Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Инженерная графика» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 11 November 2016
 

Департамент образования и науки по костромской области

ОГБ ПОУ «Костромской энергетический техникум им. Ф.В.Чижова»


 

Методическая разработка

учебного занятия по дисциплине «Инженерная графика»

с применением здоровье сберегающих технологий.


 

Для преподавателей общетехнических дисциплин в профессиональном образовании


 


Кострома

 

 

Аннотация

Данная методическая разработка по теме «Эскизы деталей» предназначена для работы со студентами, изучающие «Инженерную графику» на втором курсе технического учебного заведения. Занятие рассчитано на четыре аудиторных часа и выстроено с применением здоровьесберегающих технологий. Время указанное в технологической карте может варьироваться по усмотрению преподавателя.


 

Содержание

Введение…………………………………………………….………….. 4

Основная часть

2.1 Обучение эскизированию……………………………….…..……..5

2.2 Технологическая карта…………………………………….….……7

Заключение……………………………………………………….……10

Список использованных источников…………………..………… 11

Приложения……………………………………………………..……..12

 

Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.

Сократ

Введение.

Обоснование необходимости.

Здоровье – главное в жизни человека. От качества уровня здоровья зависит настоящее и будущее. Здоровье это то, что перевешивает все остальные блага. Главное что мы желаем друг другу при встрече и в праздники - это здоровье.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования.

Психологическая составляющая. Основой ее является состояние эмоционально комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. В нее входят: жизненная позиция, межличностные отношения, адекватное взаимодействие с окружением, способность выполнять определенную работу на определенном уровне.

Современные жизненные тенденции предъявляют повышенные требования к здоровью молодого поколения.

В то же время уровень развития современной техники и технологии расслабили нас: мы меньше двигаемся, вместо того чтобы пройтись садимся за руль автомобиля; для экономии времени едим «быструю» и не всегда полезную еду: - фаст-фуд прочно вошел в нашу жизнь; и конечно компьютеры, ноутбуки и прочие мобильные устройства, которые прочно усадили нас в удобное кресло.

Работа с компьютером занимает большую часть самостоятельной работы обучающегося и студента: подготовка рефератов, подготовка к экзаменам, изучение программного обеспечения, выполнение курсового и дипломного проектирования.

Работа с графическими программами необходимое условие в реализации требований ФГОС третьего поколения, необходимое для освоения общих и профессиональных компетенций. Однако в то же время необходимость чертежей выполненных в карандашной технике сохраняют свою актуальность и необходимость.

В курсе машиностроительного черчения имеется несколько тем, в которых выполнение чертежей предполагается только в карандашной технике: это выполнение эскизов и технических рисунков. Данным следует уделять особое внимание на занятиях по «Инженерной графике».


 

2.Основная часть

2.1 Обучение эскизированию.

Проекционные и конструкторские документы для одноразового пользования могут выполняться в виде эскизов. Не следует путать понятия «Эскиз» и «Набросок». Эскизом называют чертеж, выполненный без применения чертежного инструмента, то есть от руки, и точного соблюдения стандартного масштаба, а именно в глазомерном масштабе. При этом должна сохраняться пропорция в размерах отдельных элементов и всей детали в целом. По содержанию к эскизам предъявляются такие же требования, что и к рабочим чертежам.

Эскизы выполняют в следующих случаях: при разработке новой конструкции, при составлении рабочего чертежа уже имеющейся детали, при необходимости изготовить деталь по самому эскизу.

Эскизы рекомендуется выполнять от руки на листах клетчатой бумаги стандартного формата, мягким карандашом ТМ, М или 2М. Последовательность выполнения эскиза во многом совпадает с последовательностью выполнения рабочего чертежа детали.(см.приложение 1)

Эскизы имеют достаточно важное назначение в производственной, проектной работе, а также в повседневной жизни. Эскизы имеют некоторые преимущества перед чертежами: возможность увеличивать и уменьшать изображение в произвольное число раз, достаточно быстро в производственной обстановке составлять документ по которому может быть выполнена деталь.

Для составления эскизов с натуры надо знать расположение видов на чертежах, разрезы и сечения, способы и приемы нанесения размеров на чертежах, условности применяющиеся при изображениях и обозначениях. Основным условием успешного освоения изучения темы является правильный подбор деталей для проведения практических занятий. Подбор деталей определяется следующими основными положениями:

1) подбираемые для каждого учащегося формы должны иметь разнообразные геометрические формы, а именно призматические, цилиндрические, конические, шаровые;

2) указанные части деталей должны быть достаточно резко выражены без плавных линий и переходов;

3) детали подбираются и используются учащимися в порядке постепенного усложнения формы;

4) в каждое задание должны входить детали, имеющие резьбу, ребра жесткости, фаски/ проточки.

Учитывая предварительную подготовку учащихся по такой дисциплине как «Материаловедение», можно предложить им самим определять и подбирать марки материала деталей из числа известных материалов. Сообщение о марках материала не отнимает много времени, так как указываются только основные характеристики материалов и приводятся примеры наиболее распространенных марок. Такая организация процесса приучает учащихся к использованию справочников и шире знакомит с существующими марками материалов.

Значение темы «Выполнение эскизов» не только в том, что она является итоговой по первой части основ машиностроительного черчения. Эскизируя, учащиеся не только рассматривают детали, но и осязают их, что содействует лучшему восприятию и закреплению в памяти форм детали. Восприняв форму детали, учащийся удерживает в памяти создавшийся образ с тем, чтобы отразить его в виде эскиза. Это благоприятно действует на развитие зрительной памяти, пространственного воображения и мышления учащегося. Эскизирование считается чрезвычайно необходимой и ценной видом учебной работы, так как практические занятия, вызывая большую активность и интерес со стороны учащегося. Подвижные практические работы способствуют формированию материалистического мировоззрения и имеют образовательное, воспитательное и здоровьесохраняющее значение.


 

2.2 Технологическая карта урока

Тема урока:«Выполнение эскизов деталей» 

Цели урока: актуализировать и развивать знания о выполнение эскизов; развивать пространственное воображение и мышление; формировать умения самостоятельно составлять из простых фигур- сложные; выполнение практических упражнений развивающих руку; воспитывать самостоятельность в принятии решений и выборе заданий.

Технология урока: здоровьесберегающая.

Оборудование урока: детали для проведения практических занятий по эскизированию, измерительные инструменты, примеры выполненных эскизов различных деталей, раздаточные материал мини -лекции.

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Этапы

Шаги

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Время

(мин.)

Содержание деятельности

Управленческие действия

1. Начало занятия

Организационный момент

Проверяет наличие студентов на уроке и их соответствие совместно со старостой группы

Просит старосту доложить о присутствии студентов на уроке.

Для отсутствующих студентов просит указать причину не явки на урок.

Просит студентов разместиться в аудитории за специализированными партами.

Инструктирует и просит при размещении учесть возможности своего зрения, чтобы студенты могли разглядеть пособия и инструменты.

Внимательно слушают, помогают старосте

2

Проверяет наличие распечатанных с электронного носителя лекций

Проверка соответствия рабочих лекций студента с лекциями преподавателя

Студенты демонстрируют преподавателю наличие рабочих лекций.

1

Сообщает тему, цели, способы работы. Демонстрирует наглядные пособия, плакаты . Обращает внимание на новые понятия зафиксированные на классной доске.

Инструктирует: Обратите внимание на лекции, лежащие у вас на рабочих столах. Обратите внимание на новые термины на классной доске.

Проговаривает вместе со студентами новые понятия: эскизы, штангенциркуль, кронциркуль, нутромер…

Работают с текстом лекций, записывают новые понятия

7

2. Актуализация опорных знаний

Проверочная работа

Опрос по теме «Правила выполнения технического рисунка»

Инструктирует:

Предлагает ответить на вопросы:

1. Что называется техническим рисунком?

2. Отличительные признаки технического рисунка и чертежа.

3. Основные правила выполнения технического рисунка.

Просит старосту собрать домашние графические работы.

Обдумывают ответы на вопросы, отвечают по желанию, сдают домашние графические работы.

7

3. Объяснение нового материала

1. Демонстрация наглядного материала: измерительных инструментов, деталей машин

Предлагает ознакомиться с измерительным инструментом и деталями машин.

Инструктирует студентов , знакомит с правилами работы с измерительным инструментом: Внимательно слушайте, смотрит, изучайте.

Слушают, разбирают измерительный инструмент и детали для ознакомления, смотрят, делают записи.

7

2.Компьютерная презентация

Предлагает вниманию студентов презентационный материал по вопросу «Эскизы: правила и особенности выполнения »(приложение 2)

Инструктирует:

Внимательно слушайте и смотрите предложенный презентационный материал

Делайте необходимые записи и пометки в рабочих лекциях

Обращает внимание студентов : разбор деталей машин на составляющие развивают пространственное воображение и мышление.

Слушают, смотрят и делают записи.

Задают вопросы по существу вопроса презентации.

12

3. Мини-лекция

Предлагает вниманию студентов материал:

«Этапы выполнения эскизов».

(приложение 1)

Выдает на рабочие столы:

Примеры выполнения эскизов

Детали машин;

Геометрические тела

Сборочные единицы.

Слушают и делают пометки в рабочих лекциях.

12

   

Делает со студентами небольшую разминку для снятия напряжение, упражнения для глаз.

Делают разминку, повторяют за преподавателем упражнения для глаз

3

4. Фронтальная работа

Предлагает ответить на вопросы

    • Дайте определение эскизу.

      Назовите отличительные признаки эскиза и технического рисунка.

      Дайте определение измерительному инструменту.

      Перечислите измерительный инструмент

Обдумывают и отвечают

5

4. Практическая работа

5.Выполнение эскиза

Предлагает самостоятельно оценить свои возможности и выбрать из предложенных деталей наглядное пособие для будущей графической работы.

Поясняет: вам предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности детали для будущего эскиза.

Обращает внимание на правильную позу тела при выполнении графической работы.

Подходят к рабочему столу, выбирают детали. Выполняют эскиз простой детали.

25

 

По окончании работы выполняет совместно со студентами т дыхательную гимнастику и самомассаж для рук.

Повторяют гимнастику, делают упражнения

3

5. Задание на дом

 

На основе изученного материала по теме «Эскизы» предлагает выполнить эскизы сложных деталей по выбору.

Инструктирует: выбор формата для работы, обращает внимание на соблюдение правил выполнение эскизов.

Записывают, задают возникающие вопросы

3

6. Подведение итогов.

Рефлексия

Просит отметить вопросы, вызвавшие у студентов наибольшие затруднения.

Отмечает вопросы вызвавшие затруднения у студентов в течение занятия.

Обдумывают, задают вопросы

3

Обобщение

Обобщает, делает выводы по работе с участием студентов.

Благодарит за урок, прощается.

Анализируют выполнение целей и задач , анализируют свою деятельность на занятии, делают вывод. Прощаются.

2

3. Заключение

Главная задача при создании данного пособия заключается в оказании помощи преподавателям «Инженерной графики» в организации учебного процесса с применением здоровья сберегающих технологий, выбора способа и методов организации процесса, освоения и изучении методики по основным элементам курса. Отказаться от старых традиционных занятий нелегко. Восприятие и внедрение нового способа преподавания требует дополнительных усилий и затрат времени. Преодолеть традиции не всегда удается, но если преподаватель осознает необходимость перемен, он найдет в себе силы для преодоления этих традиций.

Предлагаемая в пособие методика призвана помочь преподавателям в организации учебного процесса. Важно, чтобы данная методическая разработка не была единственным источником информации, в качестве дополнительных материалов необходимо использовать указанную литературу, справочную литературу, материалы сети Интернет.

При выполнении эскизов студенты должны уметь ориентироваться в рабочих и производственных чертежах, уметь правильно использовать законы «Инженерной графики»; грамотно использовать понятия о правилах выполнения любых чертежей.


 

4. Список использованных источников.

Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в техническом учебном заведении : Н. Новгород, 2002

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.  ВАКО, 2004

Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002.


 


 

Приложение1

Мини-лекция: «Выполнение эскизов деталей»

Конструкторские документы для одноразового пользования могут выполняться в виде эскизов. Эскизом называют чертеж, выполненный без применения чертежного инструмента (от руки) и точного соблюдения стандартного масштаба (в глазомерном масштабе). При этом должна сохраняться пропорция в размерах отдельных элементов и всей детали в целом. По содержанию к эскизам предъявляются такие же требования, что и к рабочим чертежам.

Эскизы выполняют в следующих случаях: при разработке новой конструкции, при составлении рабочего чертежа уже имеющейся детали, при необходимости изготовить деталь по самому эскизу.

Эскизы рекомендуется выполнять от руки на листах клетчатой бумаги стандартного формата, мягким карандашом ТМ, М или 2М. Последовательность выполнения эскиза во многом совпадает с последовательностью выполнения рабочего чертежа детали. Выполнение эскиза включает в себя следующие этапы:

подготовительный;

размещение и вычерчивание изображений;

нанесение размеров и знаков шероховатости поверхностей деталей;

выполнение необходимых надписей и окончательное оформление эскиза.

На подготовительном этапе нужно внимательно осмотреть деталь, ознакомиться с ее конструкцией, определить имеющиеся в ней отверстия, канавки, проточки, приливы, выступы, фаски и другие элементы. Мысленно расчленить деталь на простейшие геометрические формы (цилиндр, конус, призма и др.) определить, как эти формы связаны между собой, собраны воедино.

Затем нужно установить материал, из которого деталь изготовлена, и основные технологические операции (резание, штамповка, литье и т. д.), которые использовались при изготовлении детали. Если возможно, устанавливают, частью какого изделия является данная деталь, каково ее назначение в этом изделии.

Затем приступают к выбору главного изображения детали, учитывая некоторые требования конструктивного и технологического порядка. Главное изображение должно давать наибольшую информацию о детали. Определяют, какие целесообразно выполнить разрезы или другие изображения, дополняющие главное изображение. Количество изображений должно быть минимальным, но достаточным для передачи форм детали.

Учитывая сложность детали, ее размеры и размеры листа бумаги, решают вопрос о выборе приблизительного масштаба изображения, чтобы удачно скомпоновать рабочую площадь эскиза. Затем приступают к вычерчиванию изображения. Для этого, прежде всего, намечают осевые и центровые линии каждого изображения. Осевые и центровые линии проводят с целью выявления или геометрических осей и центров, или проект-плоскостей симметрии детали. Отсутствие осевых и центровых линий затрудняет понимание чертежа, ведет к пропуску необходимых размеров, затрудняет разметку деталей. Затем наносят внешние контуры каждого изображения (рис. 1, а) с конструктивными элементами (фаски, проточки и т. д.), тонкими линиями отмечают контуры необходимых разрезов и сечений. При этом учитывают, что обычно внутренние поверхности параллельны внешним поверхностям детали, оси крепежных отверстий чаще всего располагаются симметрично относительно осей детали или по вершинам правильных многоугольников; острые кромки отлитых элементов должны быть

Рис. 1

скругленными; конструктивные уклоны и конусности должны быть отражены, несмотря на их незначительность.

Проверив выполненные изображения, убирают лишние линии, выполняют штриховку в разрезах и сечениях, обводят видимый контур изображений сплошной линией (рис. 1, б).

На третьем этапе составления эскиза:

намечают размерные базы и проводят выносные и размерные линии для габаритных размеров, межосевых и межцентровых размеров и

Рис. 2


 

Рис. 3

их расстояний до баз и для размеров отдельных элементов деталей (рис. 1, в);

обмеряют деталь, сопоставляют размеры, полученные обмером, с размерами, рекомендуемыми таблицами размерных рядов, и наносят на эскиз скорректированные, но близкие к измеренным размерам. При этом нужно помнить о сопрягаемых размерах, которые могут быть проверены и уточнены по сопрягаемым с данной поверхностью деталям в готовом изделии;

определяют шероховатость поверхностей детали и наносят на эскиз ее условными обозначениями;

обозначают разрезы, сечения, выносные элементы.

Заключительный этап включает в себя проверку выполненных изображений, заполнение технических требований и основной записи на эскизе, а также таблиц, если они необходимы (рис. 2).

Обмер детали при выполнении ее эскиза с натуры выполняется с помощью различных инструментов, которые выбирают в зависимости от величины и формы детали, а также от требуемой точности определения размеров.

Рис. 4

Рис. 5

Металлическая линейка (рис. 3, а), кронциркуль (рис. 3, б) и нутромер (рис. 3, в) позволяют измерить внешние и внутренние размеры с точностью до 0,1 мм. Штангенциркуль, предельная скоба, калибр, микрометр позволяют выполнить более точный обмер (рис. 4, а, б, в, г). Замер радиусов скруглений производят с помощью радиусных шаблонов (рис. 5, а), а шаги резьбы замеряют с помощью резьбовых шаблонов (рис. 5, б, в).

На рис. 6 показано, как с помощью линейки, кронциркуля и нутромера измеряют линейные размеры детали.

Рис. 6

По размерам наружного или внутреннего диаметра резьбы по величине шага резьбы, определенного по резьбовому шаблону, подбирают точное значение резьбы по таблицам стандартных резьб.

Если выявится несоответствие шага и диаметра стандарту, то значит резьба нестандартная. В этом случае нужно нанести на эскизе детали шаг резьбы, наружный и внутренний ее диаметры.

Приложение 2.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации