Методические рекомендации «Профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 20 October 2018

Профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста


 

Мы много говорим о здоровье. ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК какой он?

Это ребенок, который спит спокойно, аппетит хороший, легко вступает в контакт с со взрослыми и сверстниками, здоровый познавательный интерес.

Давайте вместе вспоминать, какими бывают вредные привычки. Заодно вспомним и про свои. Ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца (в том числе и перед засыпанием), сосание верхней, нижней губы, откусывание (касание) губ, наматывание, накручивание волос на палец (иногда и с последующим их выдергиванием), подергивание края уха, бровей и ресниц.

А также "гастрономическая" тяга к одеялу, простыням, карандашам и ручкам, привычка жевать волосы, края кофточки, и в целом всего, что "вкусно" - того же поля ягоды..

Эти привычки производят неприятное впечатление на окружающих. Естественно, желание родителей -бороться с такими неэстетичными проявлениями любыми методами. Окрики и одергивания действуют не всегда. И порой "творческой" фантазии родителей может позавидовать любой инквизитор. Они намазывают детские пальчики горчицей, срезают ногти "до мяса", мажут болячки так, чтобы сильно щипало. Иногда таким способом удается одержать победу, но только на локальном направлении.

Ребенок, к примеру, перестает сосать палец. Но "бес" тут же находит себе новое поле деятельности, и вволю наевшийся горчицы малыш начинает выдергивать на себе волосы или без конца теребить мочку уха.

Сосание пальца, потирания, почесывания и прочее - не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх. Плохие привычки словно сигналят родителям: "С ребенком что-то не так, У него серьезные проблемы!" В этом случае любые строгие меры еще в большей степени провоцируют развитие

Однообразные навязчивые действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой психического развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.

Необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой.

ПРИЧИНЫ:

Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Ведь воспитание, в частности, состоит и в формировании культурных навыков. Поэтому правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один - привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета. Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т.п. Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Прежде всего, отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Дефицит детского общения и игрушек, строгость родителей, их постоянные "нельзя".

Просто хочу пояснить сразу, что, работая с устранением вредной привычки, необходимо концентрироваться не на устранении симптома как такового, а на причине его происхождения . А наиболее частая причина - это повышенное нервное напряжение. Наиболее распространенная потому, что есть и еще одна причина - подражание. Известно, что дошкольники быстро перенимают поведенческие привычки от своих сверстников. И в этом случае процесс избавления от них проходит гораздо быстрее и проще.

Причины возникновения внутреннего напряжения могут быть самые разнообразные: неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, которую тоже вскоре отобрали. Радость от сосания детки получают с самого рождения, когда их прикладывают к маминой груди, дают соску-бутылку или даже пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. Дальше такой механизм успокоения используется в более старшем возрасте, а используется сподручный материал - палец и пр. У взрослых, например, есть для этого сигареты.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает егo внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша.

Представим себе усталых и тревожных родителей, удрученных неуверенностью в завтрашнем дне, массой нерешенных проблем, нехваткой денег и свободного времени. В чем заключается суть их родительского воспитания и общения с детьми в тот короткий срок времени, которое они могут посвятить своим детям после рабочего дня? К сожалению, чаще всего это общение сводится к замечаниям, нотациям и другим средствам ограничения активности детей: “Это не бери”, “Туда не ходи”, “Нельзя этого делать ни в коем случае”. Все эти требования подчас не сопровождаются объяснением их смысла, т.е. значения для самого ребенка важности их соблюдения.

Снова во всем виноваты родители? Мол, недокормили, недогладили, недоласкали и пр. Да нет, любая неблагоприятная, небезопасная для внутреннего ощущения ребенка среда существования может способствовать возникновению внутреннего напряжения, которое он будет снимать "своим методом".

Работаем с причиной. Общение с ребенком должно быть спокойным, старайтесь никогда не повышать голос и не делать рядом с ним резких движений. Вообще обстановка в доме должна быть очень спокойной, расслабляющей. Постарайтесь почаще обнимать малыша, целуйте его, гладьте: по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Не скупитесь на ласку и своими действиями создавайте ему ощущение безопасности.

Например, для устранения распространенной привычки сосать палец перед сном может быть достаточно, чтобы родители сели рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорили с ним перед сном, подержали некоторое время его ручки, чтобы он мог успокоиться и заснуть. Не засыпает без пальца сразу? Не настаивайте на том, чтобы он его вынимал. Эта привычка может уйти постепенно. Возьмите ребенка спать с собой - ночной совместный сон даст ребенку ту необходимую долю ощущения спокойствия и защищенности, которую он пытается восполнить. Если вы категорически против совместного сна, то роль "успокоителя" может сыграть мягкая игрушка, например плюшевый медвежонок, которого ребенок постоянно берет с собой в постель на ночь. Придерживайтесь лучше того, что ежедневное спокойное и нежное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым.

Почаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры. Не стоит перегружать его день умственными занятиями (языки, музыка, математика, спортивные секции, и т.д.), до которых малыш просто не дорос. Они вызывают слишком сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым "нетрадиционным" способом.

Главное, чтобы своим "отучением" не создать у ребенка еще большее внутреннее напряжение. Если с причиной покончено, можете смело заняться следствием, то есть самой привычкой. Все очень просто - мягко отведите руку малыша, когда он выполняет навязчивое действие, или лучше переключите его внимание на другое действие: отвлеките его лаской, щекотанием, игрушкой, игрой, даже банальным "во-о-он какая птичка полетела!" и опять отведите ручку. Главное делайте это ненавязчиво и как бы незаметно для ребенка.

Замените вредную привычку приемлемым для общества действием. Когда внутренние и внешние условия для нормального развития обеспечены, вредная привычка становится «пустой», она уже не является компенсацией за недостаток удовольствия. Предложите ребенку сосать не палец, а конфету, сушку, жевать жвачку. Нужно не запрещать крутить и выдергивать волосы, а занять руки лепкой, вязанием, собирать мозаику или пазлы, поглаживать мягкие игрушки. Старайтесь, чтобы ребенок в течение дня больше двигался. Раскачиваться, сидя на стуле, малыш не захочет, если вдоволь накачался на качелях, и болтать ногами не будет, если набегался, напрыгался и его потребность в ритмических движениях удовлетворена.

Перед сном делайте ребенку успокаивающий, расслабляющий массаж: поглаживайте ему слегка спинку и что-нибудь ласково приговаривайте или напевайте.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их. А также можно порекомендовать несколько игр для дошколят для снятия психоэмоционального наряжения:

ИГРА «СОРВИ ЯБЛОКИ» (Фопель К., Ч. 2, 1998)

Цель Данное упражнение успокаивает дух и расслабляет тело.

Содержание: Педагог предлагает участникам встать так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места, далее он говорит: «Сейчас мы будем собирать в саду яблоки, которые растут достаточно высоко. Чтобы сорвать яблоко, потянитесь правой рукой как можно выше, встаньте на цыпочки, сделайте резкий вдох и срывайте. Теперь нагнитесь, положите яблоко в корзинку и медленно выдохните. Можно выпрямиться. Слева от вас висят еще два красивых яблока. Протяните правую руку, встаньте на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Замечательно! Чтобы сорвать второе яблоко, потянитесь за ним левой рукой, сорви¬те его и положите оба яблока в корзину, выдохните. Теперь вы умеете рвать яблоки и знаете, что это можно делать попеременно то правой, то левой рукой. Попробуйте самостоятельно.

ИГРА «ЩЕПКИ НА РЕКЕ»

Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад... Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...

Игры, которые можно провести дома с детьми перед сном.

Игра «Слон у папы на спине»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, обогащение сенсорного опыта.

Ребенок лежит на животе, закрывает глаза. Мама или папа водит одним или несколькими пальцами по его спинке, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по спинке разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести.

Игра «Печем пирог»

Цель: снятие напряжения, развитие сенсорной системы посредством тактильных ощущений.

Ребенок лежит на животе, мама или папа гладит руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм», «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда пирог готов- он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто «пирог» из печки. Потом можно поменяться с ребенком местами.

Игра «Слушаем сердце»

Цель: развитие сенсорной системы посредством слуховых ощущений

Мама или папа лежит на спине. Ребенок прикладывает ухо к груди и слушает сердце. Можно потом поменяться местами.

Игра «Археология»

Цель : развитие тактильных ощущений, снятие напряжения, снижение тревожности.

Мама или папа опускают руку в таз с песком, с крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку- делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется ладони, тут же меняется ролями со взрослым.

Игра « Нарисуй улыбку»

Цель: снятие напряжение, создание положительных эмоций

Ребенок лежит на спине. Мама или папа указательным пальцем рисует осторожными касаниями черты лица: нос, рот, щеки, глазки и т.д. и в конце – улыбку. Потом можно поменяться ролями.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.