Методические подходы к подготовке и проведению уроков химии и биологии с использованием КТ: Интернет-технологий и интерактивной доски
Методические подходы
к подготовке и проведению уроков химии и биологии
с использованием КТ:
ЦОРов, Интернет-технологий, интерактивной доски
С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю электронных (цифровых) образовательных ресурсов. Информационная среда обучения расширяется в условиях информатизации системы образования и перед учителем стоит достаточно сложная задача – найти ответ на вопросы: Какие из доступных ресурсов будут наиболее эффективны? Какие методические приемы по применению Интернет-ресурсов позволят достичь предполагаемых результатов? Какие из образовательных ресурсов сети Интернет имеют лицензию?
Услуги Интернета можно разбить на три группы.
Первая группа – информационные услуги:
рекламная информация (электронный каталог; анкетирование пользователей услуги);
электронная почта (получение информации);
электронные конференции (знакомство с ресурсами);
электронные газеты и журналы;
электронные библиотеки;
электронные информационные коллекции;
статистика и пр.
Вторая группа – интерактивные услуги. Среди дидактических свойств Интернет обращают на себя внимание технологические возможности Интернет, то есть способность передавать информацию с определенной скоростью, способность реализовать интерактивность общения субъектов учебного процесса. Для образовательного процесса важен диалоговый тип общения, который мотивирует учащихся к обсуждению учебных ситуаций. Остановимся на трех Интернет-технологиях, предоставляющих возможность общения субъектов обучения на расстоянии в образовательных учреждениях любого типа, доступные всем пользователям сети Интернет, в том числе сельским школам:
Электронная почта – способность не только передавать информацию (текс, звук, изображение) на любые расстояния, но и хранить структурированную информацию у провайдера услуги, у отправителя и получателя электронной почты; вести базу данных адресов корреспондентов и т.д. Вместе с тем, педагог должен помнить, что ученики обмениваются информацией скудным литературным языком. Методически грамотно будет использовать данную технологию на уроках русского языка, литературы, иностранного языка, информатики с целью привития культуры организации переписки в различных жанрах (личная, деловая и пр.) и использовать определенный слэнг в процессе переписки со сверстниками, друзьями, учителями, родителями и т.д.
Skype-технология - реализует то самое живое общение субъектов обучения, находящихся на расстоянии друг от друга, без которого учебный процесс не может быть эффективным. Данная технология позволяет реализовать объединение дополнительных субъектов обучения разных школ (учащихся и квалифицированных педагогов) для изучения определенной заранее темы учебного плана. Эта технология эффективна при проведении открытых уроков, так как на уроке нет посторонних учителей, а все они наблюдают ход урока либо в отдельном кабинете, либо на своих рабочих местах. Skype-технология дает возможность проводить методические объединения, методические или педагогические советы, родительские собрания, классные часы и пр. для двух и более школ по заранее утвержденной проблеме. Skype-технология является мощным средством для повышения квалификации педагогов: учителя могут общаться друг с другом на этапе подготовки к урокам, могут обмениваться эффективно использованными на уроках ресурсами, методическими находками и творческими идеями. Весьма важным воспитательным приемом будет использование определенных этических правил общения между участниками обсуждения проблемы. В данном случае необходимо использовать услугу модератора.
Электронная конференция – могут быть проведены в реальном времени, а также с отсроченным доступом к материалам конференции. Дидактическим аспектом является включенность участников конференции в свободные дискуссии, беседы в режиме реального времени. Возможно также использование в рамках конференции проведение дискуссии в письменном виде (ЧАТ, форум). Участники конференций, как правило, являются активными субъектами обучения, так как для ученика при обсуждении определенной темы более значимой является модель «партнера в общении» или «виртуального собеседника», чем гипертекстовая модель представления учебного материала. Участие в электронных конференциях рекомендуется проводить педагогам любых предметов, но с разумной осторожностью, дополнительной подготовкой участников к общению, а также педагогической целесообразностью в связи с тем, что, во-первых, требуется модератор; во-вторых, требуется дополнительная подготовка участников.
Третья группа – поисковые услуги. Для поиска информации в Сети используются специальные поисковые службы. Обычно поисковая служба — это компания, имеющая свой сервер, на котором работает некая поисковая система. В настоящее время в отечественных ресурсах действует довольно много поисковых систем. Наиболее распространенные из них это: Google, Yandex, Rambler, Апорт и т.д.
Каждая поисковая система имеет только свое собственное, ограниченное ее ресурсами, множество документов, которые доступны для поиска. Ни одна из подобных систем не сможет охватить всех ресурсов Интернет, поэтому в любой момент может возникнуть ситуация, когда информационные потребности пользователя не смогут быть удовлетворены. Как правило, в этом случае пользователь переходит на другую поисковую систему и пытается искать то, что ему нужно, там.
Для решения данной проблемы и расширения возможности поиска, были созданы системы, названные метапоисковыми. Они не имеют собственных поисковых баз данных, не содержат никаких индексов и при поиске используют ресурсы множества поисковых систем. За счет этого полнота поиска в таких системах максимальна и вероятность нахождения нужной информации очень высока.
Например, метапоисковые системы поиска Интернет-ресурсов представлены по следующим ссылкам: Yahoo.com, DMOZ.org, LII.org, Alexa.com, Clusty.com, Nigma.ru, Quintura.com, CompletePlanet.com.
Дидактическая модель урока с применением ресурсов сети Интернет предполагает интеграцию Интернет-ресурсов в учебно-воспитательный процесс. Дидактическими средствами считаются все образовательные ресурсы, которые участвуют в процессе обучения и предназначены для использования ученикам и педагогу. Например, электронный учебник, глоссарий, электронная библиотека, база данных, живой журнал, коллекция ЦОР и пр. Т.е., если учитель и ученики пользуются Интернетом для поиска информации по предмету, то уже можно говорить об использовании Интернета в своей работе.
Каждому учителю знакомы средства обучения, которые возможно использовать в процессе традиционной формы организации учебного процесса. Вместе с тем, у большинства учителей вызывает затруднение моделирование урока с применением Интернет-технологий. В ходе проектирования урока важно оптимально точно сделать выбор средств обучения, которые проектируются с учетом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.
Интернет к средствам обучения не относится, однако, Интернет предоставляет возможность использовать информационно-образовательную среду, столь необходимую для решения дидактических задач урока, направленных, прежде всего, на увеличение времени общения учащихся и учителя во время урока. Интернет-технологии дают возможность учителю перейти от традиционного вещания на уроке к обсуждению проблем в ходе дискуссий, организации продуктивной самостоятельной работы учащихся, привлечению дополнительных ресурсов на этапе достижения поставленной цели урока.
Понятия «дидактическое свойство» и «образовательная услуга» не совпадают, но достаточно тесно взаимосвязаны. Анализ ресурсов и услуг, доступных в Интернет субъектам школьного образования (учителю и ученику), позволяет определить дидактические свойства сети Интернет.
По каким признакам выбирать ресурсы сети Интернет для применения на уроке?
Ресурсы, созданные специально для применения на уроках, называют образовательными ресурсами. Образовательные ресурсы сети Интернет можно классифицировать по следующим направлениям:
Конспекты уроков
Методические разработки и дидактические материалы к урокам
Учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам
Электронные учебники
Презентации к урокам
Видеоматериалы с записями уроков
Статьи из опыта работы, информационно-педагогические модули системы работы, педагогические инициативы педагогов, реализованные в практической деятельности
Самыми эффективными следует считать комплексы образовательных Интернет-ресурсов:
образовательный сайт – информационный массив ресурсов, посвященный одному учебному предмету, разделу учебного плана или теме, включающий в себя иллюстрационные, демонстрационные и презентационные материалы к определенным урокам; теоретические материалы по теме урока в виде лекций, конспектов или тезисов; содержание упражнений и задач с примерами их решений; задания для самостоятельной работы учащимся.
образовательный портал – Интернет-ресурсы справочного характера, посвященные одному или нескольким предметам школьного курса, включает в себя каталоги Интернет-ресурсов и литературы со ссылками на материалы, имеющие отношение к определенной теме урока.
база знаний – структурированное хранилище материалов учебного характера, например, - энциклопедии, справочники, атласы и пр.
система дистанционного обучения – с помощью Интернет-технологий проходит учебный процесс, предполагающий все этапы учебного процесса, начиная с формирования индивидуального плана работы ученика и заканчивая экзаменом и получением документа об окончании учебного модуля или курса.
Примером такого сетевого образовательного ресурса может служить Интернет-школа «Просвещение» («Телешкола»).
В НП «Телешкола» разработана Концепция ИКТ-насыщенной образовательной среды современной школы, осуществляющей обучение учащихся как на базовом, так и на профильном уровне. Разработаны модели образовательных сетей, основанных на кооперации (объединении образовательных ресурсов, в том числе и педагогических, в лице сетевых преподавателей и педагогов-кураторов) различных образовательных учреждении.
В НП «Телешкола» созданы, апробированы и внедрены в практику образовательных учреждений специализированные инновационные учебно-методические комплексы для учащихся 10 — 11 классов, в том числе учебные программы, сетевые учебные курсы базового и профильного уровней по 14 предметам Федерального базисного учебного плана*, методические рекомендации для учащихся и преподавателей, лабораторные практикумы удалённого доступа, а также элективные курсы, предназначенные для освоения учащимися как в системе основного, так и дополнительного образования. Благодаря системе организации учебного процесса, разработанной и реализуемой в НП «Телешкола», обеспечивается доступность, качество и эффективность образования независимо от места жительства, социального статуса, национальной принадлежности и состояния здоровья потребителей образовательных услуг, оказываемых посредством технологий дистанционного обучения.
Ключевые направления работы НП «Телешкола» осуществляются в рамках реализации следующих проектов:
«Аттестат»
«Технологии дистанционного обучения на уроке»
«Профильная школа»
«Подготовка к ЕГЭ»
«Социальные проекты»
«Заочная школа»
«Школа для всех»
«Одарённые дети»
«Соотечественники за рубежом»
«Сельская школа»
«Повышение квалификации и переподготовка работников образования».
В рамках реализации проекта «Информатизация системы образования» ресурсы сети Интернет пополнены цифровыми образовательными ресурсами, разработанными и доступными для использования педагогами любого предмета. Хранилище единой коллекции ЦОР доступно по адресу http://school-collection.edu.ru, и предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ через Интернет к качественному и полному набору разнообразных образовательных ресурсов, представленных в Коллекции.
Учитель может рассчитывать на скачивание ресурсов сети Интернет, если на уроке планируется использовать:
ЦОР к учебникам (http://school-collection.edu.ru/about/filling/textbook/);
тематические и предметные коллекции (http://school-collection.edu.ru/about/filling/2007year/);
инструментальные средства поддержки и организации учебного процесса, электронные издания на CD/DVD, созданные в рамках Федеральных целевых программ.
Применять ресурсы сети Интернет можно как на отдельных этапах урока, так и в течение всего урока. При этом использование сети Интернет рассматривается не как цель, а как средство повышения качества обучения. На этапе подготовки модели урока учителю могут быть полезны ресурсы, разработанные учителями и апробированные в школьной практике. Например, их можно найти в разделе Хранилища единой коллекции ЦОР «Ресурсы учителей» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016EC3E5-46FA-FADF-80A3-80EF82B62BCF/, а также на сайтах региональных образовательных учреждений.
Интерактивные методы обучения становятся очень популярными среди российских учителей. Методики и разработки, разработанные учителями для работы с интерактивным оборудованием SMART, а также наблюдения и исследования, проведенные учителями с помощью этой технологии, доступны на сайте http://www.smartboard.ru/.
Если учитель разрабатывает модель урока с использованием интерактивной доски, ему могут быть полезны ссылки на видеофрагменты уроков. На сайте http://www.smartboard.ru/ доступны образовательные ресурсы победителей национального этапа международного конкурса на лучшее видео об интерактивном уроке SMART.
Определенным критерием уровня информационной культуры педагога (педагогического коллектива), применяющего ресурсы сети Интернет на своих уроках, является коллекция ссылок на ресурсы сети Интернет. Школьные кабинеты должны иметь широкий спектр адресов на ресурсы Интернет разных производителей. Однако, с накоплением опыта педагоги отказываются от количественного показателя и обращают внимание на качество, а именно: предпочитают Интернет-ресурсы одной фирмы. С методической точки зрения - это правильное решение, так как использование Интернет-ресурсов, выполненных в едином стиле, облегчает субъектам обучения осваивать предлагаемую учебную среду, а преподаватели разных предметов имеют возможность коллективно разработать и использовать методические рекомендации и инструкции по их использованию.
Преимущества Интернет-технологий:
Возможность дистанционного обучения.
Высокое качество процесса обучения. Благодаря интернет-технологиям урок весьма насыщен по содержанию и иллюстративному оформлению: фотографии, видеосюжеты, фрагменты фильмов, при необходимости в текст вставляются аудиофайлы и анимация.
Возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Умный ребёнок может заниматься как самостоятельно, так и под руководством или с участием педагога. Для слабых учеников Интернет также является помощником в обучении, особенно если педагогом составлен план работы с таким учеником, направленный на индивидуальную работу с ним по ликвидации пробелов в знаниях.
Осуществление контроля в он-лайн режиме. Интернет-урок содержит тесты для проверки знаний. Часть из них ориентирована на подготовку к сдаче ЕГЭ, часть составлена по материалам предметных олимпиад, что представляет особый интерес для ребят, осваивающих программу как базового, так и углубленного уровня.
Чтобы получить представление, как все вышеописанное выглядит в реальности, можно зайти на наш сайт www.internet-school.ru, где размещены демонстрационные уроки базовых курсов.
Наличие огромного количества дистанционных конкурсов, олимпиад, проектов. Участвовать в них может любой ученик, в то время как в обычных очных олимпиадах участвуют лучшие, как правило, хорошо успевающие дети. Интернет же дает возможность каждому проявить себя, заявить о себе на всероссийском, международном уровне, а значит развиваться как личность.
Возможность учета индивидуальных особенностей. Например, ресурсы интернет дают возможность визуалам усвоить материал, используя наглядность, которой очень много.
Помощь в вопросах профориентации. Так есть порталы с он-лайн тестированием, а по готовому результату можно и провести собеседование.
Повышение самостоятельности ученика (самоконтроль и независимый контроль)
Повышение Икт-компетенции учащихся, повышение мотивации к учебе (так как работа с Интернетом - это занятие престижное среди детей).
Проблемы использования Интернет-технологий:
Трудность использования Интернет-технологий на уроке из-за бесконечных технических сбоев связи («зависание», отключение сервера) низкой скорости работы в сети. И это притом, что подготовка такого урока занимает много времени. Получается, что лучше, всё-таки, ИКТ-уроки. Надёжнее. Возможно, с развитием технологий такие проблемы отпадут и уроки с использованием Интернета можно будет проводить легко и регулярно.
Интернет может все, но нужно все дозировать. Сильные перегрузки тоже не нужны и даже вредны для детского сознания.
Необходимое техническое оснащение. Рабочее место каждого учащегося должно быть оснащено компьютером с подключением к Интернету. Желательно связать все компьютеры в единую сеть. Нужна и интерактивная доска. Очень желательно наличие дежурного администратора.
В заключении хочется сказать, что учитель современной школы должен непрерывно повышать уровень своей квалификации в области педагогических, информационных, Интернет технологий, так как учебные материалы нового поколения будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ресурсов сети Интернет в учебном процессе.
8