Методическая разработка «Дети блокадного Ленинграда»
« Интегрированное обучение – это содержательно и структурно скоординированное преподавание различных дисциплин, направленное на выявление их межпредметных связей, а также специфических свойств изучаемых объектов, порождаемых интегрирующим процессом»
А. В. Петровский.
« Интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека»
Г. Ф. Федорец
« Всё в мире цепью связано нетленной,
Всё включено в один круговорот;
Сорвёшь цветок,
А где – то во Вселенной
В тот миг звезда взорвётся и умрёт…»
Л. Куклин
« Интегрированные уроки помогают преодолеть традиционную дробность и отрывочность нашего образования»
С.М. Гапеенков
Так как интеграция – определённая система в деятельности учителя, она решает цели и задачи интегрированного обучения.
Цель: формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне, о суровых буднях детей блокадного Ленинграда;
Задачи:
воспитывать у учащихся уважительное отношение к старшему поколению, воспитывать патриотизм, ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ СТРАНУ;
Воспитывать чувство сопереживания и сострадания к блокадным детям Ленинграда;
продолжать практиковать учащихся в чтенииис целью извлечения конкретной информации на английском языке, делать выводы из прочитанного, продолжать совершенствовать лексические навыки говорения;
повышать эмоциональный уровень учащихся, основанный на привлечении музыки;
продолжать учить учащихся выразительно рассказывать стихи, эмоционально воспринимать прочитанное;
Оборудование: медиапроектор, цветы, газеты, посвящённые блокаде Ленинграда, портреты героев блокады
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя истории:
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СЛОВА НА ФОНЕ МУЗЫКИ МОЦАРТА «РЕКВИЕМ».
СТОЙ! ОСТАНОВИСЬ! ВРЕМЯ ЗАМРИ! ЗАМРИ И ОГЛЯНИСЬ В ПРОШЛОЕ. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Посмотрите друг на друга. Что нас всех объединяет? Мы - жители одной страны, одного города. Мы должны знать историю своей страны, истории наших бабушек и дедушек. Сегодня мы вспомним самую трагическую страницу истории – Великую Отечественную войну. По плану Гитлера группа армий «Норд» уже 21 июля 1941 года должна была захватить Ленинград. Но всё- таки город был освобождён. И большую роль в освобождении северной столицы играли дети, такие же мальчишки и девчонки как вы. И сегодняшний наш урок будет посвящён детям героического блокадного Ленинграда. Значит, какова цель нашего урока? О чём мы сегодня узнаем? Наверное, о детях блокадного Ленинграда? Ленинграда?
Ответы учеников: мы хотим больше узнать об этих детях, об их подвигах во время блокады Ленинграда;
я слышала о Тане Савичевой, хочу побольше узнать о ней;
правда, что дети сильно голодали во время войны и даже умирали?
я бы хотела узнать о Лие, казахской девочке, которая является героем Советского Союза;
Учащиеся сами формулируют цель урока: получить информацию о детях блокадного Ленинграда.
Учитель формулирует цель урока более чётко – формировать представления детей о Великой Отечественной Войне, о суровых буднях детей блокадного Ленинграда.
2. Рассказ учителя истории о детях блокадного Ленинграда.
В 1941 году началась Великая Отечественная война – самая кровавая в истории человечества. В годы войны очень сильно пострадали люди и дети. ( видео: начало Великой Отечественной войны). Этот знаменитый плакат : « Родина – мать зовёт!» был в разных уголках России, он призывал бороться за Родину, отстаивать её против фашистов в боях. Автором этого знаменитого плаката является известный Советский художник – Ираклий Моисеевич Тоидзе.
«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. « Я работал над вариантом иллюстрации к поэме « Витязь в тигровой шкуре». И вдруг - сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну.
Тамара Тоидзе: « Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую…Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу сказал мне: « Стой так и не двигайся!» - и сразу стал делать наброски»
По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о, Родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката. Александр Тоидзе (сын); « Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщённый. Мать очень красивая была, но отец упростил её образ, сделал понятный всем…»
Агитационный плакат «Родина-мать» пришелся по душе советским людям. Небольшие репродукции хранились у многих советских воинов в нагрудном кармане, рядом с фотографиями родных и близких людей.
Существует предположение, что дальняя рука женщины скопирована с французского агитационного плаката времен Первой мировой войны
Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.
Художественная композиция плаката сродни таким произведениям, как советский плакат
Жена Ираклия Тоидзе - Тамара
Дети блокадного Ленинграда росли, работали, учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях голода и холода. В блокированном городе оказались 2554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тысяч детей. Эти сведения приводит Д.В Павлов по данным выдачи хлебных карточек на сентябрь 1941 года. Детские карточки получали те, кому исполнилось 12 лет. Детям старшего возраста полагались иждивенческие карточки, с более низкими нормами снабжения, а 15- 16 летние учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО получали рабочие карточки. Мальчишки и девчонки потушили десятки тысяч зажигалок, они дежурили морозными ночами н вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мёрзли не только худые детские ручонки, но и замерзали даже чернила. Сегодня мы пишем ручками с пастой, а раньше дети пользовались чернилами. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7 - класса 148 – школы писали в своём коллективном дневнике: « Температура 2- 3 градуса ниже нуля. Тусклый, зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ёжатся от холода, который резкой морозной струёй рвётся из - под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… « Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941 - 1942 г., называли « зимовщиками».
К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки из талонов продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда все взрослые голодали, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим праздником. Одна из учениц писала о новогодней ёлке: « 6: января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: всё думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлеба, на обед дали суп - лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта ёлка надолго останется в памяти».
Рисунок девочки блокадного Ленинграда: « Ёлка блокады»
Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П.Данилов: « Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение». Для учащихся 7- 10 – х классов ёлки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, в Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль « Дворянское гнездо», в Большом драматическом – « Три мушкетёра». В малом оперном театре праздник открылся спектаклем « Овод».
А весной у школьников началась «огородная жизнь».
Блокада города Ленинграда длилась 972 дня.Она началась 8 сентября 1941 года. А 27 января 1944 года объявлен днём официального снятия блокады. Операция по снятию города с блокады называлась: « Январский гром». Весной 1942 года в опустевшие обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячидетей и подростков. В 12 – 15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулемёты,артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слёзы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: « Не уйду, пока не выполню норму!» Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи медалями « За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Расчистка чердаков, борьба с « зажигалками», тушение пожаров,разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными. Выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – « сыновьями полков», получившими награды на полях сражений. О детях блокады написано сегодня очень много книг, читайте их, стихов, снято немало фильмов.
3. Вопросы учителя истории :
Скажите: пожалуйста: когда была блокада Ленинграда? Сколько дней длилась блокада? Какие жизненные трудности пришлось пережить детям блокады? Как помогали дети взрослым во время блокады.
4. Презентация: « Дети блокадного Лениграда»
5. Презентация: « Рисуют дети блокады»
6. Конкурс: « Война глазами детей. « Блокада»
Сегодняшние дети тоже рисуют войну. Посмотрите рисунки конкурса. Сегодняшние дети отражают в своих рисунках суровые дни войны, тяжёлые испытания людей нашей Родины.
Мы знаем, Вы не зря страдали,
Вы гордо всё стерпеть смогли,
Спасибо, что людей спасали
И нас ценою жертв спасли.
Вам не забыть всех тех мучений,
Через которые прошли
Но спустя много поколений
Вас знают даже малыши.
Блокадная зима.
Горе
Мы обязательно выживем
Победа будет за нами!
Девочка блокады
Память
Мы живы благодаря Вам!
Дорога жизни
Весточка родным
Дневник Тани Савичевой
В дни блокады
Есть такая профессия – защищать Родину
Разрушенный дом
В блокадном Ленинграде
Радость
Война
Бой
7. Учитель истории предлагает почтить память погибших детей в блокаду Ленинграда минутой молчания.
8. Слово учителю английского языка: «Your homework was to read and translate two texts about Liya Magdagulova and make conclusions»
These texts :
1. There is a portrait of this girl in every school of Leningrad.
She was a sniper. She was awarded the rank of the Hero of the Soviet Union. There is her name on the memorial blackboard of the former school № 140 in Leningrad. It is written on the
Liya Magdagulova
memorial blackboard: « The Hero of the Soviet Union - Liya Mogdaulova learnt here, tragically died in the Great Patriotic War». She was born in the Kazakh village on the 25 –th of October in 1925. She had a bitter and sad childhood. Her native mother died when she was very small. Her stepmother was very angry, she always shouted at her.
The girl had to obey her and do her commands. Some years later Liya occurred in the Children’s Home in Leningrad. She was taken there by her uncle. She was surrounded there by Russian children, she didn’t know Russian, so it was very difficult for her to learn and communicate. But she was very obstinate and decisive. Also she was very brave. Sometimes a boy waited for her near the door with much snow in his hands. But Liya stood very calmly paying no attention to that boy. And the boy thought: « Is it necessary to throw snowballs?» She learnt very well. She helped teachers in the Children’s Home, if they were ill. In 1942, in spring the Children’s Home was evacuated to the village – “ Vyatskoye’’, Leningradsky region. She worked in the Children’s Home, in the fields, dug potatoes, helped to gather boxes and drawers. In 1942 she decided to enter the aviation technical secondary school in Ribinsk. She decided to go to the front.
2. The place of a sniper – is to be on the front. At first she was refused. She asked several times but in vain. Once a chief of school, a colonel Chernov and other officers sat at the table in the garden near trees. Liya saw them and crawled on the tree. She told them that she wouldn’t jump until they agreed. It was a very brave deed. She always achieved her aims. So, she stood through her right to go to the front. Days passed quickly. She was an excellent sniper, she killed many fascists. The Soviet Army moved to Kaliningrad and Pskov. « Pribaltica» was ahead. In June there were terrible battles not far from the station: « Nasva» . A small village: « Kazachiha» passed from hands to hands. Our soldiers attacked enemies, then, they stepped back. There was a battle. Liya and her friend Nadya Matveeva lay together near the lone poplar. Terrible minutes passed by, it was difficult to wait. Then Liya said to her friend: «This situation can’t go on this way, we need something to do» Suddenly she stood up and shouted: « I am small, but I am not afraid. For Motherland! Forward ahead !» She ran in meeting with bullets and a bullet couldn’t touch her. Soon the whole battalion began to stand up, soldiers began to attack. A small Liya’s figure appeared near the enemy’s trenches. She burst into enemy’s trench, she shoot, shoot and shoot. Suddenly a German officer appeared. Like a cat, Liya jumped at him, but it was too late. The officer took the gun and shoot very fast. She fell slowly on the ground but she had time to shoot. The officer fell too. Liya died on Nadya’s hands. Many years later a local citizen – a grandmother Natalia and one grandfather showed exactly the place where the battle took place. All schoolchildren still remember her and cherish her memory.
10. Discussion. Text № 1
Answer these questions:
1. Did you understand the first text? Were they difficult for reading? What have you learned from the text number one about Liya's childhood? Was it difficult? Why? What are your arguments? Why did she decide to go to the front? What traits of character did she have? What was her military qualification? What are your conclusions?
2. Answer this question: What would you do if it were a Great Patriotic War and it were a great terrible battle? What will your behavior be like? Imagine this situation.
3. Work with words. Match nouns and adjectives:
Nouns: war, childhood, mother, Home, region | Adjectives: native, bitter, Great Patriotic, Children’s, Leningradsky |
4. Think of your own sentences with these words.
Discussion. Text № 2
Answer these questions:
1. Did you understand the second text? Was it difficult for your reading? What did Liya decide to do when she saw a chief of school together with officers? How can you appreciate her deed? She was an excellent sniper, wasn’t she? What was her behavior like during the battle? How did she die? What would you do if you were a sniper like Liya? What feelings do these texts arouse? What are your arguments?
2. Match verbs and nouns:
Nouns: memory, front, fascists, enemies, minutes, figure, officer, tree, Verbs: kill, cherish, go to, pass by, appear, shoot, crawl on, kill |
3. Think of your own sentences with these words.
11. Стихотворение учителя английского языка, посвящённое детям блокадного Ленинграда.
Мальчишки, девчонки блокады,
Вы вынесли множество бед,
Теряли родителей и голодали,
Много потерей, мало побед.
Смотрю фотографии старые,
И слёзы стоят в глазах,
Девочка плачет, мама погибла,
Губы дрожат на устах.
Вот дети: в цеху, на заводе,
Ручонки от масла черны,
Работают все как взрослые,
Устали от этой войны.
В старых пальтишках на улице,
Дети идут не спеша,
Голодные, впалые лица,
За что наказала война ?
Защищали с взрослыми город,
Дети делали всё, что могли,
Уставали они, голодали,
О победе мечтали, к ней шли.
Шили гимнастёрки для бойцов,
В школьных неуютных мастерских,
В госпиталях читали дети письма
Раненым солдатам от родных.
Собирали скромные посылки,
Отправляя почтою на фронт,
Варежки, носки вязали,
Клали и кисеты с табаком.
На полях колосья собирали,
И искали растенья в тайге,
Всё солдатам они отправляли,
Проявляя участье в судьбе.
Каждый день умирали дети,
Эти тяготы чёрных дней,
Голод, холод, обстрелы бомб,
И бессонница средь ночей.
Иссякали у многих силы,
Кто – то двигался, шёл вперёд,
Всех одно, одно волновало,
Кто же это кольцо прорвёт?
Но проклятые звери, фашисты,
Бомбили и рушили город,
Была разруха и смерть,
Повсюду был голод и холод.
Дети блокады! Вас не забудет
Никто! Никогда! Никогда!
Ваш подвиг всегда бессмертен
Будет светить как звезда.
Преклоняемся мы перед Вами,
И память погибших чтим,
Вечны цветы на могилах,
Ваш подвиг в сердце храним!
Т. М. Каргаполова.
12. Слово учителя литературы.
В годы блокады все работники культуры старались внести свой вклад в дело освобождения города от фашистов. Писатели писали книги, поэты стихи, композиторы сочиняли музыку. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Всё то время, когда шла блокада, работала ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт. Директор эрмитажа Академик Орбели спасал знаменитые картины известных художников. В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. В августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады. Всю блокаду в Ленинграде работали действующие храмы. Писала свои знаменитые книги Кетлинская Вера Казимировна, свои стихи, звучавшие как призыв к победе Ольга Берггольц, Вера Инбер и другие.
Рассказ учащегося о Кетлинской Вере Казимировне
КЕТЛИНСКАЯ ВЕРА КАЗИМИРОВНА (28 апреля (11 мая) 1906 - — 23 апреля 1976)
- известная русская писательница, сценарист, журналист и публицист; лауреат Сталинской премии третьей степени (1948).
В. К. Кетлинская родилась 28 апреля (11 мая) 1906 года в Севастополе в семье морского артиллерийского офицера, поляка Казимира Филипповича Кетлинского, с 1917 года контр-адмирала и Главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов (Главнамура), фактически коменданта Мурманска. В 1918 году он был убит неизвестными, скорее всего, революционными матросами, но Кетлинская впоследствии создала легенду, что его убили белые, так как он перешёл на сторону красных. Трудовую деятельность начала с 13 лет на заводе, с 1920 года на комсомольской и партийной работе. С 1923 года жила в Ленинграде. Работала в Госиздате.
Идеологически выдержанные произведения о строителях нового коммунистического общества получили признание. В блокадном Ленинграде была на руководящих должностях идеологического фронта. Наиболее известные произведения: «Мужество» (1938) — о строителях Комсомольска-на-Амуре, «В осаде» (1947) — о блокадном Ленинграде. В дотелевизионный период её произведения легли в основу радиоспектаклей, регулярная трансляция которых осуществлялась на всю страну и оказывала идеологическое влияние на население страны. В Комарово находится дача, где в свое время жила Вера Казимировна.
Жила в доме № 9 на правом берегу канала Грибоедова вместе с другими известными советскими писателями и поэтами. В. К. Кетлинская умерла 23 апреля 1976 года. Похоронена на Комаровском кладбище Санкт-Петербурга.
Свои знаменитые стихи писала и Ольга Берггольц, изображённая на этом портрете.
Блокадный подвиг Ольги Берггольц был отмечен самой высокой наградой – народным признанием. Ее ласково называли «Муза» и «Блокадная Мадонна», но самым дорогим подарком для нее были простые слова «Наша Оля». Она чувствовала это, говоря о том, кем стала для города, для его жителей: «И гордости своей не утаю, что рядовым вошла в судьбу твою, мой город, в званье твоего поэта».А немцы за ее радиопередачи внесли Ольгу Берггольц в черный список людей, подлежащих расстрелу в первую очередь после захвата ими Ленинграда(совсем как Юрия Левитана в Москве).
За время блокады Ольга Берггольц, как ее свидетель, участник и жертва, создала свои лучшие произведения, посвященные героизму защитников города на Неве: поэма «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» и «Ленинградская тетрадь» - все в суровом 1942 году. Затем – сборник стихов «Памяти защитников» и пьеса «Они жили в Ленинграде» и сценарий кинофильма «Ленинградская симфония». Сразу после окончания войны она подготовила сборник своих выступлений на радио «Говорит Ленинград», но вышла эта самая дорогая для нее книга лишь в 1975 году, незадолго до смерти писательницы. В 1959 году Ольга Берггольц создала автобиографическую книгу лирической прозы под названием «Дневные звезды», в которой просто и правдиво описала будни осажденного Ленинграда.
Ленинградцы, особенно пережившие блокаду и их дети и внуки, до сих пор чтут память своей замечательной землячки. Ее именем названа улица в Невском районе города, на улице Рубинштейна, на доме, где она жила, открыта мемориальная доска. Бронзовый барельеф ее памяти установлен при входе в Дом радио. Памятники Ольге Берггольц установлены во дворе филологического факультета, где она училась, и во дворе школы, где во время войны был госпиталь, в котором писательница неоднократно выступала перед ранеными. Но, конечно же, самым лучшим памятником Ольге Берггольц остаются ее гордые и бессмертные слова, высеченные на граните мемориалов: «Никто не забыт и ничто не забыто».
«О свете, который над нами горит,
о нашей последней отраде.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды,
но мы не забыты с тобой, не одни, -
и это уже победа.
Смотри - материнской тоской полна,
за дымной грядой осады,
не сводит очей воспаленных страна
с защитников Ленинграда.
Так некогда, друга отправив в поход,
на подвиг тяжелый и славный,
рыдая, глядела века напролет
со стен городских Ярославна.
Молила, чтоб ветер хоть голос домчал
до друга сквозь дебри и выси...
А письма летят к Ленинграду сейчас,
как в песне, десятками тысяч.
Сквозь пламя и ветер летят и летят,
их строки размыты слезами.
На ста языках об одном говорят:
"Мы с вами, товарищи, с вами!"
А сколько посылок приходит с утра
сюда, в ленинградские части!
Как пахнут и варежки, и свитера
забытым покоем и счастьем...
И нам самолеты послала страна, -
да будем еще неустанней! -
их мерная, гулкая песня слышна,
и видно их крыльев блистанье.
Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись
и с вызовом миру поведай:
- За город сражаемся мы не одни, -
и это уже победа.
Спасибо. Спасибо, родная страна,
за помощь любовью и силой.
Спасибо за письма, за крылья для нас,
за варежки тоже спасибо.
Спасибо тебе за тревогу твою -
она нам дороже награды.
О ней не забудут в осаде, в бою
защитники Ленинграда.
Мы знаем - нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды.
Но Родина с нами, и мы не одни,
и нашею будет победа.
************
|
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Август 1941
Вера Инбер Душа Ленинграда
Их было много, матерей и жен,
Во дни Коммуны, в месяцы Мадрида,
Чьим мужеством весь мир был поражен,
Когда в очередях был хлеб не выдан,
Когда снаряды сотнями смертей
Рвались над колыбелями детей.
Но в час, когда неспешною походкой
В историю вошла, вступила ты,—
Раздвинулись геройские ряды
Перед тобой, советской патриоткой,
Ни разу не склонившей головы
Перед блокадой берегов Невы.
Жилье без света, печи без тепла,
Труды, лишенья, горести, утраты —
Все вынесла и все перенесла ты.
Душою Ленинграда ты была,
Его великой материнской силой,
Которую ничто не подкосило.
Не лаврами увенчан, не в венке
Передо мной твой образ, ленинградка.
Тебя я вижу в шерстяном платке
В морозный день, когда ты лишь украдкой,
Чтобы не стыла на ветру слеза,
Утрешь, бывало, варежкой глаза.
Вера Инбер
А. Межиров. Ладожский лёд
Ладожский лед
Страшный путь!
На тридцатой,
последней версте
Ничего не сулит хорошего...
Под моими ногами
устало хрустеть
Ледяное
ломкое
крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой,
над тобой
высоко.
И нет на тебе
никаких одежд:
Гол
как
сокол.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал
над тобой свистеть,
И устал
грохотать
свинец...
Почему не проходит над Ладогой
мост?!
Нам подошвы
невмочь
ото льда
отрывать.
Сумасшедшие мысли
буравят мозг:
Почему на льду не растет трава?!
Самый страшный путь
из моих путей!
На двадцатой версте
как я мог идти!
Шли навстречу из города
сотни
детей...
Сотни детей!
Замерзали в пути...
Одинокие дети
на взорванном льду, -
Эту теплую смерть
распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова
"вперед",
Под каким бы нам
ни бывать огнем -
У меня в зрачках
черный
ладожский
лед
Ленинградские дети
лежат
на нем.
1942 год
Валерий Черкасов
Нам сестры,
Если рядом не бомбят,
По вечерам
Желают «доброй ночи».
Но «с добрым утром»
Здесь не говорят.
Оно таким
Бывает редко очень.
Когда январский
Медленный рассвет
Крадется
По проснувшейся палате,
Мы знаем,
Что опять кого-то нет,
И ищем
Опустевшие кровати.
Сегодня — мой сосед...
В ночи к нему
Позвали не врача, а санитаров.
...Теперь ты понимаешь,
Почему.
Оленев Виктор
Моя блокада Вступление | |
Есть дни, насыщенней столетий. ------------------------------------------------------------------------------------ Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение – не пережить. Можно слушать только рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили и сохранить это в памяти…И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, ценят жизнь, каждый её день, вспоминая войну. Помните героев блокалного Ленинграда! Живите честно и будьте патриотами своей Родины! ( песня Тамары Гвардцители: « Дети войны») |