Методические рекомендации к практическим заданиям «Наброски и зарисовки растительных форм»
22 февраля 2019 г. г. Петропавловск - Камчатский
Преподаватель МАУ ДО «ДХШ»
г. Петропавловск – Камчатский
Белых Вячеслав Алексеевич
Высшая квалификационная категория
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЯМ «НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ РАСТИТЕЛЬНЫХ ФОРМ»
В работе над набросками и зарисовками педагог должен чётко сформулировать цель задания и задачи, которые детям предстоит решать в процессе исполнения наброска или зарисовки, которые и будут определять характер исполнения. Каждый сеанс работы необходимо контролировать, своевременно давая рекомендации, что способствует более чёткому соблюдению последовательности исполнения задания.
Набросок ставит своей целью дать полное представление о наблюдаемой натуре в течение определенного промежутка времени. Наброски и зарисовки могут быть самой различной продолжительности: получасовые, десятиминутные и т. д., в зависимости от условий работы и тех задач, которые ставятся перед обучающимися. Обучение наброску следует начинать с длительных сеансов постепенно уменьшая время (до двух-трех минут). Длительность сеанса определяется прежде всего учебными за дачами, характером и формой аналитических проблем.
При всей кратковременности работы в наброске не следует забывать и о размещении изображения на бумаге, предварительно решив, как лучше расположить лист, вертикально и горизонтально, и в каком масштабе по отношению к натуре делать зарисовку. Обычно наброски делают небольшого размера.
Набросок начинается с общего изображения натуры. Едва касаясь карандашом бумаги, быстро намечают движение больших масс.
Когда изображение в основном правильно передает характер движения, пропорции, общий вид натуры, можно начинать усиливать нажим карандаша на бумагу и выражать линией пластическую характеристику. Вначале, пока еще не появился опыт работы над наброском, сразу, в полную силу, линиями изображать характер формы не следует, нажим карандаша надо делать только в тех местах, где форма читается наиболее ясно.
Когда появится некоторый опыт в работе над наброском, можно переходить к более смелым действиям и пробовать сразу одной линией передавать движение формы и ее характер.
Постановка для наброска должна быть целенаправленной, ясной и конкретной по своей учебной задаче.
Варианты графических изображений могут быть самыми разными.
Пристальный интерес может вызвать не только растение в целом, но и отдельные его формы. Чередование силуэтов по принципу «позитив– негатив» создает ритмическую организацию плоскости.
В цветной графике применяют ограниченное количество цветов, возможно использование сочетаний ахроматической и хроматической палитры (2– 3 цвета или тона).
Изображая фрукты и овощи, нужно иметь в виду, что форма их сравнительно проста и очень напоминает геометрические тела. Поэтому, выполняя наброски с этих объектов, можно использовать приемы передачи объема геометрических тел. Значительно сложнее делать наброски с целой ветки плодов или группы овощей и фруктов. Здесь встает задача правильно определить и показать в рисунке композиционное единство всей группы, характерные особенности положения отдельных плодов и листьев по отношению ко всей группе.
Наброски цветов начинают с обозначения общего очертания всей группы, иногда вместе с листьями. Необходимо передавать направление стебля – вертикальное или наклонное. Внутри общего контура определяются отдельные группы цветов и листьев, уточняются их пропорции, пространственное положение, и только после этого детально вырисовываются каждый конкретный цветок, стебель, бутон, лист.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М., 1985.
2.Барщ Л.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.
3.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.: ил.
4.Ганжало Т. Наброски: Уроки изобразительного искусства // Юный художник. - 1991. - № 7. - С. 41-43.
5.Евтых С.Ш.Наброски. Зарисовки. Эскизы: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУОГУ, 2003. - 115 с.: ил.
6.Кузин B.C. Наброски и зарисовки. - М., 1970.
7.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе:Пособие для учителей. - Изд. 2-е, дополн. и перераб. - М.: Просвещение, 1977, 208 с.: ил
8.Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М., 1988.
9.Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. - М., 1984
10.Унковский А.А. Рисунки-наброски: Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед. ин-тов. -Л., 1963. 53 с.