Методическая разработка занятия по дисциплине «Статистика»
Методическая разработка практического занятия
по дисциплине «Статистика» на тему
«Расчет средних величин и показателей вариации»
для студентов СПО специальностей: 120714 «Земельно-имущественные отношения», 030912 «Право и организация социального обеспечения» и 080214 «Операционная деятельность в логистике»
Автор: преподаватель специальных
экономических дисциплин О.В. Антонова
Тема: Расчет средних величин и показателей вариации
Цель: научить находить различные средние величины и показатели вариации: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю гармоническую взвешенную и т.д.
Продолжительность занятия: 4 часа
Средства обучения: Рабочая тетрадь для практических занятий, калькулятор
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:
Студент должен
уметь:
Рассчитывать средние величины и показатели вариации;
знать:
Понятие о средних величинах и их видах;
Сущность показателей вариации и методику их расчета.
Критерии оценки:
Оценка «5» выставляется, если обучающийся выполнил задание в полной объеме и без ошибок.
Оценка «4» выставляется, если обучающийся выполнил задание в полном объеме, но допустил незначительные ошибки или недочеты.
Оценка «3» выставляется, если имеются ошибки в ходе решения или в результатах решения.
Оценка «2» выставляется, если обучающийся не выполнил предложенные задания.
Предварительная подготовка. Теоретическая справка
Сущность средних величин, виды средних величин, показатели вариации, методика расчета средних величин и показателей
Содержание работы
Задание 1.
Коммерческий банк выдал в течение года нескольким фирмам пять кредитов:
№ ссуды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Размер ссуды, тыс. руб. |
50 |
40 |
100 |
120 |
90 |
Определить средний размер кредита для фирм.
Задание 2.
Имеются данные по результатам группировки предприятий по величине капитальных затрат:
Группы предприятий по размеру капитальных затрат, тыс. руб. |
Число предприятий в группе |
До 10 |
6 |
10-12 |
8 |
12-14 |
12 |
14-16 |
15 |
16-18 |
10 |
Свыше 18 |
6 |
Определите моду.
Задание 3.
Качество продукции предприятия характеризуется следующими данными (за месяц):
Вид продукции |
Процент брака |
Стоимость бракованной продукции |
А |
1,3 |
2135 |
В |
0,9 |
3560 |
С |
2,4 |
980 |
Определить средний процент брака в целом по предприятию.
Задание 4.
По данным выборочного обследования произведена группировка вкладчиков по размеру вклада в Сбербанке города:
Размер вклада, руб. |
Число вкладчиков |
До 400 |
32 |
400-600 |
56 |
600-800 |
120 |
800-1000 |
104 |
Свыше 1000 |
88 |
Определите моду.
Задание 5.
Фирма торгует телевизорами трех классов. В течение дня продано:
Класс телевизора |
Цена телевизора, в долл. |
Количество |
1 |
230 |
7 |
2 |
310 |
10 |
3 |
500 |
3 |
Какова средняя цена телевизоров, проданных фирмой в течение дня?
Задание 6.
По следующим данным о распределении 100 рабочих цеха по дневной выработке однотипных изделий определите моду.
Дневная выработка, шт. |
Число рабочих, чел |
50-54 |
10 |
54-58 |
20 |
58-62 |
40 |
62-66 |
15 |
66-70 |
15 |
Тест
1.Выберите условия, необходимые для расчета средней величины:
А) неоднородность совокупности;
Б) однородность совокупности;
В) достаточный объем совокупности;
Г) большая колеблемость значений показателя.
2. Средняя величина – это:
А) показатель, характеризующий однородность совокупности;
Б) показатель, характеризующий типичный уровень варьирующего признака;
В) показатель, характеризующий частоту вариант.
3. Средняя арифметическая взвешенная применяется в том случае, если:
А) имеется значение признака и неодинаковое значение частоты, с которой встречаются значения признака;
Б) необходимо рассчитать среднее значение темпа роста;
В) значения признака повторяются одинаковое число раз.
4. Модой в ряду распределения является:
А) наибольшая варианта;
Б) варианта, которая чаще всех других встречается;
В) наибольшая частота.
5. Показатели вариации используются для:
А) характеристики динамики явления;
Б) характеристики колеблемости признака и однородности совокупности.
6. Среднее квадратическое отклонение характеризует:
А) среднюю меру отклонений признака от средней величины;
Б) тесноту связи между признаками;
В) однородность совокупности.
7. Среднее значение признака в двух совокупностях одинаково. Может ли быть различной вариация признака в этих совокупностях?
А) да;
Б) нет;
В) нельзя сделать вывод о вариации.
8. Среднее значение признака в двух совокупностях неодинаковы. Может ли быть одинаковой вариация признака в этих совокупностях?
А) да;
Б) нет;
В) вывод сделать нельзя.
Выводы (студент формулирует выводы по всему занятию)
Контрольные вопросы:
Каковы основные требования к расчету средних величин?
Какие существуют виды средних величин?
Какие существуют показатели вариации?