Методические рекомендации для разработки проекта по теме: Математические иллюзии

0
0
Материал опубликован 2 November 2022 в группе

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

t1667383693aa.gif

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Батайский техникум информационных технологий

и радиоэлектроники «Донинтех» (ГБПОУ РО «БТИТиР»)








Методические рекомендации для разработки проекта

по учебной дисциплине «Математика»


по теме: Математические иллюзии











Разработал: преподаватель Вербицкая

Антонина Владимировна
















г. Батайск

2022г


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

Цели проекта

Алгоритм разработки проекта

Литература







































Пояснительная записка


Методические указания для студентов по выполнению проекта (исследовательской работы) по учебной дисциплине Математика предназначены для студентов 1 курса по специальности: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) и направлены на формирование общих компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности будущего на основе овладения содержанием дисциплины.

Настоящие методические рекомендации представляют собой совокупность методических указаний по учебной дисциплине Математика и составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и рабочей программы.

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта, который ориентирован на выработку у обучающихся общих и профессиональных компетенций – набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда, все более актуальной становится задача применения метода проектов. Проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в учебно-познавательной деятельности, способствует формировании у них математической грамотности и математической культуры, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам в подготовке проектов (исследовательских работ) по учебной дисциплине Математика и успешной их защите.

















Цели проекта


Цели проекта - это сформулированный в общем виде желаемый результат, который планирует достичь обучающийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы, где продемонстрирует свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.






































Алгоритм разработки проекта


В процессе работы над индивидуальным проектом обучающийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной и заключительный этапы.

Подготовительный этап – выбор темы. При определении тематического поля проекта необходимо опираться на профиль выбранной специальности. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося - основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Темы для исследования:

Математические иллюзии (пример для разработки рекомендаций)

Стереометрия вокруг нас

Моделирование геометрических тел

Математика вирусных заболеваний

Правильные многогранники в специальности программиста

Мир геометрии в архитектуре города Батайска

……………………………………………………………………………

Основной этап – разработка и утверждение плана проекта по выбранной темы, подбор и изучение литературы, анализ полученной информации, выбор способа представления полученных результатов, оформление и предварительная проверка работы проекта преподавателем.

Заключительный этап –защита индивидуального проекта (исследовательской работы).

В процессе выполнения проекта по учебной дисциплине «Математика» (тема: Математические иллюзии) студент должны иметь возможность доступа:

к электронным учебным материалам по математике в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

к электронным периодическим изданиям, посвященным информационным технологиям;

к программному обеспечению, необходимому для подготовки проекта;

к прочим энциклопедическим, специализированным ресурсам, необходимым для подготовки индивидуального проекта.

Предлагаемые ссылки на интернет-ресурсы:

-http://www.elibrary.ru

- https://mathematics.ru

- https://e.lanbook.com

- http://ru.wikipedia.org

- Мир математических иллюзий 

- https://www.chitai-gorod.ru

Структура проекта:

титульный лист работы – оформляется согласно основным требованиям, предъявляемым к оформлению;

содержание;

введение;

основная часть;

заключение;

список использованной литературы и интернет-ресурсов;

приложения.

Введение раскрывает значение и актуальность выбранной темы, состояние изучаемых вопросов и необходимость проведения исследования. В нём формулируются цель работы, её основные задачи, указывается объект и методы исследования, теоретическая и методологическая основа.


t1667383693ab.png


Под актуальностью темы понимается её теоретическая и практическая значимость, важность для формирования информационной грамотности лиц, практического применения знаний основ математики в профессиональной деятельности.

При формулировании цели и задач исследования необходимо исходить из того, что в них описываются как теоретические, так и практические результаты работы. Главная цель характеризует итог индивидуального проекта в целом, вклад, вносимый в разработку теоретического и практического аспектов обозначенной проблемы. Задачи конкретизируют содержание цели исследования, характеризуя промежуточные итоги работы.


t1667383693ac.png

В соответствии с поставленной целью в проекте выделяют задачи, которые перечисляются в повелительной форме: систематизировать…, изучить…, описать…, установить…, выяснить…, обосновать…, проанализировать…, разработать…, предложить… и т.д.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть чёткими и не иметь двояких толкований:

«……В работе сформулирована гипотеза исследования: Иллюзии можно объяснить с помощью законов математики.

Цель: продемонстрировать применение математических иллюзий в 3D.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить, что такое математические иллюзии.

2. Каковы причины их возникновения.

3. Области применения математических иллюзий.

4. Самостоятельно создать и показать в действии математических иллюзий в 3D……».

Описанию решений, указанных во введении целей и задач посвящается всё содержание индивидуального проекта, поэтому в каждой части проекта должна решаться та или иная задача исследования.

Объект исследования представляет собой часть основ информатики в дальнейшей профессиональной деятельности.

Во введении должны быть указаны использованные в работе над проектом методы исследования: анализ литературы и Интернет-ресурсов по исследуемой теме, анализ иллюзий, представляющий интерес с точки зрения математики.


t1667383693ad.png


Теоретической и методологической основой при работе над проектом могут послужить научные труды отечественных и зарубежных учёных в области исследуемой проблемы.

В конце введения можно раскрыть структуру работы, т.е. кратко описать перечень её структурных элементов и обосновать последовательность их расположения:

«………сформулированы цели, задачи, методы исследования, актуальность, практическая значимость, рассмотрены объекты исследования, приведен видеосюжет создания собственных математических иллюзий».

Объём введения не должен превышать 1-1,5 страниц

Основная часть должна состоять из одного или двух разделов.

Первый раздел носит теоретически характер. В ней автор определяет методологические и теоретические основы исследуемой проблемы. Для этого: изучает и делает обзор по изучаемой теме; рассматривает представленные в литературе точки зрения учёных по изучаемому вопросу, выявляет противоречия, критически оценивает представленные взгляды на освещаемый вопрос. В ходе такого размышления формируется собственная точка зрения на предмет и объект исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам.

Первый раздел исследования может содержать 2-3 теоретических вопроса, в которых:

- раскрываются сущность и значимость математических иллюзий;

- даётся описание видов иллюзии с точки зрения математики: иллюзия параллельных прямых, иллюзия неоднозначного эллипса, иллюзия невозможного треугольника, иллюзия прямоугольника.

Объём первого раздела 3-4 страницы машинописного текста.


t1667383693ae.png


Второй раздел содержит 3–5 страниц машинописного текста и носит экспериментальный характер, в котором описывается процесс создания собственной модели математической иллюзии (например создание трёхмерного куба)

При изложении материала делаются ссылки на литературные источники путём указания в квадратных скобках их номера в списке литературы и страниц, с которых заимствованы цитаты или цифровой материал, например: [5, с. 77]. При произвольном изложении принципиальных вопросов достаточно указать номер источника, например: [5].

t1667383693af.png


При работе над индивидуальным проектом допускаются промежуточные выводы, которые формируются по итогам написания разделов работыВывод по разделу не подлежит обособлению и представляет собой его заключительный абзац, в котором в тезисной форме излагаются полученные автором результаты.

При формулировке выводов по разделу проекта целесообразно использовать речевые конструкции: в работе систематизировано…; установлено…, предложено…, исследовано…, выявлено…, сформулировано…, разработано…, сформировано…

Заключение (1-1,5 страницы) содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования. В выводах кратко, но чётко отражаются ключевые положения каждого раздела индивидуального проекта, уделяется внимание решению поставленных задач и целей исследования.

t1667383693ag.png


Список литературы и интернет-ресурсов включает источники информации, которые студент прямо или косвенно использовал при подготовке и выполнении индивидуального проекта. Литературные источники указываются в алфавитном порядке.


t1667383693af.png


Приложения могут включать графики, схемы, рисунки, таблицы, и другие необходимые данные. Они располагаются в порядке их упоминания в тексте и служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или являются результатом предлагаемых автором рекомендаций. Приложений может быть не более 10 страниц.

Текст проекта необходимо излагать от первого лица множественного лица: нами, по нашему мнению, на наш взгляд и т.д. Изложение материала должно быть последовательным, логичным и творческим. Пересказывать учебники, учебные пособия, другую специальную литературу не следует. Особое внимание следует обращать на «переходы» от одного раздела к другому, а внутри них – от вопроса к вопросу.

Изложение вопросов, при необходимости, должно иллюстрироваться таблицами, графиками, диаграммами, схемами. Наличие иллюстраций свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемой проблемы и помогает лучше воспринять материал. Содержание иллюстрированного материала должно быть понятно без обращения к тексту работы.

Общий объём работы должен быть не менее 12 и не более 15 страниц. В нормируемый объём не входят титульный лист, содержание, список использованной литературы и интернет-ресурсов, приложения. Объём ниже нормы предполагает, что студент не владеет достаточным количеством информации для обоснованных выводов по исследуемой тематике, а превышение объёма говорит о неумении сортировать и обобщать информацию.





























Литература


Бурков В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М., 2007.

Гребенникова О. А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015.- № 5.

Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.

Никитаева М. В. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС основного общего образования. М.: Перспектива, 2015.

Новикова Т. А., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

Интернет ресурсы_

- http://www.fcior.edu.ru/ ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

- http://window.edu.ru/window-Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

- http://eor-np.ru/ - Электронные образовательные ресурсы






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.