12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иващенко Елена Викторовна52
Воспитатель
Украина, ДНР, Донецкая область
4

Методические рекомендации для воспитателей по повышению познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для воспитателей по повышению познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста


Важнейшее условие успешного руководства дидактическими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает желания детей, их переживания.

Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:

1. Установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;

2. Развитие в игре психических качеств (внимания, памяти, сосредоточенности, воображения и др.), необходимых для будущего деятеля и работника;

3. Повышение умственной активности дошкольников.

Отбирая игры, воспитатель должен исходить из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как дидактическая игра будет способствовать повышению познавательной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировке сенсорного опыта. Воспитатель обязан детально продумывать, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Чтобы дидактическая игра была эффективным средством повышения познавательной активности ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

Содержание игры должно служить повышению познавательной активности.

Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

Выразительность проведения дидактической игры.

Необходимость включения педагога в игру.

Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Вариативность применения комплекса дидактических, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возрастные возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание должно обращаться на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении, дети проявляли умственные и волевые усилия.

Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

Актуальность дидактического материала (наглядные пособия и др.) помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у ребенка стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования, к проводимым на занятиях дидактическим играм:

1. Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста.

2. Способность пробуждать непосредственный интерес у детей.

3. Обеспечение детям возможности проявить свои способности.

4. Вовлечение ребенка в соревнование.

5. Предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков.

6. Доступность для дошкольника в игре источников новых знаний, умений и навыков.

7. Получение заслуженных поощрений за успехи.

Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых заданий); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать ребятам название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры дошкольники усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность.

Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного материала на словесный и др.

При проведении дидактической игры воспитатель обязан продумать ее структуру, тщательно и всесторонне разработать план действий для достижения поставленной в игре задачи, в котором должны быть определены свои действия, действия группы, детей, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.

Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.

Для правильного планирования дидактических игр педагогам, прежде всего, необходимо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на повышение познавательной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.

Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней дошкольников. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

Таким образом, руководство дидактическими играми требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей роли в игре.



Список используемых источников

Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы. /Б. Г. Ананьев // Учёные записки ЛГУ №265. Психология. – Выпуск 16. – Л.: ЛГУ, 1959. – с.41-60.

Бондаренко, А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду / А. К. Бондаренко. – М., 1994, 28 с.

Венгер, Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка / Л. А. Венгер // Вопросы психологии, 1983, № 2. – с. 49-50.

Венгер, Л. А. Программа «Развитие»: Методические рекомендации для воспитателей / Л. А. Венгер – М., 1997.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский – М., 1991. – 347 с.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.07.2015 г., №326. – 30 с.

Горышева, В. Игра – это отражение жизни: Методические указания / В. Горышева – Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2010. – 47 с.

Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие. / О. В. Солодянкина – М.: Педагогическая литература, 2008. – 88 с.

Степанова, Н. А. Подготовка педагогов к развитию эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Диссерт. на соиск. Уч. степени канд. пед. наук Н. А. Степанова. – Магнитогорск, 2012. – 90 с.

Шинкарёва, Н. А., Евдокимова, О. А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.) / Н. А. Шинкарёва, О. А. Евдокимова – Пермь: Меркурий, 2014. — с. 102-104.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.