12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Львова Светлана Алексеевна24123 Россия, Самарская обл., Кошкинский район с. Новая Кармала Материал размещён в группе «ФГОС НОО» |
Современные подходы к типологии и структуре урока
Современные подходы к типологии и структуре урока
Урок-творчество учителя. Даже проведённый по одной и той же теме урок, с использованием одних и тех же технологий урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:
- изучение нового материала,
- формирование и совершенствование умений и навыков,
- закрепление и использование знаний, умений, навыков,
- обучение и систематизация знаний,
- контроля и коррекции знаний, умений, навыков.
- комбинированный урок.
Критерии анализа урока (по И.С.Якиманской и О.С.Якуниной):
Анализ урока можно проводить по следующим критериям
Использование субъектного опыта ученика:
выявление опыта путем постановки вопросов;
организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками;
поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме;
выстраивание на их основе изучение нового материала;
обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.
Применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала:
использование учителем разных источников сообщения информации;
инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных;
предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы;
стимулирование учащихся к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями;
применение карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения.
Характер педагогического общения на уроке:
уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости;
обращение к ученикам по имени; беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза». поддержка учеников улыбкой, прикосновениями и т.д. (невербально);
поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе.
Активизация способов учебной работы:
стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы;
анализ всех предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения); обсуждение наиболее рациональных способов;
выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников; оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания.
Проявление гибкости учителя в работе на уроке:
организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса.
предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке;
создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку);
проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции);
оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы и т.п.
Реализация педагогических технологий на уроке
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:
игровые образовательные технологии;
психотерапевтические технологии: игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.;
технология создания адаптивной образовательной среды, предполагающей учёт индивидуально-типологических особенностей развития детей; развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка; максимальное выявление, инициирование и использование его индивидуального опыта.
технология безотметочного обучения;
технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;
Информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; демонстрационные компьютерные программы; использование интерактивной доски; компьютерные презентации.
Технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения.
Технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.
Технология учебного диалога.
Технологию проблемного (эвристического) обучения.
Технология уровневой дифференциации:
Педагогические технологии по выявлению и поддержки одарённых детей.
Психолого-педагогическая технология «Организация учебно – исследовательской деятельности младших школьников».
Технология формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе».
Технология портфолио - средство оценки реальных достижений ребенка.
Технология выявления результатов образования в форме новых контрольно-измерительных материалов - итоговых интегрированных контрольных работ.
Педагогические технологии диагностики и мониторинга процесса воспитания в школе: диагностики личностного развития школьника, диагностики детского коллектива, диагностики профессиональной позиции педагога.
Структурный анализ урока
Выделение этапов урока, их количество, логика (последовательность), назначение и целесообразность.
Целевой анализ урока
Цель каждого этапа урока, каждого учебного задания и степень их достижения.
Аспектный анализ урока
Выделение одного или нескольких приоритетных направлений НОО, реализуемых на уроке.
Критерии рациональной организации урока
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | Недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1. | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75 - 80% | 85 – 90% | более 90 % |
2. | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3. | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут | 11-12 минут | Более 15 минут |
4. | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 10-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5. | Количество видов преподавания | Не менее 3-х | 2 | 1 |
6. | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуются |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2-3 | 1 | Нет |
8. | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9. | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
10. | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток. | На 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью. | Отсутствуют |
11. | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции |
12. | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. | Не ранее 35-37 мин. | До 30 мин. |