Методическая разработка занятия «Осознание тела. Координация»
Управление образования г. Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества
«Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
занятия
«Осознание тела. Координация»
по дополнительной общеобразовательной программе «Веселая ритмика»
Тарханова Лилия Маратовна
педагог дополнительного образования
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………………..…….……3
Введение………………………………………………….…………………….....4
I. Информационная карта открытого занятия…………………….….................7
II. План-конспект открытого занятия……………………...................................10
1. Организационный этап……………………………………………...….10
2. Основной этап…………………………………………………………...11
3. Заключительный этап………………………………………………….. 11
Заключение ……………………………………………………………………….13
Список литературы………………….……………………………………………14
Приложение 1. «Упражнения для разминки» ……………………..……………15
Приложение 2. «Упражнения для развития координации» ……………………16
Приложение 3. «Правила игры день и ночь»……………………………………16
Аннотация
Настоящая методическая разработка посвящена вопросу использования ритмической гимнастики на занятиях по хореографии с целью развития координации учащихся. На занятиях учащиеся знакомятся с понятием «координация» и, благодаря специальным танцевальным движениям, развивают свои физические способности. Данная разработка будет полезна хореографическим коллективам, вокальным и актерским студиям.
Введение
Дополнительное образование дошкольников – одна из самых востребованных и значимых составляющих образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
По мнению ученых, дополнительное образование дошкольников является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности (А.Г. Асмолов, А.Я. Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б.Коваль и др.), и дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.).[6, с. 3-4]
Дополнительное образование дошкольников не регламентируется требованиями федеральных образовательных стандартов. Вместе с тем, ФГОС ДО задают определённые ориентиры при выстраивании дополнительных общеразвивающих программ.
Так, согласно требованиям стандартов, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. ФГОС ДО ставят во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. [12]
Координация — это тактика в хореографии, последовательный путь освоения правил, приемов, при помощи которых можно управлять устойчивостью, равновесием, т. е. достичь желаемого апломба. Координация в хореографии — это умение сочетать, варьировать, применять на практике правила и приемы устойчивости (т. скоординировать их). «Возбуждая рецепторы кожи, мышц и вестибулярного аппарата, сила тяжести приводит к рефлекторному перераспределению тонуса мышц. Изменяя мышечные усилия для преодоления силы тяжести, танцовщик сохраняет равновесие и устойчивость тела». Есаулов И.Г.
Различают три основных вида координации: нервную, мышечную,
двигательную. Для успешного овладения искусством танца необходима еще
музыкально-ритмическая координация.
Актуальность данной работы заключается в том, что занятия для развития координации могут обогатить процесс обучения хореографией и способствовать развитию двигательных качеств. Новизна методической разработки состоит во внедрении игровых методов и приемов в занятия хореографией. Занятия по развитию координации помогают учащимся почувствовать свое тело, и раскрепоститься.
Целью методической разработки является описание упражнений для развития координации для учащихся 4-6 лет.
Дошкольное детство – важный этап в развитии ребенка. В этот период происходит бурное развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, речи, мышления. У старших дошкольников формируется произвольное внимание, способность удерживать и концентрировать его на определенных объектах. Развивается произвольная слуховая и зрительная память. К концу дошкольного возраста происходит постепенный переход от наглядно - действенного мышления к наглядно - образному. Также происходит развитие логического мышления. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение. У детей старшего дошкольного возраста формируется некоторый запас жизненного опыта, что помогает в развитии творческого воображения.
В данной методической разработке представлены информационная карта занятия «Осознание тела. Координация» по дополнительной общеобразовательной программе «Веселая ритмика», план его проведения с описанием конкретных методов и приемов работы.
Методическая разработка может быть использована для проведения занятий в рамках образовательных программ по хореографии, а также в виде самостоятельного творческого занятия или мастер-класса. Рекомендуется к практической деятельности педагогам-хореографам, работающим в дополнительном образовании детей.
Информационная карта занятия «Осознание тела. Координация» по дополнительной общеобразовательной программе
«Весёлая ритмика»
Ф. И. О. педагога дополнительного образования: Тарханова Лилия Маратовна.
Название объединения: вокальный ансамбль «Фа-сольки».
Цель занятия: развить координационные способности у учащихся 4-6 лет
Задачи:
Обучающие:
дать понятие о координации;
обучить упражнениям для развития координации;
расширить знания учащихся в области ритмической гимнастики;
Развивающие:
развивать осмысленное исполнение движений;
развивать многоплоскостное внимание;
способствовать развитию познавательного интереса;
Воспитательные:
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать художественно-эстетический вкус;
формировать доброжелательное отношение к другому человеку, готовность сотрудничать с другими людьми.
Методы обучения:
игровые: сюжетно-ролевые игры, динамические игры, игровые ситуации;
словесные: беседа, рассказ, объяснение;
наглядные: демонстрация образца, наблюдение, показ способов, действий.
практические: упражнение, практическая работа.
Материально-технические средства:
музыкальный центр;
флеш карта;
ноутбук;
резиновый мячик диаметром 15 см.
Время занятия: 30 минут.
Место занятия: зал хореографии.
Кол-во учащихся: 15 человек
Возраст учащихся: 4-6 лет.
Структура занятия:
Основные этапы занятия | Задача, решаемая на данном этапе | Формы и методы работы с учащимися | Время | |||
Организационный этап | | |||||
I. Введение в тему занятия | установить контакт между учащимися и педагогом; сформировать доверительную атмосферу в группе; мотивация учащихся к познавательной деятельности. | Рассказ Беседа | 3 мин. | |||
Основной этап | | |||||
II. Разминка | разогрев тела; развитие двигательной памяти; развитие пространственного мышления. | Практические упражнения Объяснение Показ действий | 10 мин. | |||
III. Упражнения для развития координации | дать понятие о координации; развивать познавательную активность; развивать осмысленное исполнение движений; развивать многоплоскостное внимание. | Объяснеине Показ действий Практические упражнения Наблюдение | 7 мин. | |||
IV. Закрепление полученных знаний | расширить знания учащихся в области ритмической гимнастики; развить познавательно-психических процессов учащихся: памяти, восприятия, внимания и мышления. | Игра | 5 мин |
Заключительный этап | | |||
VI. Рефлексия и контроль | контроль усвоения материала, анализ и оценка результатов | Обсуждение, рефлексия | 5 мин. |
Факторы, побуждающие учащихся к активности:
творческий характер учебно-познавательной деятельности;
эмоциональное воздействие;
погружение в игровую ситуацию.
Способы побуждения к активности и создание благоприятной атмосферы на занятии:
смена видов деятельности;
использование различных педагогических технологий (демонстрация, иллюстрация, похвала, игра и т.д.).
План-конспект открытого занятия по хореографии
«Занятие-импровизация как творческая лаборатория учащихся»
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1. Введение в тему занятия (3 мин.)
- Добрый день! Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о координации. Без координации не может обойтись не один танцор. Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, контрольной цели. Любая поза, любое движение требует координации. Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками. Но для начала «достанем хорошее настроение из кармана».
Чтобы подготовить наши мышцы и тело к более сложным хореографическим заданиям следует начать с разминки.
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП
2.1. Разминка (10 мин.)
Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке и выполняют упражнения (приложение 1)
Если кто-то из учащихся не захочет принимать участие, заставлять не следует, т.к. это должно быть его решение. Как показывает практика, через некоторое время все начинают принимать участие.
2.2. Упражнения для развития координации (7 мин.)
-Теперь мы подготовились с вами к новому этапу выполнения более сложных упражнений. Повторяем за мной!
Учащиеся повторяют движения за педагогом. Педагог следит за правильностью выполнений упражнений и поправляет учащихся при необходимости (приложение 2).
2.3 Закрепление получение материала (3 мин.)
- А теперь мы проверим, получилось ли у нас с вами развить координацию. Сыграем в игру!
Комментарий:
Педагог объясняет правила игры «День и ночь» (приложение 3).
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Рефлексия и контроль (5 мин.)
- Ребята наше занятие подходит к завершению, я считаю, мы с вами справились с упражнениями и движениями, которые выучили на этом занятии. Сегодня мы повторили ранее изученное, выучили новое. Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами. Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии.
Рефлексия "Светофор" - педагог раздает учащимся карточки красного, желтого и зеленого цвета. Дети сигналят карточками:
зеленый - работал хорошо, все получилось; желтый – старался работать хорошо, но не все получилось; красный – было трудно, непонятно.
- Всем спасибо за занятие. Давайте попрощаемся друг с другом (поклон).
Заключение
Занятия ритмикой способствуют физическому развитию учащихся: совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус, улучшается осанка. Всё это создает у учащихся радостное и бодрое настроение. При выполнении двигательных упражнений они проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуют свои способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства.
. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
На уроке царит радостное и бодрое настроение учащихся. Важно, что каждому учащемуся даются рекомендации и советы, над которыми учащиеся уже будут работать на следующих занятиях. Методическая разработка может служить планом полноценного занятия в хореографических, вокальных и актерских коллективах, а также отдельные упражнения можно внедрять в свою текущую деятельность для развития координации учащихся и свободы движения. Соответственно, чем чаще применять предложенный метод, тем выше будет результативность предлагаемых форм работы.
Эффективность данной разработки проверена на практике: участники вокального коллектива уверенно чувствуют себя на сцене, хорошо ориентируются в пространстве и быстро подстраиваются под изменения в номерах для выступления.
Список литературы
Барышникова Т. Азбука хореографии. [Текст] : Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. / Т.Барышникова – СПб. «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 1996 – 256 с.
Баскаков В.Ю. Свободное тело. М.: ИОИ, 2001.
Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия [Текст] / М.А. Бебик: – МГУ, 2011 – 100 с.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А.Волкова: − М. : Владос, 2002. − 272 с.
Дайлидене В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004
Дрознин А. Физический тренинг актера. М.,2004.
Евсеев Ю. И. Физическая культура [Текст] / Ю.И.Евсеев. − Ростов н/Д : Феникс, 2002. − 378 с.
Кох И.Э. Основы сценического движения. М.: Планета музыки, Лань,2010.
Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Сапорта К. Поиск красоты всегда бывает болезненным [Текст] / К. Сапорта − М. : Известия, 1996. – №1–2. – С. 34−36.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)
Федорова Г.П. Танцы для детей.– СПб.: Детство-пресс, 2000.
Приложение 1
Представленные упражнения рассматриваются для разогрева мышц всего тела.
- и.п. ноги на ширине таза, руки на пояс. Наклоны головой. На счёт 1 наклон головы вперёд, на счёт 2 назад, на счёт три 3 в левую сторону, на счёт 4 в правую сторону.
- и.п. то же. Повороты головой. На счёт 1,2 поворот головы в левую сторону, на счёт 3,4 в правую сторону.
- и.п. то же. Круговые движения головой. На счёт 1,2,3,4 круговые движения в левую сторону. На счёт 1,2,3,4 в правую сторону.
- и.п. ноги на ширине таза, руки вдоль туловища. Круговые движения плечами. На счёт 1,2,3,4 круговые движения вперёд. На счёт 1,2.3,4 круговые движения назад.
- и.п. ноги на ширине таза, руки на пояс. Наклоны туловищем. На счёт 1 наклон туловища вперёд, на 2 назад, на 3 в левую сторону, на 4 в правую сторону.
- и.п. то же. Повороты туловищем. На счёт 1,2 повороты туловища в левую сторону, на счёт 3,4 в правую сторону.
- и.п. то же. Круговые движения туловищем. На счёт 1,2,3,4 круговые движения туловищем в левую сторону, на счёт 1,2,3,4 в правую сторону.
- и.п. Ноги вместе. Руки на пояс. Прыжки на месте. Прыжки на правой ноге. Прыжки на левой ноге.
- и.п. Упор присев. Прыжки «бабочка» (выпрыгивания вверх из положения упор присев, раскрывая руки и ноги в разные стороны).
- и.п. Ноги на ширине таза, руки вытянули перед собой. Махи ногами. На счёт 1,2 мах левой ноги носок натянут, на счёт 3,4 мах правой ноги носок натянут.
- и.п. руки на пояс, ноги на ширине плеч. Приседания.
Приложение 2
«Упражнения для развития координации»
И.п.- основная стойка («солдат»). 1 – руки расставить в стороны книзу («ракета»), 2 - руки развести в стороны («самолет»), 3 - руки поднять вверх и немного развести («дерево»), 4 - руки поднять вверх и держать их вместе («стрела»), 5- вернуться в и.п.
Бег по кругу со сменой траектории по хлопку; бег по залу со сменой траектории по хлопку – по диагонали, змейкой.
Изображаем цаплю, которая любит стоять на одной ноге. Руки на поясе или в стороны, нога отрывается до уровня коленей. Начать с 5 секунд на каждой ноге, затем добавлять по 2 секунды на каждый подход. Всего выполнить 6 подходов.
Ходьба с мячом в руках.
Ходьба с подбрасыванием мяча вверх.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге, ноги врозь – ноги вместе, попеременно меняя ноги.
Приложение 3
«Правила игры «День и ночь»»
Учащиеся начинают танцевать под музыку(день) и по команде – выключение музыки(ночь) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время; усложненный вариант – учащиеся замирают в позе разных букв («Л» - ноги на ширине таза, прямые руки наверху, ладони склеены; «Т» - ноги вместе, руки в стороны, параллельно полу; «Х» - ноги широко расставлены, руки наверх, в диагонали; «У» - ноги вместе, руки вверх, в диагонали; «Ф» - ноги вместе, руки на поясе, локти тянутся в стороны.).