Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Культура речи. Публицистический стиль» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему:
«Культура речи. Публицистический стиль».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с понятием «публицистический стиль», с особенностями этого стиля; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, повторить изученные стили речи; закрепить умение делать комплексный анализ текста.
2. Способствовать развитию метапредметных компетенций: регулятивных, коммуникативных, познавательных;
3. Воспитывать любовь к культуре речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное.
Оборудование: мультимедийное оборудование, информационные карты.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация темы урока.
III. Повторение изученного.
опрос по теме «Стили речи».
- Что вы понимаете под стилями речи?
- Какие существуют стили речи?
Давайте обратимся к хорошо знакомой нам схеме «Стили речи».
Стили речи:
1 разговорный
2 книжный:
-Научный
-Официально-деловой
-Художественный
- Чем разговорный стиль отличается от книжных стилей речи?
Сегодня мы повторим с вами книжные стили речи, которые изучили в 5 и 6 классе.
Сообщения учащихся по теме «Стили речи» с показом таблицы на слайде.
Анализ стихотворения.
Об одном из книжных стилей мне хотелось бы поговорить с вами подробнее. Перед вами текст стихотворения
ВЕСНА
Алексей Плещеев
Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней...
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.
Сошли снега... Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны...
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.
О, как бы мне из этих комнат душных
Скорей туда хотелось - на простор,
Где нету фраз трескучих и бездушных,
Где не гремит витий продажных хор.
В поля! в поля! знакомая природа
К себе красой стыдливою манит...
В поля! там песнь воскресшего народа
Свободная и мощная звучит.
Задание классу:
А) Найдите в данном тексте слова с проверяемой безударной гласной.
Б) Найдите в данном тексте слова с непроверяемой безударной гласной.
В) Найдите в тексте указательное местоимение.
Г) Найдите в тексте причастие.
Д) Произвести грамматические разборы.
Задание по группам
1-ый ряд: Подумайте, о чем это стихотворение?
2-ой ряд: Какие средства художественной выразительности используются в этом тексте?(Карточка №1 «Средства художественной выразительности»)
3-ий ряд: Определите стиль и тип данного текста. (Карточка № 3 «Типы речи»)
3. Вопросы к классу:
- Какие мгновенья жизни вам хотелось бы остановить?
- Как это можно сделать? Кому удается остановить мгновения жизни? (Художнику, скульптору, архитектору, фотографу).
Показ слайдов с репродукциями известных художников.
Но остановить мгновение способны не только создатели произведений искусства, замечательно это получается и у художников слова: писателей и поэтов.
IV. Изучение нового материала.
Учащиеся получают листы с отпечатанным на них текстом (Карточка №2 «Комплексный анализ текста», Карточка № 3 «Типы речи»)
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С. Лихачёву)
1) Задание к тексту по вариантам.
Первый вариант. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.
Второй вариант. Определите тему, главную мысль текста, выпишите ключевые слова.
Третий вариант. Определите тип речи. Докажите свое мнение.
Четвертый и пятый вариант. Назовите художественные средства, использованные в данном тексте.
Шестой вариант. Определите по толковому словарю лексическое значение выделенных слов.
Вопросы к классу:
- Какую цель преследовал автор данного текста?
- К кому обращен данный текст: к одному человеку или к широкой публике?
- Подберите однокоренные слова к слову «публика» (публичный, опубликовать, публицист, публицистический).
Вывод: именно от слова «публика» (лат. – общественный) произошло название еще одного книжного стиля – публицистического.
Т. о., публицистический стиль используется для обращения к массе людей, народу.
- Где мы могли бы прочитать данный текст?
2) Работа с учебником по закреплению нового материала.
V. Обобщение изученного.
1) Работа по таблице «Публицистический стиль».
Показ слайда с таблицей..
Цель высказывания |
Стилевые черты |
Языковые средства |
Сфера употребления |
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. |
- Эмоциональность - Актуальность - Доходчивость |
Лексические: – общественно-политическая лексика; – совмещение высокой и разговорной лексики; – антонимы. Синтаксические: - побудительные и восклицательные предложения; - риторические вопросы; - повторы; - однородные члены; - обращения; - использования литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок. |
В устной речи: на выступлениях, на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению (интервью, репортажи). В письменной речи: статьи и заметки в газетах, журналах, очерки. |
2) Работа с текстами разных стилей. Найти текст, относящийся к публицистическому стилю. Обосновать свое мнение.
В чем сходство и различие художественного и публицистического стилей?
VI. Итог урока.
- С каким стилем речи мы познакомились на уроке?
- Каковы его отличительные черты?
- Какова основная задача стиля?
- В чем важность и значимость этого стиля для современного человека?
VII. Задание на дом по выбору учащихся.
Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь таблицей.
Анализ текста газетной или журнальной статьи с использованием таблицы.
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461407562.ppt (Публицистический стиль речи)