Методическая разработка воспитательного занятия, посвященного дню Космонавтики «Человек за бортом: подвиг Алексея Леонова»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Ирбис» городского округа Самара
Методическая разработка воспитательного занятия,
посвященного дню Космонавтики
«Человек за бортом: подвиг Алексея Леонова»
Автор: Бусырева Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
Самара
2025 г.
Данная методическая разработка предназначена для проведения ежегодного занятия, посвященного дню Космонавтики, в рамках воспитательной работы для обучающихся по программе «Робототехника LEGO WEDO: юные исследователи». В 2025 году основной темой при подготовке воспитательного занятия стала 60-ти летняя годовщина первого выхода человека в открытый космос.
Цель: познакомить обучающихся с историческим достижением Алексея Леонова, его ролью в освоении космоса и значением первого выхода человека в открытый космос.
Задачи:
- знакомство биографией Алексея Леонова, результатами его профессиональной деятельности;
- знакомство с историей космонавтики;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину и народ;
- развитие творческой активности, расширение кругозора обучающихся;
- формирование интереса к техническим видам творчества.
Информационно-методическое обеспечение: проектор, ноутбук, презентация.
Структура урока:
Введение (5 минут)
Вопрос классу: «Кто, по вашему мнению, первым вышел в открытый космос?»
Краткий обзор темы: дата (18 марта 1965 г.), миссия «Восход-2», имя космонавта.
Биография Алексея Леонова (10 минут)
Рождение в 1934 г. в Кемеровской области.
Карьера: летчик-истребитель, отбор в отряд космонавтов (1960).
Личные качества: смелость, творчество (художник, автор картин о космосе).
Физкультминутка. Нейрогимнастика. (3 минуты)
1. Кулак - ребро - ладонь
Один, два, три, четыре, пять
Будут пальчики играть.
Будем делать мы зарядку,
Будем мы скакать вприсядку.
Будем прыгать и плясать.
Один, два, три, четыре, пять.
2. Колечки
1-2-3-4
Нет ребят дружнее в мире
Девочки и мальчики
Разминают пальчики.
3. Зайка - Во!
Вышел зайка на лужайку
Там полным-полно еды.
Не найдет лисица зайку,
Он замел свои следы.
4. Пила - молоток
Принялась она за дело
Ела, ела, дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
Завизжала и запела
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску забивал.
Колотил он с толком,
Получилась полка.
5. Замочки
Вот висит у нас замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали: раз-два-три.
Покрутили: раз-два-три.
Потянули: раз-два-три
И открыли - посмотри.
Миссия «Восход-2» (12 минут)
Цель: первый выход человека в открытый космос.
Устройство корабля: шлюзовая камера, скафандр «Беркут».
Ход событий:
Выход Леонова (12 минут 9 секунд).
ЧП: раздутие скафандра, риск не вернуться на корабль.
Решение: сброс давления в скафандре, возвращение в шлюз головой вперед.
Посадка: нештатная (в тайге, спасательная операция заняла 2 дня).
Исторический контекст и значение (4 минуты)
Космическая гонка СССР против США.
Технологические прорывы: шлюзовая система, скафандр.
Влияние на будущие миссии (например, программы «Союз-Аполлон»).
Интерактив и закрепление (3 минуты)
Викторина:
Сколько минут длился выход Алексея Леонова в открытый космос? (12 минут 9 секунд)
Как назывался скафандр Леонова? (Беркут)
Куда приземлился «Восход-2»? (Пермский край, тайга, 180 км от Перми)
Заключение и рефлексия (3 минуты)
Обсуждение: «Какие качества помогли Леонову выжить?».
Вывод: Выход Леонова в открытый космос — не только технический триумф, но и пример человеческого мужества. Это событие открыло новую эру в освоении Вселенной, где человек перестал быть пассажиром, а стал активным участником космических исследований.
Ссылка на презентацию к занятию:

Список источников:
Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Леонов,_Алексей_Архипович
Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Восход-2
Роскосмос https://www.roscosmos.ru/28187/