Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дуэль между С. Есениным и В. Маяковским» (Студенты 1 курса)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе о модернистской поэзии ХХ века «Дуэль между Есениным и Маяковским»
В условиях реализации ФГОС
Преподаватель: Кузнецова Юлия Владимировна
Студенты 1 курса
Тип занятия: урок открытия новых знаний
Форма занятия: театрализация.
Цель: познакомить студентов с социальной, культурной обстановкой в России революционного периода ХХ века, изучить суть поэтического конфликта и поиска нового литературного направления лидерами ведущих литературных оппозиций – Есениным и Маяковским.
Задачи:
Деятельностные: формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, чтения, истории, музыки; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи;
Образовательные: приобщение учащихся к самостоятельному чтению; развитие читательского интереса; развитие у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы, живописи, музыки; развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательные: обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы.
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование целостного современного мировоззрения; развитие эстетического сознания;
Регулятивные действия: умение ставить цели и задачи работы; умение корректировать собственную деятельность; самоконтроль;
Познавательные действия: владение знаковым мышлением; умение интерпретировать и делать выводы; умение анализировать, систематизировать и обобщать информацию с учетом эпохи и политической обстановки в стране начала 20 века.
Коммуникативные действия: адекватное восприятие устной и письменной речи; умение понять звучащую образную речь, в том числе поэтическую, логику развития мысли.
Оборудование: костюмы актеров, большая аудитория с длинными столами и скамьями.
Структура занятия:
Мотивационный этап;
Этап актуализации знаний;
Этап открытия новых знаний;
Рефлексия.
Направление воспитательной работы: художественно-эстетическое
Форма внеурочной деятельности: театрализация
Конспект занятия:
Мотивационный этап: объявление названия мероприятия, сохранение интриги. Формулировать цель и задачи предстоит каждому зрителю самостоятельно в зависимости от его культурного уровня, степени владения материалом по поэзии начала 20 века, а также мотивированности на изучение литературы. Сама театрализация является мотивирующим средством в формировании потребности к расширению кругозора, восприятию прошлой эпохи, «как живой», восприятие жизненного пути незаурядных личностей, которыми и были В.В. Маяковский и С.А. Есенин.
Этап актуализации знаний.
Роли не называют. Зрителю известно лишь то, что в театральной постановке они увидят Есенина и Маяковского. Более осведомленным студентам известно также о полемике, которая возникала между двумя поэтами. Актуализация знаний «здесь и сейчас» позволяет сделать зрителя не только живым свидетелем, но и участником данных событий. Зритель формирует свою точку зрения, занимает сторону имажинистов или футуристов. Слушая выразительное чтение стихотворений, студенты расширяют объем литературных произведений, с которыми они ознакомлены.
Этап открытия новых знаний.
Ход мероприятия:
Историческая справка: 20 сентября 1920 г. зал быстро заполнился представителями всевозможных «истов»: неоакмеисты, футуристы, имажинисты, импрессионисты, экспрессионисты и пролетарские поэты. Выступали от каждой группы сначала с декларацией, а потом демонстрировали образцы своего творчества. Галина обратила внимание, что С. Есенин и А. Мариенгоф пришли в цилиндрах, при этом она сразу же оценила, что низкорослому Есенину цилиндр подходил как корове седло, так как высокий цилиндр придавал кинематографическую комичность его невысокой фигуре.
Имажинисты старались громко заявить о себе. Поэт Вадим Шершеневич зачитал декларацию, основную мысль которой он несколько раз повторил: нет литературы и искусства, кроме имажинизма.
Сцена. За столом сидят трое мужчин, один из них – Маяковский, В. Шершеневич станет ведущим литературной дуэли. Есенин стоит перед аудиторией без шапки, черное пальто нараспашку, лицо напряженное, агрессивное, даже злое. Он говорит, покачиваясь из стороны в сторону:
Есенин: У этого «дяденьки - достань воробышка» хорошо привешен язык! Он ловко пролез сквозь угольное ушко Велемира Хлебникова и теперь готов всех утопить в поганой луже, не замечая, что сам сидит в ней. Его талантливый учитель Хлебников, (ядовито) председатель Земного шара, торжественно вступил в «Орден имажинистов» и не только поместил свои стихи в сборнике «Харчевня зорь», но в нашем издательстве выпустил свою книгу! Как вам такое?! (резко поворачивается назад, на первый план выдвигается Маяковский, он стоит слева от Есенина).
Москвы колымага.
В ней два имаго,
Голгофа
Мариенгофа.
Город
Распорот,
Воскресение
Есенина.
Господи, отелись
В шубе из лис!
Ученик Хлебникова - Маяковский - все еще куражится (продолжает Есенин, сжимая кулаки). Смотрите, мол, на меня (передразнивает, подтрунивает над плакатным жестом Маяковского с поднятой рукой), какая я поэтическая звезда, как рекламирую Моссельпром и прочую бакалею. А я без всяких прикрас говорю: сколько бы ни куражился Маяковский, близок час гибели его газетных стихов. Таков поэтический закон судьбы агитез!
Маяковский: (громогласно выкрикивает с места) А каков закон судьбы ваших «кобылез»?
Слышится смех в зале. Есенин распаляется еще больше.
Есенин: - Моя кобыла рязанская, русская. А у вас облако в штанах! Это что русский образ? Это подражание не Хлебникову, не Уитмену, а западным модернистам...
Ведущий вскакивает с места, встает между Есениным и Маяковским.
Ведущий: - А может нам прямо сейчас и здесь попросить наших поэтов разрешить спор? Пусть читают, и мы поймем, кто лучше!
Из зала выкрикивают заранее подготовленные студенты:
- Пусть читают!.. Послушаем!.. А пускай!.. Интересно!..
Есенин: (делает шаг вперед, декламирует) -
Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль … у мерина?
Аудитория: - Стыдно! Позор!
Маяковский: - А надо ли мне после этого читать?
Аудитория: - Надо! Надо!.. Просим!
Маяковский: - Пустая трата времени! Чем стихи тут читать и штаны протирать на скамейках, лучше бы открыли еще один агитпункт!
Аудитория взрывается недовольными криками. Шумно.
Маяковский: По черным улицам белые матери
судорожно простерлись, как по гробу глазет.
Вплакались в орущих о побитом неприятеле:
"Ах, закройте, закройте глаза газет!"
Мама, громче!
Дым.
Дым.
Дым еще!
Что вы мямлите, мама, мне?
Видите -
весь воздух вымощен
громыхающим под ядрами камнем!
Ма -а -а -ма!
Сейчас притащили израненный вечер.
Крепился долго,
кургузый,
шершавый,
и вдруг, -
надломивши тучные плечи,
расплакался, бедный, на шее Варшавы.
Звезды в платочках из синего ситца
визжали:
"Убит,
дорогой,
дорогой мой!"
И глаз новолуния страшно косится
на мертвый кулак с зажатой обоймой.
Сбежались смотреть литовские села,
как, поцелуем в обрубок вкована,
слезя золотые глаза костелов,
пальцы улиц ломала Ковна.
А вечер кричит,
безногий,
безрукий:
"Неправда,
я еще могу-с
хе! -
выбряцав шпоры в горящей мазурке,
выкрутить русый ус!"
Что вы,
мама?
Белая, белая, как на гробе глазет.
"Оставьте!
О нем это,
об убитом, телеграмма.
Есенин: (лирично) - Ах, закройте,
закройте глаза газет!
Маяковский смотрит удивленно на Есенина.
Есенин: - Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся…
Аудитория: - Молодец! Давно бы так! Этого-то мы и ждали!
Ведущий: - Тихо… Тихо! Я стащу со стола всякого (кричит), пока Есенин не прочтет своего второго стихотворения!
Есенин: (руки в карманах, голова высоко поднята)
Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,
Я такой же, как ты, хулиган.
Я люблю, когда синие чащи,
Как с тяжелой походкой волы,
Животами, листвой хрипящими,
По коленкам марают стволы.
Вот оно, мое стадо рыжее!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!
Бродит черная жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.
Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченых черемух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрет меня кличка «поэт»,
Я и в песнях, как ты, хулиган.
Маякоский: (иронично) – Взбрезжи?.. Ветр?! Да вы хулиган, Есенин! (уходит со сцены)
Есенин: – А Маяковский просто безграмотен!
Маяковский возвращается, занимает прежнее место.
Есенин (кричит): – Вырос с версту ростом и думает – мы испугались – не запугаешь этим!
Маяковский: - Фабрики строить надо! Рулить страной! А вы тут развели г… (шум в зале нарастает, слышны крики «Правильно!» и противоположные «Читай давай!»).
Маяковский: - «Война объявлена – слышите вы?! (к Есенину)
Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!"
И на площадь, мрачно очерченную чернью,
багровой крови пролилась струя!
Морду в кровь разбила кофейня,
зверьим криком багрима:
"Отравим кровью игры Рейна!
Громами ядер на мрамор Рима!"
С неба, изодранного о штыков жала,
слёзы звезд просеивались, как мука в сите,
и подошвами сжатая жалость визжала:
"Ах, пустите, пустите, пустите!"
Бронзовые генералы на граненом цоколе
молили: "Раскуйте, и мы поедем!"
Прощающейся конницы поцелуи цокали,
и пехоте хотелось к убийце - победе.
Громоздящемуся городу ур_о_дился во сне
хохочущий голос пушечного баса,
а с запада падает красный снег
сочными клочьями человечьего мяса.
Вздувается у площади за ротой рота,
у злящейся на лбу вздуваются вены.
"Постойте, шашки о шелк кокоток
вытрем, вытрем в бульварах Вены!"
Газетчики надрывались: "Купите вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!"
А из ночи, мрачно очерченной чернью,
багровой крови лил_а_сь и лил_а_сь струя.
Аудитория удовлетворена, начинают собираться. Есенин вскакивает на стол:
Есенин: – Я надеюсь, что вы мне верите. Я эти стихи знаю. Это лучшие стихи изо всех, что были написаны за последнее время!
Ведущий: - Господа, дайте же слово Есенину! Его ход!
Аудитория неохотно усаживается.
Есенин: (проникновенно) Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Все тот же он теперь, с верхушкою зеленой?
По-прежнему ль крепка его кора?
(Почти без перерыва начинает читать второе, перекрикивает аудиторию, когда все затихают, слезает со стола. Шершневич жестом поднятой руки просит внимания для Есенина)
Маяковский: - Тихо! Пусть читает…
Есенин: Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта – ласкать и корябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути, –
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Тогда я понял,
Что такая Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт.
Что я поэт!...
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас замучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.
Дочитывает в тишине. Затем все актеры уходят.
Рефлексия.
Теперь у публики есть время поразмыслить над тем, что они видели и слышали. Студенты обсудят впечатления на следующем занятии по литературе, остальные обмениваются впечатлениями в свободном порядке.
Список литературы:
Бениславская Г. А. Воспоминания о Есенине / С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2.
Грузинов И. В. Есенин в воспоминаниях… - Т. 1, с. 358—359.
«Харчевня зорь». Есенин, Мариенгоф, Хлебников. Изд-во «Имажинисты», 1920, стр. 11.
7 скандалов Сергея Есенина // http://russian7.ru/post/7-skandalov-sergeya-esenina/
К проблеме личности писателя: Есенин и Маяковский// Развитие личности [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rl-online.ru/info/authors/71.html, 2003.
Кравченко А.И. Советская литература первой половины XX века// Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002// Портал «Твой учебник» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookucheba.com/page/kulturologis/ist/ist-11--idz-ax249--nf-86.html, 2010.
Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. – Т. 12. – Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917 — 1930). — М.: Худож. лит., 1959. – С. 81-117. // ФЭБ [Электронная библиотека]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/msc/msc-081-.htm, 2002.
Предсмертная записка Владимира Маяковского// Владимир Владимирович Маяковский [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://v-mayakovsky.com/zapiska.html, 2002-2010.
Чудакова М. Дуэль с властью// Огонёк [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ogoniok.ru/5053/21/, 2008.
Швецова Л. К. Есенин и Маяковский: (Из наблюдений над поэтическим языком) // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1970. — Т. XXIX. Вып. 4. — С. 308—319// ФЭБ [электронная библиотека]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/izvest/1970/04/704-308.htm, 2002.