Методическая разработка профориентационного внеаудиторного мероприятия «Что такое химия?»

2
0
Материал опубликован 29 September 2020 в группе

Методическая разработка профориентационного внеаудиторного мероприятия «Что такое химия?».


Подготовила Бойкив Н.Ю., заместитель директора по воспитательной работе ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»


ПРЕДИСЛОВИЕ


Профориентационная работа образовательной организации среднего профессионального образования является одним из важнейших направлений работы, от которого зависит имидж образовательной организации, число ее студентов, а в некоторой степени и то, как будет обеспечена кадрами та или иная отрасль промышленности Республики. Химическая промышленность является одной из важнейших базовых отраслей современной экономики. Ее продукция насчитывает около 70 тысяч наименований и широко используется для производства товаров и услуг.  Все предприятия комплекса химической промышленности ДНР условно подразделяют на 3 укрупненные группы:

производство химических веществ и химической продукции;

производство фармацевтических веществ и фармацевтической продукции;

производство резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции.

На сегодняшний день предприятия химической промышленности ДНР находятся в активной фазе своей деятельности: 29 предприятий этой отрасли уверенно набирают обороты. Среди них ООО «Донецкхим-Химический завод», ООО «Центр управления качеством больничной гигиены есть и производители уникальной продукции. Например, ООО «ДКИ», ПКФ «ЮКАС», ООО «Резинпромснаб», ООО «Европласт», КО «Донтехрезина», ООО «Теплоинвест», ООО «Полидон» и другие. Среди предприятий Республики «Технические пластические массы» является единственным производителем на территории СНГ теплоизоляционных жёсткоформованных известково-кремнезёмистых изделий для теплоизоляции котлотурбинных агрегатов.

Однако в последние годы у школьников упал интерес к изучению естественных наук, таких, как химия. Это приведет, в конечном счете к тому, что химическая промышленность ДНР будет испытывать дефицит кадров. Проведение в школах Республики профориентационной работы по популяризации химии, как науки позволяет не только расширить знания школьников о химии и повысит интерес к ее изучению, но и способствует обеспечению образовательных организации соответствующего профиля студентами, и в конечном итоге – обеспечению химической промышленности ДНР квалифицированными кадрами в будущем.

Театр химии «Фауст» Донецкого техникума химических технологий и фармации в течение нескольких лет проводит профориентационное мероприятие «Что такое химия», которое включает в себя литературно-музыкальную композицию «С чего начинается химия», мини-спектакль «Сватовство химика», интерактивный блок: химические загадки и химическая рулетка (участие принимают зрители), показ занимательных химических опытов.

Проект реализуется в общеобразовательных школах Донецкой Народной Республики путем организации выездных выступлений театра химии «Фауст» в городах Республики, и приглашений школьников для просмотра мероприятия во время школьных каникул непосредственно в техникуме. Театр химии «Фауст» провел презентации проекта «Что такое химия» в общеобразовательных школах №13, 14, 17, 19, 43, 49, 58, 65, 100, 106, 101, 118, 124 г. Донецка, школе №31 г. Макеевка и других образовательных организациях. Мероприятие и его фрагменты были представлены на Территориальном конкурсе студенческих агитбригад среди образовательных учреждений СПО Донецких территориально-образовательных округов -1,2 в 2019 г. (2 место), на Республиканском фестивале «Вернисаж профессий» (победа в номинациях «Профессия будущего» и «Лучшая тематическая экспозиция»), в территориальном этапе Республиканского конкурса «Донбасс – земля талантов», на научно-практической конференции «Тайны карбона» среди школ Калининского района г. Донецка в 2020 г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

Цель проведения мероприятия: повысить интерес учащихся общеобразовательных школ к изучению химии, получению химического образования в Донецкой Народной Республики.

Задачи проведения мероприятия: способствовать повышению химической грамотности молодежи; обеспечена образовательных учреждений республики естественнонаучного направления абитуриентами; повышение социальной активности, компетентности и профессиональной мобильности, инициативы и самодисциплины студентов техникума – участников театра химии «Фауст»; показать связь своей судьбы с судьбой Республики; показать перспективы развития химической промышленности ДНР, возможность внести свой вклад в развитие Республики; повышение патриотизма молодежи.


СЦЕНАРИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЧТО ТАКОЕ ХИМИЯ?»


Чтец 1: Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш техникум химическим зовется,

Мы рождены, чтоб химию любить!


Чтец 2: С чего начинается химия?

С контакта металла с водой,

С хороших и верных товарищей,

Стоящих в таблице толпой.


Чтец 3: А, может, она начинается

Тогда, когда капает дождь?

Железо тогда окисляется,

А медь ты дождем не возьмешь!


Чтец 4: С чего начинается химия?

Мы все же никак не поймем.

Чтоб было понятней вам, зрители,

Мы песню сейчас пропоем.


Песня «Что такое химия, приятель?»

(песня на мотив «Что такое осень» группы ДДТ)

Что такое химия, приятель?

Формулы, химические знаки,

К ним – эксперимент, зачет,

Контрольные в придачу.

Мы который год над нею плачем.

П р и п е в.

С нею в космос плывут корабли,

С ней живем и рождаемся мы.

Природу с ней защитить мы должны,

С химией будем дружны.

Что такое химия, приятель?

Это элементов строгих здание.

Это Ломоносов, Менделеев, и, конечно,

Для тебя средь них осталось место.

П р и п е в.

Из веществ состоим с тобой мы,

Это – сущность нашей Земли,

Это – воздух, пища, вода.

Химия с нами всегда.

П р и п е в.

С нею в космос плывут корабли,

С ней живем и рождаемся мы.

Природу с ней защитить мы должны,

С химией будем дружны.


Ведущий 1: Считают, что химия как ремесло возникла задолго до начала нашей эры в Древнем Египте. Слово «химия» связывают с первым названием этой страны — Кемет. В Египте начали развиваться металлургия, керамическое производство, парфюмерия, крашение тканей, изготовление лекарств.

По другим гипотезам, слово «химия» происходит от древнегреческого «хюма» — литье металлов или древнекитайского «ким» — золото.


Чтец 1: Мы химиков магами часто считаем.

Чего там химичат, мы не понимаем,

Но столько прекрасных и нужных вещей

Создали для лучшего быта людей!

Стекло и пластмасса, кирпич, гуталин,

Полиэтилен, скипидар, нафталин,

Известка и лак, краска, клей, сталь, резина.

А можем ли мы обойтись без бензина?

А сода? А мыло? Без них как нам жить?

Из жизни нам химию не исключить.

Живем с ней бок о бок и даже едим,

И путь наш совместный с ней необратим.

Мы верим, что химики с их мастерством

Не раз удивят новым нас веществом.

И пусть впереди вновь открытия ждут!

Всегда будет ценен и важен их труд!


Ведущий 2: Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и др. При опускании кусочка лимона в стакан горячего чая происходит ослабление окраски — чай здесь выступает в роли кислотного индикатора, подобного лакмусу. Аналогичное кислотно-основное взаимодействие проявляется при смачивании уксусом нарезанной синей капусты. Хозяйки знают, что капуста при этом розовеет. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой или гася водой известь, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Объяснение этих и других широко распространенных в жизни человека химических процессов — удел специалистов.

Ведущий 1: Не стоит далее перечислять химические процессы, которые проводит человек в повседневной жизни. Необходимо лишь отметить, что в любом живом организме в огромных количествах осуществляются различные химические реакции. Процессы усвоения пищи, дыхания животного и человека основаны на химических реакциях. В основе роста маленькой травинки и могучего дерева также лежат химические реакции.

Ведущий 2: Госпожа Химия – очень интересная наука, и о ней можно много говорить. Уважаемые зрители мы вас приглашаем поиграть. Сейчас мы будем загадывать загадки.

А что же такое загадка? Если сказать коротко, то ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Естественно наши загадки – химические. За правильный ответ на загадку вас ждут призы. Прошу не кричать, а поднимать руку и потом давать ответ.


(Игра со зрителями «Химические шутки-загадки». Ведущие по очереди задают загадки зрителям)

1. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы, как без рук:

Нет меня – огонь потух. (О т в е т. Кислород.)


2. Я – блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил. (О т в е т. Магний.)


3. Я – металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер – амфотерный. (О т в е т. Алюминий.)

4. Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (О т в е т. Медь.)


5. Хоть составчик мой несложный,

Без меня жить невозможно.

Я – отличный растворитель,

Жажды лучший утолитель,

А разрушите, так сразу

Вы получите два газа. (О т в е т. Вода.)

6. Нрав у газа ох непрост!

Много жизней он унес.

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. (О т в е т. Хлор.)


7. Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете,

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю солнце в небе. (О т в е т. Водород.)


8. Из меня состоит все живое:

Я графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях, и в каждом из вас. (О т в е т. Углерод)


9. Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (О т в е т. Азот)


10. Гулять в грозу - какой резон?

Подышим воздухом, дружище.

В природе словно стало чище,

Повсюду в воздухе ... (О т в е т. Озон)


11. Я металл серебристый и легкий,

И зовусь «самолетный металл»,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (О т в е т. Алюминий)


Ведущий 1: Ну, что понравились наши загадки? Тогда давайте продолжим знакомиться с волшебной наукой – Химией.

В течение всего своего развития, из века в век, химия всегда служила и продолжает служить человеку. О значении современной химии для человека и ее практической деятельности незачем и говорить. В наше время без развития химии невозможное развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, транспорта, связи, строительства, электроники, сферы быта и тому подобное. Химическая индустрия поставляет промышленности и сельскому хозяйству разные материалы и сырье. Это топливо, масла, химические волокна, пластмассы, синтетические каучуки, минеральные удобрения, моечные средства, парфюмерия, фармацевтические препараты, растворители, взрывчатые вещества и тому подобное. Как говорил Михаил Ломоносов, «широко простирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде оборачиваются перед глазами нашими успехи ЕЕ старательности». Эти слова большого русского ученого-естествоиспытателя М. В.Ломоносова (1711—1765), выраженные почти 250 лет тому назад, и сегодня не потеряли своего значения.

Ведущий 2: А какого еще великого ученого мы можем вспомнить сейчас? Конечно же, Дмитрия Ивановича Менделеева: «Сам удивляюсь – чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю, неплохо».

Вот что он говорил об открытии таблицы: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».


Песня «Отложите в сторонку дела»

(песня на мотив «А в ресторане» Л.Долиной)

Отложите в сторонку дела,

И давайте все напропалую

Окунитесь, была не была,

В элементов систему шальную.

Здесь законов химических тьма,

Но а главный открыл Менделеев.

А еще там таблица была,

Где сто пять элементов сидели.

Припев:

А на таблице, а на таблице

Там элементы, как в клетках птицы,

И что душа захочет - выбирай.

С таблицы той начинается рай!

(2 раза)

2. Предсказал Менделеев старик,

Что не все элементы открыты,

Что закону надстройка грозит,

Но основы не будут забыты.

А еще нам старик завещал,

Что система – основа науки,

Чтобы химию ты изучал

Твои дети учили и внуки

Припев — 2 раза


Ведущий 1: В одной из рукописей, относящихся к 1870 году, можно прочитать следующее: "Водород хлорович взаимодействует с глиноземием с образованием глиноземия хлоровича". Что же это за странные такие имена???

Оказывается, в 1870-1875 гг. в Петербургской академии наук всерьез (видимо, в рамках «русификации» химической номенклатуры) обсуждалась возможность использования для названий химических веществ таких сочетаний слов, которые напоминали бы русские фамилии, имена и отчества.

Ведущий 2: Например, для воды предлагалось название «водород кислородович», для хлорида калия – «калий хлорович» или «потассий хлорович», для соляной кислоты «водород хлорович», для гипохлорита калия KClO – «калий хлорович кислов», для бертолетовой соли (хлората калия KClO3) – «калий хлорович трехкислов»...

Ведущий 1: Стало быть, в рукописи, цитированной выше, приводилось описание реакции алюминия («глиноземия» или «глиния») с соляной кислотой, приводящая к получению хлорида алюминия и выделению водорода... Забавно, не правда ли?



Песня «Ваше благородие»

(песня на мотив песни из кинофильма «Белое солнце пустыни»)

Ваше благородие, господин ученый,

И зачем приснились вам химии законы?

Атомы, протоны, каждый день учи,

Группы и периоды, стройные ряды (2 раза)

Ваше благородие, господин профессор,

С вашею системою никаких эксцессов,

Высшие оксиды пострашней зимы,

Ты это придумал, а вот учим мы (2 раза)

Ваше благородие, госпожа наука,

Вряд ли мы друзья с тобой, вот какая штука.

Двойкою в журнале сердце мне не рви,

Не везет мне с химией, повезет в любви (2раза).

Ведущий 1: С помощью химии можно даже объясняться в любви.


Чтец 2: Клянусь я фосфором и хлором,

Что ты дороже мне всего,

Полным полна одним раствором

Пробирка сердца моего.

Ты помнишь плавали мы в лодке,

Там Н2О, там небосклон

И словно кальций в царской водке

Тобою был я растворен.

Душа теряет электроны,

Горит, как натрий на воде,

И положительные протоны

Несутся от меня к тебе.

Жить без тебя сумею разве?

Зачем использовать протон?!

Соединимся сигма-связью,

Отдав друг другу электрон!!!


Чтец 3: В порыве страстного брожения

Я окисляюсь от тоски,

Душа не выдержит давления

И разлетится на куски!

Мне нет покоя в здешнем мире,

Инертна воля, как азот,

И, как Аш-Два-Эс-О-четыре,

Любовь мне сердце жжёт и жжёт.


Ведущий 2: Ну, а сейчас мы с вами увидим, как химики выбирают жену. Действующие лица: Иванко-химик, Баба-яга, внучка Аленка.


Сватовство химика

(сценарий шуточной сценки)

Иванко (Бабе-яге). Бабушка, отдай за меня замуж свою внучку! Век ее любить буду!

Баба-яга (кричит). Не отдам! И не проси! И бедный ты, и участков не имеешь! Еще и делать ничего не умеешь! Две левые руки, одним словом! Сидишь в своей лаборатории, и только дым и вонь из нее идет!

Иванко (возмущенно). Как это ничего не умею? А хотите, я опишу вашу внучку с точки зрения химии! (рассказывает, обращаясь к Аленке)

ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ «ЖЕНЩИНА»
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ: Адам
АТОМНАЯ МАССА: 50 кг; также встречаются изотопы от 40 до 250кг.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ: Очень распространен.
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:
• Тает при определенном воздействии.
• Самопроизвольно закипает и без внешних причин охлаждается.
• Коэффициент расширения увеличивается с годами.
• Мнется при сдавливании в определенных местах.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:
• Очень хорошо взаимодействует с Au, Ag, Pt и другими благородными металлами.
• Поглощает дорогостоящие вещества в больших количествах.
• Может неожиданно взорваться.
• Быстро насыщается этиловым спиртом.
• Активность варьируется в зависимости от времени суток.
ПРИМЕНЕНИЕ:
• Широко применяется в декоративных целях, особенно в спортивных автомобилях.
• Является очень эффективным чистящим и моющим средством.
КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ:
• Приобретает зеленую окраску, если рядом находится другой образец более высокого качества.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ:
• При попадании в неопытные руки представляет серьезную опасность.
• Запрещается иметь более одного образца.
• Однако можно иметь и большее количество образцов, но держать их следует отдельно друг от друга, таким образом, чтобы они не взаимодействовали между собой!

Баба-яга (насмешливо) Ха, ха, ха не велико уменье.

Иванко А еще я золото из воды добыть могу!

«Добывает»: в колбу наливает 50 г прозрачного раствора плюмбум нитрата и к нему добавляет столько же прозрачного раствора иодида калия выпадает осадок плюмбум иодида интенсивно желтого цвета.

Необходимые реактивы: плюмбум нитрат, калий иодид.

Баба-яга (удивленно). Ну и ну!

Внучка. Бабушка, отпусти!

Баба-яга. Уговорили! (жадно). Люблю золото, давай его сюда!

Баба-яга забирает золото. Иванко берет за руку Аленку и они некоторое время идут

Внучка. Есть хочу!

Иванко. Ну, потерпи хоть немного

Внучка. Пить хочу!

Аленка с Иванком подходят к инсценированному бару, где стоят химические стаканы с разными растворами.

Иванко. О, смотри! Бар «Алхимик». Еще и надпись странная: «Вход бесплатный, выход тоже»

Внучка. О, тут только вода-а-а! А я молочка хочу-у-у!

Иванко. Сейчас будет тебе молоко!

Добывает из «воды» «молоко», для этого в химический стакан наливает 50 мл прозрачного раствора хлорида кальция и добавляет 50 мл прозрачного раствора карбоната натрия, выпадает осадок белого цвета.

Необходимые реактивы растворы карбоната натрия и хлорида кальция

Внучка (кричит). Не хочу молока! Хочу воды!!!

Иванко. Не хочешь — и не надо. Будет сейчас и вода!

Делает из «молока» «воду»: к полученному «молоку» добавляет хлоридную кислоту до полного растворения осадка, выделяются пузырьки газа

Необходимые реактивы: хлоридная кислота.

Внучка (кричит). Не хочу минеральной! Хочу «Караван»!!!

Иванко. Будет тебе сейчас и «Спрайт», и «Кока-кола», и «Дюшес».

Делает «напитки» разных цветов: в четыре химические стакана добавляет по несколько капель индикаторов и доливает приблизительно 50-60 мл раствора гидроксида натрия, раствор щелочи приобретает разноцветную окраску.

Необходимые реактивы раствор гидроксида натрия и индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, индиго.

Внучка (опять капризничает). Не хочу пить и уже не хочу есть!!! Ну и не внимательный ты Иванко, хотя бы цветы мне подарил

Иванко. Для тебя, моя любимая, все, что захочешь!

Протягивает ей букет желтых цветов. Цветы изготовлены из фильтровальной бумаги, пропитанной раствором хлорида ферума(III)

Внучка. Не люблю желтые, хочу синие!

Иванко. Будут тебе синие.

Иванко опускает часть цветов в раствор желтой кровяной соли, цветы приобретают синий цвет.

Необходимые реактивы: раствор желтой кровяной соли

Внучка. Не хочу синие, хочу красные!

Иванко (вздыхает). Дорогая моя будут и красные!

Остальные цветы Иванко опускает в раствор роданида калия, цветы из желтых превращаются в красные.

Необходимые реактивы: раствор роданида калия

Внучка. Не хочу цветы! Хочу молока!

Иванко (возмущенно) Как? Опять молока? Ну, нет, хватит! Надоело!

Внучка. Не хочешь — не надо! Я и сама могу! (Сливает разные раствор , но у нее ничего не получается ) А как ты это делал?

Иванко.

Совать свой нос куда попало
На химии никак нельзя.

Но, если хочешь ты  учиться,
Запомни раз и навсегда:
 Не стоит слишком  торопиться
Свершать опасные дела.
Смешать две жидкости –  прикольно,
Но если свойства их не знать,
То будет очень даже больно
И инвалидом можно стать.
   Мы вывод сделаем простой –
   Сначала думай головой.
   Таблицу Менделеева учить  пора настала,
Химические формулы –   они всему начало.

Химию учить нужно!!! Химию учить трудно, но с тобой поладить еще сложнее! Возвращайся к своей бабушке, а я пойду в свою лабораторию!


Ведущий 1: Химия - это наука, важная часть естествознания. Часто можно слышать слова: «химия испортила природу», «химия загрязнила водоем и сделала его непригодным для использования» и т. д. На самом же деле наука химия здесь вовсе не причем. Люди, используя результаты науки, плохо оформили их в технологический процесс, безответственно отнеслись к требованиям правил безопасности и к экологически допустимым нормам промышленных сбросов, неумело и не в меру использовали удобрения на сельскохозяйственных угодьях и средства защиты растений от сорняков и вредителей растений.

Ведущий 2: Без продуктов химической промышленности современному человеку не обойтись, так же как нельзя обойтись без электричества. Такая же ситуация и с продуктами химической промышленности. Нужно протестовать не против некоторых химических производств, а против их низкой культуры. Чтобы что-то производить, необходимо знать химию. А сейчас мы проверим, как знаете химию вы. Приглашаем зрителей для участия в игре «Химическая рулдетка».


Проводится компьютерная игра «Химическая рулетка»


Ведущий 1: Приготовление пищи — это тоже химические процессы. Не зря говорят, что женщины-химики часто очень хорошие кулинары. Действительно, приготовление пищи на кухне иногда напоминает выполнение органического синтеза в лаборатории. Только вместо колб и реторт на кухне используют кастрюли и сковородки, но иногда и автоклавы в виде скороварок.

Ведущий 2: Предлагаю посетить нашу волшебную химическую кухню. Почему эта кухня волшебная? Потому, что ни один самый искусный шеф-повар самого лучшего ресторана не способен делать то, что мы вам сейчас покажем. А вот можно ли попробовать, все, что готовят на такой кухне? Должна вас разочаровать – пробовать на вкус любые вещества в кабинете химии категорически запрещают правила техники безопасности.


Показ опытов «Волшебная химическая кухня»

Аспириновый коктейль

В мире есть немного таких популярных лекарств, как Аспирин. О жаропонижающих свойствах ивовой коры писал еще Гиппократ. А в 1828 году профессор химии Мюнхенского университета Йоган Бюхнер выделил из коры активную горькую на вкус субстанцию, названный им салицином (от латинского слова salix – ива). А в 1897 году немецкий химик Феликс Хоффман продолжил его исследования и нашел новый метод получения ацетилированной формы салициловой кислоты – ацетилсалициловую кислоту. Так появился на свет препарат Аспирин. В первые годы Аспирин продавался как порошок, а с 1904 года в форме таблеток.

В начале шестидесятых годов в фармацевтической компании UPSA доктором Жаном Брю была создана первая шипучая таблетка аспирина с витамином С. Итог: В бокале получаем три несмешиваемых слоя жидкостей. После добавления таблетки аспирина, она падает на дно бокала, где слой соленой воды, и начинает выпускать пузыри. Эти пузыри увлекают за собой красную жидкость и проходя через слой масла, образуют нечто похожее на лава-лампу.

таблетка растворимого аспирина;

вода;

поваренная соль;

подсолнечное масло;

этиловый спирт;

пищевой краситель (красный и зеленый);

коническая колба (250мл) – 2шт;

химический стакан (600мл) – 1шт.

1. Наливаем в 1-ый стакан воду, добавляем соль и красную краску.

2. Выливаем содержимое 1-го стакана в бокал.

3. Наливаем масло во 2-ой стакан и через воронку, аккуратно, наливаем в бокал так, что бы масло оказалось поверх соленой воды.

4. Наливаем в 3-ий стакан спирт и добавляем зеленую краску.

5. Выливаем из 3-го стакана в бокал через воронку так, что бы содержимое оказалось поверх подсолнечного масла.

6. Бросаем в бокал таблетку аспирина.

Итог: В бокале получаем три несмешиваемых слоя жидкостей. После добавления таблетки аспирина, она падает на дно бокала, где слой соленой воды, и начинает выпускать пузыри. Эти пузыри увлекают за собой красную жидкость и проходя через слой масла, образуют нечто похожее на лава-лампу.

Самодельный фейерверк

Разноцветных огней вереница,

Грёзой радужный мир показался.

Так внезапно, в момент изменился

Фейерверком волшебным взорвался.

Вверх, вращаясь, взлетают кометы,

Опадая дождём золотистым.

Вот ударил фонтан самоцветов,

Самоцветы — цветочные кисти.

Незачем идти и покупать фейерверк в магазине. Его можно сделать и самому:

КМnО4;

древесный уголь;

железные опилки;

Мg (порошок);

тигель;

керамический треугольник.

Смешаем по три щепотки порошков перманганата калия и древесного угля. К смеси добавим по щепотки железных опилок и порошок магния. Все тщательно перемешаем и поместим смесь в небольшой тигель, который установим на керамический треугольник. Треугольник поместим на керамическую плитку. Тигель нагреем в пламени спиртовки. Вскоре начнут вылетать искры.

При разложении перманганата калия выделяется кислород, который поддерживает горение железа и угля. Образующийся углекислый газ подбрасывает раскаленные частицы железной окалины:

С + О2 t1601365150aa.gifСО2 3Fе + 2О2 t1601365150aa.gif3О4.

Химический вулкан

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

большой поднос;

кафельная плитка;

(NН4)2Сr2О7;

Мg (порошок);

вата, смоченная спиртом;

спички.

Возьмем дихромат аммония, насыплем на термостойкую поверхность (например, кафельную плитку), придав ему форму горки. Сверху сделаем «кратер», в который поместим небольшой кусочек смоченной спиртом ваты. Спирт подожжем. Дихромат аммония начинает разлагаться с выделением азота, паров воды, вспучивающих смесь, и серо-зеленого оксида хрома (III):

(NН4)2Сr2О7t1601365150aa.gif Сr2О3 + N↑ + 4Н2О↑.

Реакция напоминает действующий вулкан. После ее завершения оксид хрома (III) занимает объем примерно в 2-3 раза больший, чем исходное вещество. Следует учесть, что частицы образующегося оксида хрома (III) – «вулканическая пыль» - будут оседать вокруг «вулкана», поэтому опыт необходимо ставить на большом подносе.

К дихромату аммония можно добавить немного порошка магния, тогда «вулкан» будет «извергаться» ярче.

Несгораемый платок

А вот платок – и он горит.

Но чудо все же сохранит,

И видим мы – огонь погас.

Платок опять в руках у нас.

1) носовой платок;

2) тигельные щипцы;

3) ацетон (этиловый спирт, бензин);

4) спички.

Чистый носовой платок смочи водой и отожми. Смочи его ацетоном, закрепи на штативе и подожги.

Образуется пламя. Примерно через полторы минуты ацетон сгорит, а платок останется цел. Это произошло потому, что теплотворная способность ацетона мала.

Несгораемая купюра

Нам понадобятся:

1) Щипцы.

2) Зажигалка или спички.

3) Соль (чтобы сделать цветное пламя).

4) 50%-ный раствор спирта (спирт с водой напополам).

Добавьте щепотку соли в спиртовой раствор. Окуните купюру в раствор, так, чтобы она пропиталась полностью, выньте и дайте стечь лишней жидкости. Теперь купюру можно смело поджигать. Дайте ей прогореть, пока она сама не погаснет. А потом можно помахать ей перед носом у изумленных друзей — купюра остается целой!

Когда вы поджигаете купюру, горит спирт, но вода, которой пропитана купюра, при этом не успевает испариться. Весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная денежная купюра остается неповрежденной.

Нерукотворные образы

Перед вами обычный чистый лист бумаги, но если мы проведем смоченной кисточкой, то увидим, что кто-то оставил нам послание.

спиртовой раствор фенолфталеина;

раствор NaOН;

лист фильтровальной бумаги;

кисточка.

На лист плотной бумаги нанести надпись «До новых встреч». После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором гидроксида натрия NaOН. На бумаге проявляется малиновая надпись


Чтец 4: Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

Строй Менделеевской системы строгой,

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший – водород,

Есть просто кислород, а вместе это-

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.


Ведущий 1: В этом стихотворении Степана Щипачева «Читая Менделеева» - смысл химической науки. Хочется пожелать всем присутствующим, чтобы вы любили химию, как и мы.

Ведущий 2: До новых встреч в нашем техникуме!

Использованные источники

1. Кукушкин Ю. Химия вокруг нас. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://n-t.ru/ri/kk/hm01.htm

2. Обучающие загадки по химии для детей и взрослых. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://po-ymy.ru/obuchayushhie-zagadki-po-ximii-dlya-detej-i-vzroslyx.html

3. Щипачев С. Читая Менделеева . [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://poetrylibrary.ru/stixiya/drugogo-nichego-v.html



ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЯ

(АНКЕТИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ)


Анкета участника профориентационного внеаудиторного мероприятия «Что такое химия»

Относятся ли естественные науки (химия, физика, биология) к наукам, изучение которых связано с Вашей будущей профессией?

Считаете ли Вы данные науки интересными?

После просмотра выступления театра химии «Фауст» изменилось ли Ваше отношение к данным наукам?

Хотели бы Вы узнать расширить свои познания в химии?

Хотели бы Вы узнать больше об образовательных учреждениях Республики, производящих обучение по химическим специальностям? Если да, оставьте свой контактный телефон.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.