Методическая разработка «Дифференциация звуков Д - Т»
учитель-логопед Фролова Анна Алексеевна
Методическая разработка «Дифференциация звуков Д - Т»
Цели:
Умение различать согласные Д - Т в устной и письменной речи;
Развитие фонематического слуха, восприятия;
Развитие памяти, внимания, мышления.
Ход занятия.
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Какие звуки и буквы учились различать на прошлом занятии? Назовите звонкий согласный. Придумайте слова с этим звуком. Назовите глухой согласный. Придумайте слова этим звуком (по опороным картинкам) - в приложении, либо с использованием презентции.
Знакомство с новым материалом.
Выделение звуков из слов по предметным картинкам. (В начальной позиции).
Картинки: труба, дрова.
Уточнение артикуляции звуков, установление сходства, различия (внимание на кинестетические ощущения.)
Характеристики звуков (согласные, глухой, звонкий).
Сопоставление звуков с их графическим изображением.
Дифференциация Д - Т в слогах
Повторить слоги в той же последовательности:
ДТА-ДА-ТА ТУ-ДУ-ТУ ТА-ДА-ТА-ДА
ДА-ТА-ДА ДУ-ТУ-ДУ ДА-ТА-ДА-ТА
6. Дифференциация Д -Т в словах.
Громко топнуть ножкой, если услышите в слове звонкий Д. Тихонько хлопнуть в ладоши, если услышите Т:
1) ДОМ, ДЫМ, ТАМ, ТОЛК, ДОЛЯ, ТУФЛИ.
2) ПЕТУХ, ВЕТКА, ВЁДРА, ВЕТОЧКА, ПОГОДА, ПОБЕДА, ПОСУДА.
7. Дифференциация в словах -паронимах (проводится последовательная работа на каждом занятии) Регулярно задаются домашние задания в виде речевых игр на дифференциацию (собственной разработки).
Последовательность дифференциации:
1. Хорошо отработать автоматизацию звука Д.
2. Дифференциация сначала с "далекими" фонемами (по артикуляц. укладу и акустическим признакам, не смешиваемые ребенком чтобы показать смыслоразличительную роль фонемы);
3. далее - с "близкими" фонемами (смешиваемыми ребенком).
Далее - авторские разработки.
1 этап
Повторить чистоговорки
несколько раз:
Да-да-да - бежит вода.
Ду-ду-ду - тебя найду.
До-до-до звучит гудок.
Ды-ды-ды - цветут сады.
Затем пусть ребенок говорит наоборот:
взрослый говорит: "Бежит вода"
А ребенок должен вспомнить или сам подобрать рифму: "да-да-да"
Взрослый: "Тебя найду". Ребенок: "Ду-ду-ду"
Взрослый: "Звучит гудок" Ребенок : "До-до-до"
Взрослый "Цветут сады" Ребенок: "Ды-ды-ды"
2 этап
Дифференциация звука Д с "далекими" фонемами
В начале слова
Сом - дом
пар - дар
зуб - дуб
пух - дух
Маша - Даша
суша - душа
зверь - дверь
врать - драть
соски - доски
бочка - дочка
ночь - дочь
роза - доза
вата - дата
рама - дама
пороги - дороги
позор - дозор
зубок - дубок
варить - дарить
полька - долька
пачка - дачка
вопрос- допрос
пружина - дружина
В середине слова
львы - льды
рамы - рады
Лиза - Лида
рана - рада
канава - Канада
угар - удар
бизон - бидон
печаль - педаль
ценить - цедить
знание - здание
слюна - слюда
сознание - создание
девушка - дедушка
Дифференциация звука Д с опозицционными ("близкими") фонемами
Т-Д
там - дам
том - дом
тушь - душ
Таня - Даня
Толя - доля
тары - дары
Тома - дома
тушить - душить
трель - дрель
Тверь - дверь
трап - драп
тачка - дачка
тоска - доска
точка - дочка
трава - дрова
творец - дворец
тропинка - дробинка
Дифференциация с "далекими" фонемами
Карточка 1
Замени первый звук в слове на звук [д] и послушай, какое новое слово получилось (объясни его значение). Найди соответствующую картинку. Взрослый помогает объяснять значение слов.
Сом |
Дом |
Пар |
Дар |
Зуб |
Дуб |
пух (тополиный, лебяжий) |
Дух (здоровый дух в теле) |
Маша |
Даша |
Суша |
душа (у человека) |
Зверь |
Дверь |
Соска |
Доска |
Бочка |
Дочка |
Тушь |
Душ |
Карточка 2
Замени первый звук в слове на звук [д] и послушай, какое новое слово получилось (объясни его значение). Найди соответствующую картинку. Взрослый помогает объяснять значение слов.
ночь |
дочь |
мухи |
духи |
роза |
доза (лекарства) |
вата |
дата |
рама |
дама |
золото |
долото |
пороги |
дороги |
варить |
дарить |
полька |
долька |
Карточка 3
1.Замени первый звук в слове на звук [д] и послушай, какое новое слово получилось (объясни его значение). Найди соответствующую картинку. Взрослый помогает объяснять значение слов.
пачка (бумаги) |
дачка |
носки |
доски |
вопрос |
допрос |
пружина |
дружина (княжеское войско) |
2. Исправь ошибки в предложениях (перепутались слова):
В Антарктиде холодные львы.
В зоопарке есть хищники-льды.
Мою соседку зовут еда.
На столе стоит очень вкусная Ева.
Из крана бежит холодная Вова.
Моего брата зовут вода.
Собака укусила Мишу, и на ноге у него была большая рада.
Я очень рана встрече с вами.
На карте есть страна канава.
В огороде вырыта Канада.
Карточка 4
Исправь ошибки в предложениях (перепутались слова):
Бабушка несет бизон с молоком.
Бидон - большой зверь.
На душе у подружки была педаль.
На велосипеде крутится печаль.
У дедушки Мороза длинная борона.
В поле есть борода.
В школе приобретают нужные здания.
В городе построили высотные знания.
Сидит на крылечке старенький девушка.
На прогулку идет красивая дедушка.
Карточка 5
Добавь звук [д] к началу слова. Какое новое слово у тебя получилось? Объясни его значение (взрослые помогают).
Аня |
Даня |
Олька |
долька |
рожь (злаки) |
дрожь (от холода) |
раки |
драки |
рама |
драма (жанр спектакля) |
очки |
дочки |
удочка |
дудочка |
з этап
Дифференциация с "близкой" фонемой (Д - Т)
Карточка 1
1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [д]. А если услышишь звук [т], топни ножками:
да-ка-па-та ку-му-ту-ду зы-ты-мы-ды ла-та-да-та
далее (разные согласные и гласные):
му-ки-то-да дэ-ро-ла-ту жи-та-зо-дэ
(Ребенок должен услышать слоги со звуком Т и Д и выполнить верное действие. Рекомендуется повторить упражнение дважды).
2.Замени 1й звук в слове, чтобы получились другие (новые) слова. Обратить внимание детей, что при замене всего лишь одного звука получается новое слово, полностью меняется его смысл.
дом |
|||
том |
ком |
лом |
сом |
Карточка 2
Замени первый звук в слове на звук [д]. Найди какое новое слово получилось? (Взрослый читает слова рядом с картинкой в первом столбике, ребенок ищет картинку во втором столбике)
том |
Даня |
тушь |
дрель |
Таня |
дверь |
трель (соловья) |
душ |
Тверь (город) |
дом |
трап |
доска |
тачка |
дрова |
тоска |
драп |
точка |
дачка |
трава |
дочка |
творец |
дворец |
Карточка 3
Замени первый звук в слове на звук [д]. Найди какое новое слово получилось? (Взрослый читает слова рядом с картинкой в первом столбике, ребенок ищет картинку во втором столбике)
Карточка 4
Исправьте ошибки в предложениях (слова перепутали свои места, поставь их в нужное предложение):
У Алёнушки на сердце доска.
На крыльце подгнила тоска.
Летом мы жили на тачке.
Толя возил кирпичи на дачке.
В поле растет дрова.
Дедушка наколол трава.
Мне не нравится твой Дон разговора.
В России протекает красивая река тон.
Дети закрыли Тверь в комнату.
Бабушка и дедушка Маши живут в двери.
Карточка 5
Исправьте ошибки в предложениях (слова перепутали свои места, поставь их в нужное предложение):
В конце предложения надо поставить дочку.
Мама любит свою точку.
На озере плавала маленькая серенькая удочка.
Рыболову нужна хорошая уточка.
В саду созрели вкусные плоты.
По реке плывут плоды.
Для глаз маме нужна душ.
Холодный тушь полезен для здоровья.
По всему саду раздавалась дрель соловья.
Папа взял трель и просверлил в стене отверстие.
Картока 6
Исправьте ошибки в предложениях (слова перепутали свои места, поставь их в нужное предложение):
К самолету подкатили драп.
Швея купила трап для пальто.
В полдень под липой густая день.
Весь тень Катя читала интересную книгу.
Такую красивую картину мог создать настоящий дворец.
Золушка приехала на бал во творец.
Ветер стул последние листья.
Придвинь гостью сдул.
Брат стал куртку в гардероб.
Семен сдал хорошим учеником.
IV. Связь с буквой.
V. Выводы по ходу уроков.
Уроки на дифференциацию звуков рассчитаны на несколько занятий, а также домашние задания для наилучшего закрепления материала.