Методические рекомендации для посещения занятия

1
0
Материал опубликован 12 July 2018

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАДОНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ, ПОСЕЩАЮЩИМ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

г. Задонск

2018 г.

Предлагаемые методические рекомендации окажут помощь преподавателям, посещающим учебные занятия в проведении его анализа и оформлении отчёта.


 

Акатова Галина Сергеевна – председатель цикловой методической комиссии специальных дисциплин, разработчик методических рекомендаций преподавателям, посещающим учебные занятия.


 


 


 

Одобрено

Председатель цикловой комиссией

специальных дисциплин

 

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

Г.С.Акатова

 

Е.А.Позднякова.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Этапы работы преподавателя, посещающего занятие

4

Требования к занятию

9

2.1. Педагогические требования к учебному занятию

9

2.2. Психологические требования к учебному занятию

9

2.3. Организационные требования к занятию

10

2.4. Гигиенические требования к учебному занятию

10

2.5. Требования, предъявляемые к содержанию и изложению учебного материала

10

Средства, типы, виды учебных занятий

11

Принципы анализа занятия

13

Требования к оформлению анализа занятия (фрагмента занятия)

14

Примерный перечень методических целей посещения занятий

15

Посещение занятий начинающего преподавателя

16

Критерии оценки занятия

16

Литература

17

Приложение (Лист анализа учебного занятия)

18

Введение

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний преподавателя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Взаимопосещение занятия является средством формирования и развития профессиональной компетентности преподавателя.

Посещение учебного занятия и его анализ позволяют увидеть организационную,

теоретическую, психологическую, методическую подготовку и уровень мастерства преподавателя, оценить качество знаний и умений студентов в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов специальностей (ФГОС).

Этапы работы преподавателя, посещающего занятие

Организация посещения занятия включает следующие этапы работы и процедуры:

1. До посещения занятия (урока):

определить цель посещения;

подготовиться к посещению занятия.

2. При посещении занятия (урока):

зафиксировать фактическое состояние дел.

3. После посещения занятия (урока):

провести анализ выявленного состояния;

сделать вывод из анализа;

сформулировать рекомендации и предложения.

1 этап работы преподавателя, посещающего учебное занятие.

Важной процедурой посещения занятия является определение целей посещения.

К ним относят:

изучение опыта работы преподавателя;

обмен опытом работы;

ознакомление с внедрением новых технологий обучения в учебно-воспитательный процесс;

изучение отдельных методов и приемов работы по развитию учебно-познавательной деятельности студентов, способов учебной деятельности студентов;

изучение эффективности и результативности обучения по дисциплине, циклу дисциплин, профессиональному модулю;

реализация задач, намеченных на текущий учебный год;

изучение проблемы, над которой работает преподаватель;

ознакомление с методической (организационно-педагогической, теоретической, психологической) подготовкой преподавателя;

оказание помощи в работе молодым преподавателям.

Для реализации целей контроля необходимо подготовиться к посещению занятия, предварительно ознакомиться с рекомендациями по анализу занятий, материалами преподавателя, которые отражают его работу, в том числе анализами ранее посещенных занятий. Подготовить материалы для ведения наблюдения за ходом занятия.

Объектами наблюдения при изучении состояния учебно-воспитательного процесса являются:

1. Подготовка преподавателя к занятию (уроку).

2. Материалы преподавателя, документация.

3. Деятельность преподавателя и уровень его подготовки.

4. Деятельность студентов и уровень их подготовки к занятию.

5. Качество знаний, умений и навыков студентов, формируемые компетенции.

2 этап работы преподавателя, посещающего учебное занятие.

Преподаватель, посещающий занятие, ведет наблюдение для последующего анализа собранного фактического материала.

Для записи наблюдаемого на занятии можно использовать специальные бланки и формы. В зависимости от цели посещения фиксируются:

время на отдельные этапы занятия, ответы, объяснение нового материала;

учебные ситуации, формы общения;

методы и приемы, используемые преподавателем;

научность, доступность, логичность, достоверность учебного материала, излагаемого преподавателем;

возникающие трудности, эмоциональный и психологический климат урока;

использование ТСО и компьютерной техники;

реализация управленческих функций преподавателя (мотивация, организация, ориентировка, контроль, корректировка), характеристика отдельных ситуаций.

Весь полученный материал служит основой для анализа посещенного занятия.

3 этап работы преподавателя, посещающего учебное занятие.

Анализ занятия (урока) может быть полным, кратким, структурным, аспектным, комплексным, поэтапным. Все типы анализа реализуются в ходе индивидуального собеседования с преподавателем.

Сначала следует дать возможность преподавателю провести самоанализ. Выбор цели посещения занятия (урока) определяет вид последующего его анализа.

Полный анализ – это система аспектных анализов урока. Проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса на занятии. Он должен отражать учебно-воспитательный процесс как единое целое.

Примерные вопросы для полного анализа:

Планирует ли преподаватель комплексное решение задач обучения, воспитания, развития?

Соответствует ли структура урока теме и задачам?

Соответствует ли содержание материала задачам урока?

Какие методы, приемы обучения применяет преподаватель для развития активной

самостоятельной, творческой, мыслительной деятельности обучаемых?

Какие методы стимулирования познавательной деятельности используются?

Применяется ли многообразие средств обучения, в том числе ТСО и компьютерная техника, как при этом используется кабинетная система?

Какие подходы и методы использует преподаватель для усиления практической направленности обучения (связь с производством, самостоятельная работа студентов с книгой, справочниками, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием, умение организовать рабочее место и др.)?

Как осуществляется работа над основными понятиями, законами, как раскрываются причинно-следственные и междисциплинарные связи, систематизируется и обобщается учебный материал?

Используются ли методы и приемы, способствующие воспитанию умений вести дискуссию, принимать решения в различных ситуациях?

Как проводится повторение и закрепление знаний?

Как преподаватель способствует формированию профессиональных и общих компетенций, вырабатывает умения и навыки студентов?

На каких этапах урока осуществляется контроль за качеством знаний и умений студентов?

Имеет ли место дифференциация и индивидуализация процесса обучения?

Как прослеживается сотрудничество между студентами и преподавателем?

Соблюдаются ли в учебном процессе санитарно-гигиенические требования?

Как решаются цели и задачи занятия на всех его этапах, каков конечный результат, решены ли цели, выдвинутые перед занятием?

Что из данного занятия можно взять для себя и рекомендовать другим?

Аспектный анализ занятия (урока) – применяется руководителем для глубокого освещения одной стороны учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на занятии. Этот анализ предполагает разбор и оценку аспектов занятия (урока):

дидактического;

психологического;

воспитательного;

методического;

организационного.

Анализу могут быть подвергнуты и более частные стороны занятия, например, отдельные способы активизации познавательной деятельности студентов, приемы воспитательного воздействия, содержание учебного материала, структурная организация занятия и др. Такой анализ можно назвать поэлементным.

Дидактический анализ – предусматривает разбор занятия по основным дидактическим категориям, таким как:

цели;

принципы;

структура;

тип урока;

содержание;

методы и формы организации процесса обучения;

дифференцированный и индивидуальный подход к обучаемым.

Психологический анализ занятия – предусматривает его разбор по следующим составляющим:

эмоциональный фон;

установки на учебно-познавательную деятельность;

моделирование общения;

организация и управление общением;

выявление системы общения преподавателя;

управление восприятием, представлениями, памятью, мышлением, воображением, речью, вниманием, волевыми процессами, темпераментом студентов;

общий психологический климат занятия.

Краткий анализ занятия – предусматривает оценку его качеств. Оцениваются:

поставленные цели, их реализация в ходе урока;

соответствие содержания материала, методов и средств поставленным целям;

достигнутые результаты.

Поэтапный анализ урока – предусматривает анализ основных этапов занятия (урока) в зависимости от их последовательности:

постановка цели урока;

изучение нового материала;

закрепление;

повторение;

задание на дом.

Психологический анализ занятия – предусматривает его разбор по следующим составляющим:

эмоциональный фон;

установки на учебно-познавательную деятельность;

моделирование общения;

организация и управление общением;

выявление системы общения преподавателя;

управление восприятием, представлениями, памятью, мышлением, воображением, речью, вниманием, волевыми процессами, темпераментом студентов;

общий психологический климат занятия.

Краткий анализ занятия – предусматривает оценку его качеств. Оцениваются:

поставленные цели, их реализация в ходе урока;

соответствие содержания материала, методов и средств поставленным целям;

достигнутые результаты.

Поэтапный анализ урока – предусматривает анализ основных этапов урока в зависимости от их последовательности:

постановка цели урока;

изучение нового материала;

закрепление;

повторение;

задание на дом.

Этапы анализа учебного занятия.

1. Подготовительный этап:

четкость формулировки темы, целей и задач занятия (урока);

целесообразность, научность, достоверность отобранного для занятия содержания;

соответствие содержания, структуры, методов, форм и средств занятия целевым установкам;

дидактическая оснащенность занятия (наглядные пособия, дидактические материалы, ТСО).

2 .Организационное начало занятия:

оборудование помещения;

готовность к занятию преподавателя и студентов;

мотивация студентов, ориентирование в предстоящей работе, организация внимания.

3.Проверка знаний и умений:

цель проверки знаний, место контроля на различных этапах занятия;

методика проверки, ее целесообразность и эффективность;

реализация основных функций проверки знаний и умений (обучающая, контролирующая, развивающая);

характеристика уровня знаний и умений студентов, выявленных в ходе проверки;

объективность оценки, наличие ее достаточной аргументации и оценочного суждения.

4.Изучение нового материала:

соответствие содержания изучаемого материала требованиям программы. Доступность нового материала. Система познавательных задач на уроке;

методы, использованные для изучения нового материала, обоснованность и эффективность их применения для реализации основных функций обучения;

роль и место самостоятельной работы студентов. Стимулирование и мотивы для познавательной деятельности;

использование на уроках разнообразных источников получения знаний;

характер умственной деятельности студентов при овладении новым материалом (первичное восприятие, запоминание, осмысление, анализ применения знаний и умений в идентичных или новых ситуациях);

целенаправленность и эффективность использования ТСО, дидактического материала;

осуществление обратной связи в процессе изучения нового материала, уровень овладения студентами вновь полученными знаниями.

5. Закрепление нового материала и задание на дом:

место и методика закрепления материала в структуре занятия, их целесообразность;

объем и посильность домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

характер домашней работы, ее соотношение с методикой изучения нового материала;

наличие и характер инструктажа, дифференцированность, индивидуальность заданий на дом.

Структурный анализ – позволяет подвергнуть анализу взаимосвязи всех элементов урока, их обусловленность и зависимость от поставленных целей. Структурный анализ направлен на выявление доминирующего элемента занятия, выявление структур отдельных элементов в зависимости от его задач, определение целесообразности составляющих элементов занятия, их последовательности. Этот вид анализа предусматривает изучение деятельности преподавателя и студента, ее результативности на всех этапах занятия, выявление зависимости этой деятельности от целей занятия и направленности на конечный результат. Суть анализа в том, чтобы сопоставить цели занятия с конечными результатами и установить, решены ли поставленные задачи на уроке.

Комплексный анализ – это анализ 3–5 занятий по одной теме или системы посещаемых занятий. Дается анализ развития содержания, методов, организационных форм процесса обучения на занятии. Это всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов обучения. Выявляется, как осуществляется преподавателем процесс индивидуализации и дифференциации обучения, как идет реализация развивающей функции обучения. Прежде, чем дать комплексный анализ системы посещенных занятий, можно провести проверку знаний студентов в форме опроса или выполнения ими контрольной работы. Цель комплексного анализа – изучение системы работы преподавателя, обобщение передового педагогического опыта.

Возможны и такие формы анализа занятия, как:

диалог с преподавателем;

«Круглый стол»;

дискуссия и др.

Выводы и предложения основываются на проведенном анализе и самоанализе. В выводах раскрываются положительные стороны деятельности преподавателя, достигнутые успехи в педагогическом мастерстве, отмечается, как осуществляется подготовка к занятию, в какой степени достигаются ожидаемые результаты, как излагается новый материал, как организуется работа по повышению качества знаний и умений студентов т. п., а также формулируются конкретные причины выявленных недостатков. Выделение недостатков и определение их причин позволяют определить предложения и наметить конкретные меры по их устранению и сроки последующей проверки.

Таким образом, проводимые посещения занятий, последующий анализ, формулирование выводов и предложений являются формой повышения квалификации преподавателя, роста его педагогического мастерства.

Требования к занятию

2.1. Педагогические требования к занятию

Основные педагогические требования к занятию:

научность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, единство обучения и воспитания, связь теории с практикой, наглядность, прочность усвоения знаний, дифференцированный и индивидуальный подход к студентам;

реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения;

педагогическое мастерство преподавателя, речь, владение дидактической техникой, наглядными средствами и, дидактическими материалами; творческое применение различных методов и приемов обучения;

использование наглядных пособий и технических средств обучения в условиях кабинетной системы, взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятии;

обеспечение познавательной активности студентов, оптимальное сочетание изложения преподавателя с самостоятельным поиском студентов, решением проблемных задач, выполнением творческих заданий;

реализация связи обучения с жизненным опытом студентов, будущей профессией;

связь данного занятия с предыдущими на основе внутри и межпредментых связей;

ознакомление с методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сопоставление и др.);

формирование навыков рациональной организации учебного труда;

подготовка к продолжению образования;

применение разнообразной системы учета знаний, объективность и мотивированность оценки знаний обучаемых;

соблюдение требований орфографического режима, а также требований, предъявляемых к устной речи студентов.

  1. Психологические требования к учебному занятию:

Основные психологические требования к занятию:

использование методов, приемов и средств, обеспечивающих развитие познавательной деятельности студентов (внимание память, мышление, воображение), а также познавательной направленности этой деятельности;

необходимость учета психологических особенностей и психического состояния студентов на занятии, общего психологического климата в коллективе группы;

осознанное, продуманное, эмоциональное поведение преподавателя (собранность, умение распределять внимание, самоконтроль, оптимизм, мимика, жесты, доброжелательность, справедливость, уважительное отношение к студентам и др.);

управление поведением обучаемых (мотивация, ориентировка, организация, корректировка, контроль), преодоление трудностей, удовлетворенность достигнутыми результатами учебного труда, создание атмосферы творческого познания;

соблюдение психологического такта, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятии.

  1. Организационные требования к занятию.

Основные организационные требования к занятию:

подготовленность преподавателя и студентов к занятию;

четко поставленные цели и познавательные задачи перед началом занятия;

правильность выбора вида занятия;

четкая, гибкая структура занятия;

использование разных по дидактическим целям типов занятий, их оснащенность дидактическими материалами, наглядными пособиями, ТСО;

рациональное использование времени занятия.

  1. Гигиенические требования к занятию

Основные гигиенические требования к занятию:

предупреждение умственного и физического утомления студентов (нагрузка в течение занятия, смена видов деятельности, их рациональное чередование и пр.);

соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к помещению, освещению, температуре воздуха, его чистоте, к мебели и т.п.;

обеспечение четкого изображения при использовании дидактических демонстрационных материалов, ТСО (размер, величина шрифта, записи на доске и т.п.).

  1. Требования, предъявляемые к содержанию и изложению учебного материала.

Некоторые требования, предъявляемые к содержанию и изложению учебного материала.

1. Соответствие учебного материала содержанию программы:

соответствует;

частично соответствует;

материал устарел.

2. Научность изложения материала:

материал отражает современные взгляды на проблему;

материал отражает современные достижения науки;

материал раскрывает широкое и эффективное применение теории в практике;

материал хорошо аргументирован фактами, примерами, датами, именами и пр.;

материал содержит обоснования и доказательства.

3. Соответствие учебного материала педагогическим требованиям изложения:

выделены главные теоретические положения;

проводится обобщение;

используются управленческие подходы (мотивация, ориентировка, регуляция и контроль) к изложению учебного материала;

учитываются основные дидактические принципы (доступность, систематичность, последовательность);

ставятся разнообразные познавательные задачи;

обсуждаются спорные, сложные вопросы;

раскрываются новые термины, понятия;

изучаемый материал увязывается с жизненным опытом студентов;

раскрываются способы применения изученного в практической деятельности.

Средства, типы, виды учебных занятий

Дидактические и технические средства, используемые на занятиях:

таблицы, схемы, графики, диаграммы;

иллюстрации, рисунки для демонстраций;

раздаточные наглядные пособия;

дидактические материалы (для повторения, изучения нового материала, его закрепления и контроля);

инструктивные материалы для студентов;

программированные материалы;

технологические карты;

учебники, пособия, первоисточники, документы;

учебное оборудование;

технические средства обучения.

Целесообразность, характер и эффективность использования в процес­се обучения дидактических средств:

цели, для которых они используются;

на каких этапах урока используются;

владение ТСО;

эффективность воздействия на студентов и оказание им помощи.

Занятие – ограниченная во времени организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной цели обучения (полной или частичной).

Виды и типы занятий

1. Урок:

вводный;

вводно-коррективного повторения;

предъявления и усвоения нового учебного материала;

формирования и закрепления знаний, умений и навыков:

применения знаний;

обобщающий;

обобщающего повторения и систематизации знаний и умений;

контроля знаний и умений;

комбинированный (многоцелевая направленность).

Основные этапы урока:

постановка целей и задач урока;

проверка домашнего задания;

проверка ранее усвоенного материала, знаний и умений студентов;

подготовка к изучению нового материала, (мотивация и ориентация учебной деятельности);

изучение нового материала;

осмысление, обобщение и систематизация знаний;

закрепление полученных знаний;

задание на дом;

подведение итогов урока.

Методы обучения:

словесные, наглядные и практические;

проблемно-поисковые и репродуктивные;

индуктивные и дедуктивные;

самостоятельная работа студентов;

стимулирование, мотивация, ориентирование студентов;

контроль и самоконтроль.

2.Лекция:

лекция;

лекция-дискуссия;

лекция-консультация;

вводная, обзорная;

изучение нового учебного материала;

обобщающая, систематизирующая изученный учебный материал;

комбинированная.

Основные этапы лекции:

постановка цели и задачи лекции;

план изложения учебного материала;

инструктаж по изучению учебного материала;

рекомендации по работе с литературой, дополнительными источниками;

подведение итогов.

3. Практическое занятие

Основные этапы практического занятия:

постановка целей и задач;

инструктаж студентов;

выполнение задания, организация наблюдения, постановка опытов, проведение расчетов, подбор материалов, фактов и т.п.;

оценка результатов.

4. Лабораторное занятие

Основные этапы лабораторного занятия:

постановка темы, целей, задач;

выбор оборудования;

инструктаж;

организация выполнения работы;

оценка полученных результатов.

Другие виды учебных занятий:

самостоятельная, контрольная работа;

деловая игра;

консультация;

экскурсия;

конференция;

диспут;

решение производственных ситуаций;

практика;

курсовое проектирование;

курсовая работа и др.

Принципы анализа занятия

Качество и эффективность занятия зависят не столько от того, что знает преподаватель, но и от того, как он реализует свои знания. Мастерство преподавателя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки.

Как помочь преподавателю выявить резервы повышения эффективности его учебно-воспитательной деятельности и не превращать анализ проведенного занятия в пересказ его хода и содержания? Какие показатели являются наиболее важными при оценке эффективности учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов на занятии? Каковы основные принципы анализа занятия как системы деятельности преподавателя и студентов?

Изучение рекомендаций ученых и практиков в области дидактики и педагогического менеджмента показал, что при посещении занятия коллеги необходимо следовать следующим основным принципам:

невмешательства: никакой посещающий не имеет права вмешиваться в ход занятия, даже если он видит грубые ошибки со стороны преподавателя. На допущенные преподавателем ошибки следует указать после завершения занятия и обсудить причину возникновения;

корректности: при посещении занятия целью контроля не является «ловить», изобличать преподавателя, допускающего отдельные промахи. Напротив – помочь исправить обнаруженные недостатки с целью совершенствования педагогического мастерства преподавателя. Посещающий должен (просто обязан) проявить максимум доброжелательности и тактичности по отношению к преподавателю, занятие которого наблюдает и анализирует.

После посещения необходимо обсудить с преподавателем занятие, предоставив ему возможность оценить степень выполнения намеченного плана и достижения поставленных целей. Предметом анализа занятия должны быть обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты. Совместное обсуждение преподавателем и посещающим проведенного занятия ведет к профессиональному развитию преподавателя, к поискам путей повышения его успешности.

Методический разбор занятия требует подготовки, чтобы не только указать преподавателю на ошибки, но и дать ему квалифицированные практические советы того, как следовало организовать работу, чтобы занятие было эффективным.

Посещение занятий преподавателей осуществляется:

в рамках взаимопосещений – посещение и анализ занятий преподавателями с целью оказания практической помощи (начинающим преподавателям), обмена или изучения, обобщения опыта работы;

по предварительному согласованию посещающего и помещаемого преподавателей;

с целью контроля (административного и тематического) – посещение и анализ занятий председателями ЦМК, заведующим отделением, заместителем директора по УР, старшим методистом в соответствии с индивидуальными планами и графиком внутреннего контроля, а также по рекомендации методического отдела без предварительного согласования с преподавателем о посещении занятия по плану посещений;

перед посещением занятия необходимо ознакомиться с планом занятия на предмет соответствия темы занятия с рабочей программой (календарно-тематическим планом) по дисциплине или модулю, который является по существу «фотографией» посещаемого занятия; ознакомиться с учебно-методическим комплексом (УМК) занятия.

Требования к оформлению анализа занятия (фрагмента занятия)

Преподаватели, имеющие высшую и первую квалификационные категории, оформляют на бланках, (см. приложение).

Преподаватели, не имеющие квалификационную категорию, оформляют в произвольной форме с учетом настоящих рекомендаций.

Схема анализа занятия

Необходимо указать:

Ф.И.О. преподавателя

дату

наименование дисциплины

курс, группу, специальность

тип занятия

тему занятия

методическую цель посещения

Содержание и ход занятия

Планирование учебной деятельности.

Имеется ли план занятия, рабочая программа (выписка из рабочей программы) или календарно-тематический план.

Организационный момент.

Соответствие внешнего вида студентов и преподавателя требованиям внутреннего распорядка Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»; наличие у студентов тетрадей; раздаточного, наглядного материала, своевременное начало занятия, оснащение аудитории и т.п.

Презентация темы и цели занятия.

Проведение мотивации и актуализации темы занятия с реализацией профильности и привлечением студентов к постановке целей. Следует обратить внимание на то, как преподавателем освещаются следующие вопросы: Что будет изучаться на данном занятии? С какой целью? Чему должны научиться студенты в ходе занятия? Какие конкретные задачи должны быть решены на занятии? Где могут быть применены полученные на данном занятии знания, умения?

Правильное проведение презентации занятия свидетельствует о педагогическом почерке преподавателя, целенаправленности всего занятия.

Поэтапный анализ занятия.

Правильно спланированное занятие предполагает постановку целей каждого этапа занятия, стимулирующую работу преподавателя и студентов. При этом описываются методы обучения, формы и средства контроля знаний, умений, объективность оценки и т.д.

Но «фотография» занятия это не анализ, а только исходный материал для него, на основе которого необходимо дать оценку:

деятельности преподавателя

  • умение организовать работу студентов, какими приемами и методами;

    умение четко формулировать вопросы и задания, проводить их мотивировку;

    умение правильно выбрать методы и средства обучения, групповые и индивидуальные формы работы студентов;

    владение педагогической техникой: речь, жесты, мимика, умение нравиться и т.д.;

    эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, по которому проводилась оценка их знаний и умений;

деятельности студентов

степень познавательной активности, творчества и самостоятельности студентов, целесообразность использования приемов и методов, направленных на ее повышение;

степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности,

эффективность разнообразных форм деятельности;

степени эффективности взаимодействия преподавателя и студентов

степень усвоения, контроля знаний и умений;

степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия на формирование личностных качеств студентов.

Анализ посещенного занятия заканчивается, как правило, выводами и рекомендациями преподавателю согласно поставленной методической цели посещения.

  • Примерный перечень методических целей посещения занятия

Примерный перечень методических целей посещения занятия (фрагмента занятия)

На что обратить внимание

Использование раздаточного дидактического материала при контроле знаний.

Изучение методики проведения рубежного контроля.

Привитие студентам навыков общения.

Организация самостоятельной работы студентов на практическом занятии.

Объективность оценки знаний, практических умений.

Использование элементов исследовательского поиска на занятии.

Методика проведения семинара.

Целесообразность использования технических и наглядных средств обучения на занятии.

При посещении фрагмента занятия ставится более узкая конкретная методическая цель посещения.

В выводах оценивается эффективность методов обучения, форм и средств, выбранных преподавателем для проведения данного фрагмента.

Перечисленные цели не являются исчерпывающими. Главное при постановке цели посещения – выбрать такие положения, которые обязательны для деятельности любого преподавателя.

Проведение открытых занятий планируется ЦМК для преподавателей:

не имеющих квалификационную категорию – на 3-й год работы в техникуме, но по их желанию можно планировать на 2-год работы. Начинающий преподаватель проводит открытое занятие с целью демонстрации «чего достиг, что умеет»;

имеющих квалификационную категорию – с целью подтверждения/присвоения квалификационной категории;

опытных – с целью

- демонстрации новых педагогических технологий,

- обучения начинающих преподавателей в рамках «Школы начинающего преподавателя»,

- обобщения опыта работы

  • Посещение занятий начинающего преподавателя

Председателю ЦМК и наставнику при планировании посещений необходимо обратить особое внимание работе с начинающими преподавателями. Рекомендуемая методическая цель первого посещения занятия начинающего преподавателя: знакомство с методикой проведения и оказания методической помощи начинающему преподавателю.

Необходимо обязательно посетить лекционные и практические занятия полностью (если начинающий преподаватель проводит эти виды занятий).

Проверяющему необходимо проанализировать его работу (по предложенной схеме с учетом личностных качеств преподавателя, оценкой профессиональных знаний и умений), составить план совместной работы по оказанию практической и методической помощи с учетом профессиональных и индивидуальных качеств начинающего преподавателя, на весь учебный год с указанием сроков.

При последующем посещении (можно отдельных фрагментов) вы проводите беседу и отмечаете методическую цель посещения, выводы и рекомендации (как лучше усвоить, выбрать методы, средств, использовать наглядность, ТСО, рекомендуете опыт коллег начинающему преподавателю по освоению этого этапа работы). Одновременно отмечаете, что сделано по реализации предыдущих рекомендаций.

  • Критерии оценки занятия

Занятие преподавателей оцениваются по 3-х балльной шкале:

ХОРОШЕЕ ЗАНЯТИЕ

Полностью решены все поставленные образовательные, воспитательные и развивающие цели:

использованы оптимальные методы (как традиционные, так и МАО (методы активного обучения) высокой сложности: игровые методики, разбор живой ситуации, дискуссия с мозговым штурмом) и средства обучения, элементы исследовательского поиска;

выдержана логическая последовательность и завершенность каждого этапа занятия;

целесообразно использованы необходимые наглядные и технические средства обучения;

реализованы междисциплинарные и внутридисциплинарные связи и профильность обучения;

эффективная организация самостоятельной работы студентов;

подведены итоги занятия;

объективно выставлены и прокомментированы оценки.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Удовлетворяет всем основным требованиям, предъявляемым к хорошему занятию, но отличается недостаточной четкостью в работе преподавателя, незначительными упущениями организационного характера.

На таком занятии

основные образовательные, воспитательные и развивающие цели реализованы;

студенты усвоили изучаемый материал и приобрели необходимые знания и практические умения (в зависимости от типа занятия);

преподаватель владеет традиционными методами обучения и МАО невысокой сложности: тест-контроль, действие по инструкции, решение проблемных и ситуационных задач;

недостаточно эффективная организация самостоятельной работы студентов;

по ходу занятии допущены незначительные профессиональные и методические ошибки: затянут опрос, нечетко подведен итог занятия, не всегда прокомментированы оценки, несвоевременно или недостаточно конкретно дано домашнее задание.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Когда

небрежно подготовлена учебно-методическая документация для ведения занятия, или частично (и даже) полное ее отсутствие;

цели, поставленные перед занятием, не достигнуты,

преподаватель допускал профессиональные, методические и психолого-педагогические ошибки, отрицательно повлиявшие на результат занятия,

методы и средства обучения, использованные на занятии, не стимулировали работу студентов, не вызывали у них интерес к предмету;

соответствие типа занятия и всех его этапов рабочей программе (календарно-тематическим планом) по дисциплине (например, замена практической части занятия теоретической, семинара – моно изложением преподавателя т.д.)

Анализ и оценка занятия преподавателя – это анализ и оценка его знаний и навыков по предмету преподавания, методики, педагогики и психологии, анализ и оценка его умения реализовать эти знания, умения и навыки на занятии: это – аттестация преподавателя. Поэтому при оценки каждого занятия учитывается комплекс знаний, умений и навыков, эрудиция преподавателя, уровень его профессионально-педагогического мастерства, речевой и общей культуры.

  • Литература:

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст]: учебник для студ. высш. учебных учреждений: в 2 т. Т.1: Дидактика/Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст]: учебник для студ. высш. учебных учреждений: в 2 т. Т.2: Теория воспитания/Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

Романцев Г.М. Уровневое профессионально-педагогическое образование [Текст]: монография/Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. – 545 с.

Скакун, В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учебное пособие для нач. проф. образования / В.А. Скакун. – М.: Академия, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

преподавателя, мастера ПО _____________________________________________________________

Тип занятия ___________________________________________________________________________

Дисциплина ___________________________________________________________________________

Курс, группа, специальность _____________________________________________________________

Дата посещения и часы _________________________________________________________________

Место проведения _____________________________________________________________________

Цель посещения _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Число студентов по списку _____ человек, присутствует _____ человек.

Тема занятия ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель занятия __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Учебно-методическое обеспечение занятия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные этапы занятия (с указанием хронометража времени):

1. ____________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________

Содержание и ход занятия:

I. Организационный момент (своевременность начала занятия, выполнение единых требований к правилам внутреннего распорядка и внешнему виду студентов, сообщение темы и цели занятия с проведением мотивации, актуализации и реализации профильности, с привлечением студентов к постановке целей и т.д.) _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

II. Контроль исходного уровня знаний, выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Объяснение нового материала

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Организация практической части

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Оформление учебной документации (рабочих тетрадей, раздаточного и наглядного материала, методических рекомендаций) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Закрепление нового материала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Междисциплинарные связи (использование материалов модулей и дисциплин, повторение ранее изученных манипуляций) __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Подведение итогов занятия (объективность, комментирование оценок с учетом факторов успеха/неуспеха и воспитательного значения оценки, выводы по занятию)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Были опрошены _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Получили оценки:

«5» _____ чел. «3» _____ чел. оценки завышены _____ чел.

«4» _____ чел. «2» _____ чел. оценки занижены _____ чел.

IX. Задание на дом (конкретность заданий по подготовке к следующему занятию, с акцентированием внимания студентов на главные вопросы, с учетом дифференцированного подхода к студентам, окончание занятия в соответствии расписания)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характерные особенности данного занятия, педагогическое мастерство преподавателя

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы по соблюдению основных требований и результативности занятия (формируемые компетенции)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. и должность преподавателя, посетившего занятие ______________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя, посетившего занятие _________________________

«____»_______________ 20____ г.

Преподаватель, проводивший занятие

__________________ _____________________ «___»________________ 20___ г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

преподавателя _________________________________________________________________________

Тип занятия ___________________________________________________________________________

Дисциплина ___________________________________________________________________________

Курс, группа, специальность _____________________________________________________________

Дата посещения и часы _________________________________________________________________

Место проведения _____________________________________________________________________

Цель посещения _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Число студентов по списку _____ человек, присутствует _____ человек.

Тема занятия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель занятия __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Учебно-методическое обеспечение занятия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные этапы занятия (с указанием хронометража времени):

1. ____________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________

Содержание и ход занятия:

I. Организационный момент (своевременность начала занятия, выполнение единых требований к правилам внутреннего распорядка и внешнему виду студентов, сообщение темы и цели занятия с проведением мотивации, актуализации и реализации профильности, с привлечением студентов к постановке целей и т.д.) ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

II. Контроль исходного уровня знаний, выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Объяснение нового материала

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Закрепление

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Подведение итогов занятия (объективность, комментирование оценок с учетом факторов успеха/неуспеха и воспитательного значения оценки, выводы по занятию)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Были опрошены

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получили оценки:

«5» _____ чел. «3» _____ чел. оценки завышены _____ чел.

«4» _____ чел. «2» _____ чел.

оценки занижены _____ чел.

VIII. Задание на дом (конкретность заданий по подготовке к следующему занятию, с акцентированием внимания студентов на главные вопросы, с учетом дифференцированного подхода к студентам, окончание занятия в соответствии расписания)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характерные особенности данного занятия, педагогическое мастерство преподавателя

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы по соблюдению основных требований и результативности занятия

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. и должность преподавателя, посетившего занятие ______________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя, посетившего занятие _________________________

«____»_______________ 20____ г.

Преподаватель, проводивший занятие

__________________ _____________________ «___»________________ 20___ г.

(подпись) (расшифровка подписи)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.