Методическая разработка внеурочной деятельности по математике «Танграм – геометрическая головоломка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей г.Шатура».
Методическая разработка по внеурочной деятельности.
Тема: «Танграм – геометрическая головоломка».
Подготовила
учитель математики
Шевченко Мария Алексеевна.
г. Шатура
2016 год
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности.
Учитель: Шевченко М.А.
Тема: «Танграм- геометрическая головоломка».
Класс: 5-6
Цель: формирование у учащихся понятия и представления о геометрических фигурах,
развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся на занятии с помощью решения задач исследовательского характера.
Формирование УУД:
1.Личностные УУД: создание условий для воспитания навыков культуры общения, поведения.
2.Регулятивные УУД: обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии.
3.Познавательные УУД: формирование умения анализировать фигуру, способы соединения танов, умение создавать фигуру по инструкции
4.Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества (создание условий для работы в паре).
Тип занятия: решение проектной задачи.
Принципы организации деятельности:
- Деятельностный подход;
- Научность;
- Доступность;
- Наглядность;
- Учет возрастных особенностей.
Формы организации деятельности:
Индивидуальная работа, работа в малых группах, коллективно-распределённая деятельность по выработке критериев оценивания и проверке работы.
Прогнозируемый результат: у учащихся появляется коллективный продукт, в ходе коллективной проверки которого у учащихся проявляется уровень компетентности применения предметных знаний в нестандартной ситуации.
Оборудование: образцы фигур, готовые изделия из модулей (орёл, человек, петух, заяц, треугольник, рыба), иллюстрации, цветные модули для сборки фигур, инструкции, компьютер, проектор, презентация в формате Microsoft Power Point.
Структура занятия (45 мин):
Организационный момент (2 мин)
Постановка проблемы (10 мин)
Основной этап (15 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Практическая работа. Составление фигур танграма (15 мин)
Рефлексия (2мин)
Этап занятия |
Действия учителя |
||||||||
1. Адаптационный этап. 1) Организационный момент (2мин.) |
-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на занятии. Время нас торопит в класс, Ведь занятие сейчас у нас! Пожелаем всем удачи- За работу, в добрый час! Как ваше настроение? Настроены ли вы на занятие? Садитесь! Проверьте наличие материалов, инструментов и инструкций. |
||||||||
2.Актуализация знаний. 2) Постановка проблемы (10мин.) |
-Ребята, я услышала о старинной китайской игре - головоломке «Танграм». (Слайд№1) -Скажите мне, что такое головоломка? (Учитель говорит правильный ответ.) Головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность. -Меня очень заинтересовала эта игра. Мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры. Поэтому, сегодня на занятии нам необходимо изучить историю возникновения игры – головоломки «Танграм» и исследовать ее применение. |
||||||||
3.Основной этап. (15мин.) |
- Дети, что такое танграм? (Слайд№2) Танграм - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Это очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. По одной из версий у одного мастера из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. -У каждого на паре лежит конверт, выложите все из него на парту… (Слайд№3).
(Рисунок 1) -У Вас у каждого в конверте лежит квадрат, который разделён на 7 фигур. Посмотрите, на какие фигуры поделён квадрат и какое их количество? - Итак, назовите эти 7 дощечек мастерства. - Посмотрите внимательнее у вас в конверте лежат эти 7 дощечек мастерства. Я Вам предлагаю из них собрать ту самую фарфоровую плиточку, которую разбил китайский мастер. -Давайте посмотрим, что у Вас получилось! (Учитель проходит и смотрит у каждого получившиеся фигуры). -Мы видим, что у каждого из Вас получились разные изображения. -Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. - Дети, но есть и другая версия появление этой китайской головоломки связано с немолодым императором Китая, у которого 2,5 тысячи лет назад родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император позвал к себе трех мудрецов, один из которых был математиком, другой художником, а третий - знаменитым философом. И повелел им император придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей – танов, полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм (рисунок 1), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей человека, животных, предметы домашнего обихода и т.д. Эта игра стала любимой для многих поколений людей. |
||||||||
4. Физкультминутка (1мин.) |
-А сейчас отдохнем. Окунемся в древний мир Китая. - Предлагаю расслабиться под китайскую мелодию. (Учитель включает музыку). |
||||||||
4. Практическая работа. (15мин.) |
-Дети, сегодня я предлагаю составить фигуру из танов одного танграма. Возьмите один конверт на двоих, работаем парами. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга. (Слайд№5) -Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника. -Первое задание. Внимание на слайд. (Слайд№7). На изображение собрана из танов фигура орла. Ваша задача собрать изображение.
Орёл Человек Петух Заяц Рыба Треугольник
|
||||||||
|
|||||||||
(Учитель проходит по рядам, и смотрит, как справились ученики с задачей). -Следующее занятие, собрать из танов человека, петуха, зайца, рыбу и треугольник. (Учитель контролирует работу детей). -Второе задание (Слайд№13). Вам необходимо из танграмов выполнить композицию, выкладывая каждую фигуру. (Выдается задание каждой группе.) -Мы будем учиться собирать головоломку «Танграм» по образцам - контурам. Внимание на слайд (Слайд№14). У нас изображен образ, ваша задача собрать из танов по контуру фигуру. Это бегущий человек, кошка, зайчик, петух, треугольник. Бегущий Кошка Зайчик Петух человек
|
|||||||||
5. Рефлексия. (2 мин.) |
-Что интересного было на уроке? -Что особенно запомнилось? -Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему? -Понравился ли урок? (Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью») Выставление оценок за урок. -Оцените сегодняшний урок, в табличке, лежащей на столах, отметьте «галочкой» в соответствующей графе.
|
|
Использованная литература:
Шарыгин И.Ф. «Наглядная геометрия», - М.: Марта,1992.
Инструкция.
Воссоздание детьми фигур по текстовому плану, технологической карте. (Приложение 1)
Внимательно читайте инструкцию и чётко выполняйте указания. Если возникнут вопросы, поднимайте руки, я помогу.
Распределите обязанности в паре, договоритесь, кто какие детали будет делать. Желаю вам творческих успехов.
Работа по инструкционным картам самостоятельно.
Индивидуальная помощь учащимся.
Анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Приложение 2
Задания к игре-головоломке Танграм
Дымова Ольга Олеговна