12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Заикина Марина Владимировна264 Россия, Московская обл., Коломна Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Я за здоровый образ жизни»
(Разработано для младшего школьного возраста)
Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.
Задачи:
- актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;
- формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
- воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: «таинственный» мешок с фишками для деления на команды, 2 стола, стоящие напротив друг друга для каждой команды, станции с конкурсами, ватман с надписями команд для диагностики набираемых баллов, 2 кроссворда, 2 конверта с пазлами, мультимедийная презентация.
Ход занятия.
Этап – мотивация (ребята приветствуют друг друга, настраиваются на активную работу).
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Какой сегодня замечательный день, я очень рада всех вас видеть, я очень надеюсь, что это взаимно. Давайте улыбнемся друг другу и озарим наш класс вашими лучезарными улыбками и хорошим настроением!
Этап – пропедевтический (создание условий для успешного включения в деятельность).
Учитель: ребята, отгадайте загадку: Что мы замечаем, только когда теряем? (Здоровье).
Что же все-таки это такое - здоровье? Как его себе представить? Есть много определений . «Здоровье - это когда ничто не болит» или по-научному: «Здоровье - это не только отсутствие болезни и немощи, а состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Для большинства людей здоровье - это нормальное состояние, которое мы обычно не сознаем или не обращаем на него внимание, как мы не думаем о своем дыхании, о том, как бьется сердце. Кто-то мудро сказал: «Ощущение здоровья приобретается только после перенесенной болезни». Эта его «незаметность» может явиться причиной бездумного отношения к собственному здоровью, которое оказывается губительным для многих.
Самое примитивное и распространенное понимание здоровья - это состояние организма, когда нет болезни. Даже медики нередко действуют по нему: «Нет болезни - здоров, нам с тобой нечего делать. Вот когда заболеешь, приходи». Но здоровье - это не что-то постоянное и неизменное. Оно тоже нуждается во внимании и контроле. Здоровье необходимо поддерживать и укреплять. Думаю, в будущем, когда главной заботой медицины станет предупредить болезнь, а не лечить ее, врач будет вести не «историю болезни», а «историю здоровья».
О здоровье многие даже врачи мало что знают и не хотят им заниматься: «Не до здоровья, с болезнями нет времени и сил управиться». К тому же здоровые люди к врачам не обращаются. Поэтому врачи во все времена главным образом занимались больными и изучали болезни. Еще академик медицины Н.М. Амосов признавал: «Все врачи - специалисты по болезням, а не по здоровью». Хотя в слове «здравоохранение» главный смысл обозначен: охрана здоровья, а не лечение болезней.
Существуют международные рейтинги здоровья, которые составляются ежегодно на основании следующих показателей: продолжительность жизни, уровень детской смертности, количество потребляемых сигарет и алкоголя, физическая активность и экология. Первые три места в этом рейтинге в 2012 г. заняли Сингапур, Италия и Австралия. Россия оказалась на 97-м месте в списке из 145 стран и регионов. В одном из журналов была опубликована любопытная табличка, показывавшая результаты международного опроса сопоставимых по возрасту и социальному статусу групп лиц из разных стран Европы. Всем опрашиваемым предлагали дать оценку своего здоровья. Детали и условия опроса не сообщались, поэтому трудно судить об их объективности, но по представленным результатам доля людей, оценивающих свое здоровье как хорошее, составила в разных странах:
Норвегия – 81 %,
Нидерланды –78 %,
Финляндия – 69 %,
Италия – 62 %,
Португалия – 41 %,
Латвия – 29 %,
Россия – 22 %,
Украина – 8 %.
Думаю, эти цифры отражают определенные различия между людьми разных стран как в состоянии здоровья, так и в понимании того, что это означает, а также различия в культуре здоровья и образе жизни. И еще одна важная закономерность: многие болезни и недуги пожилого возраста зарождаются в молодости. На начальных этапах, в течение 10-30 лет они могут протекать без заметных симптомов, неудобств и ощущений (атеросклероз, многие опухоли и др.). В то же время при внимании к своему здоровью их можно было бы своевременно предупредить или остановить их развитие.1
-Ребята, мы с вами прекрасно понимаем, как важно сохранять и укреплять наше здоровье, поэтому у нас с вами сегодня будет необычное мероприятие, мы проведем конкурс на выявление знатоков активного, здорового образа жизни. Мы отправимся с вами в путешествия, посетим интересные станции, на которых узнаем много нового и интересного. Я сейчас подойду к каждому из вас и попрошу вытянуть из нашего «таинственного» мешка фишку. Так вы разделитесь на 2 команды.
-Отлично, ребята, вот теперь у нас образовалось 2 команды. Я надеюсь, что в ваших командах будет царить демократия и справедливость, но нельзя забывать, что членов другой команды тоже нужно уважать и обращаться с ними так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами. Итак, сейчас вы выберете лидера ваших команд, а также придумаете название команды.
(Дети говорят название команды, учитель на специально приготовленном ватмане для баллов вносит название команд).
Учитель: итак, ребята, правила нашей игры очень просты, выполняйте задания конкурсов и получайте очки, команда, набравшая большее количество очков, побеждает и получает призы. Удачи, ребята, пусть победит сильнейший!
Этап – деятельностный.
1 конкурс – «Станция загадочная»
Учитель: давайте вспомним, что позволит сохранить здоровье, для этого посетим станцию загадок.
Я шагаю по квартире,
Приседаю: три-четыре.
И уверен твёрдо я,
С нею ждёт успех меня! (зарядка).
Можно радоваться птицам,
Можно просто веселиться,
Можно воздухом дышать
Вместе весело… (гулять).
На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то… (лыжи).
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие… (коньки).
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Там идёт игра — … (хоккей).
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Учитель: а давайте, ребята, мы с вами тоже немножко разомнемся, ведь спорт и физкультура – основа нашего здоровья.
(Включается презентация с мультимедийной физкультминуткой).
Учитель: каждый знает, что нужно мыть руки перед тем, как сесть за стол, ежедневно принимать душ, регулярно чистить зубы и делать всё необходимое, чтобы сохранить тело чистым, а организм – здоровым.
Он — холодный, он — приятный,
С ним дружу давно, ребята,
Он водой польёт меня,
Вырасту здоровым я! (душ).
Знаю, есть на свете чудо,
Есть такое волшебство:
Поднесёшь под кран с водою –
Вмиг смывает грязь оно! (мыло).
Есть ещё у нас друзья,
Позабыть о них нельзя.
Чтоб красиво улыбаться,
Чаще надо нам встречаться!
(зубная щётка и паста).
Разгрызёшь стальные трубы,
Если будешь чистить… (зубы).
Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу. (вода).
Учитель: продуманный рациональный режим дня, который должен соблюдать каждый человек с детства – это не показатель дисциплины и послушания, как может показаться на первый взгляд. Он создан в первую очередь для того, чтобы без стрессов и истерик приучить человека с малых лет вовремя ложиться спать, отдыхать положенное количество часов и просыпаться бодрым и полным сил. Важным является и отведённое время на приёмы пищи – приучив организм к полноценному и правильному режиму питания, можно не беспокоиться о проблемах с пищеварением. Такой подход поможет сохранить здоровье, урегулировать суточные ритмы и обеспечить эмоциональное и физическое равновесие.
Чтобы сил тебе хватало
Бегать,прыгать и играть,
В самый полдень на кроватку
Нужно лечь и отдыхать.
Это значит, что у нас
По режиму… (тихий час).
Я повсюду, где бываю,
Всё на свете успеваю,
Потому что у меня
Строгий… (распорядок дня).
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать,
Если будешь ты стремиться …
соблюдать. (распорядок).
Вот совсем закрылись глазки,
И почувствовал я —
он скоро мне покажет сказки.
Мой ночной волшебник… (сон).
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Очень важен (режим дня).
Учитель: устойчивые пищевые привычки, которые формируются в детстве, в более зрелом возрасте с трудом поддаются корректировке. А ведь этот фактор играет одну из ключевых ролей в гармоничном развитии организма и его здоровье.
Очень яркая девица Летом прячется в темнице.
Любят зайчики и детки
В свежем виде и в котлетках.
Эта рыжая плутовка
Называется. . . (морковка).
Говорят, на вкус и цвет
Никаких подружек нет.
Но она для всех мила,
И полезна, и вкусна.
К сентябрю земля намокла -
Мы выкапываем … (свёклу).
Я – и свежий, и солёный,
Весь пупырчатый, зелёный.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок. (огурец).
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Витаминов кладезь он,
А зовут его. . . (лимон).
Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А полезная какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля. . . (дыни).
Учитель: вижу, что загадки отгадывать вы умеете, молодцы, ребята, а мы двигаемся дальше на следующую станцию.
2 конкурс – «Станция умников»
Учитель: ребята, а мы с вами прибыли на вторую станцию. Называется она станцией умников не просто так. Каждая команда должна ответить на вопросы кроссворда. За каждый правильный ответ команда получает балл. Желаю удачи!
3.конкурс – «Станция премудростей»
(Команды получают карточки с незаконченными пословицами. Задача участников – закончить пословицы о здоровье. В конце конкурса представители команд зачитывают свои варианты окончания пословиц. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.)
Здоровье в порядке – спасибо ___. (Ответ: зарядке.)
Если хочешь быть здоров – ___. (Ответ: закаляйся.)
В здоровом теле – ___. (Ответ: здоровый дух.)
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы знаете правила заботы о своём здоровье. Я буду начинать, а вы продолжайте.
4 конкурс – «Станция да/нет»
Учитель: я задаю вопрос, капитаны команд поднимают руку и отвечают. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Вопросы:
Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Ответ: да.)
Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Ответ: нет.)
Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день? (Ответ: нет.)
Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Ответ: да.)
Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Ответ: да.)
Легко ли отказаться от курения? (Ответ: нет.)
Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение? (Ответ: да.)
Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Ответ: нет.)
Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока? (Ответ: да.)
5 конкурс – «Станция мозаика»
Учитель: мы с вами оказались на интересной станции. Здесь задание простое, но интересное. Я раздаю каждой команде конвертик, в каждом из которых содержится по 2 картины, только они не целые, а кусочками, точно, как мозаика. Вам нужно на время собрать из пазлов картинку и приклеить ее к ватману с названием вашей команды. Кто вперед справится, тот получит балл. Всем задание понятно? Тогда, на старт, внимание, марш!
6 конкурс – «Станция творчества»
Учитель: ваши плакаты стали намного красивее с картинками о здоровой образе жизни. Однако, я вижу, что имеется много свободного места, поэтому наш заключительный конкурс будет посвящен вашим творческим работам. Вы должны нарисовать на своих ватманах рисунки, связанные с темой нашего мероприятия. Я надеюсь, вы проявите себя с лучшей стороны и воплотите все свои художественные таланты в жизнь.
4.этап эмоционально-рефлексивный (оценочный)
Подведение итогов, награждение победителей.
Учитель: Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового образа жизни. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.
Я желаю вам, ребята - быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите, по возможности всегда,
На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие
1 Три времени жизни. Ваш учебник здоровья. / В.Ф. Левшин. – М.: Университетская книга, 2015. – С. 236.
9