Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Колыванский аграрный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия по физике
«Где логика?»
р.п.Колывань
2020 год
Рассмотрено на заседании ПЦК
гуманитарных и социальных дисциплин
Протокол № _______
от «___» _____________ 20___г.
Председатель: _______________Е.В.Сидорович
Составитель: Сидорович Елена Валерьевна, преподаватель первой квалификационной категории.
Методическая разработка содержит указания по подготовке и проведению внеклассного конкурсно-игрового мероприятия по физике в форме интеллектуальной игры «Где логика?».
Методическая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин.
Содержание
Введение………………………………………………………………...............4
Интеллектуальная игра как форма обучения…………………………….6
Методика проведения внеклассного мероприяти………………………………………………..……………………...9
План занятия…………………….……………. ………………………….10
Сценарий внеклассного мероприятия……………. …………………….12
Заключение……………………………………………………….....................18
Список литературы …………………………………………………...............19
Введение
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Это можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Особое значение имеет командная игра. В ней развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Использование интеллектуальных игр способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению.Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться и знать.
Актуальность данной разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, формирования умений применять полученные знания в практической деятельности, выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.
Цель разработки – оживить сложную физику введением в нее элементов игры, способствующих отвлечься от привычной формы проведения занятий, стимулировать лучшее запоминание материала, а также способствовать повышению мотивации.
Задачи:
изучить методику проведения интеллектуальной игры;
разработать задания и вопросы о физических явлениях и процессах;
продумать сценарий проведения игры;
оформить презентацию для проведения игры;
систематизировать весь материал в методическую разработку.
Такое мероприятие предполагает использование комбинации имитационных и эвристических методов, позволяющих решить поставленные задачи наиболее оптимальным образом. Представленный сценарий учитывает возрастные особенности студентов, уровень подготовленности участников, возможные эмоциональные воздействия, а также психологическую атмосферу всего мероприятия в целом.
Интеллектуальная игра как форма обучения
В современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации.Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.Каждый обучающий хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.
Интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых дат, исторических имен и других событий.
Игра требует от студента мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности подростков к восприятию, сопереживанию.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации. Назначение интеллектуальных игр – развитие познавательных процессов у студентов (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой интеллектуальной игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В любом смысле игра носит обучающий характер.
Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют определенные требования к организации интеллектуальных игр:
Игра – форма деятельности обучающихся, в которой открывается простор для личной активности и творчества.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры
Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Исходя, из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:
вызвать интерес к теме;
спровоцировать потребность работы с учебной литературой;
направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса.
Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Использование интеллектуальных игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.
Методика проведения внеклассного мероприятия
Сценарий игры "Где логика?"- это аналог шоу канала ТНТ, которое представляет собой конкурсное мероприятие с прохождением различных раундов с разноуровневыми заданиями в целях закрепления знаний по дисциплине.
Игра проводится под руководством преподавателя, являющегося судьей интеллектуальной игры. Помощь в проведении игры могут осуществлять наблюдатели и секретари. Наблюдатель осуществляет контроль за соблюдением времени. Секретари осуществляют подсчет голосов и осуществляют контроль соблюдения правил игры.
Участники самостоятельно образуют команды не более 4 человек.
Все команды играют по очереди.
Преподаватель читает вопрос. Все вопросы сопровождаются презентацией на экране.
По сигналу начинается отчет времени для обсуждения вопроса. Время обсуждения вопросов составляет 1минуту. По истечении времени Команда озвучивает свой вариант ответа. Если ответ дан не правильный, то соперники могут заработать балл.
Каждый правильный ответ во всех раундах оценивается в один балл. Секретарь заносит результаты в оценочный лист или на доску.
Победителям становится команда набравшая наибольшее количество баллов.
Участникам победившей команды вручается диплом победителей в игре. Всем командам вручаются дипломы участников в игре ( Приложение ) и подарки.
План занятия
Дата:
Группа:
Тема: «Где логика?»
Цели занятия:
1. обобщить и закрепить знания по физике;
2. развить логическое мышление и умение принимать рациональные решения в нестандартных ситуациях; умение интерпретировать полученные данные с практической точки зрения;
3. способствовать формированию и развитию у студентов нравственных, трудовых, личностных качеств, умения работать в коллективе и общих компетенций:
ОК 6 работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Вид занятия: внеклассное
Форма проведения: интеллектуальная игра
Методы обучения: групповая
Средства ИКТ
1. Компьютер (ноутбук).
2. Видеопроектор, экран.
3. Мультимедийная презентация.
Структура занятия
1.Оргмомент. Вступительное слово преподавателя 5 минут
2.Конкурсная часть 45 минут
Что общего?
Убери лишнее
Добей мудреца
Чего не хватает?
Классика жанра
Внимание! Внимание!
3. Подведение итогов. Награждение 5 минут.
Сценарий внеклассного мероприятия
Преподаватель: Здравствуйте дорогие друзья! Я рада приветствовать вас всех на конкурсно-игровом занятии «Где логика?». Известные вам логические операции, такие, как классификация, анализ и синтез, доказательство или опровержение применяются людьми постоянно, причем как при решении сложных задач, так и в быту в повседневной жизни. Умение правильно рассуждать и делать правильные выводы требуется человеку на протяжении всего его существования. Именно логика позволяет принимать верные решения в самых разных ситуациях. Сегодня мы попробуем проверить ваши умения логически мыслить и принимать правильные решения в ходе работы над некоторыми вопросами физики. И мы приветствуем наши команды. (Объявляется название каждой команды и ее участники).
Сегодня на нашем мероприятии мы попробуем разобраться чья же логика сильней – мужская или женская. Говорят мужская логика – правильная логика, а женская – интереснее ... в конце узнаем… начнем?
И у нас I раунд, который называется «Найди общее». Объясняю правила первого раунда: на экране высвечивается три картинки, задача участников связать логически между собой эти картинки. Кто первый нажимает кнопку и подает сигнал, тот и получает право ответить. Команда зарабатывает 1 балл за выигранный раунд, а не за каждое задание. Правила понятны? Тогда начинаем!
Водяной пар, вода, лед (Ответ: агрегатные состояния вещества)
Банка соленых огурцов, распыляющиеся духи, собака, напавшая на след (Ответ: диффузия)
Гагарин, медуза, воздушный шарик (Ответ: реактивное движение)
Земля, Торричелли Э., барометр (Ответ: атмосферное давление)
Скорость, масса, время (Ответ: физические величины)
А.Вольта, гальванический элемент, электрический скат (Ответ: источник тока)
Прыгунья в высоту, футболист, синхронистка, в момент прыжка (Ответ: невесомость)
Преподаватель: На этом I раунд, закончен и победу в нем одерживает команда …(говорит название).
Мы переходим к 2 раунду, который называется «Убери лишнее». Правила следующие: на экране представлено четыре картинки, одна из которых лишняя, вам нужно определить какая и логически это объяснить. Право первого ответа у команды первой нажавшей кнопку. 1 балл начисляется за выигранный раунд. Понятны правила? Тогда, вперед!
Теплопроводность, конвекция, излучение, совершение работы (Ответ: совершение работы, остальные виды теплопередачи – передачи энергии без совершения механической работы).
иней, узор на окне, белье зимой на улице и град (Ответ: град - кристаллизация, остальные – десублимация).
плита, плойка, сварка, часы ( часы, т.к. не нагревательный электроприбор)
Г.Галилей, Д.Фаренгейт, барон Кельвин, А Цельсий (Ответ: Г Галилей создал термоскоп – прообраз термометра, остальные предложили конструкцию термометров).
ракета, дорожный знак, спутник, автомобиль (Ответ: ракета – работает не от солнца).
земля, кусок железа, компас, комета (комета - нет магнитного поля)
трактор, троллейбус, автомобиль, поезд(Ответ: трактор – работает на ДВС, а остальные на электричестве).
Преподаватель: А мы переходим к III раунду – «Добей мудреца». Правила раунда «Добей мудреца». На экране высвечивается высказывание известного человека, но в нем не хватает последнего слова или словосочетания. Вам необходимо продолжить высказывание, для чего вам будет представлено три картинки, одна из которых будет вам подсказкой. Команда, подавшая первой сигнал, получает право ответить. 1 балл начисляется за раунд в целом. Итак, поехали:
«Знание – сила».
Френсис Бэкон
английский философ, основоположник экспериментального метода в науке
«Дайте мне точку опоры - и я переверну Землю!»
Архимед
древнегреческий математик, физик, инженер
«Существует лишь то, что можно измерить».
Макс Планк
немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики, лауреат Нобелевской премии по физике (1918)
«Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».
Альберт Эйнштейн
физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (1921)
«Науки делятся на две группы — на физику и коллекционирование марок».
Эрнест Резерфорд
британский физик, «отец» ядерной физики, лауреат Нобелевской премии по химии (1908)
«Всё, что есть в химии научного, это физика, а остальное — кухня».
Лев Давидович Ландау
советский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (1962)
«Свобода творчества — свобода делать ошибки».
Петр Капица
советский инженер, физик, академик АН СССР,лауреат Нобелевской премии по физике (1978)
Преподаватель: Наш III раунд завершен. Победу в этом раунде одержала команда…(название команды).
Пора объявить предварительные итоги. Счет таков…(объявляет счет на данный момент игры). А теперь вопросы 4 раунда, который называется «Чего не хватает?»
Объясняю правила: на экране высвечивается картинка, на которой не хватает какого-то элемента. Вам найти недостающий элемент и назвать его. В этом раунде 1 балл начисляется за каждый правильный ответ, а не за раунд. Поехали!
Глаз (Ответ: не хватает зрачка- линза)
Барометр (Ответ: не хватает стрелки)
Электрическая цепь (Ответ: не хватает источника тока)
Отражение в зеркале (Ответ: не хватает отражения человека)
Спектр (Ответ: в спектре не хватает желтого цвета)
Схема опыта Резерфорда 1899 (Ответ: не хватает справа β - излучения)
Автошины (Ответ: нет протектора, увеличивающего силу трения)
Термометр (Ответ: не хватает шкалы)
Явление образования тени за непрозрачным телом (Ответ: отсутствует тень).
Преподаватель: Продолжаем игру. V раунд - «Классика жанра».
На слайде отражены в картинках известные пословицы и поговорки, имеющие то или иное отношение к физике. Угадайте, что же зашифровано в этих картинках. Если вы знаете ответ на поставленный вопрос, вам необходимо поднять руку. Приготовились, начали!
Не подмажешь, не поедешь.
Вертится, как белка в колесе.
Шила в мешке не утаишь.
глаза бояться а руки делают
Ночью все кошки серы.
Тише едешь, дальше будешь
Один в поле не воин
Яблоко от яблони недалеко падает
Без труда не выловишь рыбки из пруда
Куй железо пока горячо
Преподаватель: Подведем итоги 5 раунда. За победу в этом раунде 1 балл получает команда …(название команды).
ФИНАЛЬНЫЙ раунд «Внимание. Внимание!!!»
Вам в течение 5 секунд будут демонстрироваться слайды с изображениями. Ваша задача внимательно рассмотреть картинку, а после ответить на вопрос.
Какие купюры проверили на подлинность (1000)
Какое оптическое явление изображалось на 1 слайде (радуга)
Какую скорость показывает спидометр? (0 км/ч)
Какие лучи на последнем фото? (рентгеновские)
Какое время суток на втором слайде? (вечер, заход солнца)
Сколько фальшивых купюр ? (1)
Сколько радуг на 1 слайде? (2)
Какие устройства изображены на рентгеновском снимке? (микрофон, наушники)
Преподаватель: Это был финальный раунд. Подведем итоги. Со счетом … выигрывает команда …(название команды).
Преподаватель: Дорогие ребята,надеюсь, что эта игра позволила вам не только иначе взглянуть на «физику», но и развить свою логику, пополнив копилку своего жизненного опыта. Учите физику!
Заключение
Игра — это средство развития интеллекта и эрудиции обучающихся, причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и других конкурсов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, увлекательное состязание и просто праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют все.
В ходе игры студенты приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность студентов, способность переключать внимание, повышается эрудиция игроков, вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию и т.п. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Использование интеллектуальных игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.
Список литературы
Интеллектуальное развлекательное шоу «Где логика?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/664539/(дата обращения 11.03.18г.)
КирикЛ. А.. Физика. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: “Илекса”, 2002.
Мякишев Г.Я. Учебник для углубленного изучения физики. Механика. 9 класс. — М.: Дрофа, 2006.
Петрова Ю. А. Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 141-144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11534/ (дата обращения: 11.03.2020).
Резник Е.А. Роль интеллектуальных игр в формировании познавательных потребностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/statya_rassuzhdenie_rol_intellektualnih_igr_v_f_151203.html(дата обращения 9.03.20г.)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к игре "Где логика?"
PPTX / 17.61 Мб
Фролова Надежда Михайловна
Елена Валерьевна