12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ташлыкова Мария Сергеевна61
Россия, Липецкая обл., Елец
5

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "По страницам блокадного Ленинграда"

Сценарий внеклассного мероприятия по истории «По страницам блокадного Ленинграда»

План.

Вступительное слово преподавателя.

Начало войны. Начало блокады (выступления обучающихся 1 группы).

Дорога жизни (выступления обучающихся 2 группы).

Ольга Берггольц «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» (выступления обучающихся 3 группы).

Дети блокадного Ленинграда (выступления обучающихся 4 группы).

Операция «Искра» (выступления обучающихся 5 группы).

Пискаревское кладбище (выступления обучающихся 6 группы).

Рефлексия. Дискуссия по вопросам.

Заключительное слово.

Ход мероприятия.

Преподаватель. Здравствуйте! Сегодня мы вспоминаем трагичную страницу истории нашей страны – Великую Отечественную войну. В этом году 80-я годовщина прорыва блокады Ленинграда. Давайте вспомним эти события и почтим память героев.

22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг...

Левитан. Объявление о начале ВОВ

Жизнь изменилась, началась война!!!

(фрагмент “Вставай страна огромная”)

Ссылка на видео http://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A

Начало войны. Начало блокады (выступления обучающихся 1 группы).

22 июня 1941 г. немецко-фашистские войска вероломно, без объявления войны вторглись в нашу страну. Их натиск был очень силен, они быстро продвигались вглубь страны и к концу лета 1941 г. заняли огромную территорию Советского Союза. В том числе они вплотную приблизились к Ленинграду – второму по численности населения городу СССР. К началу войны в городе проживало более 3 млн. человек. Но самое главное заключается в том, что Ленинград имел очень важное стратегическое значение. Захватить Ленинград – значит захватить побережье Балтийского моря, а это повлекло бы за собой уничтожение Балтийского флота. Вот почему захват Ленинграда был важнейшей целью Гитлера и его окружения.

С июля 1941 года начинается строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду, создаётся совет по эвакуации. Поскольку положение на фронтах становилось с каждым днём всё тревожнее, с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы. К концу лета было отправлено около ста предприятий и вывезено 500 тысяч жителей.

А между тем, немецкие войска наступали на всех фронтах. Преодолев героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное ополчение, которые испытывали нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады.

На защиту города поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались почти 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.

В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло около 1 млн. мирных жителей. Большинство из них от голода. Люди умирали и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.

Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению.

Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.... После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

В блокадном городе жители страдали от холода: не работало центральное отопление; от голода: сгорели продовольственные склады, запасы закончились, а новые завозить в город почти не было возможности; от болезней, вызванных голодом и холодом; от постоянных бомбежек и обстрелов. Не работал водопровод, и люди брали воду в Неве, зимой делали проруби. И при всем этом город не просто выживал, он боролся, работал, сражался. Он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Видео “Блокада Ленинграда”

http://www.may9.ru/victory/hero-cities/2

Дорога жизни (выступления обучающихся 2 группы).

До января 1943 года, когда частично была прорвана блокада города фактически единственной связующей ниточкой между Ленинградом и как тогда говорили «Большой землей» была дорога по Ладожскому озеру: сначала на кораблях по воде, а когда озеро замерзло – по льду. Ее назвали «Дорога жизни». В Ленинград везли продовольствие, топливо, а обратно вывозили людей, прежде всего детей. Немецкие самолеты постоянно держали под прицелом «дорогу жизни», бомбили, ломали лед. По статистике каждая четвертая машина уходила под воду, часто вместе с водителем.

И было так на всем ходу

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк,

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам

О, мы познали в декабре:

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь

Видео “Дорога жизни”

http://www.youtube.com/watch?v=Taw_sWWmIWk

Ольга Берггольц «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» (выступления обучающихся 3 группы).

Жители Ленинграда – люди, сильные духом. Помогала им в этом как могла ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Она по радио читала свои стихи.

Спустя самое недолгое время, тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Ольга Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.

Из черных «тарелок» радио звучали патриотические песни, летели в эфир призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором отброшены от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду.

Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды,

Но мы не забыты с тобой, не одни, - и это уже победа.

Можно было подумать, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Федоровна существовала на таком же голодном пайке, как и все горожане. В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из блокадного Ленинграда, но он умер от голода, и Ольга Федоровна осталась в городе. Она не только решила остаться в блокадном городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть духом. Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению.

Видео “Блокадный Ленинград. Ольга Берггольц”

http://www.youtube.com/watch?v=cLVHPGqAXXE

5. Дети блокадного Ленинграда (выступления обучающихся 4 группы).

Особенно тяжело в блокадном городе было детям. Их было более 400 тысяч. Наравне со взрослыми они переносили все невероятные лишения, которые выпали на их долю.

Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. В блокадном хлебе муки практически не было. Это была смесь из всевозможных ингредиентов: отруби, шелуха зерновых культур, опилки из коры сосны, ветвей березы, целлюлоза. А ведь этот хлеб был практически единственным продуктом питания.

Ольга Бергольц писала: “...сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам...”

В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Видео “Дети блокадного Ленинграда”.

https://yandex.ru/video/preview/7861428731199852170

Дневник Тани Савичевой.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.

Первые месяцы все члены семьи оказывали посильную помощь армии: сестры рыли окопы и сдавали кровь для раненых, гасили «зажигалки», мама Тани Мария Игнатьевна шила форму для солдат. 8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда. Осень и зима были очень тяжелыми – по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и стереть с лица земли».

Однажды после работы не вернулась домой сестра Тани Нина. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. У Нины была записная книжка, часть которой – с алфавитом для телефонной книжки – оставалась пустой. Именно в ней Таня и начала делать свои записи.

Таня так и не узнала о том, что не все ее родные погибли. Сестру Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл – она не успела предупредить об этом семью. Брат Миша получил на фронте тяжелое ранение, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось – ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.

Дневник Тани Савичевой, который вскоре увидел весь мир, нашла ее сестра Нина, а ее знакомый из Эрмитажа представил эти записи на выставке «Героическая оборона Ленинграда» в 1946 г. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

"Вновь не должно это все повториться".

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.


Операция «Искра» (выступления обучающихся 5 группы).


С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. 

Сейчас до места прорыва блокады от Невы по трассе «Кола» — всего 20 минут на машине. В далеком 1943-м этот путь занял шесть суток кровопролитных, ожесточенных боев, которые приходилось вести в тяжелейших условиях. Мы расскажем о нескольких ярких моментах операции. 

К концу 1942 года обстановка под Ленинградом оставалась сложной: сухопутной связи между городом и «большой землей» не было, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью.

12 января в 9.30 по переднему краю гитлеровцев открыли огонь 2000 советских орудий, обстрел длился 2 часа 20 минут. 

«По воспоминаниям ветеранов, весь берег был черным: там не осталось ни клочка снега. В секторе обстрела Довиденко было 22 огневые точки противника. И если одна из них открывала огонь, то все орудия начинали бить по ней, - отмечает Баир Климентьевич. - Симоняк сделал очень красивый жест: в береговые окопы он направил музыкальный взвод — в момент атаки музыканты исполнили «Интернационал» - гимн страны. Когда пушки замолчали, оркестр сразу грянул, и бойцы 136-й дивизии, услышав гимн страны, бросились в атаку. И в этот момент выпустили снаряды «Катюши».

Фашисты не успели прийти в себя после удара, и 136-я, наступавшая в центре, перебежала Неву практически без потерь.

В тыл фашистам должны были ударить силы Волховского фронта. В 11.15 они перешли в наступление. Однако оно развивалось с большим трудом: артиллерия не сумела подавить все огневые точки, а торфяные болота даже зимой не замерзали — увязали и тонули танки, личный состав продвигался медленно. Бои приняли затяжной и ожесточенный характер.

По факту, «Искра» стала первым скоординированным полномасштабным ударом изнутри и снаружи блокадного кольца. Стоит отметить и высокий уровень подготовки войск. Как результат — блокада прорвана, противнику нанесен серьезный урон, взяты трофеи, пленные, захвачен новый танк - «Тигр». Создание коридора дало возможность построить железную дорогу - «Дорогу победы», что увеличило объем грузов, доставляемых в Ленинград. Важен и психологический фактор — прорыва блокады ждали с 8 сентября 1941 года, это было огромное облегчение и радость для горожан.  Более того, все эти события происходят одновременно со Сталинградской битвой - 1943 год начинался с триумфа. Все вместе это имело огромное значение — именно здесь становится ясно, что войну выиграет Советский Союз. Благодаря успеху операции стало возможно последующее полное снятие блокады». 

Видео “Прорыв блокады Ленинграда. Операция “Искра”

http://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=wRaA-eeyuI0

Несмотря ни на что, ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: “Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!” Все выбежали на улицу, кричали: “Ура!”,- поздравляли друг друга. Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял родственников, друзей, знакомых...

В честь победы в битве за Ленинград над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди...

Пискаревское кладбище (выступления обучающихся 6 группы).

Прошло 72 года. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Видео “Пискаревское кладбище”

http://www.youtube.com/watch?v=-Onk2ivHA74

Опять война, опять блокада, -
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне”.
И может показаться правы и убедительны слова,
Но даже, если это правда, такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Рефлексия. Дискуссия по вопросам.

Задания выполняются под тихую музыку 17 симфонии Д. Шостаковича.

Ассоциации:

Заранее подготовленные карточки со словами для творческих групп.

Представитель от группы выбирает карточку с тремя словами.

Слова: боль (утрата), голод, холод, война, разруха, смерть, страданье, помощь (физическая и душевная), совесть, вера, победа, желание, надежда.

К каждому слову пишутся ассоциации. Время на обдумывание – 5 минут. Победителем становится та творческая группа, которая назвала большее количество слов-ассоциаций к выбранным словам и создала какую-либо творческую работу.



Приходим к выводу: нужно верить, только тогда можно выжить в тяжелейших условиях.

Нужно терпеть, только тогда воздастся.

Нужно жить, чтобы созерцать все, данное Богом.

Нужно жить по совести, даже если трудно, любить друг друга.

Многие выжили в блокаду лишь потому, что любили друг друга, верили, помогали, делали добро друг другу. «Добро – это прежде всего счастье всех людей… и надо любить в человеке человека» (Д.С. Лихачев).

Ситуации:

Чтобы понять, как люди переживали это страшное время, учащимся раздаются карточки, на которых представлены разные ситуации.

Вы оказались в блокадном Ленинграде.

Чтобы Вы сделали, если рядом голодный соседский ребенок умирает, а у Вас есть немного хлеба (паек)? Поделились бы или нет?

Посреди улицы лежит умирающий человек. Прошли бы Вы мимо? А, может быть, помогли?

В соседней квартире замерзают больные старики, а у Вас есть полено для печки. Ваши действия.

Сильно хочется кушать. На столе в магазине лежит кусочек хлеба, продавец отвернулся, не видит. Ваши решения.

Свои решения группа записывает на отдельном листе. Затем все зачитывается и обсуждается. Обучающиеся говорят о совести, чести, доброте, порядочности и наоборот.

Подводим к выводу, что многим людям выжить в блокаду помогла их совесть и порядочность, потому что только эти добродетели спасают душу от неминуемой гибели.

Заключительное слово преподавателя.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех. кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания.

Звук метронома. Зажигают свечи.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.