Методическая разработка «Тренинг педагогического общения»

1
0
Материал опубликован 30 March 2023

Гвоздянская А.В.

«Тренинг педагогического общения»


Для педагога очень важно управлять своей мимикой и пантомимикой, а также необходимо научиться регулировать собственные педагогические переживания. Педагогу надо обязательно научиться быть внутренне спокойным, чувствовать себя в классе или в учебной аудитории достаточно раскованно и свободно. Ведь в любой момент его могут подстерегать неожиданное поведение или реакции учащихся.

Таким образом,

Цель: развитие коммуникативных навыков и установления отношений в соответствии с целями педагогической коммуникации посредством сплочения педагогического коллектива.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе и умения работать в команде;

Развитие коммуникативных навыков и умений общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умений осуществлять рефлексию.

Осознание участниками тренинга своей индивидуальности, поиск резервов для более эффективной работы в целях предупреждения эмоционального и профессионального выгорания педагогических сотрудников.


Характеристика участников тренинга: педагогический коллектив; ведущий.

«Тренинг педагогического общения» проводится в несколько этапов:

Этап - приветствие.

Упражнения-приветствия, сообщение цели занятия.

Этап - практический

Выполнение определенных упражнений и заданий, помогут

педагогам овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать

себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.

Упражнения основной части.

Рефлексия (заключительный).


Ход занятия

Приветствие.

Упражнение 1. «Рады встрече»

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки.

Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом. Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, приветствует всех, называет свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени. Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом

при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей

профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении.

Упражнение 2. «Всеобщее внимание»

Цель упражнения: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим и речевым действиям, нужно привлечь внимание окружающих.

Вопросы для анализа (задаются ведущим):

Кому удалось больше всех обратить на себя внимание?

Какие средства невербального общения использовал этот человек?

Какие эмоции при этом он испытывал?

Практический этап

Упражнение 3.  «Передача чувств»

Цель упражнения: совершенствование навыков восприятия эмоций, выраженных невербально.

Участники встают в шеренгу. Друг за другом, первый человек поворачивается ко второму и показывает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, удивление и т.п.). Второй человек должен «передать» третьему это же  чувство, третий – четвертому и т.д. У последнего спрашивают, какое чувство он «получил». И сравнивают с тем,  какое чувство было «послано» вначале, и как каждый участник понимал «полученное» им чувство.

Вопросы для анализа:

Какую эмоцию, по их мнению, им показывали?

Легко ли было ее угадать?  Почему?

Что смутило?

Упражнение 4. «Комплимент».

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Участникам необходимо придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Ведущий: вспомним слова Б. Окуджавы

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!»

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания.  Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 5. «Цветок» (под музыку).

Цель упражнения: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары. Пары выбираются посредством разложенных карточек на столе. На каждой карточке рисунком вниз изображена геометрическая фигура. У каждой карточки есть своя пара (соответствующая геометрическая фигура). Нужно найти свою пару.

В паре один из участников представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону .Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать. Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение 6. «Я заслуживаю...»

Ведущий: счастье редко дается человеку «большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас часто огорчают.

Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю...», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя.

Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, чтобы сын выполнил домашнее задание», и т.п. Вспомните не менее пяти событий.

Рефлексия.

Упражнение 7. «Чему я научился»

На  листе бумаги написаны имена участников тренинга. Напротив имени каждый участник должен написать эмоцию, которую по его мнению, испытывает в данный момент коллега. Затем каждый участник читает, что у него получилось. Идет обсуждение, кто правильно угадал эмоцию.

Упражнение 8. Дискуссия: «Нужно ли уметь правильно выражать свои эмоции и распознавать чужие»

Вопросы для дискуссии:

В чем состоит сложность обучения «педагогическому общению»?

Как полученные сведения можно применить в работе педагога?

Какой опыт вы приобрели?

Чему научились в процессе занятий?

Замечания и пожелания ведущему (можно в письменном виде).

Заключительное слово ведущего.

Наш тренинг подошел к завершению. Надеюсь, мы с вами достигли цели нашего мероприятия. Спасибо всем за участие!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.