Методические рекомендации по использованию кинетического песка, как инновационного материала в развитии речи детей дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 24 February 2019

Методические рекомендации по использованию кинетического песка, как инновационного материала в развитии речи детей дошкольного возраста.

Как играли мы в песок,

Насыпали в туесок.

Замесили тесто, -

Деткам интересно.

Разминали пальчики,

Вылепили зайчиков.

Мы катали шарики,

Делали смешариков.

Коррекционная работа – это великий труд для малыша. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» и нацеливает нас на то, чтобы ребенок мог свободно «использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний…». Для достижения у дошкольников с речевыми расстройствами данного целевого ориентира необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи. Поэтому, для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе песок.

Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

Логопедам известно насколько процесс автоматизации звуков может быть длительный и однообразный, использование песка для работы над исправлением речи превращает монотонные занятия в увлекательный процесс.

С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно.

Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада.

Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.

Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В своей работе я использую фигурки персонажей из Киндер-сюрпризов, Лего, а также различные камешки, ракушки, пуговки, крупные бусины.

Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:

развитие фонематических представлений;

совершенствование грамматического строя речи;

автоматизация поставленных звуков;

обучение грамоте;

развитие связной речи;

формирование слоговой структуры речи;

развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже закомплексованному ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры с кинетическим песком, используемые в работе:

«Песочная фигура». Ребенок рисует на песке фигуры, затем украшает их разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Тем самым закрепляем названия геометрических фигур. Как и фигуры украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

«Отгадай загадку». Ребенок отгадывает загадку, а отгадку-игрушку ищет в песке.

«Чего не стало?» Ребенок закапывает игрушки в песок, и говорит, чего не стало. Таким образом, закрепляем использование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

«Игра в машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. (Красная машина едет к зеленой машине. А синяя машина стоит между деревьями.)

«Чьи следы?» «Следы медведя» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Следы зайца» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях (как прыгает заяц). «Следы змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.


 

«Подбери слова». Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) к игрушкам, которые найдет в песке. Например, лиса – хитрая, рыжая и т. д.

«Сосчитай». Ребенок считает от 1 до 5 игрушку, которую найдет в песке. Например, один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.

Будем мы зверей искать

И слова к ним подбирать.

Еж, лиса, медведь опять…

Их попробуй сосчитать.

По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Один-много», «Назови ласково», «Придумай загадку», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и др.

  «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Слова-родственники», «Назови овощи (фрукты)» и др.

«Шаги»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком по песку.

«Найди игрушки»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Л: лошадку, куклу, ложку, слона, так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку найти игрушки и назвать их. Спросить, какой звук слышится во всех словах. Предложить составить предложение с каждой игрушкой.

«В поисках клада».

Этот сказочный песок

К нам приходит на урок.

Любим мы лепить, играть

И игрушки доставать.

Дети ищут в песке картинки, предметы. И проговаривают: « Я нашел кошку….»

«Подружки». Игра на дифференциацию звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум подружкам: Маше – подарки со звуком [ш], а Соне - подарки, со звуком [с]. Подарки откапать из песка.

Аналогично проводятся игры на дифференциацию других звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Звуковая схема». Дети выкладывают на песке звуковые схемы из цветных камешков (синие, зелёные, красные), выполняют звуко-буквенный анализ слов.  

«Сколько слогов?» Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, обозначающих слоги, а затем по их количеству придумывает слово.

С помощью различных игрушек, на песке дети сочиняют сказку, пересказывают или инсценируют ее.

 «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Составь слово». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти, назвать все буквы и составить из них слово.

В своей работе я отметила, что использование кинетического песка дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Они чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата.

Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания. Это актуально при организации инклюзивного образования.

Пивоварчук Ольга Сергеевна,

учитель-логопед МБДОУ №233 г. Ульяновска

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации