Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса коррекционной школы на тему «Зимующие птицы: снегирь, синица»
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса коррекционной школы
на тему «Зимующие птицы: снегирь, синица»
Цель: Формировать представления учащихся о зимующих птицах: синице, снегире.
Задачи:
- отработка словообразовательных умений:
- формировать умение составлять логически правильные словосочетания с опорой на иллюстрацию;
- формировать умение отвечать на вопросы доступными для понимания окружающих людей предложениями;
- формировать умение соотносить иллюстрацию птицы со словесным описанием;
- коррекция процессов мышления на основе упражнений в установлении логических связей;
- коррекция зрительного восприятия через упражнения в определении птиц по внешнему виду;
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания зимующим птицам;
- понимание многообразия животного мира
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе
Предметные:
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- создавать устные и письменные высказывания, развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации
Ход мероприятия
1.Мотивационный этап
Доброе утро, ребята.
Улыбка имеет удивительную силу: ободряет, дарит чувство уверенности, способствует здоровью. Давайте улыбнемся друг другу. Повернитесь налево, направо – подарите свои улыбки. Пусть мероприятие принесет нам всем радость общения и познания.
- Ребята, а вам нравятся птицы?
- Передайте эмоции и покажите:
- как вы любуетесь, глядя на птиц;
- как вы радуетесь их пению;
- как мёрзнут птицы на улице зимой;
- как вы их жалеете;
- как радуются птицы теплу
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме
- Ребята, прослушайте стихотворение, приготовьтесь отвечать на вопросы
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда и дождались мы,
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
- О ком данное стихотворение?
- Какие зимующие птицы изображены на плакате?
– Что вы знаете о синицах? о снегирях?
3. Определение темы и цели мероприятия ( создание проблемной ситуации, вхождение в тему «Ситуация яркого пятна»
«Яркое пятно»
- Назовите изображённых птиц.
- Какая фотография лишняя?
- Объясни, почему?
- Убираем фотографию ласточки, назовите тему мероприятия
4. Гимнастика для глаз
5.Основная часть мероприятия
Описание птиц
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.
Снегирь. У самцов грудка всегда окрашена в ярко-красный цвет, у самок — в серый, может просматриваться лёгкий розоватый оттенок.
Синицы выводят птенцов два раза за лето, в кладке у них 6—12 яиц (максимум 18). Птенцы находятся в гнезде 18 дней, и за это время родители приносят им корм около 10 тыс. раз.
Для строительства гнезд снегири выбирают ельники. В начале мая самка откладывает от четырех до шести яиц. Потомство высиживает пятнадцать дней. Чтобы прокормить птенцов, родители трудятся постоянно. Они приносят в гнездо семена, ягоды и другие корма. Еще через полмесяца птенцы учатся летать и вскоре выбираются из гнезда. Однако родители не перестают подкармливать своих малышей. Только достигнув месячного возраста, молодые снегири готовы к самостоятельной жизни.
Пища зимующих птиц
Синица зимой корм добывает в кроне деревьев, чаще всего в нижнем ярусе, а также в листве кустарников и подлеска. Иногда ищет опавшие семена и плоды растений на земле. Плоды с твёрдой скорлупой, такие как орехи, предварительно долбит клювом, придерживая добычу лапкой либо зажимая в коре дерева.
Зимой снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание
- Как приходится жить зимующим птицам во время холодов?
- Чем могут люди помочь птицам?
- Почему нужно подкармливать зимующих птиц?
- Зимующих птиц можно кормить нежареными семечками, неочищенными зёрнами проса, овсяными хлопьями, пшеницей, пшеном, рисом, заранее заготовленными ягодами рябины, боярышника, несолёным салом.
Нельзя кормить: чёрным хлебом, молочными продуктами, жареными и острыми продуктами, цитрусовыми, солёным салом, орехами в жареном виде.
Пение синицы и снегиря
- Прослушайте пение птиц и постарайтесь его охарактеризовать.
- На что похоже пение снегиря, синицы?
Самостоятельное приобретение новых знаний.
- При помощи Толкового словаря русского языка подберите к словам синица и снегирь однокоренные слова
6. Физминутка
«Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку.
И с дорожки улетела,
На плетень тихонько села
Пальчиковая гимнастика
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
(4 хлопка руками)
Распушили пёрышки
(Сжимание, разжимание кулака)
Греются на солнышке
(Переворот ладоней)
Головой вертят,
Улететь хотят.
(Взмахи руками вверх, вниз)
7. Закрепление изученного материала. Практическая работа
- Раскрасьте зимующих птиц. Используйте правильные цвета
Оформление выставки. Отчёт о проделанной работе. Комментарии учителя
Подбери как можно больше слов – признаков
Синица (какая?)
Подбери слова – действия, характерные для снегиря
Снегирь (что делает?)
8. Самостоятельная работа
Упражнение «Реставратор».
Восстановить предложения, намеренно «поврежденные» учителем. Через 3 минуты верный ответ произносим вслух.
Синица – это перелётная птица. Грудка у неё ярко синего цвета.
Снегирь – это домашняя птица. Снегири прилетают в наши края летом.
9.Рефлексия.
Просигнальте мне о своем настроении, отношении к уроку.
Если положительное, то поднимите предмет, имеющийся у вас яркого, теплого цвета. Если отрицательное, то поднимите предмет темного, холодного цвета.
10. Итог мероприятия
- О каких птицах говорили?
- Почему их называют зимующие?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Список используемой литературы:
1. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова Знакомство с окружающим миром учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 3 класс. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.: ил.
2. Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков Развития речи на основе знакомства с окружающим миром. В 3 классе специальных (коррекционных) школах VIII вида. – М.: АРКТИ, 2004
3. Журнал «Начальная Школа» №12 2011 г
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат ,М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат ,М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Павел Александрович
Достовалова Татьяна Леонидовна