Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по теме: «Лучший автосервис» (Для студентов СПО)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ АВТОТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
по теме:
«Лучший автосервис»
Курск 2015г
Пояснительная записка
Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс при личностно-ориентированной педагогике направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности каждого студента.
Внеклассные мероприятия, проводимые в свободной игровой форме, способствуют решению вышеозначенной задачи, поскольку создают комфортность общения, поддерживают интерес к учебе и непрерывный рост каждого студента, участвующего в проведении и подготовке мероприятия. Каждый студент может найти себе дело по душе: участие в оформлении или организация команды, подготовка материалов к турниру или участие в выступлении.
Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растёт их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
Данное внеклассное мероприятие посвящено популяризации профессии механик.
Методическая разработка адресована классным руководителям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Методика проведения мероприятия
При подготовке мероприятия мастер производственного обучения определяет тематику, формулирует цель мероприятия, определяет его задачи. Исходя из поставленных задач и темы, подбирается литература, техническое обеспечение, Интернет-ресурсы. На основе собранного материала создаётся сценарий мероприятия.
Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.
Группам, участвующим в мероприятии объявляется тема мероприятия, выдаётся задание. Представление участников. Для проведения мероприятия необходимо подготовить мастерскую. Мебель расставляется таким образом, чтобы освободить место для выступления команд, выделяются места для судей.
Мероприятие проводится в форме конкурса.
Основная часть
Тема: Интеллектуально-познавательный конкурс с элементами телепроекта «Своя игра» «Лучший автосервис».
Цель: актуализация профессионально – технических знаний посредством проведения массовых мероприятий, направленных на активизацию познавательной деятельности и творчества студентов.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у студентов умения и навыки постановки и достижения целей;
- повышать интерес к учёбе, как одному из факторов достижения успеха.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллекта и расширению кругозора;
- способствовать развитию креативных способностей студентов;
- способствовать развитию профессионально-значимых личностных качеств.
Воспитательные:
- воспитывать чувство профессиональной гордости;
- воспитывать чувство коллективизма;
- побуждать студентов к достижению успехов.
Методические:
- формировать ключевые компетенции в области освоения профессии.
Здоровьесберегающие:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Методы и приёмы:
- информационно – рецептивный;
- эвристический;
- проблемно – поисковый.
Средства обучения и оборудование
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- слесарный инструмент;
- кроссворд;
Продолжительность занятия – 80 мин.
Структура мероприятия:
1. Вводная часть
1.1. Приветствие.
1.2. Определение наличия студентов.
1.3. Объявление темы и цели мероприятия.
2. Основная часть
2.1. Сценарий мероприятия
3. Заключение
3.1. Подведение итогов мероприятия.
3.2. Заключительное слово мастера.
3.3. Заключительное слово жюри.
Внеаудиторное мероприятие по профессии автомеханик
«Лучший автосервис»
с элементами телевикторины «Своя игра»
Правила игры:
В игре участвуют две группы, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.
Раунды игры охватывают материал таких предметов как «Электротехника», «Материаловедение», «Охрана труда», «Учебная практика», «Техническое обслуживание и устройство автомобиля». Есть раунд, объединяющий в себе несколько учебных предметов под названием «Что бы это значило?».
Как и в популярной телепередаче в игре встречаются подраунды.
«Кот в мешке». Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде.
Игровой характер мероприятия, внесение в него элементов импровизации, соревновательности, значительно повышают интерес к учению, развивают потребность в творческом поиске. Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.
Цели:
обучающая: повторение программного материала по электротехнике, материаловедению, охране труда, учебной практике, техническому обслуживанию и устройству автомобиля углубление знаний обучающихся с помощью дополнительных источников информации;
развивающая: развитие стремления достичь положительного результата к познанию своей будущей профессии;
воспитательная: воспитание уважения к труду, чувства гордости за свою профессию, усвоение основ коллективизма, воспитание профессиональной культуры;
методические:
- формировать ключевые компетенции в области освоения профессии;
здоровьесберегающие:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Межпредметные связи:
электротехника, материаловедение, охрана труда, учебная практика, техническое обслуживание и устройство автомобиля, физика, химия.
Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Оборудование: компьютер, проектор, слесарные инструменты, верстак.
Сценарий
1 ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! В наш офис поступил запрос от лучших предприятий нашего мегаполиса «Прагматика» и «Везучего» на развитие бизнеса по ремонту автомобилей. В связи с этим мы решили провести конкурс на выявление лучшего автосервиса. Сумма тендера для победителя составляет 5 миллионов рублей. Для объективности результата соревнования, мы пригласили независимого эксперта для проведения тестирования наших соискателей. С его автомобилем возникли проблемы и по результатам ваших правильных ответов, он определит, в какой автосервис он обратиться. Это тоже повлияет на решение комиссии в определении победителя. Правильные ответы будут оцениваться в 10 баллов каждый.
Соревнования будут состоять из четырёх этапов.
Этап с элементами телевикторины «Своя игра»;
Практическое задание – 10 баллов;
Решение кроссворда – 10 баллов ;
Вопросы независимого эксперта – 10 баллов.
Жеребьёвка
Правила игры первого этапа.
В игре участвуют две команды, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. В случае неправильного ответа второй команды с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, но право выбора следующего вопроса остаётся за второй командой.
Как и в популярной телепередаче в игре встречаются подраунды.
«Кот в мешке». Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде.
Раунды нашей игры охватывают материал таких предметов как «Электротехника», «Материаловедение», «Охрана труда», «Учебная практика», «Устройство автомобиля», есть раунд, объединяющий в себе несколько учебных предметов под названием «Что бы это значило».
Условия второго этапа.
Представитель от каждой команды должен выполнить практическое задание. Которое состоит из следующих операций: резка, разметка, сверление и нарезание резьбы. В конечном итоге должна получиться гайка. Это задание оценивается независимым экспертом (правильность выполнения всех операций, время не учитывается).
Условия третьего этапа.
Решение кроссворда. В то время, когда представители команд выполняют практическое задание (изготовление гайки), остальным членам коллектива предоставляется возможность, помочь своей команде заработать дополнительные 10 баллов, при правильном решении кроссворда. На выполнение второго и третьего этапов отводится строго определённое время. Победителя выявляет комиссия при правильном решении кроссворда в кратчайшее время.
Условия четвёртого этапа.
Независимый эксперт задаёт командам вопросы, тематика которых базируется на знаниях студентов полученных на уроках спец.технологии « Тех.обслуживание и устройство
автомобиля». Стоимость вопроса 10 баллов.
Оценивать успехи команд будет компетентное жюри:
заведующий отделением профессии «Автомеханик» А.С.Дюмин; старший мастер О.Н.Некрасов; методист Н.В.Конькова, преподаватель специальных дисциплин Е.П.Волобуев и независимый эксперт А.В.Бурков.
2 ведущий:
Какую тему вы выбираете? Стоимость вопроса …
1 этап
Вопросы по электротехнике и материаловедению:
10 баллов: Что такое электрический ток?
Ответ: Электрический ток – это направленное движение электрических зарядов по проводнику.
20 баллов: Что такое генератор?
Ответ: Генератор – это электрическая машина, в которой механическая энергия превращается в электрическую.
30 баллов: Что такое азотирование?
Ответ: Азотирование – это процесс насыщения поверхности металла азотом для получения высокой твёрдости и износоустойчивости.
40 баллов: Назовите сплавы на медной основе.
Ответ: Латунь – сплав меди и цинка. Бронза – сплав меди с другими металлами: свинцом, алюминием, никелем.
50 баллов: Назовите мощность лампочки в автомобиле ближнего и дальнего света?
Ответ: ближнего – 30WT ,дальнего – 60WT
Вопросы по охране труда
10 баллов: Как часто должны осматриваться инструменты и оборудование?
Ответ: Все инструменты и оборудование ежедневно осматриваются, в случае неисправности инструменты своевременно заменяются.
20 баллов: Назовите средства пожаротушения?
Ответ: топор, ведро, багор, лопата, огнетушители, ящик с песком.
30 баллов: Высота ограждения автопредприятия?
Ответ:1,60см
40 баллов: Для чего заземляют все металлические резервуары, в том числе автоцистерны?
Ответ: Для того, что бы предотвратить накопление статического электричества и образование искр при переливе нефтепродуктов, все металлические резервуары заземляют.
50 баллов: Назовите методы защиты от движущихся частей машин и механизмов.
Ответ: Методами защиты от движущихся частей машин и механизмов являются:
- ограждение
- предупредительная сигнализация
- предохранительная блокировка
- аварийное отключение
- предупредительные надписи и окраска опасных зон.
Вопросы по учебной практике:
10 баллов: Как называется слесарная операция, с которой начинается изготовление деталей?
Ответ: Разметка - операция по нанесению на обрабатываемую заготовку или на поверхность материала, предназначенного для получения заготовки (лист, пруток, полоса и т.п.) разметочных линий
20 баллов: Какие инструменты применяют при рубке металла.
Ответ: Зубило, крейцмессель, канавочник. Молоток.
30 баллов: Для обеспечения требуемой посадки и взаимозаменяемости деталей и узлов машин необходимо измерить действительные размеры деталей. Перечислите применяемые измерительные средства
Ответ: Измерительные, поверочные линейки и кронциркули. Разновидности штангенинструментов. Микрометрические инструменты. Шаблоны для проверки сложных профилей деталей и линейных размеров. Калибры. Угломеры (простые, оптические, универсальные).
40 баллов: Перечислите необходимый инструмент при сборке и разборке болтовых соединений.
Ответ: Гаечные ключи :простые одноразмерные, универсальные (разводные) и ключи специального назначения.
50 баллов: Классификация механизированных инструментов
Ответ: В зависимости от типа двигателя различают инструмент электрифицированный, питаемый электрическим током и пневматический, действующий от сжатого воздуха.
Вопросы по Устройству автомобиля:
10 баллов: Назовите основные части автомобиля?
Ответ: Двигатель, шасси, кузов
20 баллов: Из каких механизмов состоит шасси автомобиля
Ответ: Трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормоза
30 баллов: Какие процессы составляют рабочий цикл четырёхтактного двигателя?
Ответ: впуск, сжатие, расширение (рабочий ход), выпуск.
40 баллов: Перечислите основные механизмы и системы карбюраторного двигателя?
Ответ: КШМ, ГРМ,
система охлаждения,
система смазки,
система питания,
система зажигания
50 баллов: Основные системы карбюратора?
Ответ: Основная дозирующая система, поплавковая камера, система холостого хода, система холодного пуска двигателя, экономайзер, ускорительный насос.
Что бы это значило?
10 баллов:
Ответ: Топливораздаточная колонка предназначена для измерения объёма топлива (бензин, керосин, дизельное топливо) и его выдачи с учётом требований учётно- расчётных операций.
20 баллов:
Ответ: Коррозия – разрушение металлов и их сплавов под действием внешней среды.
30 баллов:
Ответ: При работе с электроинструментом при высоком напряжении рабочие должны быть обеспечены диэлектрическими резиновыми перчатками, галошами и ковриками.
40 баллов:
Ответ: Закон Ома для участка цепи: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
50 баллов:
Ответ: Крекинг нефти — высокотемпературная переработка нефти и её фракций с целью получения моторных топлив, смазочных масел и т. п., а также сырья для химической и нефтехимической промышленности.
2 этап Выполнение практического задания по УП 01.01. «Слесарное дело».
Изготовление гайки по чертежу
3 этап Решение кроссворда
4 этап
В заключение нашего конкурса, мы просим независимого эксперта задать интересующие его вопросы командам.
Вопрос 1:Что такое центрифуга?
Ответ: Масляный фильтр грубой очистки.
Вопрос 2: Как определить износ ступичного подшипника переднеприводного автомобиля?
Ответ: при движении автомобиля слышится сильное гудение со стороны поврежденного (изношенного) подшипника.
Вопрос 3: Как определить износ крестовин карданного вала ВАЗ-классика модели(1,2,3,4,5,6,7).
Ответ: При трогании автомобиля с места слышен звонкий щелчок из-под днища
Вопрос 4: При движении автомобиля слышится усиленный «рёв» в подкапотном пространстве, чем это может быть вызвано?
Ответ:
– прогорела прокладка между блоком двигателя и выпускным коллектором;
– прогорела прокладка между выпускным коллектором и приёмной трубой;
– прогорела приёмная труба в стыке перехода в резонатор.
Оценочный лист
Название команды |
Охрана труда |
Учебная практика |
Тех.обслуживание и устройство автомобиля |
Материаловедение,электотехника |
Что бы это значило? |
Практическое задание |
Решение кроссворда |
Результат опроса эксперта |
Общий счёт |
«Прагматик» |
|||||||||
«Везучий» |
Литература
Техническая эксплуатация АЗК. Е.И. Зоря, В.Г. Коваленко, А.Д.Прохоров.: М, ООО «Паритет Граф», 2001.
Технологическое оборудование автозаправочных станций (комплексов). Д.В. Цигарели, В.А. Бондарь, Е.И. Зоря: М, ООО «Паритет Граф», 2000.
Методические указания временные ГСИ. Колонки топливораздаточные. Методика проверки. Карпов В.А., Резник В.Н.: 2004 г.
Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Наука, 2010, - 95-97с.
Гиннес. Мировые рекорды. 2009. Пер. с англ. В.Воропаева, М. Фадеевой. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009. – 287 с.
Пономарёв Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 2009. – 57 с.