12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Инесса Вениаминовна381
Педагог дополнительного образования, руководитель мастерской студии лепки из глины "Фиаль" Центра детского творчества. Высшая квалификационная категория
Россия, Свердловская обл., Ирбит

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Муниципального образования город Ирбит

«Центр детского творчества»

Пролетарская ул., дом 61, г. Ирбит Свердловской области, 623856

тел. / факс (34355) 6-48-66 Е –mail: cdtsekret@mail.ru


t1614879051aa.gif



Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования

и родителей

«Профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста посредством метода «Глинотерапия»


t1614879051ab.jpg



Составитель:

Кузнецова Инесса

Вениаминовна,

педагог МАОУ ДО

«Центр детского творчества»,

г.Ирбит.



Ирбит

2020

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и родителей по применению метода - глинотерапия/Методические рекомендации – Ирбит, 2020г.






Составитель:

Кузнецова И.В., педагог МАОУ ДО «Центр детского творчества», г. Ирбит.














Предлагаемые методические рекомендации содержат описание метода «Тонфельд-терапия», опыт работы педагога по методу глинотерапия в условиях деятельности студии лепки из глины «Фиаль». Игры и упражнения на плоскости «Глиняное поле».Коррекционное занятие с использованием элементов тонфельд-терапии. Тест на определение степени тревожности детей младшего школьного возраста






Пояснительная записка.


Глина ассоциируется с приятными ощущениями, теплым, пластичным, податливым материалом, из которого выходят «домашние» вещи. Кусочек глины в руках заставляет нас чувствовать себя творцами.

Мы испытываем тактильное удовольствие. Тактильные ощущения, наши первые ощущения, с их помощью начинается наше знакомство с миром. В случае с глиной это еще и ощущение своего следа, отпечатка, который остается при любом прикосновении. Все это укрепляет связь между нами и податливым материалом.

Мы часто испытываем тревожность, осознавая, как много в мире не поддается нашему контролю. Глинотерапия позволяет вернуть уверенность, ощущая изменения в материале от нашего воздействия. Лепка помогает подобрать метафору внутреннему ощущению, осознать собственную проблему, разгадав ее.

Неспешность работы погружает в медитативное состояние, в диалог со своим подсознанием. Это особенно важно при современных темпах жизни.

Глина - пластичный материал, позволяющий перенести на него негативные эмоции. Бросая, разрывая кусочки, разбивая поделки, мы высвобождаем внутреннюю агрессию и переносим ее на безопасный объект.

Немецкий профессор Хайнц Дойзер разработал метод Тонфельд-терапии, или «Глиняное поле». Человеку предлагают проявить неосознанные импульсы на взаимодействие с влажной глиной, находящейся в коробке (глиняном поле, метафорическом воплощении мира).

Лепка из глины - хороший способ релаксации, она развивает мелкую моторику, воздействуя на речевые центры мозга. Глинотерапия позволяет снять напряжение, учит контролировать свои эмоции, помогает ощутить гармонию с собой и миром.


1.Описание метода «Глиняное поле»- «Тонфельд-терапия».


В переводе с немецкого языка «тонфельд» обозначает «глиняное поле».Глиняное поле в этом увлекательном творческом процессе - это «первомиф», «целинное пространство». Спонтанное взаимодействие с глиной в этом контексте позволяет нам соприкоснуться с неосознаваемыми импульсами и проявится им в реальности безопасного творческого пространства. Способствуя тем самым высвобождению жизненного творческого потенциала. Это помогает также понять динамику символической реальности личности при взаимодействии с миром.

Тонфельд- терапия это методика психоанализа юнгианского направления, психотерапия, опирающаяся на архетипические слои психики. В ходе работы с глиной устанавливается связьсознательного сбессознательными эта связь помогает понять и проработать главную тему жизни данного человека на данный момент.

Техники тонфельд-терапии разработаны профессором Хайнцем Дойзером, психотерапевтом, психологом (частная практика и Высшая школа по арттерапии и гештальту в Нюртингене, Шварцвальд, Германия) в 70-х годах. С того времени огромный опыт психотерапевтической работы с применением спонтанного взаимодействия с глиной доказал на практике большой психотерапевтический потенциал этого метода в практике психологов, психотерапевтов и педагогов.

Глиняное поле – это плоская прямоугольная деревянная коробка, в которую помещается глина. Поле – символическая метафора «мира», который человек может «изучить» собственными руками.
Подобно тому, как человек совершает своё путешествие по жизни, руки исследуют пространство глиняного поля, взаимодействуют с материалом, рассказывая свою историю – историю самого клиента. 



t1614879051ac.jpg

Глина - уникальный по своим свойствам материал, который стимулирует раскрытие и самовыражение работающего с ней человека. Благодаря особенностям материала, его пластичности, органической природе, богатству возникающих тактильных ощущений при включении в работу воды, глина особенно хорошо помогает человеку устанавливать связь с самыми глубинными своими переживаниями, проявлять и выражать их. Может применяться при работе с травматическими переживаниями, гореванием, эмоциональными трудностями (страхами, тревожностью, застенчивостью, агрессией и не только), психосоматическими расстройствами. В зависимости от целей, глиняное поле способствует релаксации, снятию напряжения, выражению тяжелых эмоций и чувств, наполнению энергией, раскрытию собственных ресурсов.


  За счёт чего работа с глиной имеет терапевтический эффект?

Во-первых, она не требует специальных навыков. Глина податлива, мягка и ей легко управлять.

Во-вторых, глина, природный материал, используемый на протяжении всей истории человечества, поэтому при работе с ней легко выйти на архетипический уровень, уровень метафор.

Дэвид Хенли, директор программы арт-терапии университета Лонг-Айленда, клинический директор психиатрической группы для детей с СДВГ и связанных с ним заболеваний, арт-терапевт и педагог, он писал (Henley, 2002), что использование метафорического значения глины может напрямую способствовать мощному прогрессу в терапии клиента. Метафоры - более эффективное средство для улавливания смысла, чем беседа. Применение метафор даёт возможность коснуться сложностей социальной и эмоциональной жизни клиента без прямого болезненного вмешательства и критики, создавая символические эквиваленты мыслям, переживаниям и поступкам. Работа с метафорами - приятный и весёлый способ затрагивать серьезные темы. Хенли приводит в пример случай, когда один клиент сделал глиняную скульптуру своей матери в виде змеи. И это не имело негативной окраски, ведь змеи могут символизировать защиту и трансформацию. Глина позволяет клиенту открыть доступ к своему бессознательному. А это значит - взглянуть непосредственно на причины своих трудностей.

Главная особенность глины - это сочетание податливости и жёсткости. Чтобы создать что-то из глины, необходимо приложить усилия, сосредоточиться на действии, направить усилия на достижение определенного результата, поэтому глинотерапия эффективна при взаимодействии с людьми, которые не могут найти в себе силы решить проблемы. Например, имеющим гиперактивность, травматический опыт, перенесшими потерю, горе.

Помимо этого, глина помогает выразить опыт, который не получается выразить словами. Человеческий опыт столь обширен, сложен и запутан, что речь не всегда может обозначить все его аспекты. Глина помогает «захватить» чувство, переживание и придать им форму. Часто человек не понимает, что он лепит, и только завершив работу, узнает в ней отражение какого-то своего состояния. Здесь не нужны слова, чтобы сформулировать, выразить то, что внутри. И именно эта особенность делает глину незаменимой в работе с детьми, ведь выражать вербально свои чувства детям достаточно сложно. Одним детям глина помогает успокоиться и снять напряжение, другим  - выразить агрессию.

Метод «Глиняное поле» признан в Европе, многие психологи применяют его в своей практической работе. В нашей стране специалисты, признавая терапевтические свойства глины, пока ещё используют глину редко. Педагогов и психотерапевтов ограничивает отсутствие информации о техниках глинотерапии для работы с детьми, подростками и взрослыми людьми.

Техника подходит для работы с детьми и взрослыми, в том числе с людьми с ограниченными возможностями.  

При работе с детьми, способствует усилению чувства собственного достоинства, их социализации, в частности, в случае отклонений в поведении, травматических переживаний, семейных конфликтов, проблем в детском саду или школе, смены местожительства и др.

При работе с подростками, способствует преодолению трудностей в учебе и развитию адаптивности (во время полового созревания, проявления агрессивности, при конфликтах с учителями, родителями, друзьями).



II. Из опыта работы педагога по методу глинотерапия в условиях деятельности студии «Фиаль».

Изучив возможности глинотерапии, опыт работы других педагогов по данной методике, я начала внедрять его в свою профессиональную деятельность.

Глинотерапия, уникальная техника арт-терапии, основанная на применении глины, природного материла, помогающего понять и проработать актуальную на данный момент проблему ребенка.

Глина способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, позволяет развивать навыки самоконтроля, способствует общему интеллектуальному развитию.

Целительный эффект наблюдается и в физическом состоянии: развивается моторика, улучшается степень плавности и координации движений. В процессе данной деятельности дети ведут беседы, взаимодействуют друг с другом. Все это стало ключевым моментом в создании программы «Глинотерапия для детей».

Новизна программы заключается во введении в работу педагога глины как природного материала, благотворно воздействующего на душевное и эмоциональное состояние ребенка. Особенно это подходит в работе с детьми, имеющими ментальные нарушения. Глина считается идеальным посредником для передачи эмоций и переживаний ребенка, который не может выразить свои чувства словами.

Цель программы:

Коррекция и профилактика психоэмоциональных отклонений в развитии личности ребенка по средствам глинотерапии для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи:

1. Создать условия для снижения тревожности, эмоционального напряжения, агрессивности, снятия мышечных зажимов, становлению произвольной регуляции поведения.

2. Формировать коммуникативные навыки.

3. Развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения.

Целевая группа:

10 детей младшего школьного возраста, имеющие ментальные нарушения. Возраст участников 7-10 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на период реабилитации ребенка - 10 занятий по 45 минут

 Основные этапы работы:

1. Знакомство с глиной.

Смешивание сухой глины и воды в разных пропорциях.

2. Формирование образов и форм.

Я показываю детям различные приемы работы с глиной. Мы ее мнём, перемешиваем, рисуем пальцами узоры на поверхности.

3. (происходит) трансформация форм и позиций. Работа с «Глиняным полем».

В результате работы с образом, созданным ребенком могут происходить изменения. Одни фигуры способны поменяться местами, другие изменят даже свою форму. Чаще всего меняют фигуры, вызывающие негативные переживания.

4. Пауза пребывания внутри «слепленного мира».

Это время окончательно принятия того образа, который был сформирован здесь и сейчас. Ребенку дается время «пожить» с этим образом или фигурой.

Все выше перечисленные этапы реализуются постепенно. При этом допускается их несовпадение. Это связано с тем, что у детей различные эмоциональные состояния. Для одних есть возможность объединить некоторые этапы работы в одно занятие, а другим детям необходимо «растянуть» их на несколько встреч.


Построение учебного процесса основывается на принципах:

- сотрудничества или свобода участия, (если ребенок не хочет участвовать, не стоит настаивать, ему можно предложить просто присутствовать и присоединиться, когда он этого захочет);

- доверия и поддержки (он позволяет ребенку повысить свою самооценку, активность, даёт возможность действовать ему в соответствии с собственными интересами и возможностями);

- безоценочного принятия всего того, что получилось в процессе.



Тематический план занятий



Этапы работы

Описание

Упражнения

1


Знакомство с глиной. Смешивание сухой глины и воды

Работа предполагается с изначально сухой глиной. Первым этапом в этом случае будет соединение материала с водой и вымешивание. Само по себе знакомство с сухой глиной – отдельный процесс. Есть возможность погрузить в нее пальцы, всю кисть руки целиком, пропускать глиняный песок сквозь пальцы. Прикосновения к коже струящихся песчинок завораживают, и на первом этапе такого знакомства с материалом может иметь место даже отказ от смешивания сухого материала с водой, своеобразное предпочтение чистоты, сухости и стерильности. Смешивание глины с водой требует некоторого чутья пропорций. Глина может быть довольно сухой и непластичной, или же наоборот – вязкой и слишком жидкой. Стихия воды традиционно ассоциируется с душевными движениями и эмоциями.  Если вернуться к метафоре земли и воды как телесного и эмоционального, то данный этап может быть знаком соответствия этих двух начал для человека. И само переживание этого процесса – открытием для него этого соответствия (или несоответствия представлений о себе и ощущаемой реальности).

Знакомство с глиной»
Цель занятия: способствовать снятию мышечных зажимов, эмоциональной разрядке.

Задачи: познакомить детей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств. Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Создание дружеской обстановки, снятие тревожности, напряжения, стабилизация психоэмоционального состояния.

Материал: стаканчики с водой, глина, доска для лепки (клеенка), салфетки – для каждого ребенка; аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.

2

Катание шара 

После смешивания глины и воды в подходящей для клиента пропорции, происходит т.н. «мятье», сминание, перемешивание, формирование первоначальной, достаточно однородной массы. Происходит контакт живой земли с чувствительными ладонями, биологически активными точками на них, что делает лепку (и особенно сминание глины) эффективным самомассажем. Он способствует восстановлению внутреннего равновесия и обретению определенного уникального для человека темпа и спокойствия. Первичная форма массы обычно округла, шарообразна, что ведет нас к идее шара, первичного Яйца Творения мира.

«Лепим шар».
Педагог включает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.

 

3

Формирование образов и форм 

Существует множество приемов работы с глиной.Это сжатие и растяжение; вытягивание и разрыв, протыкание и раскатывание, прилепливание (влепка); скручивание и рассечение (ребром ладони); вминание костяшками пальцев; мелкая проработка пальцами рук или ногтями и др. Каждый раз они находятся индивидуально. При первой работе с глиной репертуар приемов может быть невелик, однако затем он естественным образом может увеличиться. Разумеется, это имеет значение не только для инструментальной эффективности работы и точности полученной формы, но и для метафоры типа взаимодействия индивида и материи (самой реальности).
Лепка может быть осознанной («я хочу создать то-то») или неосознанной («я леплю, не раздумывая»), с открытыми глазами, проверяя соответствие получающееся формы нужному образу или с закрытыми – доверяясь только осязанию. Таким образом, происходит экстернализация внутренних, осознанных или неосознанных, образов, воплощение их в формы. Отдельное значение может иметь и расположение полученных форм в пространстве.

«Мое настроение»

4

Диалог со свидетелем 

Терапевтическая работа с глиной, как правило, приветствует психотерапевта, преподавателя или другого участника группы, клиентской, учебной. Другой может посмотреть на работу и предложить свои ассоциации, описать наблюдения, чувства, предположения. Психотерапевт или преподаватель может помочь «сфокусировать» тему, с которой работает человек, кроме того, дать возможность отреагировать те или иные эмоции и переживания (вербально или, опять же, с помощью лепки). 

«Мой человечек»

5

Трансформация форм и позиций 

В результате озвучивания эмоций, чувств, ассоциаций, идей, метафор, связанных с творением, а также осмысления переживаемого процесса творения, может произойти его переосмысление. В этом случае возможна трансформация форм и позиций. Одни фигуры способны поменяться местами, другие изменят даже свою форму. Это может происходить как по собственной инициативе творца, так и с предложения (и даже провокации) свидетеля. Чаще всего подвергаются трансформации фигуры, вызывающие негативные переживания: таким образом, их изменение оказывается актом взаимодействия с переживанием, его контейнированием и превращением в форму «зоны ближайшего развития». 

«Мой страх»
«Моя грусть»
«Мой гнев»
«Моя радость»

6

Пауза пребывания внутри «слепленного мира» 

Еще один способ взаимодействия с созданными формами - пауза принятия своего творения. Это время окончательного принятия того образного ряда, который был сформирован здесь и сейчас из чистой пластичной материи. Этот тот собственный Космос, который был создан человеком из Хаоса в процессе творения. Поэтому каждый раз творение отражает важный аспект природы человека, его переживаний. Это слепок его души.
Потому так важно побыть с этим столько, сколько нужно, чтобы затем вернуть стихии ее первоначальную форму.

«Мой образ»

7

Возвращение к целостности Шара 

В отличие от ряда других как терапевтических, так и ремесленных методов, в конце сеанса мы предлагаем возвращение к первоначальной форме Шара. Это становится завершением ритуала, акта творения. Все образы и формы вновь превращаются в саму материю, становятся тем, чем они и являются на самом деле. И все эти созданные образы и формы есть ни что иное, как глина, плоть земли; нечто отдельное и не принадлежащее человеку. Это дает определенную свободу и ощущение правды, реальности этого мира. Глина возвращает себе начальную форму шара. И это уже не изначальное яйцо творения, но оплодотворенная смыслом первичная форма. Начало истинного рождения чего-то нового.

«Лепим шар».
Педагог включает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.

8

 

 

Изготовление фигур и масок в 3 состояниях:
Хочу, могу, надо. 

9-10

 

 

Создание талисмана удачи (Дракон) 

Результаты работы по программе

1. Снизился уровень тревожности, уменьшилась раздражительность и различные проявления агрессии.

2. Повысилась самооценка, и раскрылись творческие потенциалы детей.

3. Дети стали устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

Динамические показатели

Изучение изменений эмоционального состояния детей в программе предусмотрено в начале и конце работы. В индивидуальной диагностической карте фиксируются результаты, даются рекомендации родителям.

Вашему вниманию я предлагаю сводные графики наиболее значимых критериев. Это изменения в показателях уровня тревожности и развития коммуникативных навыков.

Исследование уровня тревожности

t1614879051ad.png

Исходя из результатов, представленных в таблице, мы видим, что после проведения занятий у детей наблюдается снижение уровня общей тревожности с 80% до 50%.





Уровень развития коммуникативных навыков

t1614879051ae.png



Результаты обследования коммуникативных навыков показывают выраженные изменения в их развитии у 20% детей. Они стали больше общаться друг с другом, у ребят стала проявляться потребность в общении со сверстниками.

Подводя итог своей работе, я могу сказать, что применение «глинотерапии» в работе с детьми, имеющими ментальные нарушения, способствует снижению тревожности, агрессивности, снятию мышечных зажимов, становлению произвольной регуляции поведения, а так же их успешной социализации.



Список литературы

1. Грам В., Зея Н. Теория жизни, слепленная глиной//Газета.Ру. – 9 октября 2008 года.

2. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос. - 1998.

3. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.

4. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002.

5. Копытин A.M. Практическая арт-психология. – Издательство «Когито-Центр», 2008.

6. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. –СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001.

7. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.

8. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. – СПб., 2006.

9. Школьная психологическая служба [Электронный ресурс]:Авторская программа занятий по глинотерапии «Волшебная глина» Евтеева Татьяна Николаевна, педагог-психолог-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/561212/

Интернет-ресурсы:

 http://ya-odarennost.ru/tekuschie-konkursy/354-mezhdunarodnyj-konkurs-detskogo-tvorchestva-pod.html

https://www.maam.ru/detskijsad/korekcija-narushenii-yemocionalno-volevoi-sfery-u-doshkolnikov-metodom-glinoterapi.html

https://педпроект.рф/мещерякова-методическая-разработка/







Приложение №1 Конспект занятия с использованием элементов тонфельд-терапии.

Цель: снятие нервного напряжения, вызванного страхами и негативными эмоциями.

Задачи:

1. Активизировать тактильные ощущения.

2. Развивать навыки саморегуляции.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Развивать навыки общения и взаимодействия детей с педагогом, в

процессе творческой деятельности.

 

-Ребята, я   сегодня получила подарок.

Как вы думаете, что в этой коробке?

Хотите посмотреть?

Что же это?

Это глина.

Этот кусочек глины зовут Ляп.

Давайте с ним поздороваемся, (трогают глину).

Слепят из него что-нибудь, а ему не нравится.

Шлепнется он на пол и снова станет куском глины.

А давайте и мы из него что-нибудь слепим?

Только сначала приготовим пальчики. 

Возьмем наши волшебные шарики.

 


- Я мячом круги катаю,

Назад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его  немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И с другой руки начну.

 

-А теперь вылепим глиняного ляпа.

Потрогайте глину. Какая она? (липкая, влажная, мокрая, холодная, скользкая)

Намочите руки в водичке, отщипните кусочек. А  сейчас скатаем шарик.

Какой формы шарик? (круглый).


-А давайте вылепим ещё шарики. Много шариков. Круглых шариков.

 

В ходе лепки спрашивать у детей:

-У меня сколько шариков? (один), сколько шариков мы вместе слепили?

(много)

 

- А сейчас наши пальчики будут шагать по шарикам.

Раз шажок, два шажок,

Раз шажок, два шажок.

Наши пальчики шагают,

на шарики наступают.

Здорово получилось!


-Смочим руки и вылепим колбаску.

Что сейчас лепим? (Колбаску)

Какая колбаска?  (Длинная, толстая, тонкая)

А теперь её согнем, получится червячок. Соединим концы -  получится колечко. Круглое, гладкое, красивое.

Здорово!

А сейчас возьмем побольше глины, и будем печь пирожки.


- Шлеп да шлеп,

Шлеп да шлеп,

Я пеку большой пирог.


- Какой пирог мы печем? Большой. Красивый. Гладкий. Вот какие пирожки получились!

А сейчас смочите ручки и лепите глиняного Ляпа.

 

Похвалить детей. Какие красивые у них получились глиняные Ляпы.

Давайте поставим глиняные Ляпы на красивый поднос.  Когда они

высохнут,  вы сможете с ними поиграть.

 

Предложить детям собрать оставшуюся глину в целлофановый пакетик, чтобы она не высохла.

Идем мыть руки.



Приложение№2

Игры и упражнения на плоскости «Глиняное поле».

1.«Почувствовать глину».

Положить ладони на глиняное поле. Вопросы: какая глина? Влажная или сухая? Мягкая или твердая? На что она похожа? Чем глина пахнет? Нравится ли вам глина? Почему?

2.«Скользить по поверхности».

Как змейка, речка, лыжи, санки, машина и др.

3.«Пройтись ладошками».

Как зайки, медведи, медвежата, паучки, человек и др.

4.«Дождь».

Отстукивать по поверхности (тихий дождик, средний и сильный, ливень).

5.«Оставить отпечаток».

Пальца, ладони, разных предметов (пуговицы, трубочки, крышечки, боковой стороной крышки, проехать, как колесом, колпачки от фломастеров, зубочистки и др.).

6.«Нарисовать узор».

С помощью отпечатков различных предметов составить орнамент на поверхности

7.«Выложить узор».

Разложить на глине в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы, стекляшки и др.

8.«Кто- то спрятался».

Зарыть в глину камешек, горошинку и др.

9.«Горы, равнины и ямки».

Моделировать на поле горку, растирая глину, ямки, канавы, пещеры и др.

10.«Маленькие жители».

Имитировать деятельность на глиняном поле с помощью миниатюрных игрушек (машинка едет, мышка спряталась в норке, кораблик плывет по речке и др.).

11.«Чей это след?».

Игра в паре. Один ребенок закрывает глаза, а другой пытается отгадать, чей это отпечаток.

12.«Пальчиковые походы».

Игра в паре. Один ребенок закрывает глаза, а другой между тем кладет на глиняное поле горошинку. Ребенок с закрытыми глазами «шагает» двумя пальцами по поверхности в поиске горошинки.

13.«Рисовать жидкой глиной».

Увлажнить руками поверхность глиняного поля, чтобы она стала липкой, и делать отпечатки пальцев и ладоней на бумаге (заготовки: сидят воробушки на веточке, перья совы, чешуя рыбы, мышки и сыр, гусеница и др.)

Игры и упражнения с кусочком глины.

1.Слепить глиняные шарики, разложить на столе и «наступать» пальцами: экспериментировать: вытягивать, разрывать, протыкать пальцем и др., сжать в правой руке, в левой руке, сформировать валики, затем их нужно свернуть в кольцо, улитку, клубочек (все делать одной рукой).

2.Шлепать кусочком глины по бумаге, чтобы оставались отпечатки. Закрыть глаза и отщипывать от общего кусочка глины  множество маленьких, потом все соединить также с закрытыми глазами.

3.Ребенок  может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, ребенок, сам того не ведая, меняет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство.



Приложение №3

Определение степени тревожности детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания, быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому ребенку присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

- противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит "двойку" в журнал в присутствии других сверстников;

- неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить "пятерки" и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;

- негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: "Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался".

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав "неблаговидный" поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе "перспективного" учителя и "достойной" школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события, им свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных детей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких детей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным детям характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, педагог, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

- мышечное напряжение;

- постоянное беспокойство;

- нарушения сна;

- невозможность и сложность концентрации на чем-либо;

- раздражительность.

Ребенка относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

- напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;

- робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать педагогу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями "проблемных" детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять ребенка, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, педагогам заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением ребенка опровергнут или подтвердят предположение.



Приложение №4

Тест на определение тревожности у детей.

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Ребенок не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл - суммируется количество "плюсов".

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до


Экспресс-методика выявления тревожности учащихся 1-5 классов.

Цель: определить уровень тревожности учащихся младшего школьного

возраста.

Детям предлагается оценить свое самочувствие в последнее время.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы

«В последнее время…»

1 Я быстро устаю (да, нет)

2 Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет)

3 Я чувствую себя свободнее (да, нет)

4 У меня появилось головокружение/ слабость/ подташнивание (да, нет)

5 Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет)

6 Мне не хватает уверенности в себе (да, нет)

7 Я чувствую себя в безопасности (да, нет)

8 Я избегаю трудностей (да, нет)

9 Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет)

10.У меня стало больше конфликтов (да, нет)

11.Домашние задания стали интереснее (да, нет)

12.Я хуже понимаю объяснения учителя (да, нет)

13.Я долго переживаю неприятности (да, нет)

14.Я не высыпаюсь (да, нет)

15.Хочу, чтобы меня учила моя учительница (да, нет)

Подсчет баллов:

Начисляется по 1 баллу:

за каждый ответ «да» на вопросы – 1,4,5,6,8,9,10,12,13,14,15

«нет» на вопросы – 2,3,7,11

Оценка уровня тревожности:

1-4 балла – низкий уровень

5-7 баллов – средний уровень

8-10 баллов – повышенный уровень

11-15 баллов – высокий уровень.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.