Методическая разработка урока русского языка по теме «Языковая единица — слово. Слово и его значение»
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
УМК: Планета знаний
Тема урока: «Языковая единица – слово. Слово и его значение».
Класс: 4 для детей с ОВЗ (ЗПР)
Ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, Л.Я. Желтовская, О.В. Калинина, раздаточный материал.
Цель урока: расширять знания учащихся о значении слова в языке и речи.
Задачи:
Формировать знания о разных значениях слов в языке и речи.
Развивать речь, воображение, мышление, память учащихся.
Развивать интерес к самостоятельной деятельности с целью поиска нужной информации.
Развивать орфографическую зоркость.
Расширять словарный запас учащихся.
Формируемые УУД:
Познавательные:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
учиться определять лексическое значение слов, работать с толковым словарем;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге;
формировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
аргументировать свою точку зрения;
выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
оценивать качества усвоения материала;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Личностные:
использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности;
проявлять интерес к изучению темы;
сознавать собственную успешность при изучении данной темы.
Характеристика этапов урока
№ |
Этап урока и его цель |
Деятельность учителя (содержание учебного материала) |
Деятельность учащихся (виды деятельности) |
1. |
Организационный момент. Цель: 1. организовать работу учащихся, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. |
Начинаем урок русского языка, проверьте готовность к уроку, настройтесь на работу.
|
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
|
2. |
Сообщение темы урока, мотивация к учебной деятельности. Цели: 1. мотивировать учащихся к изучению темы; 2. создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; 3. организовать планирование учебной деятельности на уроке. |
Отгадайте загадку: «Что дано человеку для передачи им своих мыслей, чувств?» |
Слово.
|
Как вы думаете, сколько слов в русском языке? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
Много ли слов знаете и используете вы в своей речи? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
А все ли слова вы можете объяснить? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
Сегодня мы будем говорить о словах и их значениях. |
|
||
3. |
Актуализация знаний. Цели: 1. организовать актуализацию знаний об изученных орфограммах; 2. организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; 3. актуализировать знания о «Слове».
|
Начнем мы с речевой разминки, отгадайте слова (слоги записаны на доске, последние слова записаны на карточках, появляются, когда учащиеся правильно отгадают это слово) |
Учащиеся отгадывают слова, выполняют задания.
|
На-на-на на улице … Произнесите это предложение хором, с радостью. |
весна
|
||
Цы-цы-цы прилетели к нам … Произнесите предложение с вопросительной интонацией. |
скворцы
|
||
Чьи-чьи-чьи текут звонкие … Произнесите предложение шепотом. |
ручьи
|
||
Объясните орфограммы в отгаданных словах.
|
Учащиеся называют орфограммы в словах и объясняют их. |
||
Попробуйте объяснить значения отгаданных слов. |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
Для чего нужно уметь объяснять значение слов? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
4. |
Проектирование и фиксация знаний. Цели: 1. акцентировать внимание на цели урока; 2. согласовать тему и цель урока; 3. организовать применение полученного знания; 4. выявить и зафиксировать затруднения в учебной деятельности.
|
Перед тем как приступить к работе в тетради, сделаем гимнастику для рук.
|
Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя (4-5 упражнений). |
Садимся, проверяем посадку, открываем тетради. Проговорите число орфографически, запишите в тетрадь. |
Учащиеся хором проговаривают число, работают в тетради. |
||
Минутка чистописания. Добавьте к каждой букве слова (в е с н а) элемент (кружочек), запишите. |
Учащиеся добавляют элемент к буквам, записывают.
|
||
Прочитайте пословицу на доске, объясните её смысл. Грач на горе - весна на дворе. Запишите пословицу по памяти, проверьте, подпишите над словами части речи. |
Учащиеся читают пословицу, объясняют её смысл, записывают по памяти, подписывают части речи. |
||
А теперь орфографическая минутка, отгадайте слово по его лексическому значению, запишите. |
Учащиеся отгадывают слова, записывают их в столбик. |
||
Маленькая птица отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. |
Соловей
|
||
Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. |
Дождь
|
||
Узкая полоска света, исходящая от яркого светящегося предмета. |
Луч
|
||
Льдина |
|||
Растение, распускающееся ранней весной, сразу после таяния снега. |
Подснежник
|
||
Место для выращивания овощей. |
Огород |
||
Хлебный злак, а также зёрна его, из которых готовят белую муку. |
Пшеница
|
||
Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу. |
Восток |
||
Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке. |
Орех
|
||
Проверьте написание слов.
|
Учащиеся выполняют проверку, сверяя с образцом. |
||
Имена существительные уточните с помощью прилагательных, составьте словосочетания, запишите. Прочитайте получившиеся словосочетания. |
Учащиеся подбирают к существительным прилагательные, записывают в столбик. |
||
Составьте предложение с одним из словосочетаний, запишите. Определите и подпишите части речи в предложении. |
Учащиеся составляют предложение, подписывают знакомые части речи. |
||
Физкультминутка. |
|
||
5. |
Включение в систему знаний. Цель: 1. выполнять учебное задание в соответствии с целью; 2. установить степень усвоения учебного материала; 3. выполнять самопроверку и самооценку учебного задания; 4. проверять задание и вносить корректировку; 5. мотивировать познавательную деятельность учащихся.
|
Сегодня мы говорим о словах, а любое ли слово может стать словом? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
Давайте проверим свои предположения учебник с.99 № 244. Прочитайте стихотворение, можно ли назвать эти «слова» словами? |
Учащиеся высказывают свое мнение.
|
||
Так, в чем назначение слова? Прочитайте вывод с.98 |
Учащиеся читают вывод.
|
||
Прочитайте высказывание о слове Л.Толстого с.101 №252. |
Учащиеся читают высказывание. |
||
Прочитайте 1 предложение, согласны ли вы с писателем? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
Прочитайте последнее предложение, докажите справедливость этого высказывания. |
Учащиеся высказывают свое мнение.
|
||
Запишите эти предложения в тетрадь.
|
Учащиеся записывают предложения. |
||
В чем важность слова для человека?
|
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
А для вас какое слово важно? Допишите предложение № 253. |
Учащиеся записывают предложение. |
||
Прочитайте предложение на доске. Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата. |
Учащиеся читают высказывание. |
||
Как вы его понимаете? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
Можете ли вы объяснить значения выделенных слов? Если возникает затруднение, на помощь приходит толковый словарь, там «хранится» информация о значении всех слов? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
||
Прочитайте значения слов из толкового словаря. Бриллиант - ограненный и отшлифованный особым образом алмаз. Жемчуг - образования, возникающие в раковинах некоторых моллюсков. Золото - благородный металл желтого цвета. |
Учащиеся читают лексические значения слов из толкового словаря.
|
||
Запишите любое слово и его значение из словаря. |
Учащиеся записывают предложение на выбор. |
||
6. |
Повторение и обобщение учебного материала. Цели: 1. зафиксировать содержание урока; 2. соотнести цель урока и полученные результаты. |
Чем мы занимались сегодня на уроке? |
Учащиеся высказывают свое мнение. |
Продолжите высказывания: Для названия предметов, явлений человек использует |
Слово
|
||
Каждое слово имеет |
Значение |
||
Значение слов можно узнать в |
Толковом словаре |
||
7. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: 1. организовать рефлексию и самооценку учениками собственной ученой деятельности; 2. наметить дальнейшие цели деятельности. |
Возьмите листочки, закончите предложения. Сегодня на уроке я узнал (а) ... Я научился (ась) … Я затруднялся … Самым интересным для меня было … Мое настроение…… |
Учащиеся письменно высказывают мнение о своей работе на уроке. |
На этом наш урок окончен. Я благодарю всех за работу на уроке. |
|