Методические рекомендации на тему «Практическая работа по астрономии»
Митыпова Баярма Дашидондоковна,
учитель физики МБОУ СОШ №7
г. Мирный РС(Я)
Практическая работа по астрономии
Обычно расположение линий и точек на небесной сфере плохо запоминаются учащимися. Для облегчения запоминания мы проводим на уроке практическую работу, в процессе которой ученики сами «собирают» модель небесной сферы. Предварительно им предлагается заготовить дома из листов чертежной бумаги 7 деталей (см. рис.): круг диаметром 10 см ( деталь а), 2 полукруга (б) и 4 четверти круга (в). Полукруг и четверть круга имеют соответственно полоску и сектора для приклеивания ( на рисунке заштрихованы). Круг в готовой модели будет небесным меридианом. Учащиеся проводят на нем отвесную линию, ось мира, полуденную линию и проекцию плоскости небесного экватора (угол между осью мира и полуденной линией соответствует широте нашего города), а также зенит, надир, полюса мира, полуденную мира, точки севера и юга. На полукруге ученики отмечают точки востока и запада, затем загибают полоску и приклеивают деталь б к детали а, получая горизонтальную плоскость. После этого приклеивают детали в к проекции плоскости небесного экватора. Готовая модель небесной сферы (г) показана на рисунке.
В совокупности с ответом мы выставляем ученику оценку. Опыт свидетельствует, что такая практическая работа позволяет учащимся лучше усвоить учебный материал. Кроме того, ученики могут его легко повторить, имея дома самодельную модель небесной сферы.
. .
. .