Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Омский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Высшая школа народных искусств (академия)»
Кафедра/ПЦК «Учебных дисциплин»
Семёнова Елена Игоревна
Методические указания для студентов к выполнению самостоятельной работыОП.8 Русский язык и культура речи
специальность: 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности
Омск, 2018г.
Составитель - Е.И. Семёнова, преподаватель специальных дисциплин
Русский язык и культура речи: методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной работы.
«Русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности / сост. Е.И. Семёнова; Омский филиал ФГБОУ ВО ВШНИ. – Омск, 2018.
Краткая аннотация методического пособия.
Пособие содержит рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи». Целью самостоятельной работы является закрепление знаний в области русского языка и культуры речи, подготовка к практическим занятиям, написание реферативных и творческих работ по разным разделам дисциплины.
Структура методических указаний
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4 |
|
ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………4 |
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ………………………………………………………………………………………..7 |
|
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………..…………………………………….10 |
|
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….16 |
Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Самостоятельная работа выполняет функции:
способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;
воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
побуждает к научно-исследовательской работе.
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Основные проблемы, возникающие при организации самостоятельной работы: вовлечение обучающихся в творческий процесс, мотивация их к обучению, пробуждение интереса к углублённому изучению предмета, развитие исследовательских навыков.
Самостоятельная работа студентов по русскому языку и культуре речи при этом является ключевой в формировании как лингвистических, коммуникативных, так и общих компетенций студентов. Это - личностные компетенции (общая культура, терпимость, способность к критике и самокритике, умение работать в коллективе, самостоятельность), общенаучные (эрудированность, умение работать с информацией), базовые компьютерные компетенции.
В современном обществе существует потребность в инициативных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки студентов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией, критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.
Важную роль в процессе организации самостоятельной работы студентов играет установка на развитие творческих способностей. Творческие способности позволяют нестандартно подходить к решению задач различного характера, проявлять индивидуальный стиль самостоятельной деятельности.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
- повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистов по рекламе (в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях);
- овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а так же расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Задачи:
- формировать у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически - правовой, научной, политической, социально – государственной;
- составлять связные, правильно построенные монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- выработать у студентов навыки стилистического анализа текста, привить им умения оценивать и выбирать синонимистические варианты;
- усвоить знания о коммуникативных качествах речи (правильность, чистота, богатство, точность, логичность, краткость, ясность, выразительность, уместность) на функционально-стилистической основе. Выработать навыки построения рекламных текстов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка, определять лексическое значение слова, использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;
пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;
различать тексты по их принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки её нормативности, уместности, целесообразности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
фонемы, особенности русского ударения, основы тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы, лексические и фразеологические единицы русского языка;
изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;
употребление профессиональной лексики и научных терминов;
способы словообразования;
самостоятельные и служебные части речи;
синтаксический строй предложений;
правила правописания;
функциональные стили литературного языка.
В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
и общими компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
40+8к |
в том числе: |
|
практические занятия |
36 |
консультации |
8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
36 |
в том числе: |
|
домашняя работа |
6 |
составление словариков профессиональных терминов |
2 |
Итоговая аттестация в форме экзамен |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма. |
||||||
Тема 1.1. Язык и культура речи в современном мире. |
Содержание учебного материала |
1 |
1-2 |
|||
1. |
Предмет, цели и задачи курса. Языковая компетенция. Понятие «культура речи». Языковой демократизм. Проблема сквернословия. Заимствования в современном языке. Статус русского языка в современном мире, правовая ответственность за речевое действие, мышление и речь. |
|||||
Практические занятия |
4 |
|||||
1. |
Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. |
|||||
2. |
Наблюдение за устной речью окружающих с целью обнаружения и классификации нарушений собственно языковых, коммуникативных и этических норм. |
|||||
Тема 1.2. Язык как средство общения. Невербальные средства общения. |
Содержание учебного материала |
1 |
1-2 |
|||
1. |
Язык как знаковая система. Функции языка. Язык и речь. Язык как средство общения. Невербальные средства общения. Барьеры коммуникации |
|||||
Практические занятия |
4 |
|||||
1. |
Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||||
1. 2. |
Написать Эссе «Мой речевой портрет» Познакомиться с Интернет-ресурсом «Как распознать ложь по мимике и жестам». Составить конспект. |
|||||
Тема 1.3. Формы существования национального языка. Литературный язык |
Содержание учебного материала |
1 |
1-2 |
|||
1. |
Разновидности употребления языка. Понятие о диалекте. Территориальные диалекты. Социальные диалекты. Просторечие. Литературный язык |
|||||
Практические занятия |
4 |
3 |
||||
1. |
Составление таблицы: «Коммуникативные качества речи и этические нормы речевой культуры /речевой этикет». |
|||||
2. |
Составление таблицы: «Разновидности речи. Функциональные стили речи». |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|||||
1. |
Познакомиться с интернет-ресурсами «Ю.М.Лотман. Беседы о русской культуре» «Жаргонизмы». |
|||||
Тема 2.1. Качества речи Аспекты культуры речи. Коммуникативные качества речи |
Содержание учебного материала |
1 |
1-2 |
|||
1. |
Аспекты культуры речи. Понятие «коммуникативное качество речи». Характеристика коммуникативных качеств речи (чистота, ясность, логичность, точность, богатство, выразительность, понятность) |
|||||
Практические занятия |
2 |
3 |
||||
1. |
Установление видов орфоэпических и орфографических ошибок и их исправление. |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||||
1. |
Доклад «Типы речи» |
|||||
Тема 2.2. Нормы современного русского литературного языка |
Содержание учебного материала |
1к |
2 |
|||
1. |
Понятие «норма». Особенности языковой нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Нормы письменной речи |
|||||
Практические занятия |
6 |
|||||
1. |
Анализ образного литературного текста с целью нахождения и интерпретации стилистически мотивированного употребления многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, фразеологизмов и других языковых средств. |
|||||
2. |
Выявление, объяснение и исправление содержащихся в тексте (текстах) разных видов лексических и фразеологических ошибок. |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||||
1. |
Презентация «Стили речи» |
|||||
Тема 2.3. Разновидности речи. Функциональные стили речи. Основные стилеобразующие факторы |
Содержание учебного материала |
2к |
1-2 |
|||
1. |
Понятие «функциональный стиль». Характеристика официально-делового стиля. Характеристика научного стиля. Характеристика публицистического стиля. Характеристика художественного стиля. Характеристика обиходно-разговорного стиля. |
|||||
Практические занятия |
4 |
3 |
||||
1. |
Определение стилистических особенностей текста и его структуры. |
|||||
2. |
Составление резюме. |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
8 |
|||||
1. |
Выполнение практического задания, изучение пособия Е.М.Бастриковой «Реферирование научного текста», текста статьи Е.В.Харченко «Офисный планктон», написание реферата по научной статье. |
|||||
Тема 2.4. Функционально-смысловые типы речи. Правила построения эффективного текста |
Содержание учебного материала |
2к |
1-2 |
|||
Понятие «текст». Описание. Повествование. Рассуждение. |
||||||
Практические занятия |
4 |
|||||
1. |
Подбор текстов различных функциональных стилей языка. |
|||||
2. |
Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
3 |
||||
1. |
Составление текста- повествования, текста-описания, текста-рассуждения. |
|||||
Тема 2.5. Разновидности речи. Монолог и диалог. Устная и письменная речь |
Содержание учебного материала |
1к |
2 |
|||
1. |
Общая характеристика понятий «монологическая речь» и «диалогическая речь». Особенности монолога. Особенности диалога. Общая характеристика понятий «устная речь» и «письменная речь». Особенности устной формы речи. Особенности письменной формы речи. |
|||||
Практические занятия |
2 |
|||||
1. |
Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. |
|||||
Раздел 3. Текст как речевое произведение |
||||||
Тема 3.1. Речевое взаимодействие. Законы эффективной коммуникации |
Содержание учебного материала |
1к |
1-2 |
|||
Речевое взаимодействие. Организационные принципы речевой коммуникации Виды общения. Типы коммуникантов. Речевые стратегии и тактики. Законы эффективной коммуникации. Правила эффективной коммуникации |
||||||
Практические занятия |
2 |
|||||
1. |
Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. |
|||||
Тема 3.2. Основы риторики. Правила и законы публичного выступления |
Содержание учебного материала |
1к |
||||
1. |
Понятие о риторике. Из истории риторики. Виды красноречия. Оратор и его аудитория. Части (каноны) риторической разработки речи 6. Этапы подготовки речи |
|||||
Практические занятия |
4 |
|||||
1. |
Изучение канонов риторической разработки речи |
|||||
2. |
Выполнение индивидуальной работы с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем. |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
8 |
3 |
||||
1. |
Выполнение домашних заданий. Подготовка публичного выступления. |
|||||
Всего: |
84 |
Тематика самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема «Введение»
Самостоятельная работа №1
Эссе «Мой речевой портрет»
Объем часов: 4
Цель: развитие самостоятельного творческого мышления; письменное изложение собственных мыслей.
Задание: написать эссе «Мой речевой портрет»
Краткие теоретические сведения
Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское «еззаi» можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Некоторые признаки эссе:
Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.
2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление;
тезис, аргументы;
тезис, аргументы;
тезис, аргументы;
заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
- необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
- стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность,
художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Инструкция по выполнению
Эссе выполняется в тетради для самостоятельных работ. Объём – 2.5 страницы.
Критерии оценивания
Отметка «5».
Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, выполнена задача заинтересовать читателя; текст разделён на введение, основную часть и заключение. В основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части. Правильно (уместно и достаточно) используются разнообразные средства связи. Для выражения своих мыслей не пользуется упрощённо-примитивным языком. Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
Отметка «4».
Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, в известной мере выполнена задача заинтересовать читателя; в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис;заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части. Уместно используются разнообразные средства связи. Для выражения своих мыслей студент не пользуется упрощённо-примитивным языком.
Отметка «3».
Во введении тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме эссе; в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно; в заключении выводы не полностью соответствуют содержанию основной части. Недостаточно или, наоборот, избыточно используются средства связи.
Отметка «2».
Во введении тезис отсутствует или не соответствует теме эссе; в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы; выводы не вытекают из основной части. Средства связи не обеспечивают связность изложения. Отсутствует деление текста на введение, основную часть и заключение. Язык работы «примитивный».
Тема «Язык и речь»
Самостоятельная работа №2
Доклад «Типы речи»
Объем часов: 2
Цель: формирование навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Задание: подготовить доклад «Типы речи»
Краткие теоретические сведения
Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом:
Подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
Публичное выступление.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.
Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
предложения могут быть длинными и сложными;
часто употребляются слова употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Инструкция по выполнению
Работа выполняется на листах формата А4, объём - 4-5 страниц печатного текста, шрифт Times New Roman 14, междустрочный интервал 1,5, все поля 2 см.
Требования к оформлению письменного доклада:
Титульный лист.
Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы).
Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос).
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада).
Список литературы.
Критерии оценивания
Отметка «5».
Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий (докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.
Отметка «4».
Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.
Отметка «3».
Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно.
Отметка «2».
Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный.
Тема «Функциональные стили речи»
Самостоятельная работа №3
Презентация «Стили речи»
Объем часов: 2
Цель: развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления, формирование информационных умений и навыков.
Задание: подготовить презентацию «Стили речи»
Инструкция по выполнению
Презентация выполняется в соответствии с требованиями к оформлению.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов
Стиль
Соблюдение единого стиля оформления. Следует избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон
Для фона предпочтительны холодные тона.
Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета. Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты
Использование возможностей компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Содержание информации
Использование коротких слов и предложений, минимального количества предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
Следует использовать рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
Критерии оценивания мультимедийной презентации:
1) наличие хорошо продуманной анимации, не мешающей восприятию материала;
2) правильный подбор цветовой гаммы, контрастности;
3) соблюдение масштаба, подбор размера и вида шрифта;
4) соответствие названия выбранной теме;
5) указание целей, хода работы, авторов;
6) отсутствие грамматических, орфографических, логических ошибок;
7) текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы;
8) слайды представлены в логической последовательности;
9) красивое оформление презентации.
10) информация об источниках собрана и представлена в правильном формате.
Отметка «5». Работа соответствует всем критериям
Отметка «4». В работе допущены негрубые ошибки, имеются нарушения 1-2 критериев.
Отметка «3». В работе допущены грубые ошибки, имеются нарушения критериев.
Отметка «2». Работа не соответствует критериям.
Тема «Функциональные стили речи»
Самостоятельная работа №4
Подготовка публичного выступления
Объем часов: 6
Цель: развитие умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Задание: подготовить публичное выступление на тему, связанную с будущей специальностью.
Инструкция по выполнению
Публичное выступление – это выступление перед большой аудиторией. Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело, и состоит она из следующих составляющих:
Выбор темы.
Составление плана текста выступления.
Подбор теоретического материала по теме.
Написание тезисов.
Отработка речевых навыков.
Продолжительность выступления - 3-5 минут.
Следует помнить, основными элементами речи в выступлении являются:
Введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления.
Главная идея.
Основная часть, в которой раскрываются главные пункты сообщения.
Заключение, в котором подводятся итоги.
Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. Цель введения - привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть свободным, естественным. «Засиживаться» на вступлении не стоит - оно должно быть кратким.
Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.
Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.
В основной части выступления развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
Заключение является важной композиционной частью любого выступления. Народная мудрость утверждает: "Конец венчает дело". В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям.
Советы по совершенствованию публичного выступления:
Использовать речь, которая написана самим.
Говорить короткими фразами.
Не описывать, а акцентировать внимание на чем-то.
Использовать простые слова.
Приспосабливать слова и стиль речи к аудитории.
Писать и произносить речь для конкретного слушателя - персонализировать речь.
Говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений и специальных технических терминов.
Лучше использовать слова мы, чем вы.
Округлять в речи большие, сложные цифры, упрощать витиеватые фразы.
Демонстрировать не свою эрудицию, а знания, понятные другим.
Говорить живо, эмоционально.
После завершенных пунктов делать паузу.
Речь должна быть не монотонной.
Необходимо правильно произносить слова, ставить ударение, расставлять паузы.
Критерии оценивания
Логичность построения выступления.
Грамотность и выразительность речи.
Раскрытие теоретической части вопроса.
Глубина выводов.
Умение аргументировано отвечать на вопросы.
Оригинальность формы представления результата своей деятельности.
Отметка «5». Выступление соответствует всем критериям.
Отметка «4». Имеются нарушения 1-2 критериев.
Отметка «3». Имеются нарушения 3-4 критериев.
Отметка «2». Работа не соответствует критериям.
Основные источники:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С.Антонова, Т. М. Воителева. — 17-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 320 с.
Большакова Л.И. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Большакова, А.А. Мирсаитова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 70 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29876.html
Горлова Е.А. Риторика делового общения (в рамках курса «Русский язык и культура речи») [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.А. Горлова, О.В. Журавлёва. — Электрон. текстовые данные. — Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 148 c. — 978-5-9585-0653-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58833.html
Горовая И.Г. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И.Г. Горовая. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 146 c. — 978-5-7410-1259-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52330.html
Решетникова Е.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.В. Решетникова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 118 c. — 978-5-4486-0064-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70278.html
Рогачева Е.Н. Русский язык. В помощь преподавателю. Конспекты занятий [Электронный ресурс]: приложение к учебному пособию Рогачева Е.Н., Фролова О.А., Лазуткина Е.А. «Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Второй уровень владения языком» / Е.Н. Рогачева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 154 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30554.html
Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : курс лекций для бакалавров всех направлений /. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 72 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54478.html
Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / М.В. Невежина [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 351 c. — 5-238-00860-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71053.html
Дополнительные источники
Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. Д. Ващенко. — Изд. 8-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 349, с. — (Среднее профессиональное образование).
Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Н.А.Герасименко, А.В.Канафьева, В.В.Леденева и др.]; под ред. Н. А.Герасименко. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 496 с.
Электронные ресурсы:
Грамота.ру RUL: www.gramota.ru [по материалам сайта] (дата обращения: 07.11.2011г.)
Жаргон.Ру RUL: http://Жаргон.РУ [интерактивная энциклопедия современного языка] (дата обращения: 07.11.2011г.)
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru [по материалам сайта] (дата обращения: 07.11.2011г.)
Русский язык и культура речи http://diaty.ru/~rusjaz/ [Блог] (дата обращения: 07.11.2011г.)
Словари:
Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В.И. Даль. — М.: Астрель: ACT, 2006. — 983 с
Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 ООО слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. - 640
Орфографический словарь русского языка. - - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005, 736 с.
Орфографический словарь русского языка: около 100 ООО О-70 слов/ АН СССР. Ин-т русс, яз.; Редкол.: В. В. Лопатин (отв. ред.), Б. 3. Букчина, Л. П. Калакуцкая и др. - 29-е изд.» испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1991. - 414 с.
Розенталь, Д. Э.Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — 11-е изд. — М.: Айрис-, пресс, 2013.-832 с.
Саяхова, Л. Г., Хасанова Д. М. Иллюстрированный тематический словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1989.- 224 с, ил.
Семенов, А. В. Этимологический словарь русского языка. - М. -ЮНВЕС. — 2006. — 704 с.
Словарь антонимов русского языка. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 240 с. (Серия «Словари»)
Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006, 537 с.
Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология/Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. Издание 7-е, стереот. - М.: ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД \ 2006. - 960 с.
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Цитадель-трейд, СПб.: Виктория плюс, 2005. - 576 с.
Уша. Т.Ю. Словарь иностранных слов (Около 10 ООО слов).- СПб.: ООО«Полиграфуслуги», 2005. — 816 с.
Фразеологическийс ловарь русского языка. – С-Пб.: «Виктория» 2005
Шанский , М.Н. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 8-е изд., стерео-тип _ М.: Дрофа, 2005. — 398, с.