Урок истории для 5 класса «Путешествие по Древнему Востоку»
Пояснительная записка
Урок «Путешествие по Древнему Востоку» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.
Данный урок – это повторительно – обобщающий урок.
Форма проведения – игра - путешествие.
Урок построен на основе использования технологии деятельностного метода, развития критического мышления, разноуровневой дифференциации, цель которого обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной своего ближайшего развития.
Характеристика УУД:
Личностные - ориентация в особенностях и ценностях и их иерархаизации, отношений и взаимодействий в системе моральных норм. Освоение общекультурного наследия древних египтян. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.
Регулятивные – Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян; Оценивать достижения культуры. Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Анализировать завоевания египтян и давать им соответствующую оценку. Характеризовать религию древних египтян. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Осуществлять познавательную рефлексию. Анализировать достижения в земледелии.
Коммуникативные - Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Познавательные – Раскрыть значение понятий и терминов: папирус, дельта, оазис, свиток, заповеди, Сфинкс, религия и др. Комментировать понятия: вельможа, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территорию походов фараонов. Объяснять, в чем заключалась роль религии жрецов древнеегипетском обществе. Подготовить презентацию в Роwеr Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Характеризовать знания из разных областях наук, известные древним египтянам. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и с соседом по парте)
В ходе урока учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенностями политического устройства, мифологию, исторических деятелей.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
При повторении материала предусмотрены разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, найти ошибки в тексте, работа картами, тестами.
Это позволяет не только наглядно рассмотреть данные вопросы темы, но и активизировать работу по отработки умений и навыков учащихся искать главное, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания на практике.
Учитель на уроке является связующим звеном, координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для систематизации полученных знаний на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов.
Учебный предмет Всеобщая история (история Древнего мира)
Уровень образования школьников Урок предложен для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы
Форма учебной работы Классно-урочная
Полное описание разработки
Изучение истории в среднем звене школы начинается с всеобщей истории, с курса истории древнего мира, на который отводится 70 часов. Знакомство с этим курсом начинается с блока стран, обозначенных странами Древнего Востока, сюда относятся Египет, Междуречье, Финикия, Сирия, Палестина, Персия, Индия, Китай. Достижения стран Древнего Востока уникальны и до сегодняшних дней составляют основу мировой культуры. Поэтому в рамках данного курса уделяется большое внимание изучению цивилизаций Древнего Востока: развитие хозяйственной деятельности, особенности политического устройства, их вклад в мировую культуру.
Учащиеся в 5 классе практически лишь только приступают к изучению вопросов истории, поэтому важно приобщить их к культурному наследию разных народов мира, развить интерес к изучаемому предмету. Поэтому наряду с традиционными уроками, не мало важную роль играют и нетрадиционные уроки: урок – игра, урок – путешествие; урок – эстафета; урок – соревнование и другие. Особенно все эти формы можно применить на уроках систематизации и обобщения знаний.
Данная разработка – это повторительно-обобщающий урок с использованием технологии разноуровневой дифференциации. Форма проведения – игра – путешествие. Главная цель урока в рамках технологии разноуровневой дифференциации – создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Все предложенные формы работы посильны для учащихся разных групп обученности, разнообразны, интересны, способствуют изучению нового материала самостоятельно. Учитель – координатор деятельности учащихся на уроке, связующее звено. онные уроки. важно приобщить их к культурному нас
Подготовительная работа:
изучение литературы по теме урока;
просмотр электронного учебника «Всеобщая история»;
анализ отобранной информации;
подготовка плана урока;
определение разноуровневых групп;
подготовка дифференцированных заданий.
Оборудование:
электронный учебник «Всеобщая история»;
учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс;
таблицы;
контурные карты;
карточки с заданиями;
тесты;
иллюстрационный материал;
карта «Древний Восток».
Источники, литература:
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. М.: Просвещение, 1996;
Годер Г.И., Рабочая тетрадь «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2015;
Всеобщая история: от античности до наших дней. Брянск: Издательство БГПУ, 1998
История Древнего мира. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2004
Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1991
Электронный учебник «Всеобщая история»
Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000
Годер Г.И., Рабочая тетрадь «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2015;
Методическая разработка
Тема: «Путешествие по Древнему Востоку»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели урока:
формирование системы знаний о государствах Древнего Востока, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;
способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.
Оборудование (для работы в группах):
таблицы, контурные карты, кроссворд, карточки с датами, материал о достижениях народов Древнего Востока, тесты.
Ход урока:
Оргмомент
Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток». И наша задача – это закрепление, полученных знаний на уроке, их систематизация, обобщение, углубление по некоторым вопросам истории Древнего Востока.
Игра-путешествие
Форма проведения – игра-путешествие. Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся. Понятие «Древний Восток» - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными. Итак, наш
Первый пункт «Картово»
? – перечислите страны, которые мы изучали в рамках темы «Древний Восток»? (учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет или записывает на доске названия стран)
1 группа – контурные карты с указанием рек. Задание – подписать какие государства располагались в районе этих рек. В какое море впадает Нил. Какое море омывает Египет с Востока.
2 группа – работа с настенной картой. Задание – учитель показывает страны, учащиеся записывают их название себе в тетрадь (Индия, Междуречье, Египет, Китай, Персида, Финикия). Затем можно организовать взаимопроверку.
3 группа – контурные карты без названия географических объектов.
Задание – написать название стран и рек.
После выполнения работы в группах 1 учащийся показывает и комментирует месторасположение стран Древнего Востока.
? – Как Вы думаете, есть ли что-то общее в расположении этих стран? (в долинах рек).
Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек. Географическое положение оказывает влияние на природные условия, занятия жителей.
Второй пункт: «Рассказкино»
«Взаимосвязь географического положения и природы или природные условия стран
Древнего Востока».
1 группа – Задание – заполнить таблицу «Природные условия Древнего Египта»
№ п/п |
Вопросы |
Египет |
1. |
Где располагается страна? |
|
2. |
Крупнейшие реки |
|
3. |
Чем омывается |
|
4. |
Поверхность земли |
|
5. |
Климат |
2 группа – Задание - заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Египта и Древней Индии»
№ п/п |
Вопросы |
Египет |
Индия |
1. |
Где располагается страна? |
||
2. |
Крупнейшие реки |
||
3. |
Чем омывается |
||
4. |
Поверхность земли |
||
5. |
Климат |
3 группа – Задание «Исправь ошибки»
В Юго-Западной Африке простираются огромные пустыни. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки растут кокосы, душистые акации, высокие сосны. В водах Нила обитают пираньи и белые акулы. Впадая в Черное море, река разделяется на несколько рукавов, образующих огромный квадрат – дельту. Всесильным владыкой Египта был король. Во время торжественных приемов король восседал на троне, держа скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил.
Третий пункт «Терминово»
1 группа – Задание – Соедините термины и их определения:
Книга из папируса, свернутая в трубку - Свиток
Древняя столица Египта - Мемфис
Повелитель Египта - Фараон
Правила, по которым надо жить - Заповеди
Наука о планетах и звездах, особо почитаемая в Египте - Астрономия
Жилище богов - Храм
Богиня неба - Нут
Вера в сверхъестественные силы - Религия
Огромная каменная фигура, изображающая льва, с головой человека - Сфинкс
2 группа – Задание – Подбери к каждому термину нужное изображение: вельможа,
колесница, шадуф, папирус
3 группа – Задание – Впиши недостающий термин или определение:
1.Дельта |
1. |
2. |
2.Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма |
3.Фараон |
3. |
4. |
4.Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство. |
5. |
5.Мастер, изготовляющий изображения из глины, камня, дерева, металл |
6. |
Специалист по строительству зданий |
7.Религия |
7. |
8. |
8.Сбор в пользу государства |
Четвертый пункт «Письмена»
2 группа – Задание – перечислите, какие виды письменности Вы знаете? Что служило материалом для письма в Египте, Междуречье, Китае? Что повлияло на выбор материала для письма?
1 группа – Задание - когда и где появился первый алфавит? Что Вам о нем известно?
3 группа – Задание – «Текст с ошибками»:
В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в идее клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда. (6 ошибок)
Пятый пункт «Зеркало - Исторические деятели»
На доске или на карточках имена – Тутмос, Хеопс, Хаммурапи, Кир, Дарий, Конфуций, Цинь Шихуан
1 группа – Задание – определите принадлежность к стране?
2 группа – Задание - Чем известно имя этого деятеля?
3 группа – Задание - о ком идет речь? Зачитываются отрывки:
А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Б) Он был одним из последних ассирийс ких царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания (Ашшурбанапал).
Б) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он объединил под своей властью (Ашока).
Шестой пункт «Мифологическое»
? – что называют мифом?
1 группа – Задание – вспомните известные Вам мифы? (миф об Осирисе, о вавилонском столпотворение и другие)
2 группа – Задание – о чем говорят эти мифы? Что древние люди пытались ими объяснить?
3 группа – Задание – Миф о потопе – почему у разных народов появились одинаковые мифы?
Седьмой пункт «Задачкино»
1 группа - Задание – составить из слов мысль великого Конфуция («Мудрость - в знание старинных книг»)
2 группа – Задание – отгадайте кроссворд
1. Приспособление, с помощью которого поднимали воду на поля.
2. Неограниченный правитель в Египте - царь.
3. Человек, заставляющий работать рабов с помощью плети и палки.
4. Египтяне не только строили дамбы, но и рыли...
5. Водяное растение, считавшееся в Египте священным.
6.Злой бог пустыни, убивший, по легенде, бога Осириса.
7. Фараон, который вел войны в Азии.
8. Мастер, украшавший храмы статуями богов, животных и т. д.
9. Бог солнца.
10. Искусство счета, часть математики, известное египтянам.
11. Человек, наблюдающий за звездами, предсказывающий разливы.
12. Столица объединенного Египта около 3000 лет до н. э.
13. Огромная каменная статуя льва с головой человека.
14. Ветры, дующие до 50 дней подряд ежегодно.
15. Знак-рисунок, обозначавший слово или часть слова.
16. Новая столица Египта около 2000 лет назад.
3 группа – Задание – определите: из какой страны пришел этот товар:
Египет – виноград; Финикия – оливки, прозрачное стекло, буквы;
Ассирия – железо; Индия – сахар, хлопок, цифры, шахматы; Китай – компас, бумага, шелк, чай.
Восьмой пункт «Календарово»
1 группа – Задание – определите век, тысячелетие, расположите в хронологической последовательности даты
2 группа – Задание – сколько лет назад была построена пирамида Хеопса? (2600 +2006 = 4606 лет назад)
3 группа – Задание - сколько лет, веков, тысячелетий назад был захвачен Египет персами (525 + 2006 = 2531 год назад; 6 + 20 = 26 веков назад; 1 +2 = 3 тыс. назад)
Девятый пункт «Что? Где? Когда?
Какой дикий зверь явился источником жизни многих поколений людей Междуречья? (река Тигр)
1 слог – морское животное, 2 слог – междометие, целое – родина фараона (Китай)
В какой библиотеке были несгораемые книги? (Ассирия, Ашшурбанапал)
В какой стране были самые длинные стены? (Китай, Великая Китайская стена)
Кого китайцы считали дикарями? (вывести 3 - 4 детей, одного – с распущенными волосами)
Десятый пункт «Финишный тест»
Подведение итогов: Подсчет баллов. Определение победителей игры. Награждение.
Рефлексия: Нарисуйте смайлик, который бы соответствовал вашему настроению после урока.