Методическая разработка внеклассного мероприятия квест – игра «По ступенькам финансовой грамотности».
Министерства образования Чувашской Республики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования Чувашской Республики
Методическая разработка внеклассного мероприятия
квест – игра «По ступенькам финансовой грамотности».
Автор разработки:
Архипова Алена Анатольевна
Чебоксары, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Теоретическое обоснование проведения урока | 4 |
План-конспект урока | 5 |
Список литературы и информационных источников | 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность методической разработки квест -игры состоит в том, что грамотно обращаться с деньгами, экономно расходовать, инвестировать — это одно из важных умений, которому необходимо научиться детям в любом возрасте и для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Данная методическая разработка разработана в рамках воспитательного проекта «Повышение финансовой грамотности студентов СПО».
Основная цель проекта: популяризация финансовой грамотности у обучающихся 1 – 2 курсов ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии Разработка соответствует современным тенденциям развития образования, актуальна в современном мире. При разработке данного материала были использованы информационные технологии, прием критического мышления, задания на функциональную грамотность.
Прогнозируемая результативность методических материалов для личностного развития обучающихся заключается в повышения уровня функциональной грамотности. Осуществляемая деятельность способствует сплочению коллектива, повышению уровня коммуникативных и регулярных УУД. Прогнозируемая результативность методических материалов для техникума состоит в пополнении методической копилки преподавателей.
Перспективы использования данного материала среди педагогов: данная методическая разработка может быть использована преподавателем внеурочной деятельности, куратором, педагогом – организатором, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Прежде чем затрагивать тему об обучении финансовой грамотности студентов в системе среднего профессионального образования, необходимо учитывать возраст обучающихся. Юношеский возраст (16 – 20 лет) – это возраст, с которым связано становление личности. В этот период закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. Юноши и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданскую позицию, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей. Идеальный возраст для формирования новых, здоровых и полезных навыков и привычек, в том числе с точки зрения личного финансового планирования в форме игры.
Игра является станционной, то есть подразумевает несколько разных станций, на которых командам необходимо выполнять различные задания, чтобы повысить уровень своей финансовой грамотности.
Для игры «По ступенькам финансовой грамотности» были разработаны 6 игровых станций, на которых команды могут зарабатывать игровые деньги – «финики» (от слова «финансы»).
1 станция «Валюты разных стран» (максимальное количество фиников -15)
2 станция «Тест о финансах» (максимальное количество фиников -10)
3 станция «Филворд» (максимальное количество фиников -10)
4 станция: «Ребусы» (максимальное количество фиников - 10)
5 станция: «Кроссворд» (максимальное количество фиников -10)
6 станция: «Задания на финансовую грамотность» (максимальное количество фиников - 15).
Критерии оценивания:
Третье место - 35 - 41 баллов (фиников);
Второе место - 49 – 55 баллов (фиников);
Первое место - 67 - 70 баллов (фиников)
Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 70.
Станции разработаны таким образом, чтобы сложные интеллектуальные задания перемежались с логикой и требующими физической активности. Все станции способствуют повышению уровня финансовой грамотности игроков.
Для организации игры необходим как минимум один ведущий, который в курсе всей механики игры, и может следить за происходящем на станциях, переходя с одной на другую.
Сама игра длится 60 минут, на каждой станции по 10 минут. Дополнительно следует отвести не менее 5 минут в начале мероприятия на регистрацию команд и не менее 5 минут на подведение итогов и награждение по итогам мероприятия.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Средства обучения и дидактические материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал в виде карточек-заданий.
План-конспект урока
Тема: По ступенькам финансовой грамотности
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практический.
Используемые технологии: ИКТ, системно-деятельностный, игровые.
Цель: создать условия для закрепления знаний по финансовой грамотности через квест – игру «По ступенькам финансовой грамотности».
Задачи:
- соотнести денежную единицу и стран;
- повторить финансовые понятия;
- выполнить задания по функциональной грамотности;
Планируемые результаты:
Предметные:
- актуализировать знания по финансовой грамотности;
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;
Познавательные:
- умение применять ранее полученную информацию;
Регулятивные:
- умение прогнозировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные:
- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Методы:
- прием «Найди соответствие»;
- ИКТ;
- функциональная грамотность.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, учебно-демонстрационные слайды.
Структура урока
№ | Этапы мероприятия |
1. | Организационно-мотивационный этап. Приветствие, проверка отсутствующих и наличия учебных принадлежностей. Формулирование темы урока самими обучающимися. |
2. | Этап актуализации знаний. |
3. | Этап обобщения и систематизация знаний |
4. | Рефлексия. |
5. | Подведение итогов. |
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Настроены ли вы на работу? Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня я предлагаю вам принять участие в квест - игре по финансовой грамотности. Вы будете проходить станции с занимательными заданиями. Для этого вам потребуется смекалка, быстрота мышления, умение договариваться с членами своей команды.
Каждая из команд совершит путешествие по 6 станциям согласно маршрутного листа. На каждой станции у вас будет 10 минут на работу. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит жетоны. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя.
Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Команды готовы? Получите маршрутные листы. Напишите, пожалуйста, цель вашей совместной работы.
1 станция «Валюты разных стран» (максимальное количество баллов -15)
2 станция «Тест о финансах» (максимальное количество баллов -10)
3 станция «Филворд» (максимальное количество баллов -10)
4 станция: «Ребусы» (максимальное количество баллов - 10)
5 станция: «Кроссворд» (максимальное количество баллов -10)
6 станция: «Задания на финансовую грамотность» (максимальное количество баллов - 15).
Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 70.
II. Основная часть
Станция №1. «Валюты разных стран» (прием «Найди соответствие»). 15 баллов
Приложение №1.
Верные ответы:
Валюта | Страна |
Рубль Доллар Евро Злотый Фунт стерлингов Иена Юань Тенге Сом Лит Бат Тугрик Песо Рупия Крона | Россия США Страны Европы Польша Великобритания Япония Китай Казахстан Киргизия Литва Таиланд Монголия Аргентина, Чили, Колумбия, Мексика, Доминиканская Республика, Уругвай, Куба и Филиппины Республика Индия Норвегия |
Станция №2. «Тест о финансах». 10 баллов
Приложение №2.
Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?
а) сто долларов;
б) сто евро;
в) сто друзей;
г) сто лет одиночества.
Как говорят о деньгах, если они пропали впустую?
а) страдали монетки;
б) горевали рублики;
в) плакали денежки;
г) повесились банкноты.
Чем должен обладать денежный знак?
а) гордостью;
б) достоинством;
в) самоуверенностью;
г) мужеством.
Как в шутливой форме говорят о деньгах?
а) презренный металл;
б) ненавистная бумага;
в) жалкий пластик;
г) ужасная наличка.
Что делает с рублём копейка?
а) стережёт;
б) бережёт;
в) питает;
г) воспитывает.
Каким из этих слов не характеризуют деньги?
а) лимон;
б) капуста;
в) зелень;
г) ботва.
Как говорят о больших деньгах?
а) куры не клюют;
б) мыши не грызут;
в) волки не дерут;
г) глаза не смотрят.
Какие знаки надеется увидеть на должных банкнотах каждый кассир?
а) водяные;
б) воздушные;
в) магические;
г) астрономические.
Какие деньги родители выделяют своим детям?
а) домашние;
б) ручные;
в) карманные;
г) декоративные.
На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?
а) на черный день;
б) на полярную ночь;
в) на високосный год;
г) на золотой век.
Станция №3. «Филворд». 10 баллов
Н айдите и выделите следующие слова:
- Акция;
- Доход;
- Банк;
- Бухгалтер;
- Экономика;
- Капитал;
- Маркетинг;
- Налог;
- Облигация;
- Финансы
Станция №4. «Ребусы». 10 баллов
Приложение №4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правильные ответы:
1. Рубль
2. Доход
3. Бизнес
4. Капитал
5. Недвижимость
6. Ипотека
7. Страхование
8. Вклад
9. Заработная плата
10. Кредит
Станция №5. «Кроссворд». 10 баллов
Вопросы:
По вертикали:
1. Организация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или в кредит за определенную плату.
2. Вид кредита, при котором кредитор может пользоваться закладываемым имуществом.
3. Долговая бумага, удостоверяющая право держателя требовать определенную сумму долга спустя определенное время в оговоренном месте у лица, выдавшего данную бумагу.
4. Часть прибыли акционерного общества.
5. Недостача, недостаточность в чем-либо.
6. Период в экономике, когда происходит обесценивание денег и рост уровня цен на товары и услуги
По горизонтали:
7. Ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая на условиях срочности, платности, возвратности.
8. Денежный знак, изготовленный из металла.
9. План доходов и расходов семьи, предприятия, государства
10. Долгосрочное вложение средств.
Ответы:
По вертикали:
1. Банк
2. Ипотека
3. Вексель
4.Диведенд
5. Дефицит
6. Инфляция
По горизонтали:
7. Кредит
8. Монета
9. Бюджет
10. Инвестиция
Станция №6. Задания на финансовую грамотность. 15 баллов
Задание №1.
Андрей составил список расходов на февраль. Его доход в этом месяце составил 22500 рублей.
Список запланированных расходов
1. Покупки для дома, питание – 12000 рублей.
2. Интернет, сотовая связь – 800 рублей.
3. Развлечения и отдых – 1500 рублей.
4. Транспорт – 1000 рублей.
5. Обучение на курсах – 7000 рублей.
Выписка банковской карты Андрея:
Магазин «Магнит» | 2400 |
Кинотеатр «Родина» | 400 |
Магазин «Бытовая техника» | 2600 |
Оператор сотовой связи «МТС» | 300 |
Автозаправка «Подсолнух» | 600 |
Курсы программистов | 7000 |
Супермаркет «Абсолют» | 2500 |
Провайдер «Апельсин» | 500 |
Спорт -клуб «Богатырь» | 1000 |
Магазин «Всё для дома» | 1800 |
Автозаправка «Дизель» | 400 |
Магазин «Продукты» | 1400 |
Кафе «Вилка – ложка» | 300 |
Магазин « Наш» | 3000 |
По некоторым пунктам Андрею удалось уложиться в запланированный бюджет, а по некоторым не удалось. Выберите номера пунктов, по которым Андрей не уложился в бюджет.
1. Покупки для дома, питание.
2. Интернет, сотовая связь.
3. Развлечения и отдых.
4. Транспорт.
5. Обучение.
Правильный ответ: 1,3
Задание №2. Доход семьи Соловьевых в сентябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул. Чему равнялись все расходы семьи в сентябре? Сколько денег удалось отложить на отпуск?
Задание №3.
Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший брат учится в университете. Я пока ученик 5-го класса. Наш общий семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата. Зарплата папы равна 36 000 рублей, мамина зарплата составляет 25% папиной. Пенсия бабушки – 14 500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход нашей семьи?
III. Подведение итогов
Ребята, давайте подведем итоги нашего квеста. Посмотрите, пожалуйста, на критерии оценивания и количество набранных монет, поставьте себе отметку.
Критерии оценивания:
Отметка «3»- 35 - 41 баллов (фиников);
Отметка «4»- 49 – 55 баллов (фиников);
Отметка «5»- 67 - 70 баллов (фиников)
А теперь давайте проанализируем, какой была наша работа (работа с рефлексивным экраном).
Предлагаю вам выполнить домашнее задание на выбор: кроссворд «Экономические понятия», презентация на тему «Известные финансисты», эссе на любую финансовую тему.
Приложение Маршрутный лист
Маршрутный лист команды ______№_________________
Ваша цель ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ | Название станции | Количество заработанных монет | Подпись руководителя станции |
1 | «Валюты разных стран» | | |
2 | «Тест о финансах» | | |
3 | «Филворд» | | |
4 | «Ребусы» | | |
5 | «Кроссворд» | | |
6 | «Задания на финансовую грамотность» | | |
7 | Рефлексия | ||
| Общее количество собранных монет: | ________ Мах - 70 | |
Маршрутный лист команды _____№____________________
Ваша цель ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ | Название станции | Количество заработанных монет | Подпись руководителя станции |
1 | «Тест о финансах» | | |
2 | «Филворд» | | |
3 | «Ребусы» | | |
4 | «Кроссворд» | | |
5 | «Задания на финансовую грамотность» | | |
6 | «Валюты разных стран» | | |
7 | Рефлексия | ||
| Общее количество собранных монет: | ________ Мах - 70 | |
Маршрутный лист команды ___№___________________
Ваша цель ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ | Название станции | Количество заработанных монет | Подпись руководителя станции | |
1 | «Ребусы» | | | |
2 | «Кроссворд» | | | |
3 | «Задания на финансовую грамотность» | | | |
4 | «Валюты разных стран» | | | |
5 | «Тест о финансах» | | | |
6 | «Филворд» | | | |
7 | Рефлексия | |||
| Общее количество собранных монет: | ________ Мах - 70 | |
Маршрутный лист команды ______№________________
Ваша цель ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ | Название станции | Количество заработанных монет | Подпись руководителя станции |
1 | «Кроссворд» | | |
2 | «Задания на финансовую грамотность» | | |
3 | «Валюты разных стран» | | |
4 | «Тест о финансах» | | |
5 | «Филворд» | | |
6 | «Ребусы» | | |
7 | Рефлексия | ||
| Общее количество собранных монет: | ________ Мах - 70 | |
Маршрутный лист команды ___№____________________
Ваша цель ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ | Название станции | Количество заработанных монет | Подпись руководителя станции | |
1 | «Задания на финансовую грамотность» | | | |
2 | «Валюты разных стран» | | | |
3 | «Тест о финансах» | | | |
4 | «Филворд» | | | |
5 | «Ребусы» | | | |
6 | «Кроссворд» | | | |
7 | Рефлексия | |||
| Общее количество собранных монет: | ________ Мах - 70 | |
Приложение Кроссворд
| | 1 | | | | | 2 | | | |
| |
| | | | |
| | | |
| | | | | | |
| | | |
| | 7 |
|
|
|
|
| | | |
| | | | | | |
| | | |
| | | | | 3 | |
| | | |
| | 8 |
|
|
|
|
| | | |
| | | | |
| | | | | |
| | | | |
| | | | | |
| 9 |
| 4 |
|
|
| | | | |
| | |
| |
| | | | | |
| | |
| |
| | | 5 | | |
| | |
| | | | |
| | |
| 6 | |
| | | | |
| | |
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| | | | |
| | |
|
| |
| | | | |
| | |
|
| | | | | | |
| | |
|
| | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | |
Приложение Рефлексивный экран
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
6. У меня получилось …
7. Я смог…
8. Я попробую…
9. Мне захотелось…
Список литературы и информационных источников
http://финграмотностьвшколе.рф/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
4