Материал на проверке

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

0
0
Материал опубликован Сегодня в 09:20

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


МИР «ОСОБОГО» РЕБЕНКА

Мир «особого» ребенка 
Интересен и пуглив.
 Мир «особого» ребенка 
Безобразен и красив. 
Неуклюж, порою странен,
 Добродушен и открыт 
Мир «особого» ребенка. 
Иногда он нас страшит. 
Почему он агрессивен? 
Почему он так закрыт?
 Почему он так испуган?
 Почему не говорит? 
Мир «особого» ребенка – 
Он закрыт от глаз чужих. 
Мир «особого» ребенка 
Допускает лишь своих!

Автор стихотворения «Мир „особого“ ребёнка» Калиман Наталья Адамовна (г. Оренбург). 

В стране неуклонно растет число детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в 2022 году их стало на 9.4% больше, чем в предыдущем году.

Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может проходить в разных формах: в инклюзивном классе массовой школы, в коррекционном классе массовой школы, в коррекционной школе, надомное образование, семейное образование. Сегодня мы поговорим об организации обучения в учреждениях дополнительного образования.

Рассмотрим актуальные нормативно-правовые основы по организации образовательной деятельности с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами. В настоящее время цели, содержание и условия адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций

(вместе с «Методическими рекомендациями по адаптированных дополнительных общеобразовательных способствующих социально психологической профессиональному самоопределению детей с возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых

образовательных потребностей»;

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН

1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания, подтверждённое психолого-медико-педагогической комиссией.

Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником развития, так как родители не знают, каким образом передать ему социальный опыт, который обычно осваивается без специально организованных условий обучения и воспитания. Интегрировать ребенка в культуру можно, используя особым образом организованный образовательный и воспитательный процесс.

Важнейшую роль в гуманизации образования в отношении детей с ОВЗ играют учреждения дополнительного образования.  

Отечественная система дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом образования, воспитания и творческого развития. Она также является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для формирования достойной жизненной перспективы детям, независимо от места жительства и социально-экономического статуса их семей, в том числе условия для образовательных и социальных достижений детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных функций, а в реализации целостного подхода к ребенку, развитии всех его потенциальных возможностей: физических и психических, необходимых для самостоятельной и полноценной жизни.

Для развития личности ребенка с ОВЗ дополнительное образование обладает рядом конкурентных преимуществ по сравнению с другими видами образования.

Во-первых, это возможность свободного выбора деятельности, определяющей индивидуальное развитие ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, в дополнительном образовании обеспечивается вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, учитываются индивидуальные особенности обучающихся.

В-третьих, дополнительное образование направлено на развитие воспитанников в контексте позитивной социализации как в настоящее время, так и с учетом перспективы, так как способствует социально-профессиональному самоопределению, реализации личных жизненных притязаний.

В–четвертых, в дополнительном образовании дети и подростки получают широкий опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и опыт продуктивной деятельности.

Некоторые особенности дополнительного образования оказываются решающими для развития ребенка с ОВЗ:

- Ребенку предоставляется возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут;

- Существует возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций, право на пробы и ошибки в деятельности;

- Учреждение дополнительного образования, как правило, активно привлекает к сотрудничеству родителей;

- Вариативный характер оценки образовательных результатов и достижений каждого ребенка позволяет каждому воспитаннику пережить ситуацию успеха.

В целом, дополнительное образование детей с ОВЗ предоставляет широкие возможности для обеспечения благоприятной социальной ситуации развития и образования каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями; способствует приобщению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к общечеловеческим ценностям, социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.


Различаются следующие категории обучающихся с нарушениями в развитии/ нозологические категории:

Дети с ОВЗ по зрению

Дети с ОВЗ по слуху

Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата

Дети с тяжёлыми нарушениями речи

Дети с расстройством аутического спектра

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дети с множественными нарушениями


Общие рекомендации для педагогов по работе с детьми с ОВЗ

Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ необходимо набраться терпения

и не спешить. Не следует стараться научить ребёнка сразу всему, лучше

двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким

ступенькам.

При обучении опираться на сохранные органы чувств: так при

нарушениях зрения – объяснять всё детально ребёнку и научить его

сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора

делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы.


Общие принципы и правила работы с детьми ОВЗ:

Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Предотвращение наступления утомления, используя разнообразные средства (чередование умственной деятельности, преподнесение материала

использование интересного и красочного дидактического материала и

средств наглядности).

Использование методов, активизирующих познавательную деятельность

обучающихся, развивающих их устную и формирующих необходимые учебные навыки.

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие

успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в

нём веры в собственные силы и возможности.


Положительная мотивация к деятельности – создание ситуации

успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого:

открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции,

в показе способов передачи образов, в поддержке, одобрении: «Давай

попробуем сделать это вместе» или «Не получилось – ничего страшного,

можно попробовать еще раз».

скрытая помощь, может быть, в виде незаметных подсказок в контексте

слова, обращённого к ребёнку: «Именно ты можешь передать образ лисы»

или «Всем понравиться, если именно ты исполнишь эту песню».


В процессе обучения педагогу следует:

использовать чёткие указания;

поэтапно разъяснять задания;

учить последовательно выполнять задания;

повторять инструкции к выполнению задания;

демонстрировать уже выполненное задание.


В образовательном процессе использовать различные виды деятельности:

чередовать занятия и физкультурные паузы;

предоставлять дополнительное время для завершения задания;

постоянно использовать наглядность, наводящие вопросы, аналогии;

использовать задания с опорой на образцы

поэтапное обобщение проделанной работы.


В организации учебного процесса необходимо:

использовать вербальные поощрения;

предоставлять обучающимся право покинуть рабочее место и уединиться,

когда этого требуют обстоятельства;

разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст

обучающемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный

момент;

игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения,

которое является непреднамеренным;

осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о

необходимости применения медикаментозных средств или указывают на

переутомление обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.