Методическая разработка воспитательного внеаудиторного мероприятия по профилактике употребления алкоголя: «Правда об алкоголе»
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
воспитательного внеаудиторного мероприятия
по профилактике употребления алкоголя:
«Правда об алкоголе»
Автор:
Галактионова И. А.
на методическую разработку воспитательного внеаудиторного мероприятия на тему: «Правда об алкоголе»
Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Галактионова И. А.
Учебное заведение: ГАПОУ СО Балашовский техникум механизации сельского хозяйства
Содержание
Объём работы 16 листов.
Методическая разработка воспитательного внеаудиторного мероприятия представлена в виде «часа общения» на тему: «Правда о вреде алкоголя»
Данное мероприятие имеет несколько направлений: во-первых, это работа по выявлению количества употребляющих алкоголь обучающихся, во-вторых, это незаурядный способ наглядно показать и объяснить им какой непоправимый вред здоровью наносит алкоголь, в частности речь идет о «легком» алкогольном напитке – пиве. Большинство обучающихся, употребляющих алкоголь не считают, что пиво пагубно влияет на их здоровье, многие вообще не считают пиво алкогольным напитком.
| Аннотация | 2 |
1 | Предисловие | 4 |
2 | План проведения внеаудиторного мероприятия | 5 |
3 | Основная часть | 7 |
4 | Заключение | 15 |
5 | Литература | 16 |
| | |
1 Предисловие
Россия вплотную подошла к вырождению: смертность населения превышает рождаемость. И одной из главных причин этого врачи называют пьянство. Отсюда и беспризорные дети, и увеличение психических заболеваний, и рождение умственно-неполноценных детей. При этом реклама неустанно твердит о пользе и приятности алкоголя, о культурном потреблении алкоголя. В результате чего к алкоголю через пиво и энергетические напитки приобщается все больше и больше подростков. К 16-17 годам подростки уже многое узнали о вреде алкоголя на уроках биологии, химии, на внеклассных мероприятиях. Поэтому предлагаемое внеаудиторное мероприятие по профилактике употребления алкоголя призвано, в какой-то мере, обобщить полученные знания.
2 План внеаудиторного мероприятия
Тема: «Правда об алкоголе»
Цели:
Расширить представление обучающихся о вреде алкоголя
Формировать негативное отношение к потреблению алкогольных напитков
Умение критически оценивать алкогольную рекламу;
Побуждать обучающихся к здоровому образу жизни, к самопознанию саморазвитию, к поиску положительных путей для самореализации.
Задачи:
Показать на конкретных примерах негативное влияние пива на организм человека
Познакомить с методами воздействия рекламы на молодежь
Проанализировать на конкретных примерах рекламу пива
Обсудить последствия употребления пива
Мотивировать студентов на здоровый образ жизни.
Форма проведения: час общения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоролик о пагубном влиянии алкоголя на печень, фрагмент видеофильма «Чижик-пыжик, где ты был?», мини-плакаты, молоко, пиво, лук.
Литература:
1. И.В. Галина « Алкоголь и дети », «Знание» 1992 г. Стр. 1-64.
2. Д.В. Колесов., Р.Д. Маш., И.Н. Беляев. «Биология. Человек» - М.: «Дрофа», 2002г. Стр.110-115.
3. В.А. Таболин., С. А. Жданова «Алкоголь и потомство» - М.: Просвещение 1988 г. Стр.43-80.
4. В.Н. Ягодинский «Школьнику о вреде алкоголя». – М.: Просвещение, 1987г.
Стр.36-89.
Участники мероприятия: преподаватель - Галактионова И. А., студенты.
Ход мероприятия:
Вступительное слово преподавателя
Основная часть
Заключительная часть
Преподаватель: Галактионова И. А.
3 Основная часть
С первым бокалом человек пьет вино, со вторым - вино пьет вино, с третьим - вино пьет человека.
Японская пословица
Преподаватель: Ребята, для того чтобы узнать о чём мы сегодня с вами будем говорить, у меня есть 4 подсказки. Угадайте, что это?
Подсказка 1: как утверждает реклама, с ним надо чаще встречаться, c ним весело сидеть и наслаждаться жизнью.
Подсказка 2: рекламные ролики обещают, что его золотой вкус сделает из самого скромного и невзрачного человека настоящего супермена. Его употребляют люди с настоящим мужским характером.
Подсказка 3: реклама гласит, что от него «улетают», признаются в любви.
Подсказка 4: врачи называют этот продукт «чумой XXI века».
Обучающиеся: Алкоголь, пиво…
Преподаватель: Да, чума XXI века – это пиво. Чума – это болезнь, которая уносила жизни целых континентов. Подходит ли это слово к такому безобидному напитку, как пиво? Попробуем в этом сегодня разобраться.
Итак, наше мероприятие посвящено проблеме «пивного алкоголизма». Эта проблема уже опережает проблему наркомании и токсикомании. Сейчас вам кажется, что вас это нисколько не касается. Опрос среди студентов второго курса в количестве 20 человек проводился анонимно, необходимо было лишь достоверно отвечать на поставленные вопросы Именно результаты этого опроса и послужили для меня поводом поговорить об этом с вами.
Было всего опрошено: 20 студентов 2 курса;
1)употребляли алкоголь: все 20 человек. Из них:
- пиво –17 человек;
- алкогольные коктейли – 6 человек;
- вино – 9 человек;
- водку – 4 человека;
2) возраст, когда впервые попробовали спиртное:
- 10-12 лет – 4 человека;
- 13-14 лет – 6 человек;
- 15-16 лет – 10 человек;
3) как часто употребляешь пиво?
- каждый день – 0 человек;
- 1 раз в неделю – 3 человека;
- 1 раз в месяц – 8 человек;
- ещё реже – 5 человек;
- не пью совсем – 4 человека;
4) для чего пьёте пиво?
- за компанию – 7 человек;
- для веселья – 5 человек;
- нравится вкус – 3 человека;
- утоляю жажду – 1 человека;
5)вызывает ли пиво алкогольную зависимость?
- да – 10 человек;
- нет – 10 человек.
Преподаватель: Результаты опроса можно назвать если не шокирующими, то пугающими. Беда, которая подстерегает вас, совсем рядом. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодёжной жизни, неотъемлемым атрибутом отдыха. Медики утверждают, что за последние годы благодаря «пивной рекламе» возник новый стиль жизни – алкогольный образ жизни. Увеличилось потребление алкоголя среди детей и подростков. В настоящее время средний возраст начала потребления пива составляет 10–12 лет. Таким образом, раннее приобщение к пиву как слабоалкогольному, якобы престижному напитку в результате оборачивается для многих подростков большой бедой в скором и не очень светлом будущем. В России зарегистрировано 6,5 тысяч подростков в возрасте до 18 лет, которым поставлен диагноз «пивной алкоголизм».
Это говорит о явной популярности пива среди молодежи. А это очень страшно, потому что через пиво молодежь приобщается к употреблению алкоголя. А что же дальше будет с молодежью? А с их детьми?
Пиво и здоровье. В массовом сознании бытует мнение, что пиво – безалкогольный и совершенно безвредный напиток. Начнём с того, что пиво, также как и водка, и коньяк, и сухое вино, является алкогольным напитком, потому что в него тоже входит этиловый спирт. Но многие недооценивают самое коварное свойство пива – вызывать патологическую зависимость. Установлено, что выпив 2 кружки пива, человек даёт организму такую же алкогольную нагрузку, если бы он выпил 100 граммов водки. что для растущего организма – гибель.
Давайте рассмотрим какое действие оказывает пиво на важнейшие органы человека.
Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива – больное сердце. Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце, уменьшении митохондрий и др. У любителей пива появляется так называемое «пивное» или «бычье» сердце. Дряблое, провисшее – его ещё называют «капроновый чулок». Такое сердце в 1,5 раза больше нормального и плохо качает кровь. При регулярном употреблении пива сердце становится более слабым, обрастает жиром, делается больным.
Пиво содержит спирт. Частое употребление пива оказывает большую нагрузку на печень, т.к. алкоголь – одно из самых опасных для печени веществ. При регулярном употреблении 1–2 бутылок пива в день есть риск развития гепатита (воспалительные заболевания печени – существуют разные формы этого заболевания), поскольку постоянно очищая организм от алкоголя и продуктов брожения, печень быстро изнашивается, и организм теряет иммунитет, к тому же в пиве содержаться и побочные продукты и ядовитые соединения, такие как метанол, альдегиды, эфиры и т.д. Давайте сравним, как выглядит здоровая печень и печень человека, потребляющего пиво.
Просмотр видеоролика. (Влияние алкоголя на печень).
В результате употребления пива происходит гибель клеток головного мозга. Человек, употребляющий хотя бы литр пива чаще 2-х раз в неделю, тупеет все это время. Любое, даже однократное употребление алкоголя меняет возможности головного мозга и, прежде всего, коры головного мозга, обеспечивающей высшую нервную деятельность человека. Фактически ту деятельность мозга, которой мы и отличаемся от животных. Именно в коре головного мозга сосредоточены нравственные центры, отвечающие за понятия совести, достоинства человека, жалости, сострадания, общественного долга. После каждой так называемой «умеренной» выпивки у человека в голове появляется новое кладбище погибших нервных клеток (нейронов). И когда врачи-патологоанатомы вскрывают череп любого так называемого «умеренно пьющего» человека, то у всех видят одинаковую картину — «сморщенный мозг», меньший в объёме, вся поверхность коры которого в микрорубцах, микроязвах, выпадах структур.
А теперь я предлагаю вашему вниманию результаты опытов, проделанных вместе с вами. (Обучающиеся сами рассказывают о результатах, показывают наглядно).
Опыт № 1. Неделю назад вам было предложено опустить 2 луковицы в сосуды с жидкостями. В одном сосуде была обычная вода, в другом – пиво. Давайте посмотрим, что изменилось за неделю. (Учащиеся наглядно убеждаются, что лук, находившийся в воде, пророс значительно, тогда как корешки луковицы, оставленной в пиве, едва видны). Вывод: пиво (или любой алкогольный напиток) оказывает негативное действие на растущий организм, в том числе и на детский.
Опыт № 2 Теперь я предлагаю вам посмотреть, как взаимодействует алкоголь с продуктами питания, в частности с молоком. Возьмём 2 сосуда с жидкостями: водой и спиртосодержащей жидкостью. Добавим в каждый сосуд немного молока. Мы видим, как по-разному оно ведёт себя. Попав в воду, молоко смешивается с ним, превращаясь в однородную белую жидкость. Посмотрите, какая бурная реакция происходит при смешивании молока и жидкости, содержащей спирт: молоко сворачивается, превращается в хлопья и оседает на дне сосуда. Давайте представим, что эти сосуды – наши желудки, и поймём, в каком случае происходит полноценное усвоение белков, жиров, углеводов, а в каком их разрушение.
Немного истории. Преподаватель: Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Русичи употребляли лишь слабоградусные «напитки», приготовленные на основе мёда: брагу, медовуху, пиво, квас. С Х века появилось привозное вино, которое, разбавлялось водой и по крепости не превосходило 11%. Их приём сопровождался обильной едой. Напиваться допьяна на Руси не было принято. Как только появились спиртные напитки, так и началась борьба против пьянства, как социального зла. Наказание за пьянство были очень строгие, вплоть до смертной казни. В 1714 году Петром Великим была вве
дена медаль. Сделана она была из чугуна, вес составлял 6,8 кг (17 фунтов), не считая цепей. Считается самой тяжёлой медалью в истории. Вешалась на шею в полицейском участке в наказание за чрезмерное употребление алкогольных напитков и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. По некоторым данным, медаль должна была носиться неделю.
«Пиво ведёт к трагедии» Преподаватель: От пива хроническими алкоголиками становятся в 3–4 раза чаще, чем от водки. Из-за вкуса, наличия седативных компонентов и «несерьезности в градусах» бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Поэтому с точки зрения наркологии, пивной алкоголизм – это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Алкоголь – похититель рассудка. У людей, употребляющих алкоголь, развивается слабоумие, они теряют человеческий облик. Современные исследователи утверждают, что пиво – это наркотик, который вызывает зависимость.
Теперь я предлагаю вашему вниманию рассказ ваших сверстников об их искалеченных судьбах, о том, к чему может привести употребление спиртных напитков.
Фрагмент видеофильма «Чижик-пыжик, где ты был?» (Просматриваем фрагмент с 4 мин. 30 сек. до 11 мин. 15 сек.)
Реклама пива. Большую роль в приучении ребёнка к алкоголизму играет телевидение, реклама, другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к весёлому «пивному» образу жизни.
Чего стоят красочно оформленные огромные щиты в городах и на транспортных магистралях, рекламирующие чрезвычайную «полезность» пива, и убийственная ежедневная назойливая реклама пива на телевидении. А как можно пройти мимо звучащего с телевидения рекламного призыва, относящегося к пиву: «Есть вещи, ради которых стоит жить!»?
Да и как иначе? Ведь все знают, что за пивом идет «самый красивый, нарядный, умный». Употребление пива – самая легкая дорога к успеху, веселой компании и отдыху «по кайфу». Вспомним, откуда это? Правильно, из пивной рекламы. А она, в свою очередь делает все, чтобы пропагандируемый ею товар покупали и пили, пили, пили... Что в итоге и происходит. Любитель пива постепенно приучается не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к «успокаивающему нервы» седативному средству. Постепенно такое приятное расслабление хочется повторять и повторять – пиво становится необходимым элементом отдыха и расслабления. Дозы приходится увеличивать. Употребление пива становится привычкой, а его составляющие, подобно настоящим наркотикам, включаются в обмен веществ. Причем, пивной алкоголизм формируется гораздо быстрее водочного.
А сейчас я предлагаю выступить ребятам, которым было дано задание подсчитать количество рекламы пива, которое встретилось им на пути в течение двух дней. (Выступают учащиеся с отчётом о проделанном задании).
Я увидел пиво: (примерные ответы)
- на автобусах, следующих по маршруту № …;
- на остановке автобусов № (рекламу пива видно из окна автобуса);
- на окнах магазинов;
- на больших рекламных щитах, установленных вдоль дорог;
- есть пивные магазины с яркой рекламой продаваемого в нём напитка –
пива;
- в сериалах и передачах участники часто пьют пиво.
Рекламу пива делают профессионалы высшего класса. Они знают все слабости человека и умело их используют. Например, выяснилось, что пивная реклама больше всего действует на подростков и лиц в возрасте до 25 лет. Именно в их неокрепшее сознание и поселяется идея о всех прелестях пива (о том, как это модно, круто и даже полезно для здоровья). Вот почему во многих странах мира реклама пива приравнена к рекламе водки и запрещена. К сожалению, в России пока молодёжь спивается, подражая крутым героям рекламных роликов. Производители пива не жалеют огромных денежных вливаний в рекламу пива, зомбируя мозг подрастающего поколения.
В 2005 году был принят новый Федеральный закон об ограничениях продажи потребления пива. Согласно этому закону несовершеннолетним гражданам (т.е. до 18 лет) запрещено употребление пива в общественных местах: парках, в кино, театрах, в автобусах, на городском пляже и т.д. Нарушителям грозит штраф!
Преподаватель: Как вы считаете, как можно бороться с пивным алкоголизмом?
(Высказывания обучающихся).
Я предлагаю каждому из вас принять участие в акции «Антипиво».
Перед вами лежат мини-плакаты, которые нужно дополнить информацией, призывающей людей не употреблять (или хотя бы ограничить употребление) пиво. (Учащимся раздаются фломастеры. Время – 5 минут. Самые удачные плакаты можно поощрить).
Беседа на восприятие.
Преподаватель:
- Понравилось ли вам мероприятие?
- Что из него вам запомнилось больше всего?
- Считаете ли вы, что нужно запретить употребление пива и других спиртных напитков? Почему?
- Умеете ли вы сопротивляться пиву?
- Как можно сопротивляться пиву?
Каждый человек сам выбирает себе судьбу. Только от вас зависит, как сложится ваша жизнь.
Надеюсь, что информация, представленная сегодня, поможет многим из вас не допустить ненужных ошибок, а кого-то, возможно, уберечь от беды.
4 Заключение
Методическая разработка показывает степень открытости обучающихся, где даже самые скептически настроенные постепенно меняют свое мнение о безвредности алкоголя, о его релаксирующих функциях. В заключительной части мероприятия, обучающиеся предлагают альтернативные варианты здорового досуга. Таким образом, в результате получаем обратную связь. Как показала практика, уже в конце занятия практически все обучающиеся единогласно говорят о вреде пива, задумываются (пусть и про себя) о том, не болен ли он пивным алкоголизмом, бурно обсуждают проведенные эксперименты и даже договариваются между собой о том, как проведут грядущие выходные без употребления алкоголя. Для проведения данного мероприятия рекомендуется возрастная категория обучающихся 15-18 лет, ведь именно в этот переломный момент жизни обычно выбирают жизненный путь, формируют осознанное представление о своей будущей жизни.
5 Список литературы:
1. И.В. Галина « Алкоголь и дети », «Знание» 1992 г. Стр. 1-64.
2. Д.В. Колесов., Р.Д. Маш., И.Н. Беляев. «Биология. Человек» - М.: «Дрофа», 2002г. Стр.110-115.
3. В.А. Таболин., С. А. Жданова «Алкоголь и потомство» - М.: Просвещение 1988 г. Стр.43-80.
4. В.Н. Ягодинский «Школьнику о вреде алкоголя». – М.: Просвещение, 1987г.
Стр.36-89.