Методическая разработка занятия «Страна Светофория»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко» г.Медногорска»
Методическая разработка
Занятие
Тема: «Страна Светофория»
Выполнил: воспитатель I квалификационной категории
Гурьянова Алла Владимировна
1.Пояснительная записка
«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагоги должны дать направление этим случайностям».
В.Д.Одоевский
Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Важно не просто обучать детей навыком безопасного поведения на дороге, но и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.
Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Главная задача – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
1.1.Актуальность
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте.
1.2 Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
1.3.Роль и место мероприятия в системе работы педагогического работника
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
1.4.Целью данной работы является – создание условий и внедрение современных педагогических технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
Предполагаемый результат:
Использование методической разработки и организация на ее основе различных видов детской деятельности:
- будет способствовать развитию активности, инициативности и самостоятельности детей в познавательно-исследовательском взаимодействии;
- окажет поддержку в формировании активной коммуникативной позиции в общении друг с другом;
1.5. Форма проведения: занятие тема:«Страна Светофория»
Задачи: формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
• В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
• Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
• Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах.
• Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
• Активизировать в речи детей слова на дорожную тематику.
• Вызвать интерес у детей и доброе отношение друг другу.
• Воспитывать внимание, сосредоточенность.
Обоснование проведения мероприятия:
- приведет к усвоению и соблюдению правил дорожного движения, если мы будем организовывать в педагогической практике:
- совместное непринужденное общение и обсуждение проблемных ситуаций;
- совместную познавательно-исследовательскую, продуктивную, игровую деятельности;
- создание развивающей предметной среды;
- совместную деятельность родителей и детей;
1.6.Педагогические технологии ,методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры:
- с элементами физических упражнений и спорта – (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка)
- ролевые игры – (форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.Все эти действия в игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка);
- театрализованные и игры-драматизации – (объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.);
- дидактические - (требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Собери дорожный знак», «Умные стрелки», знакомство с новым знаком и т. д).
- с использованием макетов – (дети играют с удовольствием, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ, его назначение.
Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию).
К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций. В каждой группе имеются макеты улиц города. Используя фигурки пешеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Педагоги детского сада используют в своей работе по обучению детей правил дорожного движения тризовские методы и приемы.
Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно,что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную аварию; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаем ребѐнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учить их разрешать.
Информационно – коммуникативные технологии
При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание уделяется использованию информационно – коммуникативных технологий. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает увлечь ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
- виды транспортных средств, их классификация
- группы дорожных знаков
- участники дорожного движения
Педагоги ДОУ считают, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
Мультипликация
Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.
Мнемотехника
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.
Технология проблемного обучения
Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.
При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.
Проблемная ситуация создается педагогами с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?)
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части?)
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.).
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?)
Здоровьесберегающие технологии
При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе используем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств.) Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части.
Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей; выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак.
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В детском саду используем такие формы организации исследовательской деятельности, как:
- эвристические беседы
- наблюдения
- использование художественного слова
- дидактические и развивающие игры
- игровые ситуации
Проектная деятельность
Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей направляем на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании.
Действенность, результативность.
Результативность освоения детьми предложенного материала определяется по приобретенным детьми вербальным знаниям, скорости и легкости усвоения и овладения ими необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности в ходе праздников, игровой деятельности по правилам дорожного движения, самостоятельности детей, которая проявляется в ситуациях, моделирующих дорожное движение (работа с макетом).
2. Основная часть
2.1. Описание –хода проведения мероприятия
Методическая разработка занятия «Страна Светофория» для детей дошкольного возраста.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: учащиеся дошкольного возраста 4 – 6 лет.
Используемые материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,аудиозаписи, картинки с изображением автобуса, автомобиля, колеса, велосипеда, остановки, регулировщика, дорожных знаков, детей, пешеходного перехода; макет светофора, 3 круга – красный, желтый, зеленый; мяч.
Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Используемые методы: словесный, наглядный, игровой, практико – ориентированный, метод проблемного обучения.
Образовательная область: формирование представления о правилах дорожного движения.
Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Социализация», «Познание».
Актуальность: детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Методические рекомендации по использованию мультимедийного материала: групповое занятие.
Использование мультимедийной презентации позволяет задействовать весь наглядный информационный канал, способствование лучшему усвоению информации и экономии времени на внедрении знании дошкольникам. Презентация является дополнением к конспекту. Ее эффективность характеризуется уровнем усвоения знаний по теме.
Цель: Формирование первичных знаний о правилах дорожного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить дошкольников с правилами поведения на дороге, улице, с сигналами светофора и пешеходным переходом;
Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
Формировать здоровый образ жизни, профилактику дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
Развивать память, внимание, любознательность, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление;
Активизировать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
Вырабатывать у учащихся привычку правильно вести себя на дорогах;
Воспитывать грамотных пешеходов.
Предполагаемый результат:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Рекомендации по организации и проведению занятия:
1. Подготовка к любому занятию обязательно должна начинаться с продумывания конспекта. Интересный и содержательный конспект сделает занятие незабываемым.
2. Игровые атрибуты следует расположить вне поля зрения учащихся: это создаст элемент неожиданности и праздничного настроения.
3. Занятие необходимо проводить в просторном помещении, где найдется достаточно места для подвижных игр детей.
4. Задания и игры должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
План занятия:
Организационный момент – 3 мин.
Практическая часть – 19 мин.
Игра «Светофор» - 3 мин.
Игра с мячом - 3 мин.
Игра «Автомульти» – 3 мин.
Подведение итогов занятия – 2 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход занятия:
( В группе стоят в два ряда стульчики, имитирующие автобус. На каждом стульчике наклеены кружки, треугольники, квадратики, овалы, прямоугольники разных цветов).
Организационный момент – 3 мин.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Каждый берет билет, проходит в автобус и находит свое место. (Учащиеся рассаживаются по своим местам).
Воспитатель: Я, буду шофером, а вы пассажиры. А чтобы наш автобус поехал надо произнести волшебные слова:
Автобус, автобус идет, гудит,
В автобусе, в автобусе шофер сидит.
В автобусе, в автобусе детей полно,
Поехали дети, глядите в окно!
(Дети повторяют слова за воспитателем, звучит запись звука работающей машины).
Воспитатель: Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
Практическая часть – 19 мин.
Воспитатель: Страна Светофория (читает на вывеске). Ребята, что это за страна? Вы, когда - нибудь бывали в этой стране?(Ответы детей).
Воспитатель:В стране Светофория живет разный народ
И автомобили, и шофер и пешеход.
Делаю вам предостережение –
Выучить срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители!
Хотите побывать в этой стране? (Ответы детей).
Воспитатель: Это страна, где все люди, даже дети знают правила дорожного движения и постоянно ими пользуются, поэтому в этой стране никогда не происходит дорожных происшествий. А почему в Светофории никогда не бывает дорожных происшествий? (Ответы детей). Потому что, в этой стране все соблюдают правила дорожного движения.
Воспитатель: Какие правила дорожного движения вы знаете? (Ответы детей.) Ребята, так просто в страну Светофория не войдешь.Посмотрите, на воротах висят зашифрованные знаки и их надо отгадать и открыть. Если у вас получится, тогда ворота откроются.
(На дверцах шкафа висят перевернутые картинки.При правильных ответах детей картинки переворачиваются).
Воспитатель: Давайте попробуем открыть дорожные знаки. Если вы правильно ответите, то знаки откроются. Готовы? (Ответы детей).
Воспитатель: Первое задание (приложение №1)
Отгадайте загадки:
Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Он по улице идет
На работу всех везет.
Дети: Автобус.
Воспитатель: Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины.
Вот тогда вздымая пыль,
Нас помчит…
Дети: Автомобиль.
Вспитатель: По наезженной дороге
Они бегут быстрей, чем ноги.
Дети: Колеса.
Воспитатель: Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса,
У загадки есть ответ
Это мой…
Дети: Велосипед.
Воспитатель: В этом месте, как не странно.
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Дети: Остановка.
Воспитатель: Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?
Дети: Регулировщик.
Воспитатель: Сами не видят, а другим указывают.
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Затихают все моторы!
И внимательней шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»
Дети: Дети.
Воспитатель: Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут,
За собой пешехода ведут.
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились и все картинки открыли. Мы в стране Светофория! Посмотрите, кто нас встречает? Отгадайте загадку!
Воспитатель: Мчался транспорт, торопился,
А потом остановился,
Приглушил слегка мотор.
Кто помог нам?
Дети: Светофор. (Педагог показывает макет светофора).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, для чего нужен светофор? Где вы видели светофор? Заметили ли вы, как слушаются светофора и машины и люди? (Ответы детей). Светофор нужен для безопасного движения машин и людей.Давайте вспомним правила перехода по светофору.
Воспитатель: Красный глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Стоять.
Воспитатель: Желтый глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Внимание.
Воспитатель: А зеленый глаз для нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Можно идти.
Воспитатель: Ребята, как расположены знаки светофора?
Дети: Красный вверху, желтый посередине, зеленый внизу.
Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра «Светофор» - 3 мин.
Цель игры:обобщение знаний о назначении светофора и его сигналов.
Задачи:
- развивать внимание, ловкость, сообразительность, зрительное восприятие;
- воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Игровые атрибуты: 3 круга - красный, зеленый, желтый.
Условия игры:
Воспитатель:Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся – стой! (Дети замирают)
Желтый вспыхнул – подожди! (Дети приседают)
А зеленый свет – иди! (Дети бегают).
(Темп игры может увеличиваться.В конце игры воспитатель называет самых внимательных участников).
Воспитатель: Все жители страны Светофории очень любят играть. Особенно они любят играть в мяч. Ребята, а вы любите играть с мячом? (Ответы детей). Можно играть на проезжей части дороги? (Ответы детей). Это опасно, может задавить машина, мяч попадет под машину и лопнет. А где можно играть детям? (Ответы детей). Верно, детям нужно играть на детской площадке под присмотром взрослых. Давайте и мы поиграем с мячом.
«Игра в мяч» - 2 мин.
Цель игры: закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
Задачи:
- развивать внимание, наблюдательность, память, ловкость, сообразительность.
- развивать умение работать в коллективе.
Игровые атрибуты: мяч.
Условия игры: Педагог с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч,
одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра
проводится со всеми детьми по очереди.
Педагог: По дороге кто идет?
Ребенок 1: Пешеход.
Педагог: Кто машину ведет?
Ребенок 2: Водитель.
Педагог: Сколько «глаз» у светофора?
Ребенок 3: Три глаза.
Педагог: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок 4: Стой и жди.
Педагог: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок 5: Подожди.
Педагог: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок 6: Можете идти.
Педагог: Идут наши ножки по пешеходной…
Ребенок 7: Дорожке.
Педагог: Где мы автобус ждем?
Ребенок 8: На остановке.
Педагог: Где играем в прятки?
Ребенок 9: На детской площадке.
(В конце игры необходимо похвалить тех участников, кто дал наибольшее количество правильных ответов).
Воспитатель: А еще в стране Светофории любят смотреть мультфильмы. Вы, любите мультики? А какие? (Ответы учащихся). Во многих мультфильмах герои передвигаются на различных видах транспорта. Давайте проверим, какие виды транспорта вы знаете и как вы помните сюжеты мультфильмов.
Игра «Автомульти» - 3 мин. (приложение №2)
Цель игры: научить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства.
Задачи:- правильно называть виды транспортного средства;
- развивать память, мышление, сообразительность.
Условия игры: Учащимся предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) – слайд №2.
2. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем) – слайд№3.
3. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед) – слайд №4.
4. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) – слайд №5.
5. На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете) – слайд №6.
6. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) – слайд №7.
7. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) – слайд №8.
8. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед,
А за ним комарики...
На чем летали комарики? (На воздушном шарике) – слайд №9.
(В конце игры необходимо похвалить тех участников, кто дал наибольшее количество правильных ответов).
3. Подведение итогов занятия – 2 мин.
Воспитатель: Вот мы и побывали в стране Светофории! Было трудно, но вы справились и теперь являетесь почетными гостями Светофории. Но, к сожалению, нам пора возвращаться. Запомните ребята: правила движения должны все соблюдать без возражения.
Надо: ходить по тротуарам, переходить улицу по пешеходному переходу; смотреть внимательно на светофор; если оказался в потоке машин, то стоять нужно спокойно, не метаться.
Нельзя: кататься на велосипеде по проезжей части.
Никогда не торопись!
У дороги осмотрись.
За другими не спеши.
Маму за руку держи.
Нужно правила все знать!
Возле трассы не играть
И животных без присмотра
На дорогу не пускать.
Воспитатель: Молодцы, вы все хорошо потрудились. Ребята, вы все запомнили как вести себя на улице? На какой свет переходить дорогу? (Ответы учащихся). Об этом расскажите своим родителям и друзьям.
До свидания!
Список литературы
1. Гарнышева Т.П. Как научить детей пдд? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.; ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.
2. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
3. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. - М.; «Транспорт», 1999.
4. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.; «Просвещение», 2009.
5. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М.; ТЦ Сфера, 2008.- 64 с.
6. Хабибуллина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду», 2009 год.
7. Шалаева Г.П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.; Издательство Эксмо, 2007.
8. Элькин Г. Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.; Издательский Дом «Литера», 2010.
Приложение 1
Автобус автомобиль Колеса
Велосипед Остановка регулировщик
Дети пешеходный переход дорожные знаки
Приложение 2
ПечкаЕмели варенье Карлсона Велосипед
карета Золушки поезд
Ковер самолет ступа Бабы Яги воздушный шарик
Игра-викторина для детей средней группы
Тема: «Знатоки дорожного движения».
Цели:Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закрепить знание детей о правилах дорожного движения, представление детей о светофоре, о назначении его сигналов.
- Расширять знания о правилах поведения на улице.
- Формировать умение адекватно, реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность.
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение детей жить по правилам, которые сохраняют им жизнь и здоровье, умение договариваться в игре.
Методические приемы:
Беседа, дидактическая игра, игра с правилами, загадки, наглядность, физ. минутка, художественно-изобразительная деятельность.
Предварительная работа:
Прогулки, конкурс рисунков, настольные игры, изготовление совместно с родителями макета дороги, конкурс загадок.
Ход игры:
Ведущая:
- Ребята поздоровайтесь с гостями! Сегодня в нашей группе состоится игра - викторина по правилам дорожного движения.
- Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам и переходить дорогу самостоятельно.
У нас большой, красивый поселок с широкими улицами. По проезжей части движется много легковых и грузовых автомобилей, автобусов. И никто никому не мешает, потому что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.
Как называются эти правила?
Ведущая:
- Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и посоревноваться, проверить свои знания о правилах дорожного движения.. Прошу команды занять свои места. ( дети проходят за столы). Выбираем название команд по загадкам:
1 загадка:
Кто пешком всегда идет?
Догадались? …!
(Пешеход)
2 загадка:
Умело он ведёт машину
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
(Водитель)
Ведущая. Итак, послушайте внимательно правила игры. Я буду задавать вопросы командам по очереди. Если одна команда отвечает неверно или не дает ответа, то этот же вопрос задается другой команде. На обсуждение даю одну минуту, потом нужно будет дать ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетон, побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов. А помогать мне: оценивать ваши ответы сегодня будет большой знаток правил дорожного движения – Инструктор по физкультуре Екатерина Сергеевна
1 конкурс – разминка: «Разрешается или запрещается».
Я начинаю фразу, а вы продолжите словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди.
- Вот в светофоре горит красный свет. Идти через улицу………(запрещается)
- Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)
- Соблюдать правила дорожного движения … (разрешается)
- Выбегать на проезжую часть … (запрещается).
- Кататься на велосипеде на проезжей части ……..(запрещается)
- Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается).
- Переходить дорогу по пешеходному переходу …(разрешается)
- Переходить проезжую часть дороги одному…….(запрещается)
- Переходить дорогу спокойно ………..(разрешается)
– Играть в мяч на проезжей части дороги………(запрещается)
2 конкурс «Какая команда лучше знает правила дорожного движения»
Как называют людей, идущих по улице?
(Пешеходы)
2. Как называется дорога для пешеходов? (тротуар)
3. Какая часть дороги предназначена для машин? (проезжая часть).
4. Как определить, где находится пешеходный переход?
(На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)
5. Как нужно переходить улицу? (Спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате…)
6. Какие пешеходные переходы вы знаете? (Подземный, наземный, надземный)
7. Что делать, если мяч выкатился на дорогу? (Попросить взрослого достать его)
8. Назовите правила поведения в транспорте.
(Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)
9. Что регулирует движение на улице? (Светофор)
10. А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрёстке? (Регулировщик)
11. Как называется палочка регулировщика? — (Жезл)
12. Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный, желтый, зеленый)
Что обозначают эти сигналы? ( Стой, приготовься, иди)
Запрещающие, и предупреждающие изображения вдоль дорог. (Дорожные знаки)
Ведущая: Вижу правила дорожного движения, вы хорошо знаете, молодцы.
3 конкурс: «Дорожные знаки».
игра «Собери дорожный знак». Команды собирают разрезанные дорожные знаки. Получает жетон та команда, которая быстро сумела собрать знак и назвать его.
Физ. минутка: «Мы - шоферы».
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть, руки ноги поразмять.
(дети должны показывать движения)
Качу, лечу
Во весь опор
(дети шагают)
Я сам-шофер
(имитируют управлением рулем)
И сам – мотор
(круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль
(сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль.
(бег на месте)
5 конкурс: «Перекресток загадок ». Участникам предлагается отгадать загадки по дорожной тематике.
Ведущая: Команды, вы готовы начать соревнование во внимательности? ( Команды приглашаются к столу, на котором разложены картинки с видами транспорта)
Тогда я объясню вам правила: я буду читать вам загадку, а вы мне будете показывать картинку с отгадкой. Всем понятно?
Начинаем!
Что за чудо – синий дом
Ребятишек много в нём
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
Вот так чудо-чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу! (велосипед)
Железная птица в небе кружится
По сигналу пилота на землю садиться (самолёт)
Паровоз без колёс,
Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошёл,
Прямо по морю пошёл. (корабль)
Мчится огненной стрелой
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина. (пожарная машина)
Тяжести возить привык
Наш огромный………. Грузовик
По городу разъезжает
За порядком наблюдает. (полиция)
Эта машина не велика
Меньше она грузовика
Пассажиров повезет
И багаж их заберет. (автомобиль, такси)
Ведущая: Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам нарисовать наши машины, но не на листах бумаги, а на камушках. (Детям предлагаются подготовленные к рисованию камушки, гуашь, кисти, тряпочки).
Ведущая: Ну что, справились? Молодцы! Вот какие машины у нас получились, а сейчас я предлагаю оставить наши машины на столах для высыхания. А когда наши машины будут готовы, мы поиграем с вами в игру «Машины на нашей улице», на макете.
Прошу команды подойти ко мне. Вот и подошла наша викторина к концу, ребята скажите чем мы сегодня с вами занимались, о чем говорили? Правильно, мы повторили все что узнали о правилах дорожного движения. И всегда должны помнить о том, что мы должны беречь себя и быть очень внимательными на дороге и на улице!!!!
Предлагаю всем построиться и подвести общий итог нашей игры – викторины.
Команда «Пешеход» заработала … очков, команда «Водитель» … очков.
Сейчас послушайте стихотворения о правилах дорожного движения.
1 ребёнок: Мы запомним с детских лет:
Красный свет – движенья нет,
Жёлтый – стой, смотри вокруг,
А зелёный – лучший друг!
Ведущий: По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
2 ребенок:
Держись дорожных правил строго,
Не торопись, как на пожар.
И помни : транспорту – дорога,
А пешеходам – тротуар.
Молодцы! Всё верно! Вот мы и посоревновались, проверили свои знания о правилах дорожного движения, которые обязательно будем соблюдать и выполнять! И я хочу подарить всем вам значки - медали, удостоверяющие ваши знания по правилам дорожного движения.
Спасибо вам большое!
25