Материал на проверке

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса коррекционной школы на тему «Зимующие птицы: снегирь, синица»

8
2
Материал опубликован 25 January

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса коррекционной школы

на тему «Зимующие птицы: снегирь, синица»

Цель: Формировать представления учащихся о зимующих птицах: синице, снегире.

Задачи: 

  • отработка словообразовательных умений:
  • формировать умение составлять логически правильные словосочетания с опорой на иллюстрацию;
  • формировать умение отвечать на вопросы доступными для понимания окружающих людей предложениями;
  • формировать умение соотносить иллюстрацию птицы со словесным описанием;
  • коррекция процессов  мышления на основе упражнений в установлении логических связей;
  • коррекция зрительного восприятия через упражнения в определении птиц по внешнему виду;
  • воспитывать бережное отношение к птицам.  

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания зимующим птицам;

- понимание  многообразия животного мира

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  - готовность к сотрудничеству, коллективной работе

Предметные:

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- создавать устные и письменные высказывания, развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации


Ход мероприятия

1.Мотивационный этап

Доброе утро, ребята.

Улыбка имеет удивительную силу: ободряет, дарит чувство уверенности, способствует здоровью. Давайте улыбнемся друг другу. Повернитесь налево, направо – подарите свои улыбки. Пусть мероприятие принесет нам всем радость общения и познания.

- Ребята, а вам нравятся птицы?

- Передайте эмоции и покажите:

  • как вы любуетесь, глядя на птиц;
  • как вы радуетесь их пению;
  • как мёрзнут птицы на улице зимой;
  • как вы их жалеете;
  • как радуются птицы теплу

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме

- Ребята, прослушайте стихотворение, приготовьтесь отвечать на вопросы

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда и дождались мы,
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

- О ком данное стихотворение?

t1737825563aa.jpg

- Какие зимующие птицы изображены на плакате?

Что вы знаете о синицах? о снегирях?   

3. Определение темы и цели мероприятия ( создание проблемной ситуации, вхождение в тему «Ситуация яркого пятна»

«Яркое пятно»

t1737825563ab.jpg   t1737825563ac.jpg  t1737825563ad.jpg​​​​​​​

- Назовите изображённых птиц.

- Какая фотография лишняя?

- Объясни, почему?

- Убираем фотографию ласточки, назовите тему мероприятия


4. Гимнастика для глаз

t1737825563ae.jpg

5.Основная часть мероприятия

Описание птиц

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

Снегирь. У самцов грудка всегда окрашена в ярко-красный цвет, у самок — в серый, может просматриваться лёгкий розоватый оттенок.

Синицы выводят птенцов два раза за лето, в кладке у них 6—12 яиц (максимум 18). Птенцы находятся в гнезде 18 дней, и за это время родители приносят им корм около 10 тыс. раз.

Для строительства гнезд снегири выбирают ельники. В начале мая самка откладывает от четырех до шести яиц. Потомство высиживает пятнадцать дней. Чтобы прокормить птенцов, родители трудятся постоянно. Они приносят в гнездо семена, ягоды и другие корма. Еще через полмесяца птенцы учатся летать и вскоре выбираются из гнезда. Однако родители не перестают подкармливать своих малышей. Только достигнув месячного возраста, молодые снегири готовы к самостоятельной жизни.

Пища зимующих птиц

Синица зимой корм добывает в кроне деревьев, чаще всего в нижнем ярусе, а также в листве кустарников и подлеска. Иногда ищет опавшие семена и плоды растений на земле. Плоды с твёрдой скорлупой, такие как орехи, предварительно долбит клювом, придерживая добычу лапкой либо зажимая в коре дерева.


Зимой снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание

- Как приходится жить зимующим птицам во время холодов?

- Чем могут люди помочь птицам?

- Почему нужно подкармливать зимующих птиц?

- Зимующих птиц можно кормить нежареными семечками, неочищенными зёрнами проса, овсяными хлопьями, пшеницей, пшеном, рисом, заранее заготовленными ягодами рябины, боярышника, несолёным салом.


Нельзя кормить: чёрным хлебом, молочными продуктами, жареными и острыми продуктами, цитрусовыми, солёным салом, орехами в жареном виде.

Пение синицы и снегиря

- Прослушайте пение птиц и постарайтесь его охарактеризовать.

- На что похоже пение снегиря, синицы?

Самостоятельное приобретение новых знаний.

- При помощи Толкового словаря русского языка подберите к словам синица и снегирь однокоренные слова

6. Физминутка

«Синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится

Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку

Почесала клювом грудку.

И с дорожки улетела,

На плетень тихонько села

Пальчиковая гимнастика

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

(4 хлопка руками)  

Распушили пёрышки

(Сжимание, разжимание кулака)

Греются на солнышке

(Переворот ладоней)                       

Головой вертят,                                  

Улететь хотят.

(Взмахи руками вверх, вниз)

7. Закрепление изученного материала. Практическая работа

- Раскрасьте зимующих птиц. Используйте правильные цвета

t1737825563af.jpgt1737825563ag.gift1737825563ag.gift1737825563ah.jpg

Оформление выставки. Отчёт о проделанной работе. Комментарии учителя

Подбери как можно больше слов – признаков

Синица (какая?)   

Подбери слова – действия, характерные для снегиря

Снегирь (что делает?)​​​​​​​

8. Самостоятельная работа

Упражнение «Реставратор».

Восстановить предложения, намеренно «поврежденные» учителем. Через 3 минуты верный ответ произносим вслух.

Синица – это перелётная птица. Грудка у неё ярко синего цвета.

Снегирь – это домашняя птица. Снегири прилетают в наши края летом.

9.Рефлексия.

Просигнальте мне о своем настроении, отношении к уроку.

Если положительное, то поднимите предмет, имеющийся у вас яркого, теплого цвета. Если отрицательное, то поднимите предмет темного, холодного цвета.

10. Итог мероприятия

- О каких птицах говорили?

- Почему их называют зимующие?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?


Список используемой литературы:

1. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова Знакомство с окружающим миром учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 3 класс. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.: ил.

2. Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков Развития речи на основе знакомства с окружающим миром. В 3 классе специальных (коррекционных) школах VIII вида. – М.: АРКТИ, 2004

3. Журнал «Начальная Школа» №12 2011 г

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат ,М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат ,М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемая Татьяна Леонидовна, спасибо за методически грамотную, творческую разработку. Обязательно использую в работе!

Вчера в 17:10

Спасибо, Павел Александрович, буду рада, если материал Вам пригодится)

Вчера в 17:24