Методические рекомендации на тему «Проектная деятельность как средство повышения качества обучения»

4
0
Материал опубликован 18 May 2022 в группе

Методические рекомендации на тему: «Проектная деятельность как средство повышения качества обучения»

Л.Н.Шишкина, мастер производственного обучения, преподаватель дисциплин профессионального цикла Обособленного структурного подразделения «Алчевский строительный колледж» Государственного образовательного учреждения высшего образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический институт», г. Алчевск, shishkina_lyudmila@mail.ru

Аннотация

В методических рекомендациях рассмотрены вопросы использования метода проектов в профессиональной подготовке обучающихся. Освещена сущность метода проектов, приведенная типология проектов, уделено внимание структуре проектов разных типов. Приведены примеры проектов, которые внедрены в учебный процесс в Алчевском строительном колледже, представлены презентации проектов обучающихся колледжа.

Методические рекомендации могут использоваться для мастеров производственного обучения, преподавателей и методистов профессиональных образовательных организаций различных профилей.

Введение

Изменения, произошедшие за последние годы в нашей республике, требуют иного подхода к обучению и в нашем колледже. На первый план выходит личность обучающегося, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведения их до исполнения, к анализу собственной деятельности. Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого занятия как его структурной оставляющей во многом зависит от преподавателя и мастера производственного обучения, его квалификации и педагогической готовности к работе с обучающимися. Именно под их руководством обучающиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому одна из важнейших педагогических проблем – оптимизация урока, возможность сделать его интересным, содействие развития творческих способностей обучающегося. Перспективной для настоящего времени представляется проектная деятельность обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному обучающемуся и преподавателю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие. В системе профессионально-технического образования к молодому поколению представляются высокие требования, что обусловлено несколькими факторами:

-Лишь находясь на уровне современных научных знаний, достижений мировой культуры человек может в полной мере реализовать своё призвание.

-Необходимость повышения уровня образования рабочих обуславливается потребностями развивающегося производства, науки, техники, экономики.

Современный квалифицированный рабочий должен иметь высокий уровень развития умений, общий и технико-экономический кругозор, стремление и готовность активно участвовать в процессе модернизации производства. А для того, чтобы подготовить квалифицированных рабочих, конкурентоспособных на рынке труда необходимо, чтобы мастера производственного обучения, преподаватели имели достаточный уровень знаний, профессиональных умений и навыков, применяли различные формы и методы производственного обучения и воспитания.

Основной задачей педагогов колледжа становится поиск такой технологии, которая отвечала бы принципам самой степени соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимися, а также интенсивности, то есть высшего и быстрого решения дидактических задач. Наш колледж гарантирует уровень подготовки, соответствующий международным требованиям, интересам развития Луганской Народной Республики и региональным потребностям. На это направлена деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения. Проектные технологии пробуждают обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для обучающихся. В процессе проекта обучающиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно-и полипредметного, индивидуального и группового проектов.


«Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако, образ им запечатленный,

Веками будет согревать сердца»

Микеланджело.

Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1 История развития и сущность трактовки современного метода проектов

Метод проектов возник в двадцатые годы XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В России метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Считаю, что успех учебно-производственного процесса, эффективность каждого урока как его составная структура, во многом зависит от квалификации и педагогической готовности преподавателя и мастера производственного обучения.

На практике педагогами Алчевского строительного колледжа применяются различные формы педагогических технологий: технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения.

Отличие метода проектов заключается в том, что этот метод обязательно предполагает применение теоретических знаний и практических умений для получения конкретного результата, пригодного к внедрению в практическую деятельность, и его защита в процессе презентации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов – это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, который предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учениками конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.

В рамках профессионального обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний и умений в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков с помощью системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;

образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в обучении;

индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;

комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;

глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

1.2 Основные требования при подготовке к проекту

Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

Интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы).

Творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления).

Коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

Основными требованиями, которыми пользуются преподаватели и мастера производственного обучения при подготовке к проекту, являются:

1. Наличие проблемы.

2. Обсуждение решений проблем обучающимися должно вестись в реальных условиях или крайне приближенных к реальным условиям.

3. Каждый проект требует исследовательской работы обучающихся. Необходим результат работы.

4. На завершающем этапе нужна презентация работы.

Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия обучающихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности обучающихся, выполняя роль компетентного консультанта.

Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции преподавателя:

Первая и основная – создание условий для включения обучающихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность.

Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого из обучающихся.

Третья – проведение вместе с обучающимися рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения.

Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «преподаватель – группа».

В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими обучающимися поставленных практических задач.

Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых обучающиеся познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, – происходит вне стен колледжа. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы обучающиеся в достижении намеченной цели.

Проектное обучение базируется на самостоятельной активности обучающихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Преподаватель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Внимание обучающихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.


Типы проектов и их состав

Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.

В первую очередь, можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для обучающихся и преподавателя, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов. В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,– можно использовать различные виды проектов, которые классифицируются по виду деятельности, по характеру контактов, сроку исполнения, количественному составу участников. На практике в Алчевском строительном колледже ДонГТИ используются смешанные типы проектов, в которых есть признаки исследовательских, творческих, игровых.

Таблица1.

Классификация типов проектов

Критерии классификации

Тип проекта

Характеристика типа проекта

1

2

3























Доминирующая

деятельность


Исследовательский


Требует хорошо обдуманной структуры, соответствующей логике исследования; актуальности предмета исследования для всех участников; соответствующих методов работы и методов обработки результатов.

Информационный


Направлен на сбор информации об исследуемом объекте, явлении.

Предусматривает ознакомление участников проекта с полученной информацией, ее обработку и представление результата.

Практически-ориентированный


Результат деятельности четко определен и обязательно ориентирован на удовлетворение потребностей самих участников. Требует тщательно продуманной структуры, определение функции каждого участника. Важна корректировка совместных и индивидуальных усилий обучающихся.

Творческий

Не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, но оформление результатов требует четко продуманной структуры в виде: сценария фильма, программы праздника, статьи и т. д.

Игровой

Структура проекта только определяется и остается открытой до завершения работы. Участники выполняют определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Имитируются производственные процессы, социальные или деловые отношения, которые осложняются вымышленными ситуациями.





Количество

участников


Групповой

Педагогу важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников.

Парный

Важно осуществлять подбор пар в зависимости от поставленной цели.

Индивидуальный

Важная мотивация деятельности обучающихся.

Задачи должны соответствовать уровню возможностей исполнителей проекта.


Продолжение таблицы1.

1

2

3

Продолжительность проведения

Краткосрочный (не более недели)

Основная работа проводится на занятиях по отдельному предмету или по специальному расписанию на занятиях по нескольким предметам.

Средней продолжительности (от недели до месяца)

Межпредметные проекты, которые содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем.

Длительный (более месяца)

Могут представлять собой программу проектов. Такие проекты, как правило, выполняются комплексно во время занятий и во внеурочное время.

Предметно-содержательная направленность


Монопроект

Выполняется на уроках по одному предмету. Предполагается использование знаний по другим предметам, но сама проблема относится к одной отрасли знаний

Межпредметный

Предполагает интеграцию знаний из нескольких учебных предметов, нуждается в квалифицированной помощи преподавателей - предметников.


Использование коммуникаций


Традиционный

Реализуется при непосредственном контакте участников.

Телекоммуникационный

Реализуется в сетях с помощью средств информационных технологий.




Характер контактов

Региональный

Проводится в рамках города, внутри региона

Межрегиональный

Телекоммуникационный проект в пределах страны

Международный

Телекоммуникационный проект, участники которого находятся в разных странах.

Характерные признаки метода проектов

Метод проектов:

- завершает определенный цикл обучения;

- идеи, цели и задачи проектов определяют его исполнители на основании учебных интересов;

- планирование проектной деятельности исполнителями;

- определение конечных результатов, поиск ресурсов для реализации проекта исполнителями;

- выполнение проекта обучающимися с консультативной помощью педагога;

- реальность результата проектной деятельности (макет, реферат, выставка и т.д.);

- презентация результатов деятельности другими обучающимися;

- анализ проведенной работы.

1.5 Этапы проектной деятельности

Рассмотрим этапы проектной деятельности в нашем колледже:

Замысел.

Планирование.

Подготовка.

Осуществление.

Подведение итогов.

Подготовка к защите работы.

Презентация.

Анализ (Рефлексия)

Остановимся подробно на каждом из них.

Замысел:

- Поиск и выбор идеи является первым требованием, без которого не начинается ни одна наша работа.

- Задача мастеров производственного обучения помочь и проконсультировать обучающегося.

- Далее они вместе с обучающимися тщательно планируют работу и организуют ее таким образом, чтобы можно было достичь определенной цели.

Планирование проекта:

Процесс планирования проекта требует достижения конкретной цели и эффективно выполненной работы. Перед тем, как приступить к планированию, мы вместе с преподавателями или мастерами производственного обучения пробуем ответить на ряд вопросов:

«Кто?» «Зачем?» «Когда?» «С кем?» «Как?»

Первый вопрос, на который мы отвечаем в процессе планирования, этот вопрос - кто организует этот проект?

Для чего? Для чего мы беремся за это дело? Чего хотим достичь?

С кем? С кем идти в достижении цели, так как одному решить проблемы трудно, а некоторые невозможно. Целевая группа, партнеры и советники, заинтересованные в данном проекте, люди ответственные за принятие решений, эксперты в данной проблемы, оппоненты - вот перечень тех, с кем придется сотрудничать на протяжения реализации проекта.

Когда? Важным этапом планирования проекта является правильный выбор временных границ. Во-первых, сколько времени займет сам проект. Во-вторых, в зависимости от времени года необходимо подбирать соответствующий тип мероприятий.

Как? Ответ на этот вопрос является не менее важным, чем ответы на все предыдущие вопросы при планировании проектной деятельности. Важно: формирование команды; привлечение к работе представителей СМИ; привлечение спонсоров; привлечение общественных организаций. И наиболее важным, на наш взгляд, является то, что Вы предлагаете, было бы интересно детям, главным участникам и реализаторам проекта.

Подготовка:

Имея уже определенный замысел, обучающиеся активизируются для определенных достижений. Для достижения цели мы определяем нужные ресурсы и пути осуществления своих замыслов. На этом этапе утверждается тема проекта и используется календарное планирование работы.

Осуществление:

- Выполнение проекта осуществляется обучающимися самостоятельно.

- Мы постоянно настраиваем обучающихся на работу, оказываем им помощь в сложных ситуациях.

Подведение итогов работы:

Этот этап дает возможность обучающимся делать аргументированные выводы,

обрабатывать данные экспериментальной и исследовательской работы, оформлять полученные результаты, работать в сотрудничестве.

Подготовка защиты работы:

Обучающиеся самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.

Презентация проекта:

На данном этапе обучающиеся представляют результат своей деятельности, доказывают правильность решений.

Анализ:

- Преподаватели и мастера производственного обучения контролируют процесс выполнения проекта, чтобы иметь возможность установить успешность достижения выбранной в начале цели.

- При подведении итогов работы над проектом, обучающиеся также представляют свои результаты другим, осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

- Что мы делали?

- Как мы делали?

- Каковы результаты?

- Каков мой личный вклад в решение проблемы?

- Демонстрация результатов сопровождается плакатами, диафильмами, аудио и видеозаписями и тому подобное.

- Работа над проектом заканчивается написанием полного отчета, анализом проведенной работы.

1.6 Оценивания проектной деятельности обучающихся

Главной целью оценки проектных работ обучающихся является стимулирование проектной деятельности и обеспечения ее эффективности, формирование у обучающихся стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Характер оценки проектной деятельности обучающихся зависит от типа проекта, так и от его темы, условий проведения. Исследовательский, информационный и практико-ориентированный проекты включают этапность проведения, а успех всего проекта во многом зависит от правильной организации работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать проектную деятельность обучающихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. Руководитель (координатор) проекта или доверенные эксперты проводят постоянный мониторинг проектной деятельности обучающихся, тактично предоставляя в случае необходимости помощь.

Оценивания проектной деятельности обучающихся можно проводить по следующим критериям:

осмысления проблемы проекта и формулирование цели проекта;

значимость, актуальность выдвинутых задач проектной деятельности, их адекватность проблемной ситуации, которая решалась;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

рассмотрение альтернативных вариантов решения проблемы, критерии выбора оптимальных вариантов решений;

доказательность принимаемых решений, прогнозирования последствий их принятия, умение аргументировать свои выводы;

практическое использование имеющихся теоретических знаний и практических навыков, уровень интеграции знаний из различных областей;

объем новой информации, которая использована для выполнения проекта, степень осмысления этой информации;

корректность методов, которыми проводится исследование и обработка полученных результатов;

уровень сложности и степень владения использованными методиками (технологиями);

степень самостоятельности работы над проектом;

эстетика оформления результатов проекта, реализация принципа наглядности;

уровень организации и проведения презентации, умение отвечать на вопросы оппонентов (лаконичность и аргументированность ответов);

возможность практического применения полученных результатов.

При оценке проектно-технологической деятельности рекомендуется придерживаться следующих критериев:

конструктивных - прочность, надежность, удобство, соответствие конструкции назначению изделия;

технологических - количество использованных деталей, использование стандартных деталей, оригинальность использования и сочетания материалов, их недостаточность, расход материалов, стандартность технологий, необходимое оборудование, сложность и объем выполненных работ;

экономических - потребность в данном изделии, возможность массового производства, себестоимость изделия;

экологических - возможность использования отходов производства, использования деталей после окончания срока службы изделия.

Отдельно можно оценивать коммуникативные навыки участников проекта:

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

четкость выполнения участниками проекта порученных задач (отведенной роли);

коллективный характер принятия решений;

характер общения обучающихся в процессе работы над проектом (культура общения, производительность взаимодействия, взаимопомощь).

Очевидно, что критерии оценки должны быть известны всем проектантам к защите.

При оценке проектной деятельности обучающегося необходимо понимать, что наиболее значимой оценкой является общественное признание его успешности, так как учебное проектирование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, реализовать свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Поэтому положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

2. Практическая часть

2.1 Урок – проект на тему: «Оборудование для плазменно-дуговой резки»

Тема: «Оборудование для плазменно-дуговой резки»

 Цель: Практически реализовать обучающимися полученные знания по профессии; привлекать обучающихся к изучению новейших технологий и оборудования; развить навыки работы в содружестве.

Время работы: 2часа учебного времени, 4часа внеурочного времени.

Форма организации учебной деятельности: малые группы по 6 человек.

Проект состоит из двух занятий по теме: «Оборудование для плазменно-дуговой резки».

Первое занятие

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала:

Плазменно-дуговую резку целесообразно применять при изготовлении из листов деталей с фигурными контурами; при изготовлении деталей с прямолинейными контурами, не требующих механической обработки; вырезки отверстий в металлах; резке полос, прутков, труб и профилей и придания их торцам нужной формы; обработке кромок поковок и подготовке их под сварку; вырезке заготовок для механической обработки, штамповки и сварки; обработке литья.

По сравнению с кислородной резкой плазменно-дуговая резка имеет следующие преимущества:

- Возможность резки на одном и том же оборудовании любых материалов;

- Высокая скорость резки металлов небольшой толщины (до 20 мм);

- Использование недорогих и дефицитных газов и отсутствие потребления горючих газов (углеводородов);

- Малые тепловые деформации деталей, которые вырезаются;

- Относительная простота автоматизации процесса резки, определенная в основном электрическими параметрами.

Недостатками плазменно-дуговой резки являются:

- Сложнее и дороже оборудование, включающее источник питания и регулирования дуги;

- Сложнее обслуживания;

- Необходимость применения водяного охлаждения горелки и защитных масок со светофильтрами для резчика;

- Необходимость высокой квалификации резчика.

В нижней части ширина реза меньше, чем в верхней. Дугу возбуждают кратковременным касанием концом электрода кромок сопла, для чего в головке имеется устройство для осевого перемещения электрода вниз. Сначала в мундштук пускают газ, затем опусканием электрода нарушают дугу. В первоначальное положение электрод возвращается под действием пружины. Резка производится ручным способом или механизированным, на режущих машинах, применяемых для плазменно-дуговой резки.

Плазменно-дуговая резка может производиться вручную и с помощью газо-резательных машин. Установка включает баллоны с газами, источник постоянного тока, распределительное устройство для управления процессом и резак. Второй провод от источника тока подключают к разрезаемому изделию.

Преимущества воздушно-плазменной резки по сравнению с механизированным кислородным и плазменной резкой в инертных газах следующие:

- Простота процесса резки;

- Применение недорогого газа - воздуха;

- Высокая чистота реза (при обработке углеродистых и низколегированных сталей)

- Снижена степень деформации;

- Устойчивый процесс, чем резка в смесях, содержащих водовод.

Вдувая в камеру газ, сжимая столб дуги в канале сопла плазмотрона и охлаждая его поверхностные слои, повышает температуру столба. В результате поток газа проходит, нагреваясь до высоких температур, ионизируется и приобретает свойства плазмы. Увеличение при нагреве объема газа в 50 ... 100 и более раз приводит к истечения плазмы с высокими околозвуковыми скоростями. Плазменная струя легко расплавляет любой металл. На практике находят применение два основных способа включения плазменных горелок.

В первом - дуговой разряд существует между стержневым катодом, расположенным внутри горелки по ее оси и изделием, нагревается (плазменная струя прямого действия). Такие плазмотроны имеют КПД выше, так как мощность, затрачиваемая на нагрев металла, складывается из мощности, выделяющейся в анодной области, и мощности, передаваемой аноду струей плазмы.

Во втором - дуга горит между катодом и соплом, которое подключается к положительному полюсу источника питания (плазменная струя косвенного действия). Струя газа заканчивается из сопла, часть плазмы столба дуги сжимается и выносится за пределы плазмотрона. Тепловая энергия этой плазмы, состоящей из кинетической и потенциальной энергий ее частиц, используется для нагрева и плавления обрабатываемых изделий. В большинстве случаев общая и удельная тепловые энергии небольшие, поэтому такие плазмотроны используют для сварки тонких изделий в микроплазменная установках для пайки и обработки неметаллов, поскольку изделие не обязательно должен быть электропроводным.

Существует специальное оборудование для ручной и механизированной плазменно-дуговой сварки, наплавки и резки. Оно отличается от ранее описанных сварочных устройств конструкцией горелки-плазмотрона. Существует множество горелок, которые отличаются:

1.конструкцией катода (стержневой, полый, дисковый);

2. по способу охлаждения (водой, воздухом);

3. способом стабилизации дуги (газом, водой, магнитным полем);

4. по роду тока;

5. составом плазмообразующей среды и так далее.

С увеличением скорости истечения плазменной струи нарушается ламинарность потока. Кроме того, в засопловом участке степень обжатия столба дуги уменьшается. В связи с этим в последние годы получают все большее распространение горелки с вторичным фокусирующим и защитным потоком газа. Газ подается под углом к оси горелки и как бы омывает столб дуги, интенсивно охлаждая его, благодаря чему при удалении от сопла несколько уменьшается диаметр столба дуги. При этом высокая концентрация плазменного потока достигается при сравнительно малой скорости истечения. Такие горелки, называемые иглоплазмовые или микроплазменные, позволяют получить заостренную плазменную дугу в области малых токов (0,5 ... 30 А).

3. Закрепление полученных знаний

При закреплении нового материала обучающиеся разбиваются на равнозначные малые группы по шесть человек, согласно рекомендациям работы в малых группах. Группам необходимо в течение пяти минут с помощью компьютера ответить на тест. Результаты ответов определяет компьютер.

Задания для групп

Тест

1. Преимущества плазменно-дуговой резки - это

- высокая скорость реза, применение недорогих газов, небольшая деформация металла, простота автоматизации;

- высокая скорость реза, относительная деформация, легкая автоматизация процесса резки;

- простота технологического процесса, легкая автоматизация процесса реза, относительно малые затраты.

2. Оборудование для плазменной резки состоит из:

- источники питания, плазмотрона, компрессора;

- источники питания, плазмотрона;

- плазмотрона, трансформатора, горелки.

3. Катод горелки бывает

- стержневой, полый, дисковый;

- стержневой, плоский, дисковый;

- полый, плоский, круглый.

4. Плазменная горелка охлаждается

- водой, воздухом;

- водой, воздухом, азотом.

4. Домашнее задание

Выдача заданий по проекту.

Индивидуально собрать информацию по теме «Оборудование для плазменно-дуговой резки» в виде печатных и электронных материалов, при этом особое внимание обратить на современное, прогрессивное оборудование, его преимущества и недостатки, стоимость, область применения.

Второе занятие

Занятие проходит в компьютерном классе.

Задания для групп:

- заслушивание информации подготовленной каждым участником малой группы;

- корректировка;

- отбор лучшего варианта;

- составление презентаций;

- представление презентаций.

Ожидаемое поведение

Мы ожидаем увидеть, что вы работаете вместе, помогая друг другу, ответственно выполняя задания. Проблемы, которые возникают в ходе выполнения проекта, старайтесь решить самостоятельно в группе.

Оценивание

При выполнении проекта вы получите общую оценку на группу.

Презентация

При защите вам необходимо представить свой проект.

Презентация должна быть краткой, четко сформулированной, содержать подведения итогов общей работы.

Дебрифинг

Каждая малая группа обучающихся должна представить свой проект и обосновать его. Для этого каждая малая группа самостоятельно выбирала свой алгоритм действий. Нужно следить за методами и результатами работы малых групп. Для этого применяем дебрифинг, то есть обсуждение предыдущей работы, анализ ошибок и выводы из полученного опыта.



Проекты малых групп обучающихся

«Оборудование для плазменно-дуговой резки»

Проект малой группы №1

Установки воздушно-плазменной резки аппараты Powermax, Hypertherm

t1652882465aa.jpg

Рис.1.Презентация проекта малой группы №1.

Установки воздушно-плазменной резки фирмы Hypertherm Inc., одного из лидеров в области производства газоплазменной оборудования, это:

- Отличное качество резки

- Надежность в эксплуатации

- Высокая производительность

-Низкие эксплуатационные расходы

-t1652882465ab.jpg


                   Рис.2. Плазменная установка Powermax

Плазменными установками Powermax для автоматической резки комплектуются предлагаемые нами станки плазменной резки с ЧПУ «АртПлазма» и «Steeltailor»

Аппараты плазменной резки Powermax, Hypertherm для ручной резки.

Таблица 2.

Технические данные аппаратов плазменной резки Powermax, Hypertherm для ручной резки

Наименование

Макс. толщина резки, мм

Ток резки, A


ПВ%

Длина рукава плазмотрона, м

Цена,

евро


Powermax 1000

25

20-60

50

7,5

3601

15

3717


Powermax 1250

29

25-80

60

7,5

4755

15

4867


Powermax 1650

38

30-100

80

7,5

6425

15

6527


Powermax 30

10

15-30

35-50

4,5

1742




Проект малой группы №2

t1652882465ac.jpg

Рис.3.Презентация проекта малой группы № 2.

Для плазменно-дуговой резки используют источники питания дуги постоянного тока с круто падающими вольтамперной характеристики. Для резки металлов большой толщины (более 80 мм) используют только специальные источники питания с повышенным напряжением холостого хода. Аппаратура для плазменно-дуговой резки должна соответствовать ГОСТ- 12221-71.

Разновидности оборудования для дуговой плазменной резки

t1652882465ad.jpg t1652882465ae.jpg t1652882465af.jpg t1652882465ag.jpg

t1652882465ah.jpg t1652882465ai.jpg t1652882465aj.jpg t1652882465ak.jpg

Рис.4. Разновидности оборудования для дуговой плазменной резки

Таблица 3.

Технические характеристики аппарата плазменной резки АПР-40

Напряжение сети, В

220

Макс. потребляемая мощность, кВт

4

Ток резки, А

25/35

ПВ%

100/60

Давление воздуха, атм

3-5

Расход воздуха, л / мин.

100

Толщина разрезаемого металла


Максимальная, мм

8

Качественный рез, мм

6

Масса, кг

28

Габариты (ДхШхВ), мм

320 × 400 × 625

Цена в руб. с НДС

36500



Проект малой группы №3

t1652882465al.jpg

Рис.5.Презентация проекта малой группы № 3.

     

      Рис.6. Схема плазменной резки.        t1652882465am.png

t1652882465an.jpg

        Рис.7.Плазменный аппарат «Мультиплаз-3500»

Этот способ сварки на сегодняшний день является прогрессивным, он широко используется в различных отраслях промышленности. Одним из представителей оборудования является портативный плазменный аппарат «Мультиплаз-3500» - это генератор низкотемпературной плазмы, полученной путем нагрева до температуры ионизации пара рабочей жидкости, заливаемой в горелку перед проведением работ.

Впервые в индустрии металлообработки, с помощью технологии получения плазмы водяного пара найден абсолютно безопасный, портативный, достаточно мощный, многофункциональный и экологически чистый способ термической обработки металлов толщиной от 0,3 мм до 10 - 15 мм. Аппарат способен разрезать любой известный материал, в частности: высоколегированные и нержавеющие стали, алюминий, титан, кварцевое стекло, керамику и др. Плазменная сварка сжатой дугой имеет много общего с аргонодуговой сваркой вольфрамовым электродом, но является более совершенным способом получения сварных соединений (в 2 раза выше по тепловой мощности).

Таблица 4.

Техническая характеристика плазменного аппарата «Мультиплаз - 3500»

Напряжение питающей сети

В + 10%

220


Частота питающей сети

Гц

50-60


Потребляемая мощность

кВт

до 3,5


Габариты источника питания (инвертора)

мм

380 × 190 × 140


Вес горелки


кг

1


Вес источника питания

кг

8


Температура факела

С0

8000

Толщина разрез. (свар.) стального листа

мм

от 0,3 до 10 - 15


Скорость резки листовой стали δ = 2 мм

мм / сек

до 7

Ширина реза листовой стали

мм

не более 1,5



Расход рабочей жидкости

лит. / час

0,25


Время работы с одной заправки горелки

мин.


20-30


Расход катода

часов работы

20 - 30


Расход анода

часов работы

50 - 100


Себестоимость работ (прямые расходы)

1час

от 2 до 10 руб.


Сегодня аппарат с успехом используется при проведении всевозможных работ.

На станциях авто-техобслуживания (в работах со сверхтонкой автомобильной сталью), в жилищно-коммунальном хозяйстве, при монтаже и последующем ремонте трубопроводов различного назначения, систем отопления и канализации, энергосистем, при проведении кровельных работ, при ремонте холодильников, кондиционеров, различных вентиляционных систем, при монтаже подземных коммуникаций, строительно-монтажных и других работах.

2.2 Проект по дисциплине: «Основы энергоэффективности» на тему: «Анализ теплового состояния здания колледжа»

Цель: Помочь обучающимся понять проблемы энергосбережения, приобрести навыки систематического обследования колледжа;

Разработать систему записи и интерпретации данных, используя возможности компьютерное оборудование для их обработки.

Актуальность: Нерациональное, неограниченное потребление энергии поставило человечество на грань экологической катастрофы. Мы видим наглядные проявления негативных последствий растущего во всем мире энергопотребления. Успешному решению этих проблем способствует обучение обучающейся молодежи основам энергосбережения.

Тип проекта: исследовательский, информационный.

Характеристика проекта:

- По количеству участников: групповой;

- По продолжительности: краткосрочный;

- По направленности: монопроект;

- По характеру контактов: внутренний.

База реализации: Алчевский строительный колледж

Планируемый результат: Разработка проекта, презентация его обучающимся и сотрудниками образовательной организации.

Время работы: 5часов внеурочного времени, 2учебного учебного времени.

Форма учебной работы: малые группы по 4 - 5 человек.

1. Подготовка

Перед планированием обследования важно, чтобы обучающиеся поняли, для чего выполняется эта работа. Группа разбивается на 4 – 5человек. Необходимо проанализировать преимущества сохранения и эффективного использования энергии в зданиях, улучшение условий, сбережения средств. Каждой группе выдается задание.

2. Задания для групп:

Первая группа:

- сделать температурное обследование учебного корпуса колледжа;

- составить температурную карту корпуса;

- идентифицировать горячие и холодные зоны;

- разработать мероприятия по повышению энергоэффективности;

- презентовать результаты своей работы.

Вторая группа:

- сделать температурное обследование в мастерских;

- идентифицировать горячие и холодные зоны;

- разработать мероприятия по повышению энергоэффективности;

- презентовать результаты своей работы.

Третья группа:

- составить температурную карту общежития;

- идентифицировать горячие и холодные зоны;

- разработать мероприятия по повышению энергоэффективности;

- презентовать результаты своей работы.

Таблица5.

Энергетическое обследование

Малая группа № _____ Дата ____________________ Время _______

Корпус

Помещение

Место измерения

Температура,

0С

Рекомендуемая температура,

0С









Инструкция для малых групп

Вам необходимо представить один общий проект, с которым все согласны.

Каждая группа выполняет свою конкретную задачу, что очень важно для успешной работы по выполнению проекта в целом.

Все обучающиеся в группе должны думать о личной ответственности и добросовестность при выполнении задания. В своей группе вы должны распределить обязанности по каждым участником и выбрать лидера, который будет презентовать проект.

Критерии успеха

При выполнении задания успех будет только в случае активной и совместной работы всех участников проекта. Ваши цели и идеи должны четко формулироваться, при презентации вам необходимо быть готовым аргументировать, почему, по вашему мнению, ваш проект выгоден, экономически обосновать вашу идею.

Сбор и обработка данных

В группах проводят измерения после согласования плана и графика действий с преподавателем. Данные, получила каждая группа, обобщают и используют для построения температурной карты колледжа. На общей карте информация может быть нанесена в виде цветных температурных зон в соответствии с рекомендованными температур, например, с помощью такого цветного кода:

        Синий - более 40 С ниже рекомендуемой температуры;

        Голубой - ниже рекомендуемой температуры на 1 – 40 С;

        Зеленый - к 1 ниже и в 10 С выше рекомендованной температуры;

       Желтый - выше рекомендованной температуры на 1 - 4;

       Красный - выше рекомендованной температуры более чем на 40 С.

Рекомендуемые средние температуры воздуха:

- классные комнаты, кабинеты преподавателей, администрации и др. + 18;

- учебные мастерские + 150 С;

- спальные комнаты, спортивный зал + 16;

- медицинский кабинет, раздевалки спортивного зала + 200 С.

При выполнении измерений надо помнить, что в разных частях помещения температура может отличаться. Она также меняется в течение недели в зависимости от погоды, времени года. Поэтому следует повторить обследование в разное время суток, недели, года.

Целесообразно сделать компьютерную базу данных, которая помогала собирать, анализировать и представлять информацию, которая была собрана в течение нескольких лет.

Анализ результатов

Температурные карты могут быть построены отдельно для разных дней или часов, можно выбрать средние показатели для помещений. С их помощью определяются температурные зоны колледжа.

При анализе результатов необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на таких вопросах:

- Как показатели температурной карты зависят от времени дня, времени года, когда было проведено обследование?

- Есть слишком горячие холодные зоны? Которые на это причины? Например, оставленные открытыми окна, плохая изоляция, ненадлежащий уровень отопления, не работают термостаты. В этих зонах можно провести дополнительные обследования, обзор состояния изоляции, измерения температуры в различных частях помещения, в разных местах, на разной высоте.

- Какие могут быть предоставлены рекомендации? Определите, кому и в каком виде (плакат, графики, буклет, доклад) будут представлены результаты обследования?

Ожидаемое поведение

Мы ожидаем увидеть, что вы работаете вместе, помогая друг другу, ответственно выполняя задания. Проблемы, которые возникают в ходе выполнения проекта, старайтесь решить самостоятельно в группе.

Оценивание

При выполнении проекта вы получите общую оценку на группу.

Презентация

При защите вам необходимо представить свой проект.

Презентация должна быть краткой, четко сформулированной, содержать подведения итогов общей работы.

Выводы:

Благодаря работе над проектами мы имеем ценные открытия:

- проектная деятельность учит формулировать проблему и находить пути ее решения, формирует навыки анализа и систематизации информации; требует от учащихся работы в сотрудничестве;

- проектная неделю - это не просто «потеря учебных часов», чего больше всего опасались педагоги. Это компенсируется реальной связью обучения с жизнью.

- Лучший проект - это проект, связанный с будущей профессиональной деятельностью обучающихся;

- проект может быть и общим - педагога и обучающихся;

-участие в проектах дает возможность обучающимся, которые будут учиться на специалистов среднего звена, самостоятельно работать над курсовыми и дипломными проектами.t1652882465ao.jpg

                                    Рис.8. Презентация проекта преподавателем

Заключение

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современном образовательном процессе:

1. Значительное увеличение самостоятельной работы обучающихся.

2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

3. Повышение мотивации обучащиюхся в учебе.

4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

5. Активизация познавательных интересов обучающихся.

6. Повышение самооценки обучающихся, занимающихся выполнением проектной работы.

7. Предоставление каждому возможности самореализации.

8. Развитие творческих способностей обучающихся.

9. Вовлечение всех обучающихся в коллективную мыслительную деятельность.

10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

Результаты моего многолетнего труда, как преподавателя дисциплин профессионального цикла и старшего мастера колледжа, позволяют утверждать, что проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями. Подготовленные мною методические рекомендации являются воплощением моего желания помочь молодым педагогам, мастерам производственного обучения в освоении методического мастерства в области профессионального образования.

                  Список использованных источников

1.Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн.: «Сэр-Вит», 2003.

2.Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч. 1999. №6

3.Морева Н.А. Технологии профессионального образования: [учеб. пособие] / Н.А. Морева. – М., 2007.

4.Никулина А.С., Шацкая Р.М. Активные формы и методы обучения, их применение в учебном процессе школ и профессионально- технических учебных заведений: Учебно- методическое пособие.- Донецк: ДИПО ИПР,2002.- 90с.

5.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.

6.Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.

7.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учебное пособие] / Е.С. Полат. – [3 издание]. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

8.Сазоненко А.И. Проектная технология обучения. //Педагогические технологии. - К.: Шк. Світ, 2009.-128с.- ( Б-ка «Шк. світу»)

9.Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии/М.П. Сибирская. – Изд. центр Академии профессионального образования, 2002. – 126 с.

10.Сергеева Т.А. Проектирование учебного занятия: методические рекомендации / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова. – М.: Интеллект-Центр, 2003. - 84 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации