12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рябкова Светлана Геннадьевна116
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Мой кабинет»
5

Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Культура речи. Публицистический стиль» (7 класс)



Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему:

«Культура речи. Публицистический стиль».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с понятием «публицистический стиль», с особенностями этого стиля; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, повторить изученные стили речи; закрепить умение делать комплексный анализ текста.

2. Способствовать развитию метапредметных компетенций: регулятивных, коммуникативных, познавательных;

3. Воспитывать любовь к культуре речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное.

Оборудование: мультимедийное оборудование, информационные карты.

 

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация темы урока.

 

III. Повторение изученного.

опрос по теме «Стили речи».

- Что вы понимаете под стилями речи?

- Какие существуют стили речи?

Давайте обратимся к хорошо знакомой нам схеме «Стили речи».

Стили речи:

1 разговорный

2 книжный:

-Научный

-Официально-деловой

-Художественный

- Чем разговорный стиль отличается от книжных стилей речи?

Сегодня мы повторим с вами книжные стили речи, которые изучили в 5 и 6 классе.

Сообщения учащихся по теме «Стили речи» с показом таблицы на слайде.

Анализ стихотворения.

Об одном из книжных стилей мне хотелось бы поговорить с вами подробнее. Перед вами текст стихотворения

 

ВЕСНА

Алексей Плещеев

Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней...
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега... Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны...
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.

О, как бы мне из этих комнат душных
Скорей туда хотелось - на простор,
Где нету фраз трескучих и бездушных,
Где не гремит витий продажных хор.

В поля! в поля! знакомая природа
К себе красой стыдливою манит...
В поля! там песнь воскресшего народа
Свободная и мощная звучит.

Задание классу:

А) Найдите в данном тексте слова с проверяемой безударной гласной.

Б) Найдите в данном тексте слова с непроверяемой безударной гласной.

В) Найдите в тексте указательное местоимение.

Г) Найдите в тексте причастие.

Д) Произвести грамматические разборы.

Задание по группам

1-ый ряд: Подумайте, о чем это стихотворение?

2-ой ряд: Какие средства художественной выразительности используются в этом тексте?(Карточка №1 «Средства художественной выразительности»)

3-ий ряд: Определите стиль и тип данного текста. (Карточка № 3 «Типы речи»)

3. Вопросы к классу:

- Какие мгновенья жизни вам хотелось бы остановить?

- Как это можно сделать? Кому удается остановить мгновения жизни? (Художнику, скульптору, архитектору, фотографу).

Показ слайдов с репродукциями известных художников.

Но остановить мгновение способны не только создатели произведений искусства, замечательно это получается и у художников слова: писателей и поэтов.

 

IV. Изучение нового материала.

Учащиеся получают листы с отпечатанным на них текстом (Карточка №2 «Комплексный анализ текста», Карточка № 3 «Типы речи»)

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву)

1) Задание к тексту по вариантам.

Первый вариант. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.

Второй вариант. Определите тему, главную мысль текста, выпишите ключевые слова.

Третий вариант. Определите тип речи. Докажите свое мнение.

Четвертый и пятый вариант. Назовите художественные средства, использованные в данном тексте.

Шестой вариант. Определите по толковому словарю лексическое значение выделенных слов.

Вопросы к классу:

- Какую цель преследовал автор данного текста?

- К кому обращен данный текст: к одному человеку или к широкой публике?

- Подберите однокоренные слова к слову «публика» (публичный, опубликовать, публицист, публицистический).

Вывод: именно от слова «публика» (лат. – общественный) произошло название еще одного книжного стиля – публицистического.

Т. о., публицистический стиль используется для обращения к массе людей, народу.

- Где мы могли бы прочитать данный текст?

2) Работа с учебником по закреплению нового материала.

 

V. Обобщение изученного.

1) Работа по таблице «Публицистический стиль».

Показ слайда с таблицей..

Цель высказывания

Стилевые черты

Языковые средства

Сфера употребления

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей.

- Эмоциональность

- Актуальность

- Доходчивость

Лексические:

общественно-политическая лексика;

совмещение высокой и разговорной лексики;

антонимы.

Синтаксические:

- побудительные и восклицательные предложения;

- риторические вопросы;

- повторы;

- однородные члены;

- обращения;

- использования литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок.

В устной речи: на выступлениях, на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению (интервью, репортажи).

В письменной речи: статьи и заметки в газетах, журналах, очерки.

2) Работа с текстами разных стилей. Найти текст, относящийся к публицистическому стилю. Обосновать свое мнение.

В чем сходство и различие художественного и публицистического стилей?

 

VI. Итог урока.

- С каким стилем речи мы познакомились на уроке?

- Каковы его отличительные черты?

- Какова основная задача стиля?

- В чем важность и значимость этого стиля для современного человека?

 

VII. Задание на дом по выбору учащихся.

Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь таблицей.

Анализ текста газетной или журнальной статьи с использованием таблицы.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461407562.ppt (Публицистический стиль речи)

Опубликовано в группе «Мой кабинет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.