12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пономаренко Марина Геннадьевна109

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»












Статья на тему: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА »




Подготовила:

Пономаренко Марина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы



















Донецк 2022



МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Любой учитель любого предмета способен на основе

не только своего предмета выйти на метауровень.

"Нырнуть" в осмысление первоначал изучаемого

можно из любой темы любого учебного предмета.

А.В. Хуторской

Мир многогранен, сложен, гибок, но целостен и органичен. Чтобы понимать его, нам зачастую не хватает знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что в течение нескольких лет мы изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Существует такой тезис: « Жизнь на уроке должна стать подлинной…». Сделать ее такой - задача современного учителя. [8, стр.93]

В статье раскрывается актуальность проблемы реализации метапредметного подхода в процессе обучения на уроках русского языка. Рассмотрены потенциальные возможности изучения языка для подготовки обучающихся к самостоятельной жизни при условии реализации метапредметного подхода в содержании современного образования. Раскрыты некоторые дидактические условия метапредметного подхода к формированию системы компетентностей обучающихся.

Актуальность метапредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция гуманитарных, общественных, естественнонаучных и технических знаний. Продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к образовательным организациям, и обусловлена изменениями во всех сферах жизни.

Сегодня общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, поэтому школа должна обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, вооружить его таким важным умением, как умение учиться. [1, стр.78]

Цель статьи: теоретически обосновать и проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка, рассмотреть каковы перспективные пути, методы, технологии внедрения метапредметных подходов в процесс обучения.

Содержание метапредметных связей, их структура, функции, способы реализации раскрываются в педагогических и методических исследованиях Я.А. Коменского,

И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой, А.В.Хуторского и др.

Образовательные функции метапредметных связей заключаются в формировании целостной системы знаний.

"Мета"– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). [3, стр. 75]

Освоение метаспособов деятельности происходит при использовании современных методик и технологий обучения:

Метод проектов - заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, к электронным источникам, что, естественно, приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом, Предоставляет возможность познакомить аудиторию с результатами своих поисков, а также развивает творческие способности обучающихся и обеспечивает каждому обучающемуся собственную траекторию обучения и самообучения.

Интерактивная методика, имеющая преимущества вследствие группового взаимодействия всех участников с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы, развивающая у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Интегративная технология, формирующая такие метапредметные умения, как аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые, и предполагающая обязательное развитие творческой активности обучающихся.

Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные, познавательные умения и навыки. К ним относятся:

Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, доказательство и т.п.);

Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция );

Критическое мышление (умение отличать факты от мнений, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, логические несоответствия и т.п.);

Творческое мышление (видение проблемы в нестандартной ситуации);

Регулятивные умения: формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности.

Современный урок русского языка должен рассматриваться, прежде всего, не как форма обучения (в центре внимания деятельность учителя), а как форма учения (в центре внимания деятельность ученика).

Возможность достижения метапредметных результатов обучения создается с помощью заданий, направленных на освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Я хочу представить наиболее эффективные задания и упражнения метапредметного характера, которые использую на своих уроках.

1. Так, изучая раздел «Лексика. Культура речи» в 5 классе я использую следующие задания:

1.Составьте и запишите словарик на тему «Приветствие», «Прощания» по схеме:

Приветствие

Ситуация, где оно уместно

2. Разделите слова на группы по разным основаниям. Объясните, по каким признакам вы объединили слова в группы. Запишите, указав общий признак каждой группы слов.

Добрый, доброта, мерить, подбор, измерять, сборный, мерный, добряк, мерка, подобреть, сборник, добродушный, мера, задобрить, сбор, добренький, померить, сборщик.

2. Раздел: «Орфоэпия», «Орфоэпические нормы».

1.Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.

Позади веселое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: ненастные, яростный, радостное, чудесная.

2.Отгадайте слово по лексическому значению, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

5. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

3.Отметьте нарушения норм ударения.

У Юли рисунок красИвее, чем у Лены.

Бригада работает вахтОвым методом.

Нам надо купить набор кУхонных ножей.

Все любят тортЫ.

3. Раздел «Правописание» (этот вид задания можно использовать на этапе актуализации).

Запишите ответ одним словом. В чем особенность написания этих слов? Составьте свой словарно-смысловой диктант на это правило.

1)Лицо, управляющее оркестром, хором; 2)кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром или напиток из него; 3)тонкая верёвка; 4)дорога с твердым покрытием; 5)цвет сажи, угля; 6)танец с частым, дробным постукиванием и т.д.

4. Задание, направленное на формирование регулятивных и познавательных УУД.

Выбрать цель урока из предложенных фраз (тема урока «Разносклоняемое имя существительное»).

Дать определение разносклоняемому существительному.

Мне интересно находить разносклоняемые существительные в тексте.

Узнать морфологические особенности разносклоняемых существительных и научиться различать их.

Работа с текстом.

Ведущую роль на уроке играет текст. Формы работы с текстом: пересказ выборочный, сжатый, подробный, с трансформированием текста и т.д.

Можно составить синквейн, цепочку ключевых слов, написать мини- эссе, ответить на проблемные вопросы.

При изучении новой информации необходимо уметь передавать ее кратко, сжато, выделяя и сохраняя главное. Чтобы овладеть умением сжимать информацию, представлять ее в кратком, обобщенном виде на уроке необходимо предлагать задания по созданию визуального продукта. Например, после изучения орфограммы или пунктограммы детям необходимо создать схему - опору правила, алгоритм действия; при изучении темы составить опорную таблицу или опорный конспект; записать ключевые слова и т.д.

Интерес к изучению языка можно повысить, используя материалы других предметов. Тексты могут быть не только из литературных произведений, но и связанные с историей, биологией, географией, математикой и т.д. Например, при повторении темы «Имя прилагательное», используем текст о растениях или о животных. Ребятам можно предложить следующие задания:

Определите тему текста. Определите стиль и тип текста. Докажите свою точку зрения.

Найдите в тексте слова с орфограммой «Чередование гласных в корне»

Найдите относительные, качественные, притяжательные прилагательные

Сделайте морфологический разбор 3 прилагательных разных разрядов; полной и краткой формы.

Составьте на основе текста 2 предложения с обобщающим словом .

Продолжите текст.

Жизненная задача: создать мини-проект, лэпбук и т.д. на тему: «Мой сад», «В зоопарке», которые будут включать схему объекта с описанием растений или животных. Для выполнения данной работы можно воспользоваться текстами из учебников биологии, природоведения, географии и технологии. Возможно использование других источников информации. Далее можно в классе устроить презентацию данных проектов и лэпбуков с взаимооценкой. Таким образом, использование метапредметных заданий на уроках русского языка позволяет не только повысить эффективность урока, но и применить полученные знания при обучении другим предметам и во внеурочной деятельности.

Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника образовательной организации, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

«…Претворение научных истин в живой опыт творческого труда – это самая сложная сфера соприкосновения науки с практикой. Открытие, сделанное ученым, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие эмоции как раз и заключается творческий труд учителя». В. А. Сухомлинский. [7, c.5]




Список литературы

1. Брякова И.Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования //Человек и образование. -2009. -№1).

2. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.. – М.: 2008.

3. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.

4. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. Е.А. Быстровой. — М.: Дрофа, 2004. С. 21-22.

5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

7.Завьялова Е.М. Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. // Литература в школе. - 2007. - № 9.

8. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта //Народное образование.— 2013,— № 4,— С. 157 – 171.



Интернет-документы:

1. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я.В.. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразова-тельной школе.

http://festival.nic-snail.ru/2010/articles/vagina_sg1.html

2. Видео-запись выступлений Громыко Н. В.,  Половковой М.В., Глазуновой О.И., (теория) Андрюшкова А.А., Климова П.А.(практика) 2012 г.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.