Статья «Современные подходы к типологии и структуре урока»

11
0
Материал опубликован 27 February 2016 в группе

Современные подходы к типологии и структуре урока

Урок-творчество учителя. Даже проведённый по одной и той же теме урок, с использованием одних и тех же технологий урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:

- изучение нового материала,

- формирование и совершенствование умений и навыков,

- закрепление и использование знаний, умений, навыков,

- обучение и систематизация знаний,

- контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

- комбинированный урок.

Критерии анализа урока (по И.С.Якиманской и О.С.Якуниной):

Анализ урока можно проводить по следующим критериям

Использование субъектного опыта ученика:

выявление опыта путем постановки вопросов;

организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками;

поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме;

выстраивание на их основе изучение нового материала;

обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.

Применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала:

использование учителем разных источников сообщения информации;

инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных;

предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы;

стимулирование учащихся к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями;

применение карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения.

Характер педагогического общения на уроке:

уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости;

обращение к ученикам по имени; беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза». поддержка учеников улыбкой, прикосновениями и т.д. (невербально);

поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе.

Активизация способов учебной работы:

стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы;

анализ всех предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения); обсуждение наиболее рациональных способов;

выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников; оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания.

Проявление гибкости учителя в работе на уроке:

организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса.

предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке;

создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку);

проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции);

оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы и т.п.

 

Реализация педагогических технологий на уроке

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:

игровые образовательные технологии;

психотерапевтические технологии: игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.;

технология создания адаптивной образовательной среды, предполагающей учёт индивидуально-типологических особенностей развития детей; развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка; максимальное выявление, инициирование и использование его индивидуального опыта.

технология безотметочного обучения;

технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;

Информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; демонстрационные компьютерные программы; использование интерактивной доски; компьютерные презентации.

Технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения.

Технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.

Технология учебного диалога.

Технологию проблемного (эвристического) обучения.

Технология уровневой дифференциации:

Педагогические технологии по выявлению и поддержки одарённых детей.

Психолого-педагогическая технология «Организация учебно – исследовательской деятельности младших школьников».

Технология формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе».

Технология портфолио - средство оценки реальных достижений ребенка.

Технология выявления результатов образования в форме новых контрольно-измерительных материалов - итоговых интегрированных контрольных работ.

Педагогические технологии диагностики и мониторинга процесса воспитания в школе: диагностики личностного развития школьника, диагностики детского коллектива, диагностики профессиональной позиции педагога.

Структурный анализ урока

Выделение этапов урока, их количество, логика (последовательность), назначение и целесообразность.

Целевой анализ урока

Цель каждого этапа урока, каждого учебного задания и степень их достижения.

Аспектный анализ урока

Выделение одного или нескольких приоритетных направлений НОО, реализуемых на уроке.

Критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

   

рациональный

Недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

Не менее 60% и не более

75 - 80%

85 – 90%

более 90 %

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11-12 минут

Более 15 минут

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 10-15 мин.

Смена через 15-20 мин.

5.

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6.

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

Нет

8.

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9.

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы.

Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток.

На 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью.

Отсутствуют

11.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 мин.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.