автора текста и, наконец, – деятельность исполнителя, которую он должен выразить то, что заложено поэтом и композитором. Трудность художественного пения, то есть пения, где главной задачей является создание музыкально-вокально-словесного образа, заключается в том, что певцу нужно на время представить себя в главной роли, полностью ощутить и пережить любые волнения и перепады настроения главного образа. Научить совмещать в себе как бы два лица: одно – действующее, другое – наблюдающее за своими действиями. Он одновременно должен быть и певцом, и режиссером. Справится с этой задачей поможет воображение, чтобы в его сознании возникла отчетливая картина будущего произведения.

Вокальные трудности в исполнении и методы их преодоления. Прежде чем приступать к работе над песней «Весёлый старичок», исполнителю следует проанализировать музыкальный текст следует с точки зрения формы, особенностей мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия. Надо очень внимательно отнестись ко всем авторским ремаркам, обратив внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки, отдельные указания о характере исполнения. В результате такого анализа, исполнитель столкнется с вокальными трудностями, преодолев которые сможет наиболее ярко передать заложенные в произведение образ и характер.

К интонационным трудностям в произведении относятся:

- квартовые нисходящие скачки при движении мелодии:

t1612507359ai.png

- интонировании повторяющегося по высоте звука, при этом нужно следить за тем, чтобы оставаться на той же высоте звука, как бы «подтягивая» каждую повторяющуюся ноту:

t1612507359aj.png

- чередование больших и малых секунд, полутоновые повторы

t1612507359aj.pngt1612507359ak.png

В помощь исполнителю, педагог может предложить прослушать, как фраза звучит на инструменте, а также сам ее продемонстрировать, прибегая к методу мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания.

Нужно прорабатывать каждый сложный фрагмент в медленном темпе, выстраивая точную мелодическую горизонталь, не забывая, что тоническое мажорное трезвучие выстраивается с ориентацией на устойчивое интонирование I и V ступени и завышение III ступени, придающей трезвучию мажорную окраску. При интонировании необходимо иметь чёткое слуховое ощущение тональности и опорных звуков в ней.

Музыкальные фразы анализируемого произведения начинается с мелодической вершины с последующим нисходящем движении, исполнитель, опасаясь слишком яркого начала, может извлекать слабый, тусклый и невыразительный звук. Оптимальным решением здесь может быть ориентировка на силу звучности последнего тона предыдущей фразы: как правило, новая фраза начинается либо на той же звучности, либо тише, чем конец предыдущей фразы.

Работа над темпом и метроритмом чрезвычайно обширна. Основным средством сохранения единства темпа в данном произведении служит ощущение счетной единицы (восьмая длительность при быстром темпе). Здесь очень важен самоконтроль, когда не педагог и не метроном будет указывать на изменение темпа, а собственный мозг, собственное чувство ритма ученика. Если не уверен - вернись к метроному. Произведение необходимо выровнять полностью, добиться темпового единства. При подвижном темпе с постоянным движением коротких длительностей, исполнитель может загнать темп, и укоротить счетную единицу. В данном случае можно темп взять чуть - чуть сдержаннее, но так, чтобы не терялась легкость, игривость и выразительный смысл произведения.

Также при разучивании произведения можно прибегнуть к использованию ритмических рисунков, которые проговариваются характерными ритмослогами с тактированием или показом пульса. Длительности и ритмические группы произносятся следующими слогами по системе В.Б. Брайнина.

Яркий непосредственный образ произведения, требует различных штриховых приёмов звуковедения. В работе над звуковедением, в частности над кантиленой, заслуживает особого внимания выравнивание гласных. Сложность исполнения нон легато во втором предложении, заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато. Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным. Здесь может помочь хорошая артикуляция и четкая дикция.

Использование твёрдой атаки при выражении прямой речи, нужно помнить о том, что при твёрдой атаке идёт дополнительная нагрузка на связки, и, поэтому, её нельзя применять постоянно.

Имитация смеха весёлого старичка — это второстепенный образ, но при это не мене важный чем основной. Потому и рулады его смеха редко повторяются. Банальное «ха-ха» сменяется «трюх-трюхом» и т.д. Это представляет определенные сложности в работе с дикцией. Достаточно большое внимание уделяется слогам состоящий из различных видов согласных и гласных. Не стоит забывать, что согласные в пении произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и потому что хорошо улавливаются ухом. Их нужно укорачивать, иначе при пении будет создаваться впечатление шума, свиста. «Ха, хе, хи, да, бух»















III. Заключение

Среди многих композиторов Г. Портнова выделяет его неповторимый стиль, музыкальный язык, мягкий юмор, эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор одинаково блестяще пишет музыку как для малышей, что дано далеко не всем, так и для взрослой аудитории.

В сочинении «Весёлый старичок» на сл. Храмса уживается доступность и простота с изобразительными, остроумными композиторскими находками, расчет на быструю и легкую запоминаемость со строгим вкусом.

Песня «Веселый старичок» это фрагмент из музыки к детскому спектаклю «Там, где шиповник рос аленький». Из описания главного героя понятна его необычность. Он мал ростом, стар и замечен в чудачествах. В мире людей он изгой. Впрочем, всегда можно воспринимать его как пример неунывающего человека. Смех стал его оружием и спасением от неприветливости мира.

Песня написана в куплетной форме (три куплета), куплет представлен в виде квадратного, однотонального периода, состоящего из двух предложений (8+8). Период замкнутый, завершается полной каденцией в основной тональности. Период не повторного строения, 2е предложение не повторяет музыкальный материал, а вводит новый.

Песня «Весёлый старичок» написана для высокого подвижного голоса в сопровождении фортепиано, с ведущей ролью голоса и подчинённой партией фортепиано. Гармоническая опора, основанная на чередовании баса и аккорда.

Во втором предложении опорные басовые звуки дублируют вокальную партию, тем самым более ярко подчеркивают смену настроения и одновременно являются дополнительной поддержкой в нисходящем альтерированном движении мелодии. Вторая фраза второго предложения аккомпанемент полностью дублирует вокальную партию, образуя подвижный фон, основанный на гармонической фигурации основных аккордов тональности приводя к полной заключительной каденцией.

В основу мелодии легла 4х тактовая лейттема на которую композитор написал девять песенок. Первое предложение построена на скачкообразном нисходящем движении по квартам которое сменяется восходящем волнообразным подъемом мелодической линии . Именно в нем лежит данный четырёх тактовый лейтмотив повествовательного характера.

В основе второго предложения лежит нисходящее движение по альтерированным ступеням с последующим волнообразным подъёмом по звукам аккордов. Диапазон вокальной партии: d1-c2. Тесситура вокальной партии достаточно удобна, используется средний регистр. Объём диапазона не превышает октаву.

Основная метрическая единица – восьмая в размере 2/4 Она определяет пульсацию и постоянное ритмическое движение. Развитие построено по принципу многократного повторения одной и той же ритмической формулы.

Стоит отметить, что композитор точно не обозначил темповую шкалу, он просто обозначил «быстро, весело» тем самым давай характеристику весёлому старичку и характеру исполнения всего произведения, задорно и с самоиронией. Агогические изменения не предусмотрены автором.

Динамика очень связана с содержанием музыкального и поэтического текста. Произведение начинается на mf, рисуя образ весёлого старичка (1-8такты), россыпь звукоподражаний (собственно, смех) исполняется на f mf p mf f (9-16 такты). Второе предложение является кульминационной где смех неунывающего старичка стал его оружием и спасением от неприветливости мира. Основная тональность анализируемого произведения - C-dur, Произведение однотональное, композитор не применяет сложных тональных сдвигов, отклонения внутри формы осуществляются только в тональность субдоминанты (F dur).

Песенка требует от исполнителя владения кантиленным звуковедением, мягкой атаки звука, редуцирования гласных, а также предполагает передать звучанием голоса эмоциональную окраску произведения прибегая к таким штрихам как Legato, имитации звуков «человеческого смеха» - Non legato и прямое обращение в финале «ой, ребята, не могу!» исполнитель прибегает к звуковысотной речитации используя твёрдую атака звуку.

Основной задачей в изучении данного произведения является приобщение детей к театральному искусству через развитие вокально-сценической культуры ребенка. В нём нашли отражение песенная мелодика и театральная импровизация которая способствует развитию образного мышления ребенка. По степени вокально-технической трудности и с учетом содержания, произведение может быть доступным детям (10–12 лет) среднего школьного возраста. Условие для этого является доступность по содержанию (весёлая сценка), по голосовым возможностям (диапазон d1-c2), по техническим навыкам (небольшие фразы, связное звуковедение, удобная динамика).

Педагогически целесообразным стоит вносить данное произведение в вокальный репертуар ученика как в учебный репертуар, исполняемый для овладения профессиональными качествами, а также как репертуар в детских театральных студиях. Благодаря передачи художественного образа произведения, выявлению идейно эмоционального смысла, ученик наиболее ярко сможет раскрыть свои профессиональные вокальные и актерские навыки, которыми он овладел в учебном процессе.










Список использованной литературы

1. Анализ вокальных произведений / под ред. О.П.Коловского. – Л.: Музыка, 1988. – 348 с.

2. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / Б.Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.

3. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки / М. Бонфельд. – М.: Владос, 2003: В 2 ч. – Ч. 1. – 251 с. Ч.2. – 208 с.

4. Горюхина, Н.А. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы / Н.А.Горюхина. – Киев: Музична Украіна, 1985. – 112 с.

5. Дмитриевский, Г. Хороведение и управление хором / Г. Дмитриевский. – М.: Музыка, 1986. – 105 с.

6. Долинская, Е. О русской музыке последней трети ХХ века / Сборник статей/ Е. Долинская. – Магнитогорск, 2000. – С. 19-27.

7. Живов, В. Исполнительский анализ хорового произведения/ В. Живов. – М.: Музыка, 1987. – 106 с.

8. Живов, В. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика/ В. Живов. – М.: Владос, 2003. – 270 с.

9. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений: учебное пособие / Г.В. Заднепровская. – М.: Владос, 2003. – 271 с.

10. Казанцева, Л. Тема как категория музыкального содержания / Л.Казанцева // Муз.академия. – 2002. - № 1. – С. 18-26.

11. Катрич, О. О дифференциации способов музыкальной выразительности композитора и исполнителя (к вопросу музыкально-исполнительского стиля) / О. Катрич // Музыкальное искусство: традиции, достижения, перспективы. Сборник статей. – Донецк: ДГМА имени С.С. Прокофьева, 1998. – С. 78-82.

12. Коленько, Р.Г. Кантатно-ораториальные формы и жанры в музыке ХХ века: Учеб.пособие. – Мн.: Бел.ун-т культуры, 2002. – 85 с.

13. Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 147 с.

14.Коловский О.П. Анализ вокальных произведений: учебное пособие. / О.П. Коловский — Л.: Музыка, 1988.

15. Кюрегян, Т.С. Форма в музыке ХVІІ – ХХ веков: учебное пособие / Т.С. Кюрегян. – 2-е изд., испр. – М.: Композитор, 2003. – 312 с.

16. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учебное пособие / Л.А.Мазель. – М.: Музыка, 1986. – 528 с.

17. Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990, 1991. – 672 с.: ил.

18. Музыка: Энциклопедия /Под.ред. Г.В.Келдыш. – М.: Большая Рос. Энцикл., 2003. – 672 с.: ил.

19. Простые и сложные формы: учеб.-метод.указания / сост. Р.Г.Коленько. – Мн.: МИК, 1984. – 25 с.

17. Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа: учебник / М.Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с.

20. Ручьевская, Е.А. Анализ вокальных произведений: учебное пособие / Е.А. Ручьевская, Л.П. Иванова, Широкова и др. – Л.: Музыка, 1988. – 352 с.

21. Способин, И.В. Музыкальная форма: учебник / И.В.Способин. – 7-е изд. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.

22. Тюлин, Ю.Н. Строение музыкальной речи / Ю.Н.Тюлин. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1969. – 174 с.

23. Тюлин, Ю.Н. Музыкальная форма / Ю.Н.Тюлин. – М.: Музыка, 1974. – 359 с.

24. Ходинская, Н.Н. Анализ музыкальных форм: учебное пособие / Н.Н.Ходинская, Р.Г.Коленько. – Мн.: БГУКИ, 2008. – с.

25. Холопов, Ю.Н. Развитие элементарных навыков научной работы при написании курсовых по анализу музыкальных произведений / Ю.Н. Холопов // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М.: Музыка, 1979. – Вып.2. – С. 58-64.








t1612507359al.jpg




Текст песни «Веселый старичок»

1.Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

"Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи

Да бух-бух!

Бу-бу-бу

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь

Да трюх-трюх!"


2.Раз, увидя паука,

Страшно испугался.

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

"Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо

Да гуль-гуль!

Ги-ги-ги

Да га-га-га,

Го-го-го

Да буль-буль!"


3.А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

"Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята не могу!

Ой, ребята,

Ах-ах!"





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.