Методическая разработка внеклассного мероприятия «Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей»
Управление образования и науки Липецкой области
Государственное областное автономное проФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
«Липецкий металлургический колледж»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей»
Липецк, 2022
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей» для специальностей:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
22.02.01 Металлургия черных металлов
18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений
22.02.05 Обработка металлов давлением
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидроавтоматики
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
09.02.07 Информационные системы и программирование
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
РАССМОТРЕНА Председателем ЦК языковедческих дисциплин от «____» ______________ 2021 г. _______________ В.В. Лаврина | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по воспитательной работе ________________ О.Н. Токарева «____» ______________ 2021 г. |
Организация-разработчик:
Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий металлургический колледж»
Разработчик:
ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж», преподаватель английского языка Ефимова А.С.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия на 1 и 2 курсе по профессиям технического профиля:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
22.02.01 Металлургия черных металлов
18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений
22.02.05 Обработка металлов давлением
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидроавтоматики
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
09.02.07 Информационные системы и программирование
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Важнейшим требованием к реализации федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
является непрерывное методическое обновление форм и методов
образовательного процесса на основе современных исследований и достижений в области педагогики и социальной психологии.
Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный преподаватель, поэтому развитие педагогического потенциала является ведущим направлением деятельности каждого образовательного учреждения.
В современных условиях важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса является рациональное и творческое использование новых технологий, приемов и методик обучения не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Использование разнообразных форм проведения внеклассных мероприятий по учебным дисциплинам дает возможность преподавателю обеспечить мотивацию к саморазвитию, реализацию собственного педагогического потенциала, подготовку студентов к инновационной и развивающей деятельности.
Воспитание студентов в современном учреждении системы СПО осуществляется в парадигме развивающегося образования. Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.
Ключевая роль в формировании профессиональных навыков и умений отводится классному руководителю, реализующему целенаправленную деятельность по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями.
В связи с этим, актуальность темы внеклассного мероприятия для 1 и 2 курса «Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей», заключается в том, что, воспитывая в студентах любовь к малой Родине и национальным традициям, уважение к родным, почтение к старшим мы формируем в них духовно-нравственные качества, развивающие личность.
Кроме того, совместное семейное времяпрепровождение является одним из самых важных факторов укрепления отношений с родственниками, так как семейная досуговая деятельность помогает воспитывать полноценную и разностороннюю личность студента.
Таким образом, общение с семьей несет в себе ключевые функции, основной из которых является установление тесных связей между поколениями. Организация совместного отдыха позволяет каждому члену семьи проявить творческие, интеллектуальные, организаторские способности. Активное участие всех членов семьи в организации общего досуга позволяет объединить всех членов семьи для веселого, интересного отдыха и еще раз обратить внимание на то, что семья – главная ценность, которой обладает каждый человек.
Положение о проведении внеклассного мероприятия для 1 и 2 курса
«Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей»
Общие положения
Внеклассное мероприятие проводится с целью совершенствования внеурочной работы со студентами, формирования традиционных семейных ценностей, развитию духовно-нравственных и моральных ценностей, созданию развивающего пространства по нравственному воспитанию студентов, обеспечивающего формирование следующих общих компетенций в составе ФГОС:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, организовывать работу коллектива.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (описывать значимость своей специальности).
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (соблюдать нормы экологической безопасности, определять нормы ресурсосбережения, в рамках профессиональной деятельности по специальности).
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности).
Внеклассное мероприятие «Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей» проводится согласно Положению о проведении внеклассного мероприятия в установленные учебной организацией сроки.
Количество участников определяется организаторами внеклассного мероприятия. В мероприятии могут принимать участие студенты 1 и 2 курса.
Цели и задачи внеклассного мероприятия
Цели внеклассного мероприятия:
формирование уважения к старшему поколению;
мотивация бережного отношения к семейным традициям;
формирование чувства ответственности за свои поступки;
воспитание уважительного отношения к семье и понимания старшего поколения;
развитие духовно-нравственных и моральных ценностей.
Задачи внеклассного мероприятия:
Воспитательные:
воспитать интерес и любовь к общению с семьей;
способствовать возникновению интереса к совместному семейному отдыху;
воспитать уважение к семейным ценностям и моральным нормам;
научить бережно относиться к родителям, старшему поколению.
Развивающие:
расширить кругозор, развить любознательность и творческие способности студентов;
раскрыть навыки работы в группе;
научить планировать семейный отдых.
Образовательные:
расширение и углубление знаний студентов об истории своей семьи;
мотивация к исследовательской деятельности.
Сроки проведения: 15 марта 2020г.
Место проведения: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 91а, ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж».
Организация и план проведения внеклассного мероприятия
Организацию работы по подготовке и проведению внеклассного мероприятия осуществляет преподаватель цикловой комиссии языковедческих дисциплин ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»: Ефимова А.С.
В функции организатора входят: разработка и утверждение методических рекомендаций по проведению внеклассного мероприятия, написание сценария мероприятия, установление сроков, времени и плана проведения мероприятия, подведение итогов.
Внеклассное мероприятие проводится в форме лекции-беседы с элементами дискуссии.
Студенты принимают активное участие в проведении мероприятия – отвечают на вопросы преподавателя; предлагают идеи по организации семейного досуга; рассказывают своих семейных ценностях и традициях; выбирают наиболее подходящие места для семейного отдыха.
Время проведения – внеурочное. Продолжительность внеклассного мероприятия – 60 минут.
Педагогические технологии и приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
словесные методы: беседа, объяснение, рассказ;
наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;
практические методы: упражнения, рефлексия.
Обеспечение внеклассного мероприятия:
аппаратное обеспечение – мультимедийный проектор, компьютер;
методическое обеспечение – методические рекомендации, план проведения мероприятия, презентация, видеофайлы.
Ход мероприятия
Организационный момент. Вступление.
Здравствуйте, уважаемые студенты и преподаватели! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей».
Сегодня мы поговорим о самых важных семейных ценностях и традициях, обсудим проблемы, возникающие в семье, попробуем найти способы решения конфликтных ситуаций, узнает, почему совместный семейный отдых благоприятно влияет на отношения всех членов семьи.
Основная часть.
Начать наше мероприятие я хочу с вопроса. Скажите мне, что для вас значит семья?
Студенты по очереди дают ответы, преподаватель обобщает полученную информацию.
Я вижу, что у каждого из вас существует свое представление о семье. Давайте посмотрим, какие ассоциации у вас вызывают слова, связанные с семьей и семейными ценностями. Я буду называть слово, а вы говорить, какая ассоциация с ним возникает у вас. Итак, начнем.
Преподаватель называет слова по очереди, студенты предлагают ассоциации. Слова дублируются на экране: дом, любовь, праздник, родственники, уважение, семейный обед, мораль, семейный отдых, традиция, терпение, брат/сестра, мама, папа, подарок, гости. Преподаватель обобщает полученную информацию.
Очень интересные ассоциации у вас получились. Как мы видим, семья – это очень сложное и интересное понятие. А сможете ли вы дать полноценное определение термину «семья»? Давайте попробуем.
Желающие поднимают руку и высказывают свое мнение.
Как мы можем увидеть, для каждого из вас слово «семья» имеет свое определенное значение. Как же этот термин определяется различными людьм и словарями? Давайте рассмотрим несколько определений:
Словарь Ожегова С.И.: «Семья – группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.
Большой энциклопедический словарь: «Семья́ – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Произведение писателя Юрия Куранова «Тепло родного очага»: «Семья» – семь-я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях».
Как мы видим, существует много определений семью, но все они сходятся в том, что семья – это общность, группа близких людей, проживающих вместе.
Я предлагаю перейти в следующему важному термину – «ценности». Кто и вас желает дать определение данному понятию? Вы знаете, что такое ценности?
Студенты предлагают варианты ответа, преподаватель обобщает все варианты ответов.
Молодцы! Ваши ответы очень информативны и точны. Давайте сравним наши ответы с мнением ведущих психологов. Ученые выделяют следующие семейные ценности:
ценность родительства;
ценность родства;
ценность супружества;
ценность здоровья;
обычаи и традиции;
Студенты сравнивают свои варианты ответа с мнением психологов.
Отлично! Сейчас, я предлагаю вам более подробно рассмотреть сущность семейных ценностей. Я прочитаю вам несколько притч о семье. Ваша задача – внимательно слушать и выделить главную мысль в каждой притче.
Преподаватель зачитывает притчи о семье вслух. Текст дублируется на экране.
Семейное счастье.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Ладная семья.
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», – говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, – и подумав, добавил: «И мира тоже».
О ветре и цветке.
Однажды Ветер встретил прекраснейший Цветок и влюбился в него. Пока Ветер нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось этого мало, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то он одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.
Ветер попытался поднять его и оживить, но уже был бессилен что-либо сделать. Тогда ветер утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
- Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!
Но Цветок ничего не ответил Ветру. Он умер.
Итак, сейчас, я предлагаю обсудить суть каждой притчи. В чем заключается главная мысль каждой истории? Актуальны ли сегодня ценности, описанные в притчах?
Студенты выражают свое мнение, преподаватель обобщает информацию.
Молодцы!
А вы знали, что в России существует праздник под названием «День семьи, любви и верности»? кто знает, когда мы отмечаем этот праздник?
Вы правы мы отмечаем день семьи 26 марта. Этот праздник совсем молодой – он появился в 2008 году. Вы знаете, какой цветок является символом данного праздника? (ромашка). Верно!
А сейчас, я хочу вам прочитать еще одну легенду под названием «Как появилась дружная семья». Слушаем внимательно!
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.
Как вы думаете, о каких качествах идет речь?
Студенты составляют список возможных качеств.
Превосходно!
Мы с вами подробно обсудили, что такое семья и ценности. Теперь, я хочу услышать, какое значение для благоприятного климата в семье имеют семейные традиции и семейный отдых. Расскажите о своих семейных традициях и о том, как вы проводите время со своей семьей.
Желающие рассказывают о своей семье, традициях и ценностях, присущих их семье.
Очень хорошо! Вы были очень искренны и информативны. Я рада, что в ваших семьях существуют такие интересные традиции!
Заключительный этап.
Итак, сегодня мы рассмотрели наиболее значимые семейные ценности, обсудили традиции, которые существуют в ваших семьях, узнали о способах организации семейного досуга.
Как мы с вами убедились, каждая семья индивидуальна. У всех возникают разногласия и споры. Однако, любовь, терпение и уважение способны разрешить любой конфликт. Также, мы выяснили, что семейный отдых может быть очень увлекательным и захватывающим. Совместный семейный отдых укрепляет отношения между младшим и старшим поколением, позволяет найти общие интересы и понять друг друга.
Я надеюсь, что вам понравилась наше мероприятие, и вы хорошо провели время и извлекли для себя много новой и важной информации.
На этом наше мероприятие закончено. Желаю вам удачи!
Список использованной литературы
Райкова Л.А. Методические рекомендации по проведению читательской конференции / Выборг: МБУК «Библиотека Выборгского района», 2014.
Федоров В.Д., Семушина Л.Г. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях / М: НПЦ «Профессионал-Ф», 2005.
Интернет-источники:
Особенности развития познавательной сферы у обучающихся. – http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library
Применение презентаций в педагогическом процессе. – http://reftrend.ru/395718.html
Методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий в условиях ФГОС. – https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniiu-vneklas.html