12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щукина Вера Александровна719
Россия, Смоленская обл., Рославль

СОГКОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА №6

ДНЕВНИК БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Разработала Щукина Вера Александровна

(учитель первой квалификационной категории)

27 января 2019 года – 75-летие освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Этой знаменательной дате был посвящен «Дневник блокадного Ленинграда».

В ходе подготовки обучающиеся были разделены на 5 групп. Первая занималась поиском информации, вторая составлением сценария, презентации, третья оформлением помещения, в четвертую группу входили участники выступления: ведущие, чтецы, исполнители песен, пятая группа – техническое сопровождение: подбор иллюстративного материала, создание слайдов, показ слайдов, видеоклипов, видеороликов.

Оформление:

название праздника «ДНЕВНИК БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА» (над школьной доской вырезанные буквы на полотне);

плакаты «Чтобы помнили…Чтобы поняли…»;

стенд «Скорбных 9 листов из дневника Тани Савичевой»;

стенгазеты «ЭТА ПАМЯТЬ НАША СОВЕСТЬ», «С ОГНЕМ И КРОВЬЮ ПОПОЛАМ».

Оборудование:

телевизор (для демонстрации видиоклипов, видеороликов, презентаций);

компьютер;

гитара.

t1573484519ab.jpg

t1573484519ac.jpg

 

t1573484519ad.jpg

Цели:

 Развивать кругозор обучающихся, стремление к изучению истории нашей родины, творческие способности: оформительские, вокальные, музыкальные, театральные, умение читать стихи;

Способствовать формированию патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России;

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории России;

Формировать навыки нравственного поведения, умение работать в группе;

Формировать навыки индивидуально-ответственного поведения у делинквентных обучающихся;

Формировать у осужденных психологическую готовность к труду;

Воспитывать чувство патриотизма, милосердия;

Способствовать формированию объективного, самокритичного отношения к самому себе, своему поведению, поступкам, то есть самооценки;

Способствовать пенитенциарной ресоциализации обучающихся-осужденных.

 СЦЕНАРИЙ

Стихотворение Ю. Воронова «Опять война, опять блокада…»

ЧТЕЦ 1

Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

"Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне".

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

t1573484519ae.jpg1-й ведущий: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается...

2-й ведущий:  Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается...

1-й ведущий: Мальчишкам и девчонкам, юношам и  девушкам далекого 41 посвящается...

2-й ведущий:  Ленинградцам и ленинградкам, сохранившим свой город в страшные дни блокады посвящается...

1-й ведущий:   Поколению, вступившему в жизнь и тем, кто не знает, что такое война, посвящается...

2-й ведущий: Чтобы помнили...

1-й ведущий: Чтобы поняли...

t1573484519af.jpg

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Вставай страна огромная» № 1

2-й ведущий:  Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941 года, когда фашисты приближались к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубежей.

1-й ведущий: Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, блокадное кольцо было прорвано 18 января1943 года — 872 дня.

2-й ведущий: Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда», 21 сентября 1941 года, Берлин: Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… весной мы проникнем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.

1-й ведущий: 22 сентября 1941 года Гитлер заявляет: «Ленинград должен быть стёрт с лица Земли… Мы не заинтересованы в сохранении жизни мирного населения».

2-й ведущий: В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф. 4 сентября противник произвёл первый обстрел города; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные налёты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.

1-й ведущий: В сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2,89 млн. жителей. В ходе эвакуации 1941—1943 годов из Ленинграда вывезено до 1 млн. человек. Во время блокады Ленинграда в городе и его окрестностях было уничтожено более 3 000 жилых зданий,

2-й ведущий: 9 000 деревянных домов сгорело, 840 фабрик и заводов разрушено. По приблизительным подсчётам, погибло от голода и обстрелов до 1,5 млн. человек.

1-й ведущий: Предлагаю почтить память павших в дни блокады Ленинграда минутой молчания. Прошу всех встать.

ЗВУК МЕТРОНОМА № 2

1-й ведущий: Прошу садиться.

ЗВУЧИТ СИГНАЛ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ № 3

ЧТЕЦ 2

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.
t1573484519ag.jpg


 

ВИДИОКЛИП «МАЛЬЧИШКИ У СТЕН ЛЕНИНГРАДА» № 4

1-й ведущий:  Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова выезжает из блокадного Ленинграда в конце сентября 1941 года. Этот сентябрь она запомнит на всю жизнь, пронзительны строки, написанные ею:

И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

2-й ведущий:  Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно бомбила город. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.

1-й ведущий: В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

ВИДЕОРОЛИК «РЕЦЕПТ БЛОКАДНОГО ХЛЕБА» № 5

ЧТЕЦ 3

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

t1573484519ah.jpg

2-й ведущий:  Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чём думает население, военная цензура вскрывала все письма. Некоторые, в которых горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре – уже 20 процентов.

1-й ведущий: Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по Санкт-Петербургу и области(материалы Управления НКВД по Ленинградской области)):

«…Жизнь в Ленинграде с каждым днём ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепёшки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».

«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».
«…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».

ЧТЕЦ 4

И в пёстрой суете людской
Всё изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов –
Весёлых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить – по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нёс
Ребёнку моему.

t1573484519ai.jpg

2-й ведущий:  Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и ожесточённый обстрел жилых кварталов города.

1-й ведущий:  Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы.

ЧТЕЦ 5

Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели землю, клей, ремни;
но, съев похлебку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.

Но он точил, пока рука
могла производить движенья.
И если падал — у станка,
как падает солдат в сраженье.

И люди слушали стихи,
как никогда,— с глубокой верой,
в квартирах черных, как пещеры,
у репродукторов глухих.

И обмерзающей рукой,
перед коптилкой, в стуже адской,
гравировал гравер седой
особый орден — ленинградский.
Колючей проволокой он,
как будто бы венцом терновым,
кругом — по краю — обведен,
блокады символом суровым.
В кольце, плечом к плечу, втроем —
ребенок, женщина, мужчина,
под бомбами, как под дождем,
стоят, глаза к зениту вскинув.
И надпись сердцу дорога,—
она гласит не о награде,
она спокойна и строга:
«Я жил зимою в Ленинграде».

t1573484519aj.jpg

2-й ведущий: Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

ЧТЕЦ 6

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

...Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот...

t1573484519ak.jpg

1-й ведущий: Строки из писем, изъятых военной цензурой:

«…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, вода замёрзла, уборные не работают. Самое главное – мучает голод».

«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я».

«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мёртвых…. В каждом доме в подвале склад».

2-й ведущий: В декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи каннибализма. По данным УНКВД по Ленинградской области, за употребление человеческого мяса были арестованы в декабре 1941 года 43 человека, в январе 1942 года – 366 человек, в феврале – 612 человек, в марте – 399 человек, в апреле – 300 человек, в мае – 326 человек, в июне – 56 человек. Затем цифры пошли на убыль, с июля по декабрь 1942 года были взяты с поличным всего 30 людоедов. Людоедов военные трибуналы приговаривали к расстрелу с конфискацией имущества. Приговоры были окончательными, обжалованию не подлежали и немедленно приводились в исполнение.

1-й ведущий: Но город жил и боролся. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт. Мало кому известная до войны поэтесса и писательница Ольга Фёдоровна Берггольц вошла в историю как «муза блокадного Ленинграда». Всю блокаду проработала она на ленинградском радио.

t1573484519al.jpg

ЧТЕЦ 7

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных…

2-й ведущий:  Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замёрзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Шофёры повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбёжкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.

ЧТЕЦ 8 (Ленинградская поэма О. Берггольц)

О да — иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей —
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле.
Казалось — солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
навеки лунный снег, и лед,
и голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли…
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут…
— Гражданочки, держаться можно…—
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.

t1573484519am.jpg

ПЕСНЯ «ПО ДОРОГЕ ЖИЗНИ» ВИДЕОРОЛИК № 6

1-й ведущий: 28 декабря 1941 года одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала первую запись в своём дневнике:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.».

2-й ведущий: Несколько нарушая хронологию, приведём остальные записи этого дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк:

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. Дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942
Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942
Мама 13 мая в 7.30 утра 1942
Савичевы умерли. Умерли все».

ВИДЕОРОЛИК « ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ» № 7

1-й ведущий: Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и Дядя Лёша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.

2-й ведущий: Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

ЧТЕЦ 9

Постучи кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клёна
Или просто травинок зелёных,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студёной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

ПЕСПЯ «Я АНГЕЛОМ ЛЕТАЛ» ВИДЕОРОЛИК № 8

t1573484519an.jpg

1-й ведущий:  Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск и, тем не менее, там круглосуточно шла работа по изготовлению танков.

2-й ведущий: Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

(отрывок из поэмы О. Берггольц «Февральский дневник»)

ЧТЕЦ 10

Как мы в ту ночь молчали, как молчали…
Но я должна, мне надо говорить
с тобой, сестра по гневу и печали:
прозрачны мысли, и душа горит.

Уже страданьям нашим не найти
ни меры, ни названья, ни сравненья.
Но мы в конце тернистого пути
и знаем — близок день освобожденья.

Наверно, будет грозный этот день
давно забытой радостью отмечен:
наверное, огонь дадут везде,
во все дома дадут, на целый вечер.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в грязи, во мраке, в голоде, в печали,
мы дышим завтрашним —
свободным, щедрым днем.
Мы этот день уже завоевали.

1-й ведущий: Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем стал скрипач и дирижёр Карл Элиасберг. Зимой 1942 года он настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9 февраля его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени».

2-й ведущий:  Но уже 9 апреля он провёл репетицию созданного оркестра. Музыкантов искали по всему городу. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам. Позже музыкантов прикрепили к столовой горсовета – один раз в день они получали горячий обед.

1-й ведущий: 9 августа 1942 года шёл 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал К. И. Элиасберг.

Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижёра,
Взмах палочки – и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора Симфонию твою…

Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича. ВИДЕОРОЛИК № 9

ЧТЕЦ 11

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всем,
Всем и для всех - не по ранжиру.
Осилим... Выстоим ... Спасем ...
Ах, не до жиру - быть бы живу ...
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стенали яростно, навзрыд,
Одной единой страсти ради
На полустанке – инвалид
И Шостакович - в Ленинграде.

t1573484519ao.jpg

2-й ведущий: Своеобразным вступлением к симфонии, создававшейся в осаждённом Ленинграде и проникнутой верой в победу над фашизмом, явились раскаты батарей нашей дальнобойной артиллерии. Это не было случайным совпадением. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров приказал огнём батарей 42-й армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал».

ЧТЕЦ 12

И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась, -
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал.
И в зале – шквал,
И по фронту – шквал…
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий       
Защитив от обстрела площадь Искусств

Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича

1-й ведущий: Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников.

2-й ведущий: Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага.

1-й ведущий: Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери-Родины.

2-й ведущий: Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

ЧТЕЦ 13

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…

ВИДИОКЛИП РОК-БАЛЛАДА «ПОМНИ» (Хор русской Армии) № 10

ЗАЖЕЧЬ СВЕЧУ

ЧТЕЦ 14

Неверно, что сейчас от той зимы

Остались лишь могильные холмы.

Она жива, пока живые мы.

И тридцать лет, и сорок лет пройдёт,

А нам от той зимы не отогреться.

Нас от неё ничто не оторвёт.

Мы с нею слиты памятью и сердцем.

Чуть что - она вздымается опять

Во всей своей жестокости нетленной.

«Будь проклята!» - мне хочется кричать.

Но я шепчу ей: «Будь благословенна».

Она щемит и давит. Только мы

Без той зимы - могильные холмы.

И эту память, как бы нас ни жгло,

Не троньте даже добрыми руками.

Когда на сердце камень - тяжело.

Но разве легче, если сердце – камень?...

t1573484519ap.jpg

 

1-й ведущий: По нормам международного права, существовавшим на тот момент, организация голода считалась позволительным методом ведения военных действий

2-й ведущий: Только 8 июня 1977 года был принят Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года – в его 14-й статье появилась фраза:

1-й ведущий: «Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий».


 

t1573484519aq.jpg


 

ИЗ ОТЗЫВОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Открылась информация о блокаде, которую раньше не знал.

Ведущие приводили не только известные факты из жизни блокадного города, но и малоизвестные страницы трудного периода того времени, такие как строки из писем, изъятых военной цензурой.

Смотрел на одном дыхании.

Невозможно было остаться равнодушным.

Участники настолько передали атмосферу тех времен, что на глаза то и дело накатывались слезы.

Организаторам проекта большое спасибо.

Органично сочетались музыка, видеоролики, выступления, показавшие трагизм умирающего от голода, но не сдающегося Ленинграда.

Выступления были яркими, артистичными, эмоциональными, затрагивающими душевные струны зрителей, сопровождались показом клипов, и слайдов на экране.

Зрители и участники глубоко сопереживали событиям того времени

Горжусь тем, что участвовал в проекте.


 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Юлия Васильевна Воробьева, 20.02.20 в 18:10 2Ответить Пожаловаться
Очень активная у вас в школе жизнь! Молодцы!
Щукина Вера Александровна, 20.02.20 в 20:56 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за оценку. Важнейшая функция нашей школы воспитательная. Как Вы понимаете, Юлия Васильевна, не просто таким учащимся прививать чувство патриотизма, приходится вести длительную подготовку, чтобы они это прочувствовали.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.