Пояснительная записка к презентации
Выступление.
Мы решили исследовать тему «Дети блокадного Ленинграда – маленькие герои Великой Отечественной войны», т.к. 18 января исполнилось 70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Но актуальность нашей работы и в том, что мы исследовали жизнь сверстников в нечеловеческих условиях периода 1941- 1943 годов, на наш взгляд сейчас особо ценно, когда в обществе утрачены такие человеческие качества, как коллективизм, сопереживание, стремление помочь ближнему.
Гипотеза нашей работы созвучна теме.
Цель работы: доказать, что учеба, помощь старшим, выполнение общественных нагрузок были настоящим подвигом.
Задачи работы вы видите на экране:
Объект исследования: жизнь блокадного Ленинграда.
Предмет исследования: жизнь детей блокадного Ленинграда.
В работе мы использовали разные методы исследования:
8 сентября войска группы «Север» захватили город Шлиссельбург.
С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города.
В директиве Гитлера говорилось, что Ленинград не представляет для Германии никакого интереса и подлежит уничтожению, а его население –истреблению.
Катастрофическое положение с продуктами в городе стало ясно 12 сентября, после того, как в результате бомбежки были уничтожены Бадаевские продовольственные склады.
В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод.
Суточный рацион питания составлял:
Более 50% объема пищи в этом голодном рационе занимал хлеб; потребление белков, жиров, витаминов и минеральных солей было катастрофически ничтожно.
К концу ноября 1941 от голода умерло около 11 тысяч ленинградцев, в декабре – 53 тысячи, в январе-феврале – почти 200 тысяч. Приведенные цифры мало, что могут сказать сами по себе, но если вспомнить, что в Железногорске проживает около 100 тысяч населения, то можно понять, что только за январь и февраль истребили голодом 2 Железногорска.
Обычным диагнозом того времени стала алиментарная дистрофия. Опасность этого заболевания в том, что в результате систематического голодания в организме человека начинаются необратимые процессы. И даже переход на нормальное питание не спасает человека от смерти. Именно поэтому многие ленинградцы умерли уже в эвакуации, и медицина оказалась бессильной.
«Суп из дуранды»
Жмых, его еще тогда называли «дуранда», - это отходы от производства растительного масла. До войны его сжигали в топках пароходов, а теперь стали употреблять в пищу. Всыпали в воду немного этой «муки из жмыха», кипятили, и получалась тягучая, как клейстер похлебка.
«Котлеты из папье-маше»
Переплеты книг раньше делали из папье-маше - это спрессованная бумага. Из нее и делали «котлеты». Обложку резали на мелкие кусочки и клали в кастрюлю с водой. В воде они лежали несколько часов, а когда бумага разбухала, отжимали воду. В эту кашу всыпали немножко «муки из жмыха», размешивали ее, и «фарш для котлет» был готов. Потом лепили котлеты и обваливали в этой же «муке», клали на горячую поверхность буржуйки и «жарили», ни о каком жире или масле речи и быть не могло.
«Кофе из земли»
После пожара на продовольственных складах, люди набирали черную землю, слипшуюся с «сахаром». Потом эту землю растворяли в воде, а когда земля оседала и вода отстаивалась, то получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе.
Блокадный десерт: «желе» из столярного клея
Столярный клей клали в воду, и размачивали. Потом в этой же воде его варили. Готовое варево разливали по тарелкам, и получалось желе янтарного цвета. Правда, едой это назвать можно весьма условно.
Кроме голода существовали и другие проблемы: не работал водопровод, канализация, отопление. Температура в квартирах была чуть выше, чем на улице.
(фрагмент)
Но в этих условиях люди не только выживали, но и продолжали работать и защищать свой город! Юным ленинградцам пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Они дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы, выращивали овощи, ухаживали за ранеными и больными, давали концерты, патрулировали квартиры, чтобы выяснить, не нужна ли кому помощь.
Очень многие блокадники вспоминали, что у каждого был свой спаситель: кому-то отоварили карточки, кому-то принесли и вскипятили воду, кого-то отправили в госпиталь. А ведь эти «спасатели» сами были очень голодны и еле двигались! Но все понимали, что выжить можно, только помогая друг другу.
Весной 1942 года в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Чтобы не упасть, ребята привязывали себя к станку, над которым висели рукописные плакаты: “Не уйду, пока не выполню норму!”
Дети блокады очень быстро взрослели. Читая дневниковые записи Юры Рябинкина, мы увидели, что меньше, чем за полгода, обычный ребенок стал взрослым. Его волнуют нравственные проблемы, он дает оценку своим и чужим поступкам. Кроме основной проблемы голода мальчик пытается ответить на вопросы о смысле жизни.
Быстро повзрослела и Савичева Таня. Перед войной, будучи самой маленькой в семье, она могла позволить себе покапризничать. Но теперь, в блокаду, она отвечает за отоваривание карточек, за ослабевших родственников и за скорбную летопись своей семьи.
В чем истоки мужества и стойкости ленинградцев? Сами ленинградцы не могли ответить на этот вопрос. Для них в то время это было само собой разумеющееся. Но нам видится, что у большинства ленинградцев был твердый внутренний стержень, осознание личной ответственности за себя и за ближних. Внутренняя интеллигентность, не позволяла перейти условную грань и подчиниться только животным инстинктам.
В нашей школе работает пожилая женщина Передрий Полина Дмитриевна. Когда началась война, ей не было еще 3 лет. Она была эвакуирована из Ленинграда, однако в Курске случилась новая трагедия. Город был сожжен. Конечно, детская память мало что сохранила, но осталось чувство постоянного страха. Полина Дмитриевна говорит, что постоянно находилась «около юбки», т.е.рядом с кем-то из взрослых, но страх от этого не проходил.
Вспоминая свое детство, Полина Дмитриевна плачет, говорит: «Плохое детство было».
После детдома Полина Дмитриевна окончила училище в Челябинске по специальности радиохимия, а дальше, по направлению, училась в нашем Красноярском политехническом институте.
По распределению приехала в наш город и до выхода на пенсию работала на ГХК начальником смены радиохимической лаборатории.
Сейчас Полина Дмитриевна сетует, что все есть у нынешних детей, а они безобразничают, не уважают старших… «Однако, ничего, лишь бы не было войны!»
Медалью «За оборону Ленинграда» награждено 1 470 000 человек. Среди них 15 тысяч блокадных детей и подростков.
А сейчас мы предлагаем вам обратиться к результатам опроса. Они настораживают! Практически каждый 10-й учащийся ничего не знает о подвиге ленинградцев! Причина этому, нам видится в том, что сегодня недостаточно уделяется внимания патриотическому воспитанию детей, общество разделено на группы. Отсутствует общение в семье, а ведь оно - основа становления личности. Ситуацию необходимо менять, иначе последствия могут быть страшными.
Проведенное исследование позволяет нам однозначно утверждать, что юные ленинградцы были настоящими героями войны, патриотами своей страны, если смогли в тяжелейших условиях войны и блокады учиться, работать, помогать ближним и незнакомым людям.
Презентация к докладу.
PPT / 499.5 Кб
Устинова Валентина Ивановна
Лихина Елена Викторовна
Федорова Людмила Ивановна
Лихина Елена Викторовна
Федорова Людмила Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Лихина Елена Викторовна