Методические разработки по русскому языку и культуре речи «Языковая норма и ее типы» для студентов 2-3 курсов СПО
Автономная некоммерческая
профессиональная образовательная организация
«Михайловский колледж бизнеса»
Л.В. Страхова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ (ролевая игра)
Дисциплина: «Русский язык и культура речи»
Тема: «ЯЗЫКОВАЯ НОРМА И ЕЕ ТИПЫ»
для студентов 2-3 курсов
специальности Правоохранительная деятельность
Михайловка
2016
Пояснительная записка
Методическая разработка занятия с использованием интерактивных форм обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначена для студентов 2-3 курсов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
В методической разработке представлено описание проведения занятия-суда (как вид ролевой игры). Для юридических специальностей данная форма проведения является актуальной, так как в процессе подготовки к занятию студенты могут продемонстрировать свои способности, необходимые в их профессиональной деятельности.
Для проведения занятия-суда большая часть подготовки отводится студентам, так как судебный процесс над дисциплиной будут проводить сами студенты. Роль преподавателя в подготовке занятия заключается в организации консультационной работы (помощи по определению структуры и хода занятия, распределения ролей в игре с учетом индивидуальных особенностей студентов).
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема внеучебного занятия: «Языковая норма и ее типы».
Цели занятия:
образовательная:
* знать понятие «языковая норма», а также типы норм русского литературного языка;
развивающая:
* развивать умение выявлять речевые недостатки в потоке речи;
* развить навыки овладения правильной речью;
* развивать умение соблюдения этики общения;
* развивать умение использования разных стилей речи.
воспитательная:
* воспитывать внимательность, аккуратность в использовании лексических средств родного языка, толерантность.
Метод проведения занятия: ролевая игра.
Оборудование: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя, плакаты с высказываниями известных исторических деятелей: «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина» (Цицерон); «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев).
Участники игры: студенты 2-3 курсов специальности Правоохранительная деятельность в роли: Судьи, секретаря суда, прокурора, подсудимой («Языковая норма и ее типы»), адвоката, свидетеля со стороны подсудимой, пострадавших.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Прошу защитника и обвинителя, почетную публику занять свои места. Слушается дело о «Языковой норме и ее типах», которая обвиняется: в ограничении свободы слова студентов.
С сентября по декабрь 2015 года подсудимая активно проводит пропаганду правильного произношения слов и правильного построения речи, среди студентов колледжа, тем самым, ограничивая и запрещая студентам употребление некоторых привычных для них слов. В связи с этим, понимание во время общения между студентами и их друзьями было утрачено.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания подсудимой. Итак, подсудимая, вам предоставляется слово: представьтесь и изложите свою версию и мнение по поводу претензий со стороны обвинения.
Ответчик: Я «Языковая норма» и изучают меня в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи». Несмотря на то, что как самостоятельная дисциплина «Русский язык и культура речи» существует относительно недавно, языковая норма существует уже более 150 лет и ее основоположником является А.С. Пушкин. Считаю, что изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» имеет большое практическое значение для каждого человека. Незнание норм культуры речи ведет к еще большему преступлению, чем-то, по которому обвиняют меня. И в связи с этим полностью отрицаю свою вину.
Судья: Спасибо. У прокурора есть вопросы к подсудимой?
Прокурор: Да, Ваша честь. Как вы можете объяснить тот факт, что студента, Мелихова Дениса Александровича, последнее время не понимают его друзья, которые отмечают изменения в его общении. Студент, Мелихов Денис Александрович, постоянно делает друзьям замечания, которые они воспринимают как оскорбление. Для более полной картины я прошу, Ваша честь, опросить потерпевшего по данному делу г-на Субботина Ивана Олеговича.
Прокурор (обращается к потерпевшим) Уважаемый г-н Иван Олегович, не могли бы вы объяснить суду, после чего и почему вы перестали общаться с г-ом Мелиховым?
Потерпевший г-н Субботин Иван Олегович: Ну, как вам сказать, после чего. После того, значит, как он стал учить эту… , как ее…, речь, да, культурную а именно какие-то там нормы. Он и еще один ботаник, значит, стали нас, как они базарили, «поправлять», короче. Ну а нам с корешем, так сказать, ихние поучения, короче, не нужны. Нас и так офигенно понимают. Пускай они своими словечками, так сказать, с ботаниками и говорят. Вот! Да и зачем париться и лясы точить, когда можно все реальнее порешать.
Адвокат: Уважаемый г-н Иван Олегович, не могли бы вы объяснить суду и всем присутствующим в зале на заседании значение слов «базарить», «ихние», «ботаники», «лясы точить», «порешать»?
Потерпевший г-н Субботин Иван Олегович: Ну вы и прикалываетесь, это ж все знают. Вот умора!
Адвокат: Тогда ответьте на другой вопрос, в чем вы обвиняете подсудимую?
Потерпевший г-н Субботин Иван Олегович: Как в чем?! Да во всем! Кореша реального, короче, мы из-за ее потеряли! Так он теперь нас опускает. Мы не согласны.
Прокурор: Вы не могли бы пояснить, каким образом он вас обижает?
Потерпевший г-н Субботин Иван Олегович: Каким-каким… Да ясно каким. Постоянно, короче, говорит, ну, что мы не умеем, значит говорить. А сам ли давно научился? Видите ли, образованным стал! Интеллигентишка! А все это она виновата!
Судья: Подсудимая, что вы можете сказать в свою защиту?
Подсудимая: Я могу сказать то, что друзья студента Мелихова Дениса обладают низким уровнем культуры речи, который им необходимо повышать, прислушиваясь к замечаниям своего товарища, а не принимать это как оскорбление. Тем более, зная студента Мелихова Дениса как прилежного студента, могу сказать, что он никогда не позволит себе оскорбить другого человека.
Прокурор: А разве вы сейчас не оскорбили молодых людей, сказав, что у них низкий уровень культуры речи, может быть для общения им достаточно данного уровня?
Подсудимая: На современном этапе развития дисциплины ученые выделяют 2 уровня культуры речи: низший и высший. Для низшего уровня достаточно знать и владеть нормами языка, а для высшего необходимо также соблюдать языковые нормы и выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения. В том, что данный уровень культуры речи может быть достаточным для общения в узком кругу друзей, я согласна, но в том, что их уровень не дотягивает даже до низшего, вы со мной тоже согласитесь. Если юноши хотят стать в будущем высококвалифицированными специалистами, то повышение своего речевого уровня им просто необходимо.
Адвокат: Объясните, пожалуйста, свою точку зрения.
Подсудимая: Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение языковых норм, которые приняты в обществе как образец произношения и построения речи. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных сфер деятельности.
Адвокат: В начале своего выступления вы сказали, что люди, не обладающие культурой речи, могут совершить преступление, которое по степени тяжести будет перекрывать ваше преступление. Как вы это можете объяснить?
Подсудимая: Изучая языковые нормы, студенты рассматривают типы норм, и одной из них является синтаксическая. Одним из показателей данной нормы является логичное построение предложения, то есть говорящий должен так построить фразу, чтобы его собеседник понял ее смысл правильно. Представьте теперь такую ситуацию: человек не знающий, как логично построить свою речь, будет пытаться нам что-либо объяснить. Могу вас уверить в том, что из его речи мы сможем понять немногое. Если такого человека пригласят свидетелем со стороны защиты в суд, то он может еще больше запутать дело, если не принести вред обвиняемому. А если не свидетель, а адвокат не обладает логичной речью? Разве сможет он грамотно и логично выстроить линию защиты? А ведь профессиональная деятельность юристов на 90% состоит из умения доказывать свою точку зрения, а доказывает он ее устно.
Адвокат: Это один из конкретных примеров. Но наша речь также влияет на общее состояние человека. Для дачи показаний прошу суд разрешить пригласить свидетелей со стороны защиты преподавателя химии и биологии Свиридову Марию Ивановну.
Преподаватель химии и биологии: То как мы говорим, является очень важной проблемой современного общества. Наша речь оказывает сильное влияние на весь человеческий организм.
Учеными давно доказано, что вода является «хранителем» информации: если это положительная информация, то вода, принявшая ее, обладает восстанавливающими свойствами; а если информация полученная водой носит негативный характер, то такую воду модно назвать «мертвой».
Но у вас может возникнуть вопрос: в чем же связь между тем как мы говорим, с организмом человека и водой? Ответ очень прост.
Во-первых, одной их важнейших функций нашей речи является познавательная. Таким образом, если речь построена в соответствии с языковыми нормами, то информация будет воспринята собеседником положительно.
Во-вторых, человеческий организм на 80% состоит из воды, которая принимает и хранит информацию, то есть то, что мы говорим. Отсюда вывод: наша речь напрямую влияет не только на психологическое, но и на физиологическое состояние человека.
Адвокат: Для дачи показаний прошу суд разрешить пригласить еще одного свидетеля со стороны защиты (обращается к заместителю директора по УВР). Скажите, пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах дисциплина «Русский язык и культура речи» вошла в программу, и чем это было обусловлено?
Заместитель директора по УВР: Как самостоятельная дисциплина «Культура речи» существует с начала ХХ века. Ее появление было вызвано необходимостью повышения культурного уровня нового государства. И именно с этого времени речевая культура стала восприниматься как общая культура человека.
Но только в последнее десятилетие решился вопрос о включении данной дисциплины в программы учебных заведений.
По данным исследователей студенты обладают очень низким культуры речи и из разнообразия речевых стилей используют только один, которым в совершенстве и владеют – разговорный стиль. Но этого очень мало, для реализации себя как профессионала в своей сфере для современного человека. И поэтому включение «Русского языка и культуры речи» в учебную программу считаю необходимым.
Адвокат: Защита просит допросить еще одного свидетеля по делу методиста очного обучения колледжа.
Адвокат (обращается к методисту): Каково ваше мнение, по поводу преподаваемой дисциплины «Русский язык и культура речи»? Нужна ли «культура речи» студентам?
Методист очного обучения: Я считаю, что преподавание и изучение дисциплины «Русского языка и культуры речи» необходимо! «Русский язык и культура речи» одна из немногих дисциплин, которая отражается на общем уровне развития человека. Если студент научится на занятиях по данному предмету правильно говорить, соблюдая все языковые нормы, то свои знания он будет автоматически переносить на другие дисциплины. Ведь все они преподаются на русском языке. Очень приятно разговаривать с человеком, который может правильно высказать свои мысли, логично построить предложение, украсить свою речь какими-либо средствами речевой выразительности.
Адвокат: Мы просим разрешить выслушать на заседании непосредственных участников этого дела – студентов.
Студент № 1: «Русский язык и культура речи» - это нужная дисциплина. Современная молодежь пока не понимает, что быть грамотным в наше время – это залог успеха в профессиональной деятельности.
Студент № 2: Культура речи учит нас четко, понятно, красиво выражать свои мысли. Если мы стремимся к красоте внешней по средствам одежды, прически, макияжа, то к красоте внутренней должны прийти при помощи культуры речи, которая обогащает нас, развивает наш интеллект. А, как известно, «Красота спасет мир».
Студент №3: Я обучаюсь по специальности «Правоохранительная деятельность». Сфера деятельности юристов многогранна: составление правовых и деловых документов, участие в прениях сторон на судебном процессе, умение ставить вопросы, обосновывать и адекватно формулировать решения в нормотворческой и правоприменительной практике, безошибочное толкование смысла словесных сообщений, содержащих правовую информацию, применение специальных знаний о слове в целях наиболее полного психологического изучения личности и т.д. Все это требует не только четкого знания законов, но и высокого уровня языковой компетенции. Любой юридический документ должен быть грамотным и в правовом, и в лингвистическом смыслах.
Судья: Спасибо свидетелям за показания. А сейчас предоставляется слово стороне обвинителя. Что хотите еще сказать в доказательство вины подсудимой.
Прокурор: Все это только теория. Выйдите на улицу и прислушайтесь, кто как разговаривает. И, думаю, культурой речи вы не насладитесь. Так зачем нам она нужна, когда ее мало кто придерживается в повседневной жизни. Думаете, студент, наслушавшись всяких лекций о культуре речи, придет домой и станет учить своих родителей правильно говорить? Мне кажется, что, скорее он услышит фразу «Яйца курицу не учат», а не просьбу объяснить еще что-нибудь. Так зачем же вселять раздор в семьи и в дружеские отношения? Не лучше ли исключить дисциплину из учебных планов?
Судья: Что может ответить защита?
Адвокат: Мы можем ответить только одно: без культуры речи общество не может существовать. Под культурой речи понимается не только логичность, но и точность, правильность, чистота и понятность речи, а все это зависит от индивидуального лексического запаса человека. Ведь чем больше слов знает человек, тем точнее он сможет высказать свои мысли. А богатство лексического запаса свидетельствует также и об уровне развития интеллектуальных способностей личности. И представьте себе такую ситуацию, если мы все решим, что культура речи нам не нужна и сведем весь лексический запас к двум-трем десяткам слов, как Эллочка Щукина из «12 стульев» И.Ильфа и Е.Петрова, то на что бы было похоже наше сегодняшнее заседание суда? Это же абсурд. И почему-то вы, уважаемый обвинитель, строя свое обвинение, выражались литературным языком с соблюдением всех норм культуры речи. Так почему же вы не хотите дать возможность и так называемым потерпевшим повысить свой речевой уровень? Это может стать делом по ущемлению прав и свободы человека. В завершение всего сказанного, прошу суд вынести справедливое и единственно правильное решение. Спасибо за внимание.
Судья: Суд предоставляет последнее слово подсудимой. Вам есть что сказать?
Подсудимая: Все, что можно было сказать, уже сказано. По данному делу считаю себя невиновной.
Секретарь: Суд удаляется для принятия решения.
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: После рассмотрения дела, выслушав и защиту, и обвинение, суд вынес решение, которое в данной ситуации может быть только одним абсолютно правильным и приемлемым. В деле о «Языковой норме», обвиняемой в ограничении свободы слова признать подсудимую не виновной. На этом дело считать закрытым, дальнейшему рассмотрению не подлежит.
Заключительное слово преподавателя:
Люди получили от природы бесценный дар — возможность речевого общения. Известно, что совсем не безразлично, что и как сказать или написать. Речевая коммуникативная культура необходима: чем точнее и правильнее мы оформим свои мысли, тем лучше поймет их собеседник или читатель.
Надеюсь, что наши занятия по русскому языку и культуре речи не прошли даром, и теперь, даже разговаривая с другом на улице, вы будете следить за своей речью, стараться говорить правильно и понятно.
Список литературы
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2009.
Воителева Т.М. Русский язык. – М: Академия, 2014.
3. Трунов И.Л., Мельник В.В. «Искусство речи в суде присяжных», «Юрайт», 2013.