Методическая разработка урока русского языка по теме «Языковая единица — слово. Слово и его значение»

1
0
Материал опубликован 16 August 2019

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

УМК: Планета знаний

Тема урока: «Языковая единица – слово. Слово и его значение».

Класс: 4 для детей с ОВЗ (ЗПР)

Ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, Л.Я. Желтовская, О.В. Калинина, раздаточный материал. 

 

Цель урока: расширять знания учащихся о значении слова в языке и речи.

Задачи:

Формировать знания о разных значениях слов в языке и речи.

Развивать речь, воображение, мышление, память учащихся.

Развивать интерес к самостоятельной деятельности с целью поиска нужной информации.

Развивать орфографическую зоркость. 

Расширять словарный запас учащихся.


Формируемые УУД:

Познавательные:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

учиться определять лексическое значение слов, работать с толковым словарем;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге;

формировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

аргументировать свою точку зрения;

выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

оценивать качества усвоения материала;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Личностные:

использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности;

проявлять интерес к изучению темы;

сознавать собственную успешность при изучении данной темы.

 

 

Характеристика этапов урока

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

1.

Организационный момент.

Цель:

1. организовать работу учащихся, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Начинаем урок русского языка, проверьте готовность к уроку, настройтесь на работу.

 

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

 

 

2.

Сообщение темы урока, мотивация к учебной деятельности.

Цели:

1. мотивировать учащихся к изучению темы;

2. создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

3. организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Отгадайте загадку: «Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств?»

Слово.

 

Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Много ли слов знаете и используете вы в своей речи?

Учащиеся высказывают свое мнение.

А все ли слова вы можете объяснить?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Сегодня мы будем говорить о словах и их значениях.

 

 

3.

Актуализация знаний.

Цели:

1. организовать актуализацию знаний об изученных орфограммах;

2. организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

3. актуализировать знания о «Слове».

 

Начнем мы с речевой разминки, отгадайте слова (слоги записаны на доске, последние слова записаны на карточках, появляются, когда учащиеся правильно отгадают это слово)

Учащиеся отгадывают слова, выполняют задания.

 

На-на-на на улице …

Произнесите это предложение хором, с радостью.

весна

 

Цы-цы-цы прилетели к нам …

Произнесите предложение с вопросительной интонацией.

скворцы

 

Чьи-чьи-чьи текут звонкие …

Произнесите предложение шепотом.

ручьи

 

Объясните орфограммы в отгаданных словах.

 

Учащиеся называют орфограммы в словах и объясняют их.

Попробуйте объяснить значения отгаданных слов.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Для чего нужно уметь объяснять значение слов?

Учащиеся высказывают свое мнение.

4.

Проектирование и фиксация знаний.

Цели:

1. акцентировать внимание на цели урока;

2. согласовать тему и цель урока;

3. организовать применение полученного знания;

4. выявить и зафиксировать затруднения в учебной деятельности.

 

 

 

Перед тем как приступить к работе в тетради, сделаем гимнастику для рук.

 

Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя (4-5 упражнений).

Садимся, проверяем посадку, открываем тетради. Проговорите число орфографически, запишите в тетрадь.

Учащиеся хором проговаривают число, работают в тетради.

Минутка чистописания.

Добавьте к каждой букве слова (в е с н а) элемент (кружочек), запишите.

Учащиеся добавляют элемент к буквам, записывают.

 

Прочитайте пословицу на доске, объясните её смысл.

Грач на горе - весна на дворе.

Запишите пословицу по памяти, проверьте, подпишите над словами части речи.

Учащиеся читают пословицу, объясняют её смысл, записывают по памяти, подписывают части речи.

А теперь орфографическая минутка, отгадайте слово по его лексическому значению, запишите.

Учащиеся отгадывают слова, записывают их в столбик.

Маленькая птица отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением.

Соловей

 

Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.

Дождь

 

Узкая полоска света, исходящая от яркого светящегося предмета.

Луч

 

Большой кусок льда.

Льдина

Растение, распускающееся ранней весной, сразу после таяния снега.

Подснежник

 

Место для выращивания овощей.

Огород

Хлебный злак, а также зёрна его, из которых готовят белую муку.

Пшеница

 

Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу.

Восток

Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке.

Орех

 

 

Проверьте написание слов.

 

Учащиеся выполняют проверку, сверяя с образцом.

Имена существительные уточните с помощью прилагательных, составьте словосочетания, запишите. Прочитайте получившиеся словосочетания.

Учащиеся подбирают к существительным прилагательные, записывают в столбик.

Составьте предложение с одним из словосочетаний, запишите. Определите и подпишите части речи в предложении.

Учащиеся составляют предложение, подписывают знакомые части речи.

Физкультминутка.

 

5.

Включение в систему знаний.

Цель:

1. выполнять учебное задание в соответствии с целью;

2. установить степень усвоения учебного материала;

3. выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;

4. проверять задание и вносить корректировку;

5. мотивировать познавательную деятельность учащихся.

 

Сегодня мы говорим о словах, а любое ли слово может стать словом?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Давайте проверим свои предположения учебник с.99 № 244.

Прочитайте стихотворение, можно ли назвать эти «слова» словами?

Учащиеся высказывают свое мнение.

 

Так, в чем назначение слова? Прочитайте вывод с.98

Учащиеся читают вывод.

 

Прочитайте высказывание о слове Л.Толстого с.101 №252.

Учащиеся читают высказывание.

Прочитайте 1 предложение, согласны ли вы с писателем?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Прочитайте последнее предложение, докажите справедливость этого высказывания.

Учащиеся высказывают свое мнение.

 

Запишите эти предложения в тетрадь.

 

Учащиеся записывают предложения.

В чем важность слова для человека?

 

Учащиеся высказывают свое мнение.

А для вас какое слово важно? Допишите предложение № 253.

Учащиеся записывают предложение.

Прочитайте предложение на доске.

Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата.

Учащиеся читают высказывание.

Как вы его понимаете?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Можете ли вы объяснить значения выделенных слов?

Если возникает затруднение, на помощь приходит толковый словарь, там «хранится» информация о значении всех слов?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Прочитайте значения слов из толкового словаря.

Бриллиант - ограненный и отшлифованный особым образом алмаз.

Жемчуг - образования, возникающие в раковинах некоторых моллюсков.

Золото - благородный металл желтого цвета.

Учащиеся читают лексические значения слов из толкового словаря.

 

Запишите любое слово и его значение из словаря.

Учащиеся записывают предложение на выбор.

6.

Повторение и обобщение учебного материала.

Цели:

1. зафиксировать содержание урока;

2. соотнести цель урока и полученные результаты.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Продолжите высказывания:

Для названия предметов, явлений человек использует

 

Слово

 

Каждое слово имеет

Значение

Значение слов можно узнать в

Толковом словаре

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

1. организовать рефлексию и самооценку учениками собственной ученой деятельности;

2. наметить дальнейшие цели деятельности.

Возьмите листочки, закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал (а) ...

Я научился (ась) …

Я затруднялся …

Самым интересным для меня было …

Мое настроение……

Учащиеся письменно высказывают мнение о своей работе на уроке.

На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.