Методическая разработка зачетных уроков по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (6–7 класс)
Методическая разработка зачетных уроков по теме:
«Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Автор (составитель): Саловарова Анна Викторовна
учитель биологии
Иркутск 2021
Пояснительная записка
Сегодня на изучение тем по биологии в 6 классе отводится всего один час. Этого времени недостаточно, чтобы реализовать все требования ФГОС. И именно проектная деятельность дает возможность применять разнообразные методы обучения: проблемный, исследовательский, поисковый и формировать интерес учащихся к предмету. В данной методической разработке представлен творческий коллективный проект по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». Данный проект целесообразно использовать для обобщения большой по объему темы, чтобы охватить максимальное количество учащихся и оценить их знания. Данный проект можно отнести к метапредметным, так как он охватывает не только биологию, но и изобразительное искусство, русский язык и внеурочную деятельность. Проектная деятельность позволяет использовать разнообразные виды деятельности: работа с текстом, с таблицами, с рисунками, планирование деятельности, постановка цели, представление результатов в виде устного рассказа. В ходе работы над проектом у учащихся должен появиться плакат по определенной теме из данного раздела.
Вид деятельности: групповой мини-проект
Возраст: 6 класс
Тема: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Покрытосеменные растения», развить у учащихся навыки работы в группе, создать серию плакатов по данной теме.
Задачи:
Обучение навыкам проектной деятельности;
Развитие навыков самоорганизации, получение опыта совместной деятельности;
Формирование позитивного отношения к окружающему миру;
Развитие инициативности.
Планируемые результаты:
личностные: развитие навыков работы в группе, доброжелательное отношение к мнению другого человека.
метапредметные: умение работать с различными видами информации: текстовой, графической, формулировать и высказывать свое мнение, уважать позицию других людей, представлять информацию в виде сообщений.
Предметные: умение использовать информацию о покрытосеменных растениях для создания тематических плакатов по определенной теме.
Оборудование: рисунки на тему, фотографии растений, цитаты о природе, кроссворды, мультимедийный проектор, раздаточный материал для оформления плаката и этапа рефлексии.
Ход урока №1.
Этап 1 Подготовительный Определение темы, целей проекта и конечного продукта. Учащиеся выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению. На подготовительном этапе учащиеся под руководством преподавателя должны сформулировать тему будущего проекта. Для этого необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?».
Этап 2 Планирование, уточнение количества участников. Формирование групп. Распределение обязанностей. Распределение источников информации. Ознакомление с критериями оценки результатов. Составление оптимального плана работы. Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом. Предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.
Этап 3 Реализация проекта. Обработка информации. Решение возникающих вопросов и проблем. Корректирование планирования (при необходимости), Оформление плаката. Работают в группах, классифицируют и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют плакат. Учителя оказывают помощь в классификации и обработке информации.
Урок № 2
Этап 4 Презентация проекта. Учащиеся представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи проекта, дают оценку деятельности и её результативности. Учитель принимает отчёт; оценивает умение выступать, общаться, слушать, обосновывать своё мнение; подводит итог обучения.
Этап 5. Осмысление и оценка проекта
• Подведение итогов.
• Оценка итоговых и промежуточных результатов.
• Самоанализ работы в группах.
Учащиеся обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности. Учитель оценивает усилия учащихся, качество отчёта, возможности дальнейшей работы.
Критерии эффективности продукта:
Название | Содержание | Баллы |
Представление | Понимание смысла излагаемой информации, культура речи, ясность и логичность изложения, умение вести дискуссию, взаимодействие с информацией плаката. | 1-выражено слабо 2- имеются незначительные замечания 3- замечаний нет |
Оформление | Аккуратность оригинальность выполнения. Соответствие содержания плаката, поставленной цели, логическое расположение объектов (рисунков, схем, текста) | 1-выражено слабо 2- имеются незначительные замечания 3- замечаний нет |
Организация взаимодействия | Степень участия в групповой работе и взаимопомощь участников проекта | 1-выражено слабо 2- имеются незначительные замечания 3- замечаний нет |
Ценность продукта | Может быть использован для ознакомления другими учащимися | 1-выражено слабо 2- имеются незначительные замечания |
При подготовке к проектной деятельности учитель подбирает материалы по данной теме: рисунки-схемы строения цветка, корня, стебля, листа, виды соцветий, плодов, видоизменения частей растения. Можно использовать гербарии или фотографии растений. Для работы каждой группе выдаются пакеты-кейсы с информационными материалами и заданиями по определенной теме. В пакете-кейсе содержатся тексты с пропущенными словами, кроссворды по выбранной теме, рисунки растительных объектов без подписей, карточки с терминами. В ходе работы над проектом каждая группа получает задание разгадать кроссворд, по подбору терминов в кроссворде учащиеся определяют тему своего проекта. Затем получают папку с заданиями по своей теме. В ходе работы над проектом учащиеся должны оформить плакат, на котором представлены рисунки с подписями, разгаданный кроссворд, представлена информация об объекте в виде схемы, а также отработан текст, с пропущенными словами. Оформление плаката должно быть эстетично, информативно. Защищая проект, учащиеся должны представит всю информацию по теме в виде устного ответа. Работа выполняется коллективно, для этого учащиеся должны распределить роли и выполнить свою часть работы, а затем представить плакат, выступив с устным ответом. На выполнение работы отводится 60 минут, можно провести в течение двух уроков. Защита проекта в течение 5-7 минут. Выступить должен каждый участник группы с устным ответом. Оценивание работы должно носить поощрительный характер, поэтому стандартная форма оценивания не подходит. Мы использовали оценочные листы, в которых производилась самооценка результата и оценка жюри. В оценочном листе использовались формулировки: работа над проектом помогает: · повторить строение растений · научиться работать сообща · научиться собирать и классифицировать информацию · научиться создавать плакат · научиться защищать проект.
Оценка проекта:
– было интересно
– было познавательно
– было трудно
– проект понравился
– затрудняюсь ответить
– мне всё равно
По итогам учащиеся распределялись по рейтинговой системе 1,2,3,4…места и получали зачет по теме.
Приложение
Кейс №1 «Корень»
Корень, развивающийся от стебля или листа.
Осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев.
Ответвление главного, бокового или придаточного корня.
Корневая система с хорошо выраженным главным корнем.
Видоизменённый утолщённый боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ.
Зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.
Зона, где конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивает рост корня в длину за счёт непрерывного деления клеток.
Зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы.
Корень, развивающийся из зародышевого корешка.
Корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.
Перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.
Защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.
Видоизменённый утолщённый главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ.
Задание 2
Задание 1. Вставить в текст пропущенные слова:
Каждое растение имеет множество корней. Корень, развившийся из зародышевого корешка семени, называют __________.
Корни, отрастающие от стебля и листьев, называют ________.
От главного и придаточного корней отходят корни __________.
Все корн одного растения образуют _________ ____________.
Различают два типа корневых систем: ________ и _____________.
Корневую систему, в которой хорошо развит главный корень, называют _____.
Корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит или рано отмирает, называют ________.
Задание 3
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Какие корни обозначены на рисунке цифрами 1 – 3?
Какой корень называется главным?
Какие корни называются придаточными?
Какие корни называются боковыми?
Что такое корневая система?
Какие корневые системы обозначены на рисунке буквами А и Б?
Какое из данных растений относится к двудольным, а какое к однодольным?
Задание 4. «Внешнее и внутреннее строение корня»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Задание 5.
Приведите примеры растений, у которых можно встретить такие видоизмененные корни.
Кейс №2 «Стебель»
Осевой, вегетативный орган растения, обладающий верхушечным неограниченным ростом, положительным гелиотропизмом, радиальной симметрией, несущий листья и почки.
Участок стебля, от которого отходит лист.
Однолетняя жизненная форма растения, у которого жизненный цикл продолжается от прорастания семени до образования собственных семян и отмирания.
Рост стебля в длину за счёт работы конуса нарастания верхушечной почки.
Жизненная форма растения с несколькими многолетними одревесневающими стеблями, несущими почки возобновления.
Стебель, обвивающийся вокруг опоры.
Стебель, растущий вверх перпендикулярно к поверхности земли.
Стебель, который стелется по поверхности почвы и укореняется с помощью придаточных корней.
Рост стебля в длину за счёт работы образовательной ткани в основаниях междоузлий.
Стебель, развивающийся из почки зародыша семени.
Стебель, который поднимается вверх, цепляясь за опору с помощью усиков.
Участок стебля между двумя узлами.
Рост стебля в длину за счёт работы образовательной ткани в основаниях междоузлий.
Жизненная форма растения с одним многолетним одревесневшим стеблем.
Задание 2
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.
Наружный слой стебля образован…(А). Внутренний слой коры- это (Б).
В лубе находятся … … (В), по которым оттекают растворы органических веществ. За счет деления клеток…(Г), стебель растет в толщину. В самом центре стебля находится…(Д).
Перечень терминов:
1) луб
2) кора
3) сердцевина
4) ситовидные трубки
5) камбий
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Задание 3
Какой слой ствола изображен на рисунке под цифрой 4? Какую функцию выполняет?
2.Укажите последовательность расположения слоев стебля начиная с внутреннего слоя. Ответ занесите в таблицу.
1. древесина 2. кора 3. сердцевина 4. Камбий 5. луб
Задание 4
Какие виды стеблей представлены на рисунке?
Задание 5
Какие видоизменения стеблей представлены на рисунке?
Кейс №3 «Лист»
Листовидные образования у основания листа, которые служат для защиты молодого листа и пазушной почки.
Лист, пластинка которого рассечена до главной жилки или до основания листа.
Лист, включающий несколько листовых пластинок (листочков), расположенных на общем черешке и опадающих по отдельности.
Часть листа, соединяющая лист со стеблем.
Естественное опадание листьев у древесных растений и кустарников, связанное с подготовкой растений к зиме и обусловленное изменением длины дня.
Лист, состоящий из одной листовой пластинки и одного черешка и опадающий целиком.
Боковой вегетативный орган растения, растущий от стебля, имеющий двустороннюю симметрию.
Цельный, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый. Его имеет листовая пластинка.
Порядок расположения жилок в листовой пластинке.
Порядок расположения листьев на стебле, наиболее благоприятствующий выполнению их функций.
Лист с пластинкой, расчленённой до ½ ширины полулиста.
Лист, имеющий нерасчленённую листовую пластинку.
Суженная часть листа, соединяющая листовую пластинку с основанием и регулирующая положение листа по отношению к источнику света.
Лист, пластинка которого расчленена на лопасти до 1/3 ширины полулиста.
Расширенная пластинка, обычно плоская часть листа, выполняющая функцию фотосинтеза, газообмена, транспирации и у некоторых видов — вегетативного размножения.
Жилкование перистого и пальчатого типов.
Угол между листовым черешком и стеблем.
Система проводящих пучков, которые связывают лист в единое целое, служат опорой мякоти листа и соединяют его со стеблем.
Задание 2
Вставьте пропущенные слова в текст
Лист какого-либо растения состоит из _________________________ и ___________________________, которыми прикрепляются к стеблю. Такие листья называют _____________________, например, у липы, клёна, крапивы, яблони. Бывают листья и без черешков. Их называют _________________. Они сидят на стебле, плотно обхватывая его. Например, у тюльпана, гладиолуса, гвоздики, лилии.
Слова для справок: А)черешок, Б)листовая пластинка, В)черешковыми, Г)сидячими
Задание 3
1.Какие части листа указаны на рисунке под цифрами?
О твет:
Задание 4
Выпишите названия растений, имеющих сложные листья. По какому принципу отобрали сложные листья.
Выпишите названия растений, имеющих простые листья. По какому принципу отобрали простые листья.
Задание 5
Что такое листорасположение? Какие виды бывают? Приведите примеры растений с каждым видом листорасположения.
Кейс №4 «Цветок и плод»
Вместилище семян цветкового растения, образующееся из завязи цветка в результате оплодотворения.
Растение с раздельнополыми цветками.
Перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика.
Орган семенного размножения.
Мужской заросток цветкового растения.
Цветок, имеющий только пестики.
Внутренние листочки околоцветника, обычно ярко окрашенные или белые, называемые лепестками.
Цветок, у которого есть только тычинки.
Осевая часть цветка между цветком и прицветником.
Плод, образующийся из сросшихся пестиков нескольких цветков.
Наружные листочки околоцветника, обычно зелёные, травянистые, называемые чашелистиками.
Плод. развивающийся из нескольких или многих пестиков одного цветка.
Покров цветка, защищающий тычинки и пестики, а также способствующий опылению.
Цветок, содержащий и тычинки и пестики.
Растения одного вида, у которых тычиночные и пестичные цветки находятся на разных особях.
Расширенная часть цветоножки, на которой расположены чашелистики, лепестки, тычинки, пестики.
Специализированный цветоносный побег, который несёт цветки и видоизменённые листья. Биологическое значение — приспособление к опылению.
Женская гамета, расположенная на полюсе зародышевого мешка со стороны пыльцевхода. По обе стороны её лежат клетки-спутницы.
Плод, развивающийся из одного пестика в цветке.
Орган размножения цветкового растения, который образуется в результате двойного оплодотворения из семязачатка.
Задание 2
Продолжите предложение:
Цветок – это ….
Двойной околоцветник образован ….
Околоцветник выполняет важные функции – ….
Андроцей – это ….
Гинецей – это ….
Пестик состоит из трех частей: ….
В пестике образуются ….
В тычинках различают ….
В тычинках образуется ….
Обоеполыми называются цветки, имеющие ….
Однополые цветки – это цветки, в которых ….
Однодомными называют растения, у которых ….
К однодомным растениям относятся: ….
Двудомными называют растения, у которых …
К двудомным растениям относятся: ….
Задание 3
Рассмотрите рисунок и подпишите части цветка.
Задание 4
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Как называются указанные соцветия?
Какие из данных соцветий относятся к простым, и какие к сложным соцветиям?
Задание 5
Оценочный лист проекта | |
Критерии оценивания | баллы |
Представление | |
Оформление | |
Организация группового взаимодействия | |
Самооценка было интересно – было познавательно – было трудно – проект понравился – затрудняюсь ответить – мне всё равно | |
Итого |
Дементьева Ирина Михайловна