12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алафишвили Лариса Владимировна54
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Методисты ДОУ»
3

Методические рекомендации на тему «Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности»

Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности.

Актуальность.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и

взрослым.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности,

не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам,

Решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества

обучения и образования.

Мотивация –это совокупность внутренних и внешних движущих сил,

которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности

направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их,

а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Виды мотивов, типичных для детей дошкольного возраста.

Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.

Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами», —говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» — сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.

Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и

переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый.

Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему

-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую

ситуацию.

3.Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений

со взрослыми и другими детьми.

Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения.

Многие действия детей объясняются именно этим

желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

4. Мотивы самолюбия, самоутверждения.

Их исходный пункт — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения.

Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения. И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на

исполнение главных ролей в играх.

Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т. п.

На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять «даже слона».

5. Познавательные и соревновательные мотивы

Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих

вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?» и т. п.

Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки,

стараясь узнать, «что у них внутри». Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире. Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для использования в игре, рисования или другой практической деятельности. Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «эксперименты» тоже связаны обычно с затруднениями, возникающими в практической деятельности. И лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.

Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями

сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение

взрослых выражаются у него не в попытках сделать что-либо лучше других, а

в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого.

Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению

возникает новая форма мотивов — стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с

соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловчее?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т. п.

Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды

деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.

6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям.

Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства

в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь

как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми,

которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься

им как нечто положительное и обязательное.

Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует.

В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения.

Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т. е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их». Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии,

стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас

он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностно помогает матери убирать

комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать рейтузы. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка,

но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под

их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок

необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами.

Такого не бывает и у взрослых.

В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым.

Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то этого не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребенку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец; причем, как и другие дети, он получил хорошую конфету. Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее есть, а его огорчение ничуть не уменьшилось: из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».

Использование игровых мотивов.

В настоящее время наукой и практикой разработано множество игровых методов и приемов обучения, но которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными. Во-первых, потому, что созданная педагогом игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им, подобно игре, радости и не развивает их. Во-вторых, потому, что игровые методы и приемы не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно, и используются. Рассмотрим это на конкретных

примерах. Так, например, воспитатели часто прибегают к игровому приему,

который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, открыв ее, объявляет детям, что к ним кто-то «пришел». Возрастной диапазон использования этого игрового приема от 2 до 7 лет. И если малыши 2 -3 лет с неподдельным, искренним интересом относятся к «приходу» игрушки или куклы «би-ба-бо», то для старших детей этот прием не только не эффективен,

но способен вызвать даже плохо скрываемую насмешку. К «просьбам» игрового персонажа младшие и старшие дошкольники также относятся по-разному: малыши – с готовностью, а старшие – индифферентно. Дети 2-3 лет, которые уже освоили игровое действие (действие понарошку), действительно готовы «помочь» игрушке и «выполнить» ее просьбу, приложив для этого определенные усилия. Но для этого игрушка должна стать в буквальном смысле слова ближе к ребенку. Он должен взять ее в руки, подействовать с ней, «поговорить», а потом, может быть, и захотеть что-то для нее сделать. Но в большинстве случаев с игрушкой - гостем манипулирует педагог. А от

детей она находится на значительном и недосягаемом расстоянии.

Поэтому в лучшем случае каждому ребенку удается лишь погладить ее.

В результате кроме эффекта новизны никакого эмоционального и игрового воздействия на маленьких детей этот игровой прием не оказывает. К сожалению, в работе с детьми 5 - 7 лет «понарошкин» мир детской игры также не всегда способствует эффективному решению учебных задач, ради которых игровые методы и используются. В связи с этим в основе отбора и использования игровых методов и приемов должен быть заложен принцип: игровые методы и приемы должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Рассмотрим это на конкретных примерах.

Так, в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется

осуществлением игровых действий (покатать машину, разгрузить или загрузить ее, покормить куклу, уложить ее спать и т.п.)

Следовательно, в соответствии с этим принципом, при обучении младших

дошкольников игровые методы и приемы должны использоваться с учетом

развития игровых действий ребенка, а также с прямым их включением в

процесс обучения: нарисовал дорогу, а затем «проехал» по ней на маленькой,

игрушечной машине; «загрузил» машину, нарисовав в кузове то, что она перевозит; слепил из глины или пластилина печенье –покормил (понарошку)

игрушку, которая находится рядом, и т.п. В среднем дошкольном возрасте

сюжетно-ролевая игра детей характеризуется принятием роли и ролевым поведением (в роли зайчика ребенок строит для себя дом, готовит обед и т.п.)

Следуя принципу соответствия уровня развития игры игровым методам, при

обучении детей среднего дошкольного возраста игровые методы и приемы

должны включать принятие роли и ролевое поведение.

Так, например, в роли зайчат дети могут «заготавливать» овощи – лепить морковь, свеклу и т.п.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазесюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать

сюжет игры на основе личного опыта, художественных произведений, различных событий, фантазирования и т.п.

Следовательно, при обучении детей старшего дошкольного возраста игровые

методы и приемы должны включать игровую мотивацию на основесюжетосложения. В содержании игровой мотивации могут быть объединены различные события, действия героев из художественных произведений в единый сюжет, интересный для современного ребенка и побуждающий его к выполнению учебных заданий. Итак, соединяя мир игры с обучением, педагог осторожно и обязательно соблюдает определенные правила:

Во-первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу. Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира.

Во-вторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам

игрового персонажа, требуются специальные приемы. Вначале следует показать тех персонажей, которые станут героями данного занятия (например, если на занятии дети будут учиться рисовать домик для белочки,

то показываются маленькие игрушки фигурки бельчат). Затем педагог

рассказывает о том, что эти игровые персонажи оказались в опасном

или затруднительном положении: наступила зима, а у маленьких бельчат нет

домика. Важно, чтобы педагог не только обозначил трудности, но и добился

отклика у своих слушателей.

В-третьих –чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать (слепить, или выполнить способом аппликации).

В-четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую

задачу. Они в мире игры. Поэтому педагог, если замечает какие-либо недостатки, предлагает – и только в игровой форме: «Наташа, твоей белочке

очень хотелось, чтобы ее домик покрывала крыша, которая спасет ее от

дождя». Неважно, что за белочку говорит взрослый. Значимо то, что указания

воспитателя не разрушают целостности игрового мира. Они тоже в контексте

игровой, а не учебной деятельности. Но вот занятие закончено, дети пришли к какому-то результату: например, нарисовали домик, траву, вылепили кормушки или что-то другое. Все это они рисовали на этот раз для коровы,

которая с нетерпением ждала окончания работы. Если дети не проявили инициативы, воспитатель берет в руки макет животного и проходится им по рисункам детей, т.е. корова пощипывает вкусную траву и благодарит детей.

Вот это игровое действие весьма важно для процесса обучения. Именно оно рациональное зерно всей предыдущей деятельности, плюс положительный результат.

Использование игровых персонажей

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей.

Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны.

Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться»,

«давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать

результаты труда детей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

должны соответствовать возрасту детей;

должны быть эстетичными;

должны быть безопасными для здоровья ребёнка;

должны иметь обучающую ценность;

должны быть реалистичными;

не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления

жестокости;

игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой

характер».

Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш.

Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения

для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают.

Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Использование приемов мотивации в образовательном процессе.

Создание этой мотивации строится по данной схеме

1. Воспитатель рассказывает, что игрушке нужна помощь, и помочь могут ей только дети.

2. Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Воспитатель предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж -подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж), которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

7. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и

её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Создание проблемной ситуации

Воспитателем моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку

требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но

выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть»

и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

Использование субъектного опыта дошкольника.

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования ситуации могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе и пр. Ключевыми фразами завершения этапа, являются вопросы: Хотите?», «Сможете?».

Помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является

общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к

совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации

строится по схеме:

1. Воспитатель сообщает детям, что собирается мастерить что-либо и просит

детей помочь ему. Интересуется, как они могут ему помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце воспитатель подчеркивает, что результат был достигнут путём

совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

«Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и

умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Воспитатель сообщает детям, что собирается заняться какой – либо деятельностью и просит детей научить его этому.

2. Воспитатель спрашивает, согласны ли они помочь ему.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить воспитателя какому –либо

делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и

обязательно следует похвалить его.

«Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию

предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких.

Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Воспитатель показывает детям, какую – либо поделку, раскрывает ее преимущества и спрашивает, хотят ли они иметь такую же для себя или для

своих родных.

2. Далее показывает всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка.

Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Процесс вовлечения в деятельность:

1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось.

2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин, или др.)

3. Приходит кто-то в гости или игрушка.

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...).

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не

мешать (смотреть пристально в окно и др.).

6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня

там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; музыкальный руководитель обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками,

мелок кусочком сахара).

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы:

«Какого?»).

10. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с

просьбой к детям. Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами,

способами их достижения.

Соблюдая эти правила, педагог дает детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго.

Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления".

При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

Опубликовано в группе «Методисты ДОУ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.