12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевченко Мария Алексеевна140

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей г.Шатура».


 


 


 


 

Методическая разработка по внеурочной деятельности.


 

Тема: «Танграм – геометрическая головоломка».


 


 


 

Подготовила

учитель математики

Шевченко Мария Алексеевна.


 

г. Шатура

2016 год

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности.

Учитель: Шевченко М.А.

Тема: «Танграм- геометрическая головоломка».

Класс: 5-6

Цель: формирование у учащихся понятия и представления о геометрических фигурах,

развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся на занятии с помощью решения задач исследовательского характера.

Формирование УУД:

1.Личностные УУД: создание условий для воспитания навыков культуры общения, поведения.

2.Регулятивные УУД: обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии.

3.Познавательные УУД: формирование умения анализировать фигуру, способы соединения танов, умение создавать фигуру по инструкции

4.Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества (создание условий для работы в паре).

Тип занятия: решение проектной задачи.

Принципы организации деятельности:

- Деятельностный подход;

- Научность;

- Доступность;

- Наглядность;

- Учет возрастных особенностей.

Формы организации деятельности:

Индивидуальная работа, работа в малых группах, коллективно-распределённая деятельность по выработке критериев оценивания и проверке работы.

Прогнозируемый результат: у учащихся появляется коллективный продукт, в ходе коллективной проверки которого у учащихся проявляется уровень компетентности применения предметных знаний в нестандартной ситуации.

Оборудование: образцы фигур, готовые изделия из модулей (орёл, человек, петух, заяц, треугольник, рыба), иллюстрации, цветные модули для сборки фигур, инструкции, компьютер, проектор, презентация в формате Microsoft Power Point.

Структура занятия (45 мин):

Организационный момент (2 мин)

Постановка проблемы (10 мин)

Основной этап (15 мин)

Физкультминутка (1 мин)

Практическая работа. Составление фигур танграма (15 мин)

Рефлексия (2мин)

Этап занятия

Действия учителя

 

1. Адаптационный этап.

1) Организационный момент

(2мин.)

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на занятии.

Время нас торопит в класс,

Ведь занятие сейчас у нас!

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час!

Как ваше настроение? Настроены ли вы на занятие? Садитесь! Проверьте наличие материалов, инструментов и инструкций.

2.Актуализация знаний.

2) Постановка проблемы

(10мин.)

-Ребята, я услышала о старинной китайской игре - головоломке «Танграм». (Слайд№1)

-Скажите мне, что такое головоломка?

(Учитель говорит правильный ответ.)

Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность.

-Меня очень заинтересовала  эта игра. Мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры. Поэтому, сегодня на занятии нам необходимо изучить историю возникновения игры – головоломки «Танграм» и исследовать ее применение.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". Головоломки любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам.

3.Основной этап.

(15мин.)

- Дети, что такое танграм? (Слайд№2)

Танграм - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

Это очень древняя  игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. По одной из версий у одного мастера из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения.

-У каждого на паре лежит конверт, выложите все из него на парту…

(Слайд№3).

(Рисунок 1)

-У Вас у каждого в конверте лежит квадрат, который разделён на 7 фигур. Посмотрите, на какие фигуры поделён квадрат и какое их количество?

- Итак, назовите эти 7 дощечек мастерства.

- Посмотрите внимательнее у вас в конверте лежат эти 7 дощечек мастерства. Я Вам предлагаю из них собрать ту самую фарфоровую плиточку, которую разбил китайский мастер.

-Давайте посмотрим, что у Вас получилось!

(Учитель проходит и смотрит у каждого получившиеся фигуры).

-Мы видим, что у каждого из Вас получились разные изображения.

-Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

- Дети, но есть и другая версия появление этой китайской головоломки связано с немолодым императором Китая, у которого 2,5 тысячи лет назад родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император позвал к себе трех мудрецов, один из которых был математиком, другой художником, а третий - знаменитым философом. И повелел им император придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей – танов, полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм (рисунок 1), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей человека, животных, предметы домашнего обихода и т.д. Эта игра стала любимой для многих поколений людей.

4. Физкультминутка

(1мин.)

-А сейчас отдохнем. Окунемся в древний мир Китая.

- Предлагаю расслабиться под китайскую мелодию.

(Учитель включает музыку).

 

4. Практическая работа.

(15мин.)

-Дети, сегодня я предлагаю составить фигуру из танов одного танграма. Возьмите один конверт на двоих, работаем парами. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга. (Слайд№5)

-Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. 

-Первое задание. Внимание на слайд. (Слайд№7). На изображение собрана из танов фигура орла. Ваша задача собрать изображение.

Орёл Человек Петух

Заяц Рыба Треугольник


 


 


 

 

 

(Учитель проходит по рядам, и смотрит, как справились

ученики с задачей).

-Следующее занятие, собрать из танов человека, петуха, зайца, рыбу и треугольник.

(Учитель контролирует работу детей).

-Второе задание (Слайд№13). Вам необходимо из танграмов выполнить композицию, выкладывая каждую фигуру.

(Выдается задание каждой группе.)

-Мы будем учиться собирать головоломку «Танграм» по образцам - контурам. Внимание на слайд (Слайд№14). У нас изображен образ, ваша задача собрать из танов по контуру фигуру. Это бегущий человек, кошка, зайчик, петух, треугольник.

Бегущий Кошка Зайчик Петух

человек

 

 

5. Рефлексия.

(2 мин.)

-Что интересного было на уроке?

-Что особенно запомнилось?

-Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?

-Понравился ли урок?

(Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»)

Выставление оценок за урок.

-Оцените сегодняшний урок, в табличке, лежащей на столах, отметьте «галочкой» в соответствующей графе.

 

     
 

 


 

Использованная литература:

Шарыгин И.Ф. «Наглядная геометрия», - М.: Марта,1992.

Инструкция.

Воссоздание детьми фигур по текстовому плану, технологической карте. (Приложение 1)

Внимательно читайте инструкцию и чётко выполняйте указания. Если возникнут вопросы, поднимайте руки, я помогу.

Распределите обязанности в паре, договоритесь, кто какие детали будет делать. Желаю вам творческих успехов.

Работа по инструкционным картам самостоятельно.

Индивидуальная помощь учащимся.

Анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Приложение 2

Задания к игре-головоломке Танграм

Опубликовано


Комментарии (1)

Дымова Ольга Олеговна, 07.02.17 в 21:39 0Ответить Пожаловаться
Очень оригинально получилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.