Методические рекомендации по использованию кинетического песка, как инновационного материала в развитии речи детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по использованию кинетического песка, как инновационного материала в развитии речи детей дошкольного возраста.
Как играли мы в песок,
Насыпали в туесок.
Замесили тесто, -
Деткам интересно.
Разминали пальчики,
Вылепили зайчиков.
Мы катали шарики,
Делали смешариков.
Коррекционная работа – это великий труд для малыша. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» и нацеливает нас на то, чтобы ребенок мог свободно «использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний…». Для достижения у дошкольников с речевыми расстройствами данного целевого ориентира необходимо поддерживать интерес к занятиям, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи. Поэтому, для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе песок.
Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.
Логопедам известно насколько процесс автоматизации звуков может быть длительный и однообразный, использование песка для работы над исправлением речи превращает монотонные занятия в увлекательный процесс.
С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно.
Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада.
Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.
Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В своей работе я использую фигурки персонажей из Киндер-сюрпризов, Лего, а также различные камешки, ракушки, пуговки, крупные бусины.
Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже закомплексованному ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
Игры с кинетическим песком, используемые в работе:
«Песочная фигура». Ребенок рисует на песке фигуры, затем украшает их разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Тем самым закрепляем названия геометрических фигур. Как и фигуры украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
«Отгадай загадку». Ребенок отгадывает загадку, а отгадку-игрушку ищет в песке.
«Чего не стало?» Ребенок закапывает игрушки в песок, и говорит, чего не стало. Таким образом, закрепляем использование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
«Игра в машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. (Красная машина едет к зеленой машине. А синяя машина стоит между деревьями.)
«Чьи следы?» «Следы медведя» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Следы зайца» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях (как прыгает заяц). «Следы змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.
«Подбери слова». Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) к игрушкам, которые найдет в песке. Например, лиса – хитрая, рыжая и т. д.
«Сосчитай». Ребенок считает от 1 до 5 игрушку, которую найдет в песке. Например, один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.
Будем мы зверей искать
И слова к ним подбирать.
Еж, лиса, медведь опять…
Их попробуй сосчитать.
По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Один-много», «Назови ласково», «Придумай загадку», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и др.
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Слова-родственники», «Назови овощи (фрукты)» и др.
«Шаги»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком по песку.
«Найди игрушки»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Л: лошадку, куклу, ложку, слона, так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку найти игрушки и назвать их. Спросить, какой звук слышится во всех словах. Предложить составить предложение с каждой игрушкой.
«В поисках клада».
Этот сказочный песок
К нам приходит на урок.
Любим мы лепить, играть
И игрушки доставать.
Дети ищут в песке картинки, предметы. И проговаривают: « Я нашел кошку….»
«Подружки». Игра на дифференциацию звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум подружкам: Маше – подарки со звуком [ш], а Соне - подарки, со звуком [с]. Подарки откапать из песка.
Аналогично проводятся игры на дифференциацию других звуков.
«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Звуковая схема». Дети выкладывают на песке звуковые схемы из цветных камешков (синие, зелёные, красные), выполняют звуко-буквенный анализ слов.
«Сколько слогов?» Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, обозначающих слоги, а затем по их количеству придумывает слово.
С помощью различных игрушек, на песке дети сочиняют сказку, пересказывают или инсценируют ее.
«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Составь слово». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти, назвать все буквы и составить из них слово.
В своей работе я отметила, что использование кинетического песка дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Они чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата.
Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания. Это актуально при организации инклюзивного образования.
Пивоварчук Ольга Сергеевна,
учитель-логопед МБДОУ №233 г. Ульяновска