12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аксенова Татьяна Николаевна83
преподаватель психологии
Россия, Забайкальский край, Чита

Министерство образования, науки, молодежной политики Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Читинский педагогический колледж»

Рекомендации

к практическим занятиям

по учебной дисциплине «Коммуникативный практикум»

для студентов специальности

09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

2017 г

Печатается по решению НМС

ГПОУ «ЧПК»

Протокол №______________2017 г.

Председатель НМС _____А.В. Спиридонова

Рассмотрено на заседании кафедры ППД

Протокол № ________________2017 г.

Зав.каф. Веригина Н.А.

Составитель: Аксенова Т.Н.

Рецензенты:

Ответственный за выпуск: зам. Директора по учебно-методической работе Спиридонова А.В.

Рекомендации к практическим занятиям, Чита: ГПОУ «ЧПК», 2017.

В рекомендациях изложена структура и содержание практических занятий по дисциплине «Коммуникативный практикум» для студентов 2 курса специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование рассмотрены практические, тестовые задания, даны критерии оценки, требования к оформлению письменных работ.

Рекомендации предназначены для студентов ГПОУ «ЧПК»

 

© ГПОУ «ЧПК», 2017 г.

Оглавление

 

Стр

Введение

4

Раздел 1 Сущность коммуникации в разных социальных сферах

Тема 1. 2 Специфика вербальной и невербальной коммуникации

 

Практическое занятие № 1.

5

Раздел 2 Виды социальных взаимодействий

Тема 2.3 Эффективное общение

 

Практическое занятие № 2

9

Тема 2.4

Основные коммуникативные барьеры и пути их преодоления в межличностном общении. Стили поведения в конфликтной ситуации.

 

Практическое занятие № 3

14

Тема 2.6 Виды и формы взаимодействия студентов в условиях образовательной

организации

 

Практическое занятие № 4

17

Тема 2.7

Моделирование ситуаций, связанных с различными аспектами учебы и

Жизнедеятельности студентов-инвалидов

 

Практическое занятие № 5

19

Тема 2.9

Конструирование цели жизни. Технология превращения мечты в цель.

 

Практическое занятие № 6

24


 


 

Введение


 

Учебная дисциплина «Коммуникативный практикум» является учебной дисциплиной по выбору из обязательной предметной области ФГОС среднего общего образования, изучаемой на базовом уровне.

В учебных планах специальностей 09.02.07 Информационные системы и программирование на данную дисциплину отводится 36 часов, их них на аудиторные занятия 32ч., самостоятельную работу 4 часа.

В содержание учебной дисциплины включены практические работы, которые являются неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний, а также позволяющие расширить знания студентов в области деловой коммуникации, активизировать исследовательскую деятельность при поиске материалов для её выполнения. Из аудиторных часов на практическую работу выделено 18 ч.

Основные виды учебных действий при выполнении практических работ - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д.

Данные методические рекомендации представляют сборник 6 практических занятий в рамках изучения всего курса. Содержание занятия включает цель, алгоритм выполнения практической работы, перечень литературы, Интернет-ресурсов.

 

Цель практической работы

реализация совокупности целей и задач основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям в соответствии с требованиями ФГОС;

формирование и развитие общих компетенций, определённых во ФГОС СПО;

формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности выпускников профессионального образования.

 

Задачи практической работы

расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;

приобрести опыт и развить умения поиска и получения актуальных знаний, в т.ч.

посредством использования информационных технологий;

сформировать проектировочные, конструктивные, аналитические, прогностические умения обучающихся;

сформировать практические умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в учебной, профессиональной и социальной деятельности;

развить познавательную способность и активность обучающихся; их творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;

сформировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

сформировать исследовательские умения.


 

Содержание

Раздел 1 Сущность коммуникации в разных социальных сферах

Тема 1. 2 Специфика вербальной и невербальной коммуникации

Практическое занятие № 1.

1.Индивидуально-типологические особенности личности человека.

2.Толерантное восприятие и правильное оценивание людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния

Цель:

Овладение компетенциями: ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их

индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения,

состояния.

Оснащение:

Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2011. – 560с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2014. – 583с.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2008. Кн.1. -576с.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2008. Кн.3. - 640с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2010. - 560с.

Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. пособие для студ. учрежедний нач.

проф. образования/ Г.М. Шеламова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2012.- 192 с

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:


 

Дайте определение процесса общения.

Перечислите виды коммуникаций.

Назовите основные функции процесса общения.


 

Контроль исходного уровня знаний и умений

 

Соотнесите термин и его понятийную характеристику

Человек

- отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Индивид

- это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Индивидуальность

существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Личность

- совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.


 


 

Краткая теоретическая часть

1.Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают".

Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все".

2)В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности.


 

Индивидуально-типологические особенности личности


 

1)Темперамент — это те врожденные особенности человека, кото­рые обусловливают динамические характеристики интенсивности и ско­рости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

2)Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Свойства темперамента: Все типы темперамента проявляются и в положительных, и в отрицательных психологических чертах. Если энергия и страсть холерика направлена на достойные цели, то оцениваются как ценные качества, однако недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, при отсутствии воспитания, может выразиться в несдержанности, резкости и склонности к постоянным взрывам. У сангвиника ценными особенностями являются живость и отзывчивость, и также как у холерика при отсутствии воспитания могут привести эти качества к отсутствию сосредоточенности, склонности разбрасываться. Ценными свойствами для флегматика считаются спокойствие, выдержка и отсутствие торопливости. Но в неблагоприятных условиях развития, человек может стать равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Ценный черта меланхолика: глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость, но при недостатке воспитательных воздействий может развиться расположенность целиком погружаться в переживания, излишняя застенчивость.


 

Алгоритм выполнения практической работы:

Решение практических задач.

Аргументируйте свой ответ.

При взаимодействии с человеком какого типа темперамента можно быть максимально прямолинейным?

2. Опишите ситуации, в которых проявляются следующие свойства темперамента: активность, реактивность, экстраверсия-интроверсия, пластичность - ригидность, темп реакции, эмоциональная устойчивость, сензитивность.

3. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.
а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.

б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.

в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.

г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.

д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

е) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.

ж) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.

з) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.

и) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.

к) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.

л) Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседа­ния на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью.

4. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.

а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.

в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.

д) Мальчик записался в шахматный клуб.

е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

5. Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:
а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.
б)Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.
 
в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.

Требования к содержанию и оформлению отчета о результатах проведенной работы:

Форма контроля – самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе, собеседование с группой.

Критерии оценки решения практических задач:

«5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков

«4» - участие в занятии, но имеются логические ошибки

«3» - формальное участие в решении практических задач

«2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы

Контроль освоения темы учебного занятия.

1.Личность – это человек как:

        а) индивид;

        б) индивидуальность;

        в) субъект деятельности;

        г) а, б, в.

2. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

        а) гордостью нации;

        б) избирателем;

        в) личностью;

        г) интеллектуалом.

 3. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

        а) поведением;

        б) самовыражением;

        в) презентацией.

 4. Суть процесса социализации человека заключается в:

        а) развитии его врожденных свойств;

        б) овладении многочисленными отношениями между людьми;

        в) усвоении жаргона определенного слоя общества;

        г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности.

 5. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

        а) темперамент;

        б) характер;

        в) способности;

        г) направленность личности.

6. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,

     социальная адаптированность  свойственны людям типа:

        а) интровертированного;

        б) экстравертированного;

          в) амбивертированного.

7. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт:

        а) холерик;

        б) меланхолик;

        в) сангвиник;

        г) флегматик.


 

Раздел 2 Виды социальных взаимодействий

Тема 2.3 Эффективное общение

Практическое занятие № 2

1.Стили и средства общения.

2. Приемы общения, которые с минимальными затратами приводят к намеченной цели общения.

Цель:

Овладение компетенциями: ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации;

Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;

Приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- Толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;

- Выбирать такие стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения.

Оснащение:

Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2011. – 560с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2014. – 583с.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2008. Кн.1. -576с.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2008. Кн.3. - 640с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2010. - 560с.

Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. пособие для студ. учрежедний нач.

проф. образования/ Г.М. Шеламова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2012.- 192 с

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:


 

1.Наполните содержанием понятие «деловая этика, «профессиональная этика», этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами.

2.Укажите формы делового общения


 

Контроль исходного уровня знаний и умений

Восстановите последовательность этапов делового общения

Этап

Содержание

 

Обсуждение вопроса, проблемы.

 

Ориентация в ситуации. Контакт установлен тогда, когда оба партнера уверены в обоюдном участии в общении

 

Установление контакта. Переключение от общения с самим собой на общение с партнером. Начинается изучение и оценивание партнера

 

Принятие решения.

 

Выбирается правильный язык и фундаментальный стиль, складываются конкретные формулировки аргументов.

Краткая теоретическая часть

Определение категории «деловое общение»

Деловое общение – это процесс взаимосвязи взаимодействия где происходит обмен деятельностью информацией опытом для достижения определенного решения конкретной реализации результата проблемы определенной цели

Процесс делового общения реализуется в таких формах:

деловая беседа,

деловые совещания,

деловые переговоры,

публичные выступления,

устные и письменные распоряжения,

телефонные беседы,

деловая корреспонденция,

критика,

информирование сотрудников и др.

Умелое деловое общение возможно на базе:

1) знания основ психологии общения и теории коммуникаций:

- уметь разбираться в людях,

- строить оптимальные взаимоотношения с ними;

2) соблюдения этики делового общения

- использование в управленческой практике совокупности нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение людей в процессе их производственной деятельности.


 

Коммуникационно-психологические основы делового общения.

Единство трех сторон делового общения

1.─ Коммуникация (отношения);

2.─ Восприятие (отражение);

3.─ Взаимодействия (действия, деньги).

Коммуникация в общении это:

обмен информацией, знаниями;

совместная выработка управленческих целей;

умелое использование средств: вербальных (словесных), невербальных.

Алгоритм выполнения практической работы:

1.Используя предложенные тезисы оформить электронную презентацию и проиллюстрировать ее практическими примерами

Такие виды убеждения, как — информирование, разъяснение, доказательство, опровержение — представляют собой некий каркас убеждающего воздействия на людей, но дающий лишь общее представление о конкретной процедуре. В реальной практике мы сталкиваемся с необходимостью учитывать фоновое обстановочное состояние, в котором осуществляется убеждение.

Прием наставления. Осуществляется только при положительном отношении собеседника к руководителю. Специфика наставления состоит в том, что слово, выраженное в императивной форме, обусловливает «исполнительское» поведение человека. Словесными формами наставления могут выступать указания, распоряжения, запрещения. В отличие от команд и приказов, рассчитанных на срабатывание уже имеющегося навыка, наставление формирует целостную установку деятельности: «Делайте так...», «После выполнения процедуры переходите туда-то...» и т. д

Прием косвенного одобрения. Рассчитано на эмоциональное восприятие речи говорящего. Сущность данного приема заключается не в том, чтобы сказать в лоб «Ваши успехи в этом деле неоспоримы!». Это походит на лесть. Хотя лесть и очень нравится некоторым лицам, как правило, она губительна для человеческого характера. В связи с этим, если нужно высказать человеку похвалу, лучше это сделать косвенно: «Такое усердие обычно приносит пользу!» Произнеся подобные фразы с достаточной эмоциональной окраской, руководитель вызовет у собеседника ощущение чувства собственного достоинства. В психике будет акцентироваться установка на деятельность в подобном же роде.

Обманутое ожидание. Предпосылкой ycneшнoro применения данного приема убеждения является создание напряженной ситуации ожидания. Предшествующие события должны сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность этой направленности, то собеседник оказывается в растерянности, без возражений воспринимает предлагаемую ему идею. Такое положение дел характерно для многих ситуаций жизни.

«Взрыв». В психологии этот прием известен как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Явление «взрыва» подробно описано в художественной литературе (перевоспитание Жана Вальжана, героя романа В.Гюго «Отверженные»). Научное обоснование методики «взрыва» дал А.С.Макаренко.

Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой бы возникли чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит сшибка нервных процессов. Неожиданный раздражитель (зрелище, информация и т. д.) вызывают у него смятение. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже на мир в целом. Известны случаи, когда «достоверные» сведения о неверности одного из супругов в «благополучных» семьях приводили другого на грань катастрофы. В семьях, где неверность расценивается как шалость, такого не происходит.

В условиях трудовых коллективов прием «взрыва» может применяться по отношению к злостным нарушителям дисциплины, пьяницам, лицам с аморальным и криминальным поведением. Здесь при известных обстоятельствах могут быть уместны определенные разновидности: гневное осуждение поведения провинившегося всем коллективом, искренняя помощь со стороны администрации в ситуациях горя и стресса, «списание» прошлых прегрешений и т. д. При всем этом должны быть проявлены намерения, преследующие цель предоставления объекту воздействия реальных возможностей к исправлению. Неискренность и формализм здесь абсолютно неуместны.

Категорическое требование. Заключает в себе силу приказа. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

Совет. Прием наиболее эффективен в том случае, когда собеседник проникается доверием к руководителю. Для человека, чтобы следовать совету, особую значимость приобретает форма подачи совета. Надо знать, что совет давать следует голосом, в котором слышится теплота и участливость. Просить же совета нужно только искренне. Неискренность тут же оборачивается против просителя.

«Плацебо». Давно используется в медицине как прием внушения. Суть его заключается в том, что врач, прописывая больному какое-нибудь индифферентное средство, утверждает, что именно оно даст нужный эффект. Психологический настрой больного на благоприятное воздействие прописанного лекарства часто приводит к положительному результату. Этот прием переняли воспитатели, в частности, тренеры по различным видам спорта, которые иногда довольно эффективно побуждали спортсменов на покорение рекордов. Нужно сказать, что педагогические «плацебо» очень действенно, если пользоваться им с предосторожностями. Следует помнить, что эффект «плацебо» удерживается лишь до первой неудачи. Если люди поймут, что ритуальные действия, которые они так скрупулезно выполняли, не имеют под собой реальной почвы, то под «плацебо» их больше не подведешь.

Порицание. Обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с другим человеком: «он один из нас». В других случаях порицание воспринимается как менторское назидание, которое можно выслушать, но которому не нужно следовать. В силу того, что человек довольно активно защищает свое «Я», он честно рассматривает этот прием как покушение на свою самостоятельность.

Намек. Это прием косвенного убеждения путем шутки, иронии и аналогии. В некотором плане формой намека может быть и совет. Сущность намека состоит в том, что он адресуется не к сознанию, не к логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек таит в себе потенциальную возможность оскорбления личности собеседника, то пользоваться им лучше всего в ситуации «концертного настроения». Критерием меры здесь может выступить прогнозирование самопереживания: «Как бы я сам чувствовал себя, если бы мне подавали такие намеки!»

Комплимент. Нередко комплимент смешивают с лестью. Сказать человеку: «Как складно вы говорите!» — это польстить ему. Лесть приятна далеко не каждому, хотя часто люди не отмахиваются от лести. Однако многих все же лесть обижает. Комплимент никого не обижает, он всех возвышает.

План создания учебной мультимедийной презентации:

Провести разбивку на небольшие смысловые части – модули. Подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);

Моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами);

Составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей

Необходимо поддерживать единый стиль представления информации и стремиться к унификация структуры и формы представления учебного материала (унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков ).

Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Целесообразно применение различных маркеров для выделения элементов текста (маркированные списки).

Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими.

Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

Критерии оценки создания и оформления учебной мультимедийной презентации

соответствие содержания теме, 1 балл;

правильная структурированность информации, соответствие изображений основному содержанию. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.3 балла;

наличие логической связи изложенной информации, 4балла;

соответствие оформления требованиям, 3 балла;

аккуратность и грамотность изложения, 3 балла;

работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

Контроль освоения темы учебного занятия.

В форме собеседования:

  1. Укажите формы делового общения.

    Обоснуйте формы организации деятельности подчиненных.

Раздел 2 Виды социальных взаимодействий

Тема 2.4 Основные коммуникативные барьеры и пути их преодоления в межличностном общении. Стили поведения в конфликтной ситуации.

Практическое занятие № 3

Пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее.

Цель:

Овладение компетенциями: ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации.

Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- Выбирать такие стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения;

- Находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее.

Оснащение:

Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2011. – 560с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2014. – 583с.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2008. Кн.1. -576с.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2008. Кн.3. - 640с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2010. - 560с.

Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. пособие для студ. учрежедний нач.

проф. образования/ Г.М. Шеламова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2012.- 192 с

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:


 

1.Перечислите основные виды коммуникативных барьеров.

2. Укажите категории делового общения.


 

Контроль исходного уровня знаний и умений

1.Дайте определение конфликта.

2. Перечислите основные конфликтогены.

Краткая теоретическая часть

Виды делового общения

1) говорить, в том числе комплименты, хорошо публично выступать, проводить деловые беседы, умело давать устные распоряжения;

2) читать, в том числе владеть техникой скорочтения;

3) писать, в том числе и письма, приносящие «чудодейственные результаты»;

4) слушать, владеть искусством эффективного слушания;

5) вести переговоры, в том числе «переговоры без поражений»;

6) знать приемы психотехники в работе с клиентами и конкурентами.


 

Барьеры общения, возникающие при вступлении в контакт партнеров делового общения

Эстетический барьер – первое впечатление о человеке складывается по его внешнему виду, манере поведения, одежде.

Интеллектуальные барьеры – общение обладателей различных типов интеллекта может привести к возникновению барьеров между ними.

Мотивационныебарьеры – возникают, когда собеседнику не интересны высказанные соображения, возникают, когда один человек для другого становится средством достижения утилитарных целей.

Моральные барьеры – барьеры, которые не удается преодолеть человеку, в совершенстве владеющему разнообразными средствами общения. (Подлость, Непорядочность, Грубость, Хамство)

Эмоциональныебарьеры – неприятные эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать самые серьезные и веские аргументы в пользу той или иной точки зрения.

Определение категории «деловое общение»

деловое общение – это процесс взаимосвязи взаимодействия где происходит обмен деятельностью информацией опытом для достижения определенного решения конкретной реализации результата проблемы определенной цели

Процесс делового общения реализуется в таких формах:

деловая беседа,

деловые совещания,

деловые переговоры,

публичные выступления,

устные и письменные распоряжения,

телефонные беседы,

деловая корреспонденция,

критика,

информирование сотрудников и др.

Алгоритм выполнения практической работы:

На основе информации создать краткосрочный групповой проект.

Виды конфликтов в деловом общении.

В повседневном деловом взаимодействии проявляется множество разновидностей конфликтов:

в зависимости от направленности: сверху вниз (от начальника к подчиненным) и снизу вверх (от подчиненного к начальнику);

по количеству участников: межличностные, межгрупповые и между личностью и коллективом;

по способу и характеру разрешения: компромиссные, с полным согласием, с максимальными разногласиями (антагонистические);

по выраженности: открытые (с активными действиями) и скрытые (с замаскированными действиями);

по природе формирования: в организации, в социальной сфере, личностные.

В процессе конфликтного взаимодействия предпосылками инцидентов, разногласий и разладов являются:

Стереотипный взгляд, предубеждение, установка. Проявляется как восприятие существующей ситуации не напрямую, а через предварительно сформированную позицию.

Слабое управление и низкий контроль эмоций. Нежелание или отсутствие возможности усмирять собственные эмоциональные проявления.

Эгоистическое убеждение. Ориентация лишь на себя и личные потребности.

Необъективные суждения. Приводят к ошибочным, искаженным выводам и умозаключениям.

Неправильные ожидания. Субъективизм в оценке ситуации и потребностей оппонента.

Унижающая позиция. Проявляется в снисходительном отношении к собеседнику, когда обидными выглядят даже похвала и комплименты.

Неискренность. Ведет к необоснованным и искаженным отношениям.

Критерии оценки выполненной краткосрочного группового проекта:

Оформление презентации, а именно композиция и дизайн – 1 балл

Уровень усвоения изученного материала- 4 балла

Обоснованность и четкость ответа- 3балла

Показано ли практическое применение представленных знаний – 3 балла

Правильная структурированность информации – 1балл

Наличие логической связи изложенной информации – 1 балл

Эстетичность оформления, его соответствие требованиям – 3 балла

Работа представлена в срок – 1 балл

Оценка «5» - 15-17 баллов

Оценка «4» - 11-14 баллов

Оценка «3» - 7-10 баллов

Оценка «2» - менее 6 баллов

Контроль освоения темы учебного занятия.

  • Сформулируйте методы профилактики и предупреждения конфликтов.

    Проанализируйте стратегии поведения в конфликте.

Раздел 2 Виды социальных взаимодействий

Тема 2.6 Виды и формы взаимодействия студентов в условиях образовательной организации

Практическое занятие № 4

Взаимодействие со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт.

Цель:

Овладение компетенциями: ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт

Оснащение:

  • части 2, 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ

    Деловое общение. Деловой этикет [Текст]: учеб. пос. для вузов / Автор-составитель И.Н.Кузнецов. - - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 431 с.

    Психология и этика делового общения: Учебник для студ. вузов / под ред. В.Н.Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 415 с.

    Деловое общение [Текст]: учеб. пос. для вузов / И.А. Мальханова – М:Академический проспект, 2013. – 221 с.

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:


 

Составить список структурных подразделений с которыми происходит взаимодействие в процессе совместной деятельности.


 

Контроль исходного уровня знаний и умений

1.Проанализируйте приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации.

2.Составьте глоссарий основных терминов по теме.

Краткая теоретическая часть

 В образовательной организации в зависимости от ее типа могут создаваться различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся:

филиалы, представительства;

отделения, факультеты, институты, центры, кафедры;

подготовительные отделения и курсы;

научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения;

лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские;

клиники, медицинские кабинеты;

учебно-опытные хозяйства;

учебные театры;

библиотеки, музеи;

спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы;

общежития, интернаты;

иные предусмотренные комментируемым Законом, локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.

Вид структурного подразделения зависит от того, каковы основной и дополнительные виды образовательных программ, осуществляемые образовательной организацией.

Так, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Алгоритм выполнения практической работы:

На основе интернет-ресурсов составить блок схему по теме: «Взаимодействие со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт.».


 


 

Требования к содержанию и оформлению отчета о результатах проведенной работы:

Уровень усвоения изученного материала.

Обоснованность и четкость ответа.

Показано ли практическое применение представленных знаний.

Правильная структурированность информации;

Наличие логической связи изложенной информации.

Критерии оценки выполнения блок-схемы:

соответствие информации в блок-схеме рассматриваемой теме, 2 балл;

многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов;

соответствие оформления требованиям, 2 балла

работа сдана в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

Контроль освоения темы учебного занятия.

Форма контроля – самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе, собеседование с группой


 


 

Раздел 2 Виды социальных взаимодействий

Тема 2.7 Моделирование ситуаций, связанных с различными аспектами учебы и жизнедеятельности студентов-инвалидов.

Практическое занятие № 5

1.Ориентация в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильное оценивание сложившийся ситуации, действия с ее учетом.

2.Эффективное взаимодействие в команде.

Цель:

Овладение компетенциями: ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации.

- Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- Ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом.

- Эффективно взаимодействовать в команде

Оснащение:

Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам Ю. Зарипова, М.: Чистые пруды. 2007.

Тренинг тренеров: Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой. Н.Немчинова.– М.: Чистые пруды. 2008.

А.С. Прутченков. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии. Ч.1.– М.: УЦ “Перспектива”, 1999.

Журнал “Школьный психолог” №17/2007 г. Элементы психологического тренинга развития лидерских качеств у старшеклассников “Школа лидерского искусства” А.Минаева.

Журнал “Здоровье школьника” №5/2010 г. Комикс “Кем быть” Л.Чутка, П.Павлов.

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:


 

1.Перечислите основные типы межличностных коммуникаций.

2. Укажите формы деловых коммуникаций.


 

Контроль исходного уровня знаний и умений

1.Дайте определение конфликта.

2. Перечислите основные конфликтогены.

Краткая теоретическая часть

Формы деловых коммуникаций

Человеческое общение разнообразно по своим формам.

Так различаются:

- прямое и косвенное общение.

Прямое – непосредственные контакты с помощью вербальных (речевых) и невербальных средств. Косвенное – через посредника.

- непосредственное и опосредованное.

Непосредственное – через органы человека (голосовые связки, руки, голова). Опосредованное – при помощи технических средств (ТВ, радио, телефон), письменно.

- межличностное и массовое.

Межличностное – в группах или парах. При этом подразумевается знание индивидуальных особенностей партнеров, понимание, опыт совместной деятельности. Массовые – множественные непосредственные контакты незнакомых людей или через средства массовой информации.

Для деловых коммуникаций наиболее характерно прямое непосредственное межличностное общение.

Коммуникации могут происходить в устных или письменных формах.

Письменные коммуникации осуществляются с помощью приказов, отчетов, справок, писем и т.п. Формальная их часть представлена организационным документооборотом.

Устные коммуникации происходят при непосредственных контактах между людьми или по телефону.

Устные коммуникации

В процессе устных коммуникаций проявляется коммуникативное поведение сотрудников.

Типы коммуникативного поведения:

Конкуренция

Один из участников коммуникаций сознательно или бессознательно пытается решить свои проблемы за счет ущемления или полного игнорирования интересов другого участника.

Конфронтация

Один из участников коммуникаций всеми возможными способами пытается противодействовать другому в попытках решить его проблемы

Корпорация (вынужденное сотрудничество)

Участники коммуникаций, понимая невозможность достичь своей цели в одиночку, договариваются о согласовании действий.

Кооперация (добровольное сотрудничество)

Когда участники коммуникации стараются понять интересы друг – друга и найти лучшие способы взаимодействия и сотрудничества для достижения целей обоих сторон.

Контакт

Целью взаимодействия является общение ради общения, для поддержания связей.

Эффективное коммуникативное поведение не возможно без коммуникативных навыков. К ним относятся:

- навыки слушания;

- навыки речи;

- навыки невербального общения.

Навыки слушания

Слушание может быть:

- пассивным

- активным.

При пассивном слушанье: человек слушает, но не вникает в услышанное. Поэтому его восприятие может быть неадекватным, а реакции неожиданными.

Активное слушание имеет следующие признаки:

выслушивается полностью все, что собеседник говорит. Причем, обращается внимание не только на содержание слов, но и на чувства и эмоции.

проявляется реакция на чувства и эмоции, чтобы собеседник видел, что его слушают и понимают.

обращается внимание на все сигналы, которые использует собеседник (жесты, взгляды).

Активное слушание можно развивать в процессе научения поведения.


 

Алгоритм выполнения практической работы:

Отработка психологических упражнений


 

1. “Я люблю... Я не люблю...”. Здравствуйте ! Сегодня на занятии мы поговорим о себе, и тема нашего занятия так и называется “Личность и индивидуальность”. Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю... Я не люблю...”. Правила такие: мы будем бросать друг другу мяч; тот, кто его поймает, будет говорить “Я люблю...” и называть что-нибудь любимое. Можно называть действия, предметы, еду, напитки, и т.п. После этого он бросает мяч кому-нибудь другому (можно данное упражнение провести в другом порядке: по кругу передавать друг другу мяч).

2. Дискуссия “Что такое индивидуальность”. Итак, после игры мы увидели, какое большое разнообразие любимых и нелюбимых предметов, действий, явлений есть у каждого из нас. Но разве только этим мы отличаемся друг от друга? Посмотрите друг на друга. У нас разный цвет волос, глаз, разный рост, у каждого есть свое имя. Но то, что один человек отличается от другого, не означает, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Все люди разные. Каждый из них уникален, неповторим по-своему. В этом-то и проявляется его индивидуальность. А теперь давайте проведем дискуссию на тему, что такое индивидуальность (вывешивается плакат с названием)? (Далее идет обсуждение по данной теме.). Хорошо. Вы высказали свое мнение, но стало понятно, что это достаточно сложная задача– объяснить понятие индивидуальность. Ее легче почувствовать. А для этого давайте выполним следующее упражнение.

З. Упражнение “Я –...”. В рабочих тетрадях уч-ся работают с таблицей “Я –...” в течение 5 минут. После выполнения задания, уч-ся работают в парах и зачитывают друг другу свои записи. После работы в парах ведущий продолжает. Итак, после упражнения мы еще раз убедились в том, что все мы разные, но все хорошие люди. каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику. Каждый из нас попытался обнаружить у себя какие-то качества, которые отличают его от других. Каждый человек подает себя другим, пытается обратить на себя внимание.

4. Упражнение “Желтая майка лидера”. Сейчас в течение 5 минут в тетрадях каждый из вас попытается сделать надписи для своих “футболок”. Эти надписи должны быть “говорящими”, т.е. надпись должна говорить что-нибудь о человеке сейчас – о его любимых занятиях, об отношениях к другим людям, о том, чего он хочет от других и пр. После выполнения задания уч-ся зачитывают свои надписи и проводится небольшая беседа. Итак, теперь мы можем сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности (вывешивается плакат с данной надписью).

5. Дискуссия “Что такое личность?”. На сегодняшнем занятии мы не раз употребляли слово личность. А что оно означает? Что включает в себя это понятие, которое мы так часто слышим, о котором так часто говорим? (Далее вывешивается плакат “Составные части личности”.)

Потребности – есть у каждого человека: потребность в еде, сне и т.п.
– Интересы – тесно связаны с потребностями, воплощаются в образе мыслей, в наших занятиях, в избранных профессиях или увлечениях.
 

Индивидуальные свойства личности. 

Возможности и способности– возможности говорить, писать есть у каждого. Однако и здесь люди отличаются своими способностями: кто-то говорит вяло или убедительно;кто-то схватывает на лету или учится медленно и т.п.

Характер и темперамент – одни бурно выражают свои эмоции, другие сдержаны до холодности. Кроме того, людей объединяют и различают привычки, способы управления своим поведением. одни стараются все продумать до мелочей, другие просто намечают свои действия в общих чертах и т.п. Конечно, это далеко не полный перечень составных частей личности. Личность– это гораздо более сложная структура. Мы говорим сейчас лишь о самых основных ее частях. Но как бы то ни было, каждая личность уникальна и отличается от других внешне, своими физическими особенностями, а также своими интересами, талантами, способностями и т.п.

6. Упражнение “Что такое личность?”. Посмотрите на фото в ваших тетрадях. Казалось бы, изображенные здесь люди внешне очень похожи, однако каждый из них является личностью, обладающей своими индивидуальными чертами. Быть может, людям бывает интересно друг с другом именно потому, что они отличаются дуг от друга. Общаться постоянно только с абсолютно такими как, ты сам, человеку недостаточно. И мы должны очень ценить в каждом человеке уникальность его личности. Далее уч-ся работают в рабочей тетради.

7.“Я умею...”.  Давайте попробуем вспомнить эти наши умения и поиграем в игру, которая так и называется: “Я умею...”. Игра простая. Сейчас по кругу все будут говорить о том, что они умеют. Это может быть любое действие, например, умение читать, дышать или играть в футбол. Но никому нельзя называть одно и то же умение дважды. Тот, кто ничего не назвал, выходит из круга. Кто останется– тот и победит (далее проводится сама игра и по окончании ведущий продолжает). Иногда кажется, что ничего не получается или ничего не умеешь, а на самом деле любой человек умеет очень многое. И вы, оказывается, многое умеете, владеете разнообразными навыками. Мне было очень приятно это от вас слышать. Невольно начинаешь испытывать к вам уважение. Да и вы сами наверняка уважаете себя зато, что у вас есть такие замечательные свойства, умения и способности. С проблемой самоуважения очень тесно связана тема лидерства. Кто такой лидер?

8. Мини-лекция “Кто такой лидер”. Лидер это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Быть лидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс? Давайте порассуждаем, как стать лидером в коллективе. а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся).В психологии принято различать следующие типы лидеров: (далее демонстрируется плакат).

Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;

Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;

Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;

Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;

Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;

Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.

9. Упражнение “Лидер в моей жизни”.Я попрошу каждого из вас представить себе лидера – человека, который по своим личностным качествам для вас является лидером, авторитетом во многих отношениях, того, кого можно назвать образцом лидерства. Это может быть реальный человек, который живет рядом с вами, герой книги, кинофильма. Кто он? Как выглядит? Какими качествами обладает? Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом? (Уч-ся индивидуально работают в рабочих тетрадях в течение 5 минут отвечают на вопросы.) После выполнения работы уч-ся зачитывают свои варианты и проводится беседа, после чего ведущий делает вывод о том, кто такой лидер, о его основных качествах характера.

10. Упражнение “Лидерские качества”. Итак, с понятием лидер мы немного разобрались. Теперь давайте выясним, какими качествами должен обладать лидер и какими из названных вами качеств обладаете вы (уч-ся работают в тетрадях в течение 5–7 минут, после чего зачитывают результаты своей работы).Какие качества вы выделили? Есть ли отличия между первым и вторым списком? Теперь, после обсуждения давайте обратимся к результатам тестирования на прошлом занятии и посмотрим на свои способности быть лидером (уч-ся работают с результатами прошедшего тестирования ). За дополнительными объяснениями вы можете обратиться после окончания занятия.

11. Дискуссия “Умения и самоуважение”. Способности лидера, как и многие другие, бывают ярко выражены и выражены слабо. Быть лидером в коллективе нам порой мешает наша неуверенность или незнание себя. например, кто-то с ходу занимает ведущую позицию в группе, а кому-то никак не удается привлечь к себе внимание. Но любые способности можно развить до определенного уровня. Рисовать может научиться каждый, пусть не каждый может стать гениальным художником. Мы рассматриваем лидерство в небольшой группе, а не в целой стране, поэтому вполне допустимо, что стать лидером сможет тот, кто этого захочет. Но, с другой стороны, скажите пожалуйста: разве мы умеем все на свете? Разве у нас всегда все получается? Разве нет людей, которые что-то не умеют? Но если кто-то что-то не умеет, как же тогда быть с самоуважением? Верно ли, что отсутствие каких-либо способностей или неумение что-то делать будут всегда означать отсутствие у человека уважения к самому себе? (Ответы уч-ся.) Каждый человек не всегда что-то знает или умеет Но это не означает, что он плохой, а, следовательно, никаких причин не уважать себя у него нет. Ведь даже если есть что-то, что человек не знает или не умеет, он когда-нибудь сможет этому научиться. И уважать себя за это он сможет еще больше. А как вы думаете, за что, кроме умений и навыков, можно еще себя уважать? (Ответы уч-ся.) Правильно, можно и нужно уважать себя за свои качества, за то, какой ты, что собой представляешь. Наверняка такие качества, которые достойны уважения, есть у каждого из вас.

12. Упражнение “Пять качеств”. Чтобы лучше разобраться в своих качествах, за которые вы уважаете себя мы проведем следующее упражнение. В своих тетрадях обведите свою ладонь с растопыренными пальцами, а потом в контуре каждого пальца впишите по одному вашему качеству, которое вам нравится и за которое вы можете себя уважать (работа уч-ся). Очень хорошо ! Конечно не всегда человеку все в себе нравится. Есть такие качества, которые мы в себе не любим и за которые обычно уважать себя не хотим. Но я хочу сказать, что часто те качества и свойства, которые человек считает отрицательными, на деле, при другом угле зрения, получаются совсем не такими уж плохими и бесполезными, как сначала казалось. каждое нелюбимое качество может вдруг стать очень нужным необходимым его владельцу, и его наличие будет способно вызывать самоуважение. Посмотрите на этот плакат. Видите, справа и слева написаны свойства характера человека в зависимости от того, как к ним можно относиться в разных ситуациях.

13. Дискуссия “Признаки уверенного в себе человека и последствия неуверенного в себе”. Отлично поиграли. А теперь давайте поговорим. Случалось ли вам испытывать в жизни чувство уверенности или неуверенности в себе? (Ответы уч-ся.) Давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека от неуверенного? Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя при разговоре? (После ответов на вопросы ведущий в качестве итога предлагает обратиться к рабочей тетради.)

14. Дискуссия “Жесты открытого общения”. Большинство людей судят об окружающих по их поведению: явному (слова, поступки) и неявному (поза, жесты, мимика, тембр голоса). Причем “неявное” поведение воспринимается сильнее: его сложнее контролировать, оно обращается непосредственно к чувствам людей. иногда человек говорит: “Я чувствую, что она волнуется”, хотя человек не сказал ни слова? Это “речь” поведения, или невербалика, она состоит из поз, жестов, мимики. Поскольку лидер – уверенный в себе человек, его позы открыты, тело расслаблено, жесты чёткие, значительные, мимика богата .

Критерии оценки решения практических задач:


 

«5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков

«4» - участие в занятии , но имеются логические ошибки

«3» - формальное участие в решении практических задач

«2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы


 

Раздел 2 Виды социальных взаимодействий

Тема 2.9 Конструирование цели жизни. Технология превращения мечты в цель.

Практическое занятие № 6

Постановка задачи профессионального и личностного развития

Цель:

Овладение компетенциями: ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- Ставить задачи профессионального и личностного развития.

Оснащение:

Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам Ю. Зарипова, М.: Чистые пруды. 2007.

Тренинг тренеров: Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой. Н.Немчинова.– М.: Чистые пруды. 2008.

А.С. Прутченков. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии. Ч.1.– М.: УЦ “Перспектива”, 1999.

Журнал “Школьный психолог” №17/2007 г. Элементы психологического тренинга развития лидерских качеств у старшеклассников “Школа лидерского искусства” А.Минаева.

Журнал “Здоровье школьника” №5/2010 г. Комикс “Кем быть” Л.Чутка, П.Павлов.

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:


 

Понятие целеполагание.

Особенности формирования «Образа-Я».


 

Контроль исходного уровня знаний и умений

Назовите правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.

Краткая теоретическая часть


 

Цель – это конечное желание, стремление, намерение чего-то достичь. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится, что цель – это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Целью может являться как предмет, объект, так и действие.


 

Цель - виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. (Словарь синонимов Русского языка)

Цель - филос., есть представление, которое человек стремится осуществить… Понятие цели есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная форма волевой мотивации… (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Цель- идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Данная работа проводится для того, чтобы показать учащимся, что цели могут быть связаны с

- желаниями, стремлениями. - Цели связаны с намереньем. - Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего. - Цели связаны с волей и сознанием. - Цель – это интегратор процессов. - Цель - это то, что является основой любого действия и также является результатом.


 

Позитивная формулировка.Необходимо избегать отрицания в формулировке цели — наше подсознание плохо воспринимает операцию логического отрицания.

Принципиальная достижимость (конкретность). Это правило требует не столько научной обоснованности, сколько конкретности формулировки, которая должна четко описывать ожидаемый результат.

Достижение цели должно максимально зависеть от самого человека, т.е. она должна быть подконтрольна. И обязательноэкологична, что означает отсутствие негативных последствий как для самого человека, так и для окружающих.


 

Алгоритм выполнения заданий


 

Проведение тренинговых упражнений.


 

Упражнения на прояснение ценностей.

Каждое из приведенных ниже упражнений выполняется в новой паре. Затем обсуждается в общем кругу. Упражнения занимают достаточно времени, поэтому могут быть проведены на нескольких занятиях.

Вопросы

Кто вы в ваши лучшие моменты?

Какие качества вы цените в друзьях?

Если бы вам предложили прожить один день в виде животного, какое животное вы бы выбрали? Что для вас существенного в жизни в роли этого животного?

Если бы вы строили дом, каким бы он был? Почему вы хотите иметь именно такой дом? Чем это ценно для вас?

Пиковые моменты времени

Определите те особые пиковые моменты, которые приносили особенное удовлетворение . Сконцентрируйтесь на конкретном «моменте», отбросьте детали.

Что важное произошло в тот момент? С какими ценностями соотносился тот момент? Какие ценности сопутствовали вашей жизни на тот момент?

Необитаемый остров

Если бы вы попали на необитаемый остров…

Какие 5 музыкальных произведений вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

Какие 5 предметов вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

Какие 5 фильмов вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

Каких 5 людей вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

Обязательные потребности

Чего еще в жизни, кроме основных жизненных потребностей, вам необходимо достичь или иметь? Какие ценности должны безоговорочно присутствовать в вашей жизни, без которых вы лишились бы счастья?

Люди, которыми вы восхищаетесь

Вспомните трех человек, которых вы глубоко уважаете. Назовите по одному качеству каждого из них, которым вы восхищаетесь.

Радость и удовлетворение

Что в жизни доставляет вам наибольшую радость и удовлетворение и придает вам новые силы? В чем важность этих вещей?

Упражнение «Начинайте, представляя конечную цель».

Закройте глаза. Представьте себе, вы прожили длинную жизнь, вам исполнилось 60 лет. Вы пригласили на юбилей близких людей. В назначенный день собрались гости. Это ваши взрослые дети, родители, внуки, сослуживцы, с которыми вы работали, соседи, братья, сёстры, друзья. В этот день много забот, и вы сами немного задержались. И вот вы заходите в прихожую и слышите, что гости обсуждают вас, говорят какие-то слова. А теперь серьёзно задумайтесь о том, какие слова о себе и своей жизни вы бы хотели услышать от каждого выступающего. Каким мужем или женой, отцом или матерью предстанете вы в их выступлениях? Каким братом или сестрой, каким другом? Каким коллегой по работе? Какую оценку своего характера хотели бы запечатлеть в их памяти? Внимательно посмотрите на окружающих вас людей. Какой след хотели бы вы оставить в их жизни?

Прежде, чем мы продолжим далее занятие, посвятите несколько минут тому, чтобы записать свои ответы на поставленные вопросы, а также мысли и впечатления, возникшие у вас в связи с этим упражнением.

Далее идёт обсуждение. Что вы хотите реализовать в жизни, что сделать, чтобы ваша жизнь состоялась в вашем понимании?

Проанализируйте ценности, которые удалось выявить во время сегодняшней работы.

Ценности человека являются основой при формулировке стратегических целей.


 

Критерии оценки решения практических задач:


 

«5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков

«4» - участие в занятии , но имеются логические ошибки

«3» - формальное участие в решении практических задач

«2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы

35

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.