12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зотьева Юлия Викторовна35

Урюпинский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж"



 

Методическая разработка нестандартного домашнего задания

по дисциплине: "Биология"


 

Разработчик:

преподаватель первой квалификационной категории Зотьева Ю.В.


 

г. Урюпинск 2018 г.

 

Пояснительная записка

 Данная методическая разработка нестандартного домашнего задания составлена для студентов 1 курса специальности Сестринское дело по дисциплине: "Биология" на тему: "Клеточные структуры и их функции".

В федеральном государственном стандарте механизмом реализации программы заявлен деятельностный подход. В его основе лежит непосредственное мотивированное включение студента в учебно - познавательную деятельность – это развитие не только всех компонентов учебной деятельности, но и развитие основных качеств ее участников.

В учебно-познавательной деятельности данные качества возможны только при организации тесного сотрудничества педагога и студента. В процессе изучения биологии механизмом таких отношений могут являться различные виды деятельности, например домашние задания, участвуя в которых студенты реализуют свои склонности и интересы.

На сегодняшний момент домашние задания могут стать средством индивидуализации обучения студентов, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Давая задания на дом, педагог преследует следующие цели:

закрепление изученного материала

активизация познавательной самостоятельности студентов

развитие интереса через различную сложность заданий

всестороннее развитие личности студентов.

При подборе домашних заданий для студентов я руководствуюсь следующим:

задания должны быть интересными, чтобы процесс выполнения домашнего задания был увлекательным и полезным;

заданий должно быть много, чтобы студент с высокой мотивацией и студент с низкой мотивацией к обучению, мог выбрать задания по силам и прийти на занятие подготовленным.


 

Методические рекомендации.

При выполнении работы необходимо:

  1. Воспользоваться предлагаемым учебником и лекционным материалом
  2. Внимательно прочитать задания и цели
  3. При выполнении заданий использовать свои теоретические знания, опираться на свой опыт, на междисциплинарные и внутри предметные связи
  4. Если при выполнении заданий вы испытываете затруднения в их решении, то обратитесь за консультацией к преподавателю
  5. Выполнить контроль знаний изученного материала (задания в тестовой форме). Изучить критерии оценки. Провести работу над ошибками.

Желаю успехов.

 

Тема: "Клеточные структуры и их функции".

Цель занятия:

после изучения данной темы студент должен

Знать:

Клеточную теорию строения живых организмов.

Строение и функции эукариотической клетки.

Строение и функции прокариотической клетки.

Отличия эукариотической клетки от прокариотической клетки.

Жизнедеятельность клетки.

Уметь:

Устанавливать взаимосвязи строения и функции клеточных структур.

Объяснять рисунки и схемы строения органоидов клетки.

Мотивация.

Каково строение клетки человека, и какие процессы происходят в ней в тот момент, когда мы спим, едим, работаем? Зная строение клетки, можно ответить на эти и многие другие вопросы по жизнедеятельности и жизнеобеспечению организма в целом.

Ход работы

Задание №1.

Пользуясь материалом учебника А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 класс М.: Дрофа, 2018 § 15, 16 и лекций заполните таблицы.

Формирование клеточной теории

Ученый

Вклад в изучение клетки

Р. Гук, 1665 г.

 

А. Левенгук, 1680 г.

 

Т. Шванн и М. Шлейден, 1838 г.

 

Р. Вихров, 1858 г.

 

К. Бэр, 1858 г.

 

Современные положения клеточной теории

Клетка –

 

Клетки всех живых организмов –

 

Клетка состоит из двух основных частей –

 

Ядро -

 

Новая клетка возникает -

 

Задание №2. Пользуясь приложением 1, приготовьте микропрепарат водного растения – элодеи. Рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте и обозначьте:

  1. оболочку,
  2. цитоплазму,
  3. хлоропласты,
  4. ядро.

Рис.1. Микропрепарат водного растения – элодеи.

Задание №3. Использую микропрепарат и приложение №2 рассмотрите эритроциты лягушки. Зарисуйте и обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро.

Задание № 4. Используя микропрепарат и приложение № 3 рассмотрите гриб муко. Зарисуйте его и обозначьте:

Плодовое тело:

Спорангия со спорами

Спороножка.

Задание № 5. Ответьте на вопросы.

  1. Главные части эукариотической клетки.
  2. Что такое цитоплазма?
  3. Расскажите о строении ядра.
  4. Перечислите функции ядра.

Задание № 6.

Используя приложение № 4, рассмотрите и зарисуйте строение клеточной мембраны.

Задание № 7.

Внимательно изучите видеоролики "Фагоцитоз". Ответьте на вопросы:

  1. Что такое фагоцитоз?
  2. Его функция в организме?
  3. Кто в организме отвечает за функцию фагоцитоза?
  4. Механизм фагоцитоза.
  5. К какому типу иммунитета относится фагоцитоз?

Задание №8.

Внимательно изучите видеоролики "Пиноцитоз" и материал приложения № 5. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое пиноцитоз?
  2. Механизм пиноцитоза.
  3. Как осуществляется внутриклеточное пищеварение?
  4. Что такое экзоцитоз?

Задание №9.

Используя приложение № 6, приготовьте временный препарат из кожицы лука. Рассмотрите его под микроскопом и зарисуйте несколько клеток. Обозначьте на рисунке оболочку, ядро, вакуоль, цитоплазму, поры.

Задание № 10.

Используя приложение № 7, продемонстрируйте на примере чешуи лука явление плазмолиза и деплазмолиза. Зарисуйте данные явления.

Ответьте на вопрос:

  1. Что такое плазмолиз?
  2. Что такое деплазмолиз?

Задание № 11

Используя приложение №8, ответьте на вопросы и обозначьте на рисунках: лизосомы, ЭПР, комплекс Гольджи, митохондрии, хлоропласты.

Вопросы:

  1. Что такое лизосомы?
  2. Что это такое ЭПР и какая она бывает?
  3. Что же такое комплекс Гольджи? Что в нем происходит?
  4. Что такое митохондрии?
  5. Что такое хлоропласты?

Задание № 12.

Пользуясь материалом учебника А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 класс М.: Дрофа, 2018 § 15, 16 и лекций заполните таблицы.

Прокариотическое и эукариотческие клетки.

Признаки

Прокариоты

Эукариоты

Ядерная мембрана

   

Плазматическая мембрана

   

Митохондрии

   

ЭПС

   

Рибосомы

   

Вакуоли

   

Лизосомы

   

Клеточная стенка

   

Капсула

   

Комплекс Гольджи

   

Деление

   

Задание № 13. Закрепите полученные знания, решив заданий в тестовой форме.

Выберите правильный ответ

Какое утверждение является одним из положений клеточной теории:

А — одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты

Б — свободноживущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует

В — ДНК — носитель и хранитель генетичес­кой информации

Г — каждая клетка возникает из клетки, путем деления исходной

2. Живое отличается от неживого:

А — составом неорганических соединений

Б — наличием катализаторов

В — взаимодействием молекул друг с другом

Г — обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной орга­низации системы

3. Клетка — структурная и функциональная еди­ница живого, так как: (выберите несколько правильных ответов).

А — в состав клетки входит около 70 химичес­ких элементов

Б — все белки клеток построены из 20 амино­кислот

В — в клетках непрерывно идут процессы био­логического синтеза и распада

Г — все живые организмы, кроме вирусов, по­строены из клеток

4. Клетки всех живых организмов сходны по стро­ению и химическому составу, что свидетельст­вует о:

А — происхождении живого из неживой природы

Б — едином происхождении всего живого

В — способности всех клеток к фотосинтезу

Г — сходных процессах обмена веществ

5. Транспорт веществ в клетку и обратно осущест­вляется:

А — пластидами

Б — митохондриями

В — клеточной мембраной

Г — лизосомами

6. К органическим веществам, входящим в состав клетки, относят: (выберите не верный ответ)

А — белки, жиры, углеводы

Б — нуклеиновые кислоты

В — АТФ

Г — анионы слабых кислот

7. Вода — основа жизни:

А — она может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном)

Б — в клетках зародыша ее больше 90%

В — является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена

Г — охлаждает поверхность при испарении

8. Биоэлементами называют химические элементы:

А — входящие в состав живой и неживой при­роды

Б — участвующие в жизнедеятельности клетки

В — входящие в состав неорганических моле­кул

Г — являющиеся главным компонентом всех органических соединений клетки

9. Белки — биологические полимеры, мономерами которых являются:

А — нуклеотиды

Б — аминокислоты

В — пептиды

Г — моносахариды

10. Ферменты выполняют следующие функции:

А — являются основным источником энергии

Б — ускоряют биохимические реакции

В — транспортируют кислород

Г — участвуют в химической реакции, превра­щаясь в другие вещества

11. Понятие «гомеостаз» характеризует:

А — состояние динамического равновесия при­родной системы, поддерживаемое деятельнос­тью регуляторных систем

Б — процесс разрушения клеток путем их рас­творения

В — общее снижение жизнеспособности орга­низма

Г — процесс расщепления углеводов в отсутст­вии кислорода

12. Иммунологическую защиту организма обеспечи­вают:

А — белки, выполняющие транспортную функ­цию

Б — углеводы

В — различные вещества в составе крови

Г — особые белки крови — антитела

13. Генетический код един для всех живущих на Земле существ и представляет собой:

А — способность воспроизводить себе подобных

Б — доклеточные образования, обладающие не­которыми свойствами клеток

В — систему «записи» наследственной инфор­мации в молекулах ДНК

Г — процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических

14. Метаболизм складывается из двух взаимосвя­занных и противоположно направленных про­цессов:

А — жизни и смерти

Б — синтеза и распада

В — возбуждения и торможения

Г — поглощения кислорода и выделения угле­кислого газа

15. Хлоропласты — органоиды, характерные для клеток:

А — покровной ткани

Б — животных

В — растений и животных

Г — только растений

Критерии оценки:

«3» - за 60% правильно выполненных заданий – 11 ответов,

«4» - за 70 – 80% правильно выполненных заданий – 13 ответов

«5» - за 90 – 100% выполненных заданий – 16 ответов.


 

 

Приложение №1.

Техникой приготовления временного препарата.

Возьмите предметное стекло из контейнера, держа его за боковые грани.

Рис. 2. Контейнер с предметными стеклами

Поместите в центр стекла кусочек листа элодеи.

Нанесите пипеткой 1–2 капли воды на объект.

Возьмите покровное стекло за боковые грани и положите его боковой гранью на каплю воды, затем медленно опустите на нее стекло.

Рис. 3. Покровные стекла

Рис. 4. Приготовление микропрепарата

Внимание! Между стеклами не должно быть пузырьков воздуха, нельзя покровное стекло кидать на каплю сверху, его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку.

Излишки воды уберите фильтровальной бумагой;

Приготовленный микропрепарат поместите на предметный столик и рассмотрите сначала при малом, затем при большом увеличении.

В том случае, если микропрепарат сделан неаккуратно, между стеклами есть пузырьки воздуха, следует повторить действия.

Приложение №2

Микропрепарат эритроциты лягушки.

 

 


 

 

Приложение № 3.

Гриб муко.

 

 


 

Приложение №4.

Клеточная мембрана.

К ультрамикроскопическим структурам относится клеточная мембрана.

Рис. 8. Клеточная мембрана.


 


 

Приложение № 5.

Пиноцитозпоглощение клеткой капелек жидкости. Захват капли жидкости происходит путём её постепенного окружения плазматической мембраной и втягивания пиноцитозного пузырька внутрь клетки. Содержимое таких пузырьков (молекулы белков, углеводов и др.) сливается с лизосомами. При этом образуются вакуоли, в которых гидролитические ферменты лизосом расщепляют макромолекулы. Так осуществляется внутриклеточное пищеварение. Пиноцитоз и фагоцитоз объединяют понятием эндоцитоз. Обратный процесс – выведение веществ из клетки – называется экзоцитозом.

Захват мембраной жидкости с растворенными в ней веществами называется пиноцитозом.


 

Приложение № 6

Приготовление временного препарата из кожицы лука.

Снимите с внутренней поверхности мясистой чешуи лука тонкую планку. Кусочек пленки поместите на предметное стекло в каплю раствора Люголя. Накройте покровным стеклом.

 

 

 

Обозначьте на рисунке:

Оболочка

  1. Ядро
  2. Вакуоль
  3. Цитоплазма
  4. Поры.


 

Приложение № 7.

Плазмолиз и деплазмолиза на примере чешуи лука.

Согласно заданию приложения №6 мы приготовили препарат кожицы лука, рассмотрели его под микроскопом и зарисовали несколько клеток.

После того как мы удалили с микропрепарата воду, а затем нанесли на предметное стекло каплю раствора поваренной соли (10% раствор NaCl), мы увидели, что цитоплазма отошла от оболочки и в некоторых клетках сжалась в комочки. Что же произошло?

Дело в том, что концентрация раствора в окружающей клетку среде будет больше чем внутри клетки и вода будет стремиться выходить из клетки и клетка будет обезвоживаться! Такое явление называется плазмолизом. Фильтровальной бумагой удалим раствор поваренной соли и капнем на предметное стекло 2-3 капли воды. Через некоторое время мы заметом, что цитоплазма снова вернулась на место и опять прилегает к оболочке. Концентрация раствора и в клетке и в окружающей ее среде стала прежней, вода опять вернулась в клетку. Такое явление называется деплазмолизом.


 

Приложение № 8.

                                  

Рис. 11. Лизосомы в растительной клетке.

 


 

 

Список литературы.

Каменский, А.А. Общая биология. 10—11 кл. [Текст]: / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник – М., 2008 – 368 с..

Общая биология [Текст]: учеб. для учащихся 10 кл.
общеобразоват.учреждений / под ред. И.Н. Пономаревой.- М.Вентана-Граф.

Чебышев, Н.В. Биологический тематический словарь: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. Образования [Текст]: / Н.В. Чебышев -
М. Академия, 2006.- 336с.

Биология. Общая биология. Базовый уровень [Текст]: учеб. для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений/ под ред. акад. РАМН В.Б. Захарова. –
Дрофа. 2010. – 381 с.

Биология. Общая биология. 10-11 классы [Текст]: учеб. для
общеобразоват. учреждений / под ред. В.К. Шумской и Г.М. Дымшиц - М.:
Просвещение, 2010.- 303с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.