Методическая разработка внеклассного мероприятия «Биология в профессиях будущего»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Базовая средняя общеобразовательная школа №1»
Биология в профессиях
Ярмарка профессий будущего
Хомякова Надежда Вячеславовна,
учитель биологии
г.Александровск, Пермский край
Данная методическая разработка может быть использована для проведения
- урока по теме «Биология как наука» в начале изучения курса общей биологии в 10 классе;
- внеклассного мероприятия или классного часа по профориентационной работе с учащимися 9 – 11 классов.
Цель: показать значение биологии в современном мире, познакомив учащихся с перспективными отраслями и профессиями на ближайшие 15-20 лет.
Задачи:
- изучение пособия «Атлас новых профессий»;
- сопоставление своих возможностей с требованиями предъявляемыми к современным профессиям.
Ход мероприятия
Организационный момент
Ведущий: Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт компетенций 2030», в котором приняли участие 2500 российских и международных экспертов, для того, чтобы выяснить востребованные профессии в 19 отраслях экономики на ближайшее будущее (15-20 лет). В результате исследования был создан «Атлас новых профессий».
В группу 19 исследованных отраслей экономики вошли 4 отрасли, связанные с биологией: медицина, биотехнология, сельское хозяйство и экология.
Основная часть
Учащиеся с помощью жетонов разного цвета делятся на три группы по названию отраслей:
- медицина,
- экология,
- биотехнология и сельское хозяйство.
Ведущий: Развитие медицины имеет огромное значение в жизни человека, так как уровень ее развития и новейшие технологии позволяют на начальных этапах диагностировать заболеваниями, своевременно оказывать помощь и тем самым увеличивать продолжительность и качество жизни.
Профессии будущего в области медицины:
- IT – медик
- Генетический консультант
- Клинический биоинформатик
- Молекулярный диетолог
- Консультант по здоровой старости
- Сетевой врач
- Биоэтик
- IT - генетик
- Специалист по киберпротезированию
(Каждый из учащихся получает бейджик с названием профессии).
Ведущий: Биотехнология – это отрасль, которая охватывает многие сферы в экономике: медицину, городское и сельское хозяйство, энергетику и тем самым объединяет их, часто находя новые решения на стыке отраслей.
Быстрый рост численности населения на планете требует увеличения производства продовольствия, чтобы человечество не столкнулось с проблемой глобального голода. Поэтому престижность профессий, связанных с сельским хозяйством, в будущем вырастет.
Профессии будущего в области биотехнологии и сельского хозяйства:
- Cистемный биотехнолог
- Урбанист-эколог
- Биофармаколог
- Сити-фермер
- Гмо-агроном
- Архитектор живых систем
(Каждый из учащихся получает бейджик с названием профессии).
Ведущий: Проблема сохранения окружающей среды назрела уже давно и с каждым годом она становится все важнее и значимее. Создание комфортных для проживания человека городских экосистем – одна из первостепенных задач.
Профессии будущего в области экологии:
- Экоаудит
- Экопроповедник
- Парковый эколог
- Специалист по преодолению системных экологических катастроф
- Эковожатый
- Космобиолог
- Проектировщик интерфейсов
(Каждый из учащихся получает бейджик с названием профессии).
Получив бейджик учащиеся отвечают на вопросы анкеты:
- какие требования предъявляются к специалисту, какие навыки необходимы;
- какие задачи стоят перед специалистами;
- каковы прогнозы востребовательности данной профессии.
После обсуждения в группе, учащиеся изучают карточки с описанием профессии. Карточки сделаны на основе материала «Атлас новых профессий».
Выступления учащихся с краткой презентацией профессии и оценка собственного интереса к данной профессии и значимости в обществе.
Рефлексия
Выбор наиболее популярной профессии будущего.
Учащиеся выбирают профессию, вызвавшую особый интерес, и отдают жетон представителю данной профессии.
Интернет-источники
«Атлас новых профессий» http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf